Познавательного развития ребенка




/тесты для детей 5-7 лет/

 

 

«Учись играя»

/тренировка интеллекта/

И.А. Барташникова, А.А.Барташников


Предлагаются две группы тестов.


Первая группа – это тесты, которые позволяют оценить уровень умственного развития ребенка относительно возрастных норм, установленных специальными исследованиями. В эту группу вошли три теста. Они направлены на выявление степени развития мыслительной операции сравнения и вербальной слуховой памяти, а так же владения некоторыми общими понятиями.

 

Вторая группа тестов предназначена для сравнительных исследований. Тесты этой группы используются для определения динамики развития соответствующих способностей на разных возрастных этапах /5-6 и 6-7 лет/. С помощью полученной информации можно контролировать процесс умственного развития и вовремя влиять на него.

 

Первая группа тестов:

 

Тест №1 «Сравнение по форме»

Тест №2 «Запомни 10 слов»

Тест №3 «Понятия»

 

Вторая группа тестов:

 

Тест №4 «Переплетенные линии»

Тест №5 «Узнавание фигур»

Тест №6 «Комбинаторика»

Тест №7 «Графический диктант»


Тест №1 «Сравнение по форме»


Направленность:

Тест предназначен для диагностики мыслительной операции сравнения свойств предмета с эталоном (модификация теста Л.А.Венгера)

 

Материал:

15 изображений предметов и 15 карточек соответствующего размера с рисунками эталонных форм (по 5 карточек каждой из трёх фигурок); размер карточек соответствует ячейке таблицы в которой изображены предметы.

 

Инструкция для взрослого:

Все карточки нужно разложить на три стопки. Задача ребенка – накрывать карточками картинки в матрице так, что бы фигурка, изображенная на карточке была похожа п о форме на предмет изображенный на накрываемой картинке.

Стопки с карточками предлагать последовательно (сначала разложить все карточки с одной фигуркой, потом с другой, а затем с третьей).в ходе теста обращать внимание на то что накрываемые предметы должны быть похожи по форме на изображенные фигурки. По окончании определяется количество неверно накрытых картинок.

 

Инструкция для детей:

Перед тобой таблица в которой нарисованы несколько предметов. Рядом 5 карточек с изображением одной фигурки. Возьми карточку с фигуркой, внимательно посмотри на неё и на все картинки. Найди ту картинку, которая больше похожа на эту фигурку и накрой ее данной карточкой. Затем возьми другую карточку и накрой другую картинку, похожую на эту фигурку. Когда карточки с этой фигуркой закончаться, возьми карточки с изображением другой фигурки и накрой картинки, похожие на неё. И так нужно разложить все карточки.

 

Оценка результатов:

Регистрируемый показатель: количество правильных ответов. За правильный ответ - один балл.

Максимальное количество баллов – 15.

Каждая неправильно положенная карточка рассматривается как ошибка.

 

Высокий уровень – 13-15 баллов;

Средний уровень – 9-12 баллов;

Низкий уровень – 0-8 баллов.


Тест №2 «Запомни 10 слов»


Направленность:

Тест предназначен для диагностики слуховой вербальной памяти (вариант теста З.М. Истоминой).

 

Материал:

10 слов, не связанных друг с другом по смыслу.

Тест имеет две формы – А и Б. для детей 5-6 лет используйте форму А, для 6-7 лет – Б.

 

Слова к тесту формы А: груша, глаз, лев, береза, сапог, очки, диван, аист, чашка, ранец.

Слова к тесту формы Б: яблоко, нос, слон, дуб, лампа, иголка, книга, машина, ворона, молоток.

При самостоятельном наборе слов надо следить за тем, что бы слова были понятны детям по смыслу и не связаны между собой.

 

Инструкция для взрослого:

Слова нужно произносить не спеша, в одном темпе. После каждого слова сделать паузу в 2-3 секунды и только потом произнести следующее слово. Обратить внимание как ребенок слушает слова, старается ли их запомнить, как часто отвлекается, не стоит делать ему замечаний в этот момент. После проведения теста проанализировать вместе с ребенком, что мешало а что помогало ему запомнить слова.

 

Инструкция для детей:

Послушай внимательно слова, которые я прочитаю и постарайся их запомнить. После того как я закончу их читать, ты назовешь те слова, которые запомнил.

 

Оценка результатов:

Регистрируемый показатель: количество правильно воспроизведенных слов (не зависимо от их последовательности). За каждое правильное слово – 1 балл. Максимально возможный результат – 10 баллов.

 

Высокий уровень – 6-10 баллов;

Средний уровень – 4-5 баллов;

Низкий уровень – 1-3 балла.


Тест №3 «Понятия»


Направленность:

Тест позволяет оценить уровень владения некоторыми общими понятиями (модификация диагностической шкалы Л.Термена и Г.Чайльдса).

 

Материал:

Различные знакомые ребенку предметы, к которым применимы предлагаемые ниже понятия:

 

Величина:

1) большой – маленький (больше – меньше)

2) широкий – узкий (шире – уже)

3) высокий – низкий (выше – ниже)

4) толстый – тонкий (толще – тоньше)

 

Количество:

5) много – мало (больше – меньше)

6) пустой – полный

 

Форма:

7) треугольник

8) квадрат

9) круг

10) прямоугольник

11) овал

 

Пространственные отношения:

12) высоко – низко (выше – ниже)

13) далеко – близко (дальше – ближе)

14) слева – справа

15) между

16) спереди – сзади

17) на – под

18) в углу – в центре

 

Временные отношения:

19) утро – вечер

20) день – ночь

21) времена года: зима, весна, лето, осень

22) вчера, сегодня, завтра

23) рано – поздно (раньше – позже)

24) старый – молодой (старше – моложе)

 


Инструкция для взрослого:

Задача: проверить знаком ли ребенок с указанными понятиями. Для этого использовать вопросы:

«Какой предмет выше (дальше, справа, толще и т.д.)?» - указывая на конкретные два предмета отличающиеся по этим параметрам.

«Каких предметов больше?»

«Какой стакан пустой?»

«Назови фигуру?»

«Какой предмет ближе (ниже, в углу)?»

«Какой предмет расположен между двумя…?»

«Какой предмет расположен на…под…?»

«Что сейчас: утро или вечер? (зима или лето), а что будет потом?»

Сейчас мы почитаем сказку, а на следующий день пойдем в гости. Когда мы почитаем сказку? Когда пойдем в гости? Что мы будем делать раньше, а что позже?»

«Кто старше: мама или дочь?»

 

Инструкция для детей:

Сейчас я буду задавать тебе трудные вопросы, а ты постарайся на них ответить. Но не спеши, будь внимателен.

 

Оценка результатов:

Регистрируемей показатель: количество правильных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 24.

 

Высокий уровень – 22-24 балла;

Средний уровень – 17 – 21 балл;

Низкий уровень – 0-16 баллов.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: