Виды коммуникаций в современном обществе. Понятие массовой коммуникации




 

Реферат студента 4 курса

вечернего отделения 407 группы

Кокуева В.А.

Преподаватель Верховская А.И.

 

2018 г.

С началом информационно-компьютерной революции технологическим основанием общества становятся не индустриальные достижения, а знания и информация. Американский футуролог и публицист О. Тоффлер исходит из того, что человечество пережило два вида цивилизации: дописьменную, письменную - и переживает нынешнюю, электронную. Можно выделить ряд черт, рассматриваемых как присущие или неизбежно развивающиеся на современном этапе (в обществе постиндустриализма, постмодерна, радикализованного модерна и техноэлектронном):

- качественно расширяется автоматизация и компьютеризация разных видов деятельности, перераспределяются центры тяжести - от создания вещей к оказанию услуг, на первое место выходит производство знания и информации, возникают новые и расширяются старые наукоемкие отрасли;

-главной подсистемой общества становится не экономика, а информация; повышается ее роль как одного из важнейших видов ресурсов, которыми располагает человечество для своей жизнедеятельности (наряду с материальной собственностью, экономическим капиталом и др.). Знание и информация превращаются в основные источники получения и увеличения стоимости;

- с изменением роли информации перестраивается иерархия социальных институтов: на первое место среди элементов, необходимых для поддержания целостности общества, выходят средства коммуникации;

- за счет развития информационных технологий расширяется доступ к информации для индивидов и групп;

- повышение роли информации и знания приводит к формированию новой элиты, чья роль основывается на квалификации, а не на обладании собственностью. Соответственно главной областью социальных конфликтов становятся образование и контроль над информацией. Недоступность последней приводит к отчуждению (личности от общества, одних групп от других, государства от общества);

- учет способа производства информации выдвигается как определяющий при выделении стадий развития общества.

 

Таким образом современный мир зависит от непрерывного взаимодействия между людьми, выраженного в обмене информацией. В социологии этот процесс определяется как социальные коммуникации. Одно из первых универсальных определений коммуникации в информационном плане дал американский ученый К. Ховленд: "Коммуникация есть процесс, в котором индивид или группа передает стимулы преимущественно словесного характера, чтобы изменить поведение другого индивида или группы."

 

Назначение социальных коммуникаций, как способов информационного взаимодействия - обмен (передача и восприятие) символами, идеями, образами, любыми другими знаковыми продуктами мышления и творчества ради достижения определенных целей, удовлетворения самой потребности в общении. Медиа - это средства, через которые передаются сообщения, а сами коммуникации - процесс, в котором сообщения достигают адресата с помощью таких средств.

 

Коммуникация – это многокомпонентный процесс, основными
компонентами которого являются:

- субъекты коммуникации – отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);

- средства коммуникации – код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.д.);

- каналы коммуникации, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (печать, письмо, радио, телефон, телеграф, Интернет и т.п.);

- предмет коммуникации (какое-то событие, явление и т.д.) и отображающее его сообщение (радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);

- эффекты коммуникации, выражаемые в изменении внут­реннего состояния либо внешне регистрируемых действий субъектов коммуникационного процесса.

 

Прежде всего коммуникации различаются в зависимости от социально-структурного уровня их действия: межличностная, групповая, массовая. Иногда добавляют и внутриличностную, но это объект психологического изучения. Что же касается трех перечисленных, то речь идет о следующем: 1) общении межличностном, охватывающем двух или несколько больше участников; 2) общении групповом - в малых (семья, компания друзей или департамент организации) и крупных группах (корпорация, клубная публика и т.п.); 3) общении массовом - среди больших и рассредоточенных множеств людей в очень разных масштабах: от территориальной общины до человечества.

По типу движения информации коммуникации делятся: 1) от центра к множеству получателей одновременно (лекция, проповедь, радиовещание); 2) от каждого - к каждому, сетевое, без опосредующего центра (личная переписка во всех формах, включая e-mail); 3) с поиском в центре хранения информации (база данных, библиотека) в соответствии с нуждами пользователя, клиента; 4) в центр от множества периферийных участников, в том числе без их ведома (автоматическая запись телефонных звонков, электронная система сигнализации, счетчики для измерения аудитории, установленные в домах). Здесь главное - кому принадлежит контроль (т.е. отбор, фильтрация, коррекция содержания) над информацией: центру или индивиду.

По составу участвующих в коммуникации субъектов (коммуникантов) можно выделить следующие виды: от одного ко многим (такова, например, рассылка писем в Интернете или отправка свадебных приглашений по почте), от многих ко многим (блоги); от одного - к одному (самые разнообразные межличностные контакты, в том числе в электронном виде), от многих - к одному (поисковые системы в Интернете). Данная классификация особенно актуальна для исследований Интернета, где важно учесть роль пользователя в разных видах коммуникации.

Коммуникации могут быть институциализированными (учреждения, организации или их подразделения, в чьи функции входит производство и/или распространение информации) и неинституциализированными, где информационная деятельность не специализирована, вплетена в другие виды активности (таково межличностное общение).

Дифференцируются коммуникации по степени открытости: публичные (открытые) и закрытые (секретные, ограниченные).

По распределению позиций можно выделить коммуникации с вертикальной направленностью (или вертикальные), которые представляют собой процесс воздействия одного индивидуального или коллективного субъекта на другого как на объект и поэтому часто называются субъект-объектными (приказы, указы). Другие же предполагают горизонтальную направленность, равенство отношений и могут быть названы субъект-субъектными (чат).

По характеру используемых знаковых средств и форм можно выделить коммуникации устные и письменные, вербальные и визуальные; посредством естественного или искусственного языка и т.д.

Классификация коммуникаций может учитывать содержание информации и достигаемые на этой основе цели.

 

Вследствие изменения характера и условий взаимодействия в обществе, вызванными развитием технологий, коммуникации осуществляются теперь не только группой людей, находящимися в одном и том же замкнутом пространстве, в одно и то же время, но и людьми, пространственно отдаленными друг от друга. Последний вид коммуникаций обеспечивается средствами массовых коммуникаций. А сами коммуникации несут массовый характер. Массовые коммуникации - сообщения, рассчитаные на численно большие, рассредоточенные анонимные, вероятностные по составу и количеству гетерогенные (образованные из представителей разных групп) аудитории. СМИ являются частью массовых коммуникаций, но имеют свою специфику: институциализированный, корпоративный и профессиональный характер сбора, обработки, распространения информации; периодичность выпуска; универсальность, общезначимость содержания, видов информации и др. Эта часть массовых коммуникаций составляет объект социологии СМИ.

 

Науменко Т.В. пишет, что массовая коммуникация есть определенный социальный процесс, определенный вид регулирующей деятельности, включающий в себя две стороны — журналистику как творческую и средства массовой коммуникации как техническую стороны. А функцией массовой коммуникации является "перенос, трансляция в массовое сознание теми или иными социальными группами определенного фрагмента продуктов специали­зированного сознания в форме оценок определенного вида явлений и фа­ктов, актуальных с общественной и временной точек зрения».

 

У средств массовой коммуникации функцией является передача информации, то есть информационная функция, так часто приписываемая массовой коммуникации. Именно средства массовой коммуникации, а не журналистика и не массовая коммуникация в целом обладают характеристиками регулярности и периодичности распространения информации, ее доступности, универсальности и широкоохватности аудитории. Все эти характеристики достигаются посредством при­сущих СМК технических возможностей.

 

Библиография

 

Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие для студентов вузов — М.: Аспект Пресс, 2007. — 335 с.

 

Науменко Т.В. Массовая коммуникация как глобальный процесс — Litres, 2017 г. — 441с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: