/тесты для детей 5-7 лет/
«Учись играя»
/тренировка интеллекта/
И.А. Барташникова, А.А.Барташников
Предлагаются две группы тестов.
Первая группа – это тесты, которые позволяют оценить уровень умственного развития ребенка относительно возрастных норм, установленных специальными исследованиями. В эту группу вошли три теста. Они направлены на выявление степени развития мыслительной операции сравнения и вербальной слуховой памяти, а так же владения некоторыми общими понятиями.
Вторая группа тестов предназначена для сравнительных исследований. Тесты этой группы используются для определения динамики развития соответствующих способностей на разных возрастных этапах /5-6 и 6-7 лет/. С помощью полученной информации можно контролировать процесс умственного развития и вовремя влиять на него.
Первая группа тестов:
Тест №1 «Сравнение по форме»
Тест №2 «Запомни 10 слов»
Тест №3 «Понятия»
Вторая группа тестов:
Тест №4 «Переплетенные линии»
Тест №5 «Узнавание фигур»
Тест №6 «Комбинаторика»
Тест №7 «Графический диктант»
Тест №1 «Сравнение по форме»
Направленность:
Тест предназначен для диагностики мыслительной операции сравнения свойств предмета с эталоном (модификация теста Л.А.Венгера)
Материал:
15 изображений предметов и 15 карточек соответствующего размера с рисунками эталонных форм (по 5 карточек каждой из трёх фигурок); размер карточек соответствует ячейке таблицы в которой изображены предметы.
Инструкция для взрослого:
Все карточки нужно разложить на три стопки. Задача ребенка – накрывать карточками картинки в матрице так, что бы фигурка, изображенная на карточке была похожа п о форме на предмет изображенный на накрываемой картинке.
Стопки с карточками предлагать последовательно (сначала разложить все карточки с одной фигуркой, потом с другой, а затем с третьей).в ходе теста обращать внимание на то что накрываемые предметы должны быть похожи по форме на изображенные фигурки. По окончании определяется количество неверно накрытых картинок.
Инструкция для детей:
Перед тобой таблица в которой нарисованы несколько предметов. Рядом 5 карточек с изображением одной фигурки. Возьми карточку с фигуркой, внимательно посмотри на неё и на все картинки. Найди ту картинку, которая больше похожа на эту фигурку и накрой ее данной карточкой. Затем возьми другую карточку и накрой другую картинку, похожую на эту фигурку. Когда карточки с этой фигуркой закончаться, возьми карточки с изображением другой фигурки и накрой картинки, похожие на неё. И так нужно разложить все карточки.
Оценка результатов:
Регистрируемый показатель: количество правильных ответов. За правильный ответ - один балл.
Максимальное количество баллов – 15.
Каждая неправильно положенная карточка рассматривается как ошибка.
Высокий уровень – 13-15 баллов;
Средний уровень – 9-12 баллов;
Низкий уровень – 0-8 баллов.
Тест №2 «Запомни 10 слов»
Направленность:
Тест предназначен для диагностики слуховой вербальной памяти (вариант теста З.М. Истоминой).
Материал:
10 слов, не связанных друг с другом по смыслу.
Тест имеет две формы – А и Б. для детей 5-6 лет используйте форму А, для 6-7 лет – Б.
Слова к тесту формы А: груша, глаз, лев, береза, сапог, очки, диван, аист, чашка, ранец.
Слова к тесту формы Б: яблоко, нос, слон, дуб, лампа, иголка, книга, машина, ворона, молоток.
При самостоятельном наборе слов надо следить за тем, что бы слова были понятны детям по смыслу и не связаны между собой.
Инструкция для взрослого:
Слова нужно произносить не спеша, в одном темпе. После каждого слова сделать паузу в 2-3 секунды и только потом произнести следующее слово. Обратить внимание как ребенок слушает слова, старается ли их запомнить, как часто отвлекается, не стоит делать ему замечаний в этот момент. После проведения теста проанализировать вместе с ребенком, что мешало а что помогало ему запомнить слова.
Инструкция для детей:
Послушай внимательно слова, которые я прочитаю и постарайся их запомнить. После того как я закончу их читать, ты назовешь те слова, которые запомнил.
Оценка результатов:
Регистрируемый показатель: количество правильно воспроизведенных слов (не зависимо от их последовательности). За каждое правильное слово – 1 балл. Максимально возможный результат – 10 баллов.
Высокий уровень – 6-10 баллов;
Средний уровень – 4-5 баллов;
Низкий уровень – 1-3 балла.
Тест №3 «Понятия»
Направленность:
Тест позволяет оценить уровень владения некоторыми общими понятиями (модификация диагностической шкалы Л.Термена и Г.Чайльдса).
Материал:
Различные знакомые ребенку предметы, к которым применимы предлагаемые ниже понятия:
Величина:
1) большой – маленький (больше – меньше)
2) широкий – узкий (шире – уже)
3) высокий – низкий (выше – ниже)
4) толстый – тонкий (толще – тоньше)
Количество:
5) много – мало (больше – меньше)
6) пустой – полный
Форма:
7) треугольник
8) квадрат
9) круг
10) прямоугольник
11) овал
Пространственные отношения:
12) высоко – низко (выше – ниже)
13) далеко – близко (дальше – ближе)
14) слева – справа
15) между
16) спереди – сзади
17) на – под
18) в углу – в центре
Временные отношения:
19) утро – вечер
20) день – ночь
21) времена года: зима, весна, лето, осень
22) вчера, сегодня, завтра
23) рано – поздно (раньше – позже)
24) старый – молодой (старше – моложе)
Инструкция для взрослого:
Задача: проверить знаком ли ребенок с указанными понятиями. Для этого использовать вопросы:
«Какой предмет выше (дальше, справа, толще и т.д.)?» - указывая на конкретные два предмета отличающиеся по этим параметрам.
«Каких предметов больше?»
«Какой стакан пустой?»
«Назови фигуру?»
«Какой предмет ближе (ниже, в углу)?»
«Какой предмет расположен между двумя…?»
«Какой предмет расположен на…под…?»
«Что сейчас: утро или вечер? (зима или лето), а что будет потом?»
Сейчас мы почитаем сказку, а на следующий день пойдем в гости. Когда мы почитаем сказку? Когда пойдем в гости? Что мы будем делать раньше, а что позже?»
«Кто старше: мама или дочь?»
Инструкция для детей:
Сейчас я буду задавать тебе трудные вопросы, а ты постарайся на них ответить. Но не спеши, будь внимателен.
Оценка результатов:
Регистрируемей показатель: количество правильных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 24.
Высокий уровень – 22-24 балла;
Средний уровень – 17 – 21 балл;
Низкий уровень – 0-16 баллов.