Заявка
На участие в конкурсе инновационных проектов
«Сильная Россия - конкурентоспособное образование»
Компьютер в детском саду
(инновационный практико – ориентированный, информационный, долгосрочный, общественно-полезный)
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Прогимназия №18 «Родничок»
городского округа город Шарья Костромской области
Директор прогимназии: Шаухова Надежда Константиновна.
¯ 157510 п. Ветлужский, м-н Победы, д.8
(5 -70-88; 5 – 68-08
8 электронный адрес: progimnasija18@yanddex.ru
irina_sch@bk.ru
Шиганова И.Н - воспитатель компьютерно игрового класса
Шиганова Ирина Николаевна
(8 -910-196-96-25; 5-70-88
Отдел образования администрации
городского округа г. Шарья
Инновации в воспитании обучении.
2007-2009 годы
Проект “Компьютер в детском саду” разработан на основе исследовании ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им.Ломоносова., с учетом опыта создания информационной компьютерной среды в прогимназии №18 «Родничок» и в рамках реализации муниципальной программы «Компьютеризация в образовании».
Инновационный потенциал проекта
Реализация проекта позволит решить комплекс проблем, сопровождающих внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
На сегодняшний день, одной из проблем обучения компьютерной грамотности, является ограниченный доступ к вычислительной технике, особенно для детей дошкольного возраста. Сейчас у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на компьютере часто ограничивается играми (которые не всегда соответствуют их возрасту. Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного и младшего школьного возраста воспринимают компьютер как дорогую, очень интересную и часто недоступную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает проект «Компьютер в детском саду»
|
Реализация проекта, обобщение и распространение опыта могут стать
основой для выработки образовательной программы и внедрения информационных технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере.
Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.
Инновационный проект «Компьютер в детском саду» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
|
Цель:
Использовать компьютерные технологии (обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации различного характера, а так же способы (методы) использования таких систем) для расширения интеллектуальных возможностей ребенка.
Задачи:
· Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни.
· Применить компьютерные технологии для выявления и поддержки одаренных детей.
· Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением. Развивать простейших технических умений.
· Воспитывать детей на общечеловеческих ценностях (добро, милосердие, любовь).
Компьютерное образование – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада станет мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.
|
Благодаря мультимедийному способу подачи информации предполагаются
следующие результаты:
1. Повыситься уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста:
· логического мышления;
· объема памяти;
· внимания;
· творческих способностей;
· воображения;
2. Разовьются технические навыки и умения работы на компьютере:
· умения ориентироваться на экране монитора;
· умения пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел;
· умения управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;
· выполнения техники безопасности работы на компьютере;
Два раза в год проводиться диагностика (приложение 9)с детьми дошкольного возраста на развитие познавательных процессов и технических навыков и умений работы на компьютере.
Критерии педагогической диагностики на развитие познавательных процессов:
· логическое мышление (модификация теста Л.А.Венгера)
· объем памяти (вариант теста З.М. Истоминой),
· внимание (модификация теста Рея).
· творческие способности (вариант теста Бернштейна)
· воображение автор (модификация диагностической шкалы Л.Термена, Г.Чайльдса)
Критерии технологической диагностики по выявлению технических навыков и умений работы на компьютере: (автор курса «Азы информатики» — А. А. Дуванов)
· умение ориентироваться на экране монитора
· умение пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел.
· умение управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;
· техника безопасности работы на компьютере (приложение 5,10)
Проект «Компьютер в детском саду»инновационный, практико – ориентированный, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Сущность инновационного проекта «Компьютер в детском саду» заключается я в том, чтобы использовать компьютерные технологии (игры, электронные учебники, тесты) с целью повышения интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.
В то же время разработанный проект является пропедевтикой к изучению курса «Информатика в начальной школе»
Инновационный проект «Компьютер в детском саду» основывается на следующих принципах:
· динамического изучения отражающего концепцию Л.С.Выгодского о двух уровнях умственного развития ребенка: актуальной и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития;
· принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата;
· принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
· принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.
· Принцип культурологии дает возможность воспитания у детей опоры на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь).
Методологической основой инновационного проекта «Компьютер в детской саду» является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате внедрения проекта ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями, которые заданы целями обучения. В проекте ребенок выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений.
Инновационный проект «Компьютер в детской саду» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интеллектуальных способностей (приложение1), таких как: внимание, память, мышление, творчество, воображение с использованием новых информационных технологий: компьютерных игр, электронного учебника, компьютерных тестов.
· учебный план рассчитанный на два года обучения (32 занятия в год), по 20 - 25 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика) (приложение 3,7)
· занятия с детьми на компьютерах проводятся перед обедом или после дневного сна;
· занятия детей с компьютером проходят в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных учебников и компьютерных тестов.
Проект «Компьютер в детском саду» предполагает создание:
· условий для интеллектуального развития дошкольников; интеграции образовательного процесса;
· электронных учебников для обучения детей дошкольного возраста;
· медиотеки компьютерных игр развивающего характера;
· учебно - методических пособий на компакт-дисках (тесты, конкурсы, материалы тематических мероприятий);
· "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
· разработки программы обучения детей дошкольного возраста;
· развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;
В ходе выполнения проекта возможна корректировка отдельных мероприятий. Выполнение проекта осуществляется путем реализации целей, операционально-заданных и являющихся контрольными измерителями результативности его выполнения.
Реализация проекта предполагает следующие этапы:
Подготовительный | Реализации | Заключительный |
Маркетинг | · Информирование родителей о ходе реализации проекта | · Выпуск печатной продукции: буклет, газета |
Изучение законов Министерства образования: · Закон РФ «Об образовании», · ФЗ РФ№122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» Изучение муниципальной программы «Компьютеризация в образовании» | ||
Изучение требований СанПиН 2.2.2.542 – 96 (приложение 6) | ||
Согласование с администрацией учреждения планов и нагрузки | Создание электронного пособия (учебника) для обучения детей дошкольного возраста | Отчет о проделанной работе (2 раза в год) |
Утверждение учебных планов | Организация занятий в соответствии с учебным планом – программой | Мониторинг усвоения |
Педагогическое консультирование воспитателей | Информирование педагогического коллектива о ходе реализации проекта | Отчет о проделанной работе (2 раза в год) |
· Психолого – педагогическая диагностика детей 5 – 6 лет · Диагностика уровня подготовленности детей к школе | · Осуществление индивидуальной работы · Осуществление работы с одаренными детьми по индивидуальным маршрутам | · Участие в тематической неделе прогимназии · Участие в конкурсном движении · Успешное освоение школьной программы |
Проект
|
| |||
В реализации проекта
|
участвуют:
| |||
| |||
Участники | Функции |
Руководитель проекта | · Маркетинговое исследование по данному вопросу · Разработка проекта, программы · Руководство и реализация проекта · Мониторинг исследования |
Дети | · Осваивают технические умения использования новых информационных технологий · Развиваются интеллектуально · Осваивают программу на основе природосообразности · Ведут поиск информации для решения учебных задач · Используют в учебной работе имеющиеся образовательные ресурсы |
Родители | · Получают информацию о результатах обучения и развития ребенка · Получают результаты о техническом освоении новых информационных технологий детьми · Взаимодействуют с руководителем проекта и воспитателями группы · Знакомятся с нормативной, медицинской, педагогической информацией |
Воспитатели | · Осуществляют взаимодействие «родители + дети + руководитель» · Осваивают новые информационные технологии · Получают информацию о педагогической и методической литературе, · Используют Интернет – ресурсы учебного назначения · Обмениваются информацией по методике использования новых информационных технологий в рамках МО |
Педагог - психолог | Осуществляет психолого – педагогический мониторинг Консультирует педагогов. |
Получение информации и анализ соответствует таблице.
Информация | Периодичность | Ответственный | |
Диагностика | Овладение техническими навыками | 1 раз в год | Руководитель проекта |
Развитие познавательных процессов | 2 раз в год | Педагог - психолог Воспитатели, Руководитель проекта | |
Выполнение учебного плана | 1 раз в год | Руководитель проекта | |
Составление индивидуальных маршрутов | 1 раз в год | Руководитель проекта |
Способы оценки результатов:
- Изучение результатов диагностики
- Организация тематической недели
- Анкетирование родителей
- Опрос педагогов
- Выставка - демонстрация материалов учебного процесса на МО «ИКТ в образовательном процессе ДОУ»
Информационные ресурсы | |
Изучить: | исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, |
Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot; kurs@robotland.botik.ru | |
«Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г. | |
статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (к андидата педагогических наук, Российского государственного университета) | |
«Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Ю.М.Горвица Москва 1998г | |
журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г. | |
Кадровые | |
Привлечь | Воспитателя компьютерно – игрового комплекса |
Воспитателей дошкольных групп | |
Педагога - психолога | |
Нормативно – правовое: | |
Разработать | Положение об использовании Интернета в образовательном процессе |
Расписание игровых занятий в компьютерно игровом классе | |
Положение о Совете прогимназии №18 «Родничок» по вопросам регламентации доступа к информации в Интернет | |
Учебный план программу «Компьютеры для самых маленьких» | |
Программно методическое: | |
Сделать | подборку компьютерных игр с учетом возраста детей и требований |
электронный учебник «Путешествие по компьютерной стране» | |
электронные тесты «Что мы умеем» | |
подборку литературы для работы МО | |
подборку материалов для консультирования родителей (приложение4) | |
Финансовое – обеспечение(см. таблицу «Инвестиции») | |
Материально – техническое | |
Приобрести | Оформить стенд «Компьютер для самых маленьких» (приложение2) |
Развивающие компьютерные методики центра «Аладин» для детей дошкольного возраста | |
Компьютер | |
Медиапроектор | |
Интерактивную доску | |
Организационные ресурсы | |
Организовать | заседания участников проекта |
общее собрание родителей | |
заседание педагогического совета | |
издание: газету «Ключикум» и буклета «Зачем малышу компьютер» | |
организация действующего семинара «Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие дошкольника» |
Проект «Компьютер в детском саду» предполагается реализовать с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Его основной задачей является формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ для детей дошкольного возраста.
Идея проекта: спиральность, наращивание сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения.
В связи с реализацией проекта «Компьютер в детском саду » современные информационные технологии войдут в систему дидактики детского сада, т.е. произойдет органическое сочетание традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Согласно концепции информатизации отечественной школы, для изучения информационных технологий в 1-6 классах при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап, которым и является проект «Компьютер в детском саду».
Возможные эффекты от реализации проекта «Компьютер в детском саду»:
1.Устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему.
2.Сформированные настойчивость и терпение, не свойственные детям этого возраста.
3.Способность ребенка находить наибольшее число принципиально различных решений задачи - «когнитивная гибкость»
4. Информация о реализации проекта на странице Интернет представительства.
5.Возрастет:
o исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
o мотив успешного решения познавательных задач.
o выявление и поддержка одаренных детей
6.Дети – призеры муниципального и регионального конкурсного движения.
Как и любая инновация, проект «Компьютер в детской саду» подвергается возможным рискам:
Риски | Преодоление | |
Родители | · Против обучения детей работе на компьютере · Отрицательное влияние на здоровье ребенка. | · Предоставить нормативно – правовую документацию, протокол измерения электромагнитного поля Роспотребнадзора (приложение8) · Открытые занятия |
Дети | Перегрузка | · Соблюдение требований СанПиН · Интегрированный педагогический процесс · Реализация проекта в игровой деятельности. |
Воспитатели | · Низкая оценка новых информационных технологий · Не владеют информационно компьютерными технологиями. | · Постоянно действующий семинар «Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие дошкольника» · Освоение информационно компьютерными технологиями |
Педагог психолог | Не желание сотрудничать | Материальное стимулирование |
Проект «Компьютер в детском саду» реализуется на базе компьютерно – игрового класса муниципального образовательного учреждения прогимназия №18 «Родничок» Для реализации проекта необходимы:
Затраты | Сумма |
Техническое обслуживание | 300 рублей в месяц |
Бумага для печати «Снежинка» (2 пачки на год) | 300 рублей |
Чернила для принтера | 700 рублей |
Социальная оценка инноваций | |
Общественная оценка | · Взаимодействия со СМИ, · Обсуждение проекта «Компьютер в детском саду» на сайте творческих учителей · Обсуждение на Интернет - Форуме · Оценка Управляющем совета · Оценка родительского собрания |
Корпоративное сообщество | · Овладение всеми педагогами ИКТ · Интеграция учебного процесса |
Муниципальное сообщество | · Функционирование Мастер – класса «Использование компьютерные технологии для расширения интеллектуальных возможностей ребенка». · Издание «Педагогического калейдоскопа» |
Перспективы в оценке | · Успешное обучение в школе · Внедрение проекта «Компьютер в детском саду» в детские образовательные учреждения города |
Проект предполагает следующую оценку обществ:
Создание студии мультипликации «Мультяшки» для детей дошкольного возраста.
1. Программа «Путешествие в компьютерную страну»
2. Консультация для родителей «Ребенок и компьютер в школе, детском саду и дома»»
3. Комплекс упражнений для глаз
4. Консультация для педагогов «Компьютер и здоровье малыша»
5. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе
6. Гигиенические требования к использованию персонального компьютера.
7. Пальчиковая гимнастика.
8. Гимнастика для глаз
9. Протокол исследования СЭС.
10. Шуточные правила поведения в компьтено – игровом классе
Приложение1
Программа «Путешествие по компьютерной стране»
Пояснительная записка
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать, не только окончив школу, но и гораздо раньше. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Программа «Путешествие по компьютерной стране» предназначена для освоения дошкольниками навыков пользования компьютером, развития у них логического мышления и творческих способностей. На занятиях ребята учатся общаться, высказывать свое мнение, работать в группе, получают знания о вычислительной технике, о построении простых алгоритмов и моделей, знакомятся с теорией множеств и логическими построениями. Дети приобретают навыки работы с доступными программными средствами. Основные принципы построения программы:Программа построена на следующих основных принципах: 1. Принцип развивающего обучения.Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям. 2. Принцип воспитывающего обучения.Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения(сотрудничество, сотворчество, сопереживание, радость). 3. Принцип систематичности и последовательности обучения.Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций. 4. Принцип доступности.Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей. 5. Принцип индивидуализации.На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка. 6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя. 7. Принцип связи с жизнью.Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.Цели программы:
обучающие: развитие логического мышления, создание базы знаний связанной с информатикой, оперативное использование этих знаний для решения любых задач, развитие образного мышления;
воспитывающие: развитие умения работать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и уважительно оценивать и анализировать деятельность других детей, воспитание положительно окрашенного отношения к сверстникам и взрослым;
развивающие: раcкрытие творческих способностей и наклонностей детей, создание мотивации к использованию собственных талантов, интереса к решению учебных и жизненных задач, создание высоких стартовых возможностей для обучения в начальной школе.
Задачи программы можно объединить в следующие группы:I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.
1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:. познакомить с историей появления компьютера и компьютерной техники;. познакомить с назначением компьютера;. познакомить с устройством компьютера. 2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере. 3. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:познакомить с клавиатурой;познакомить с манипулятором "Мышь". II. Группа задач образовательно-воспитательного цикла. 1. Формировать навыки учебной деятельности:1.1. учить осознавать цели;1.2. выбирать системы действий для достижения цели;1.3..учить оценивать результаты деятельности. 2. Формировать элементарные математические представления: 2.3. проводить работу с геометрическими фигурами;2.5. развивать умение ориентироваться на плоскости;2.6. закреплять представления о величине предметов. 3. Развивать речь:3.1. расширять словарный запас детей; 4. Развивать сенсорные возможности ребенка. 5. Формировать эстетический вкус. 6. Развивать знаковую функцию сознания. 7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:7.1. воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;7.2. приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству. III. Группа задач творческого цикла. 1. Развивать конструктивные способности. 2. Тренировать память, внимание. 3. Развивать воображение. 4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.5. Развивать потребности к познанию.
Программа рассчитана на два года обучения.
Занятия проводятся с детьми 5-7 лет один раз в неделю по подгруппам (8 человек), длительность занятия 20 минут, после 15 минутной работы на компьютере проводится гимнастика для глаз.
Два раза в год проводиться диагностика на определение уровня развития познавательных процессов и технических навыков и умений работы на компьютере.
Критерии педагогической диагностики на развитие познавательных процессов:
· развитие логического мышления
· тренировка и объем памяти
· тренировка внимания
· развитие творческих способностей
· развитие воображения
Критерии технологической диагностики по выявлению технических навыков и умений работы на компьютере:
· умение ориентироваться на экране монитора
· умение пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел.
· умение управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором
· технику безопасности работы на компьютере.
В первый год обучения формируются начальные понятия алгоритма, объекта, логических рассуждений и моделей, развивается логическое мышление и сообразительность, навыки работы с простыми обучающими программами и играми. Используются занимательные, игровые формы обучения, в течение одного занятия активно чередуются темы и формы подачи учебного материала. Во второй год по тем же направлениям усложняются задания, ребятам даются задания для самостоятельной работы, используются соревнования и конкурсы для закрепления изученного материала.Виды используемых игр:
· на развитие внимания и закрепления терминологии;
· игры-тренинги;
· игры-конкурсы (с делением на команды);
· сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
· интеллектуально-познавательные игры;
· интеллектуально-творческие игры
Примерные темы занятий:
1. Откуда пришел компьютер
2. Из чего состоит компьютер
3. Как правильно себя вести в компьютерном классе
4. Изучение команд языка стрелок
5. Устройства ввода, вывода, передачи, хранения, обработки информации.
6. Графический редактор
7. Знакомство с клавиатурой.
8. Знакомство с игровыми программами
9. Найди лишний предмет в группе однородных;
10. Реши по-разному (предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных);
11. Назови одним словом (выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам);
12. Находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов);
13. Разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками;
14. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
15. Называть последовательность простых знакомых действий;
16. Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
17. Находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
18. Точно выполняют действия под диктовку;
19. Отличать заведомо ложные фразы;
20. Называть противоположные по смыслу слова