Конфликт Швейцарии и ОЭСР.




В 2009 году Швейцария попала в серый список публикации ОЭСР о списке оффшоров, поэтому заморозила свой взнос в организацию и отказалась от всех совместных проектов. Швейцарские власти заявили, что «всегда готовы на диалог с налоговиками других стран при расследовании дел об уклонении от налогов», и что критерии отнесения страны к серому списку «не совсем понятны».

Региональное регулирование.

Многие страны вводят определенные ограничения для своих резидентов на операции с офшорными компаниями. Полный запрет практически не применяется. Однако могут применяться некоторые дискриминационные по отношению к таким компаниям меры, например, увеличение налогообложения операций с оффшорами в отношении своих резидентов, введение дополнительного валютного контроля над операциями.

Россия.

В 2002 году Министерством по налогам и сборам был издан собственный список офшорных территорий (Письмо МНС РФ от 27 марта 2002 г. №С-6-26/360 «Обмен информацией»). Собственно говоря, данное письмо содержит два списка: список стран, у которых нет договора с Россией об исключении двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией (в настоящее время этот перечень стран устарел и руководствоваться им нецелесообразно) и список офшорных зон (25 территорий). Среди них: Андорра, Багамские острова, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, остров Гернси, Гибралтар, Гренада, остров Джерси, Доминика, Каймановы острова, Канарские острова, Лихтенштейн, Мальдивские острова, Маршалловы острова, Монако, остров Мэн, Науру, Ниуэ. (южная часть Тихого океана), Панама, Сан-Марино, Сейшельские Острова, Сент-Винсент, Сент-Люсия, Теркс и Кайкос. Никакие санкции за операции с резидентами упомянутых в списках стран не предусматриваются, но при проведении проверок налоговым органам предлагается обращать внимание на место регистрации иностранных контрагентов проверяемой организации. Впоследствии список офшорных юрисдикций был установлен указанием Банка России от 7 августа 2003 г. N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)» (с изменениями от 27 декабря 2006 г., 8 февраля 2010 г.) Данным документом все офшорные зоны разделены на три категории. В зависимости от категории, к которой принадлежит юрисдикция, зависит порядок установления российскими банками корреспондентских отношений с банками из соответствующих стран. Однако, данные ограничения касаются только банков и не имеют отношения к иным резидентам. Другой нормативный документ, который доставляет много хлопот владельцам офшорных компаний, — Федеральный закон от 13.07.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». Согласно этому документу операции с банками или компаниями, зарегистрированными в стране, которая не предусматривает раскрытия информации о финансовых операциях, подлежат контролю со стороны Комитета по финансовому мониторингу, если они осуществляются на сумму, превышающую 600 000 руб. Перечень офшорных юрисдикций ещё не утвержден, но, скорее всего, он будет соответствовать «черному списку» из указания № 500-У. Министерство финансов РФ утвердило свой перечень оффшорных зон. Приказ от 13 ноября 2007 г. N 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» вступил в силу с 1 января 2008 года. Утверждённый список офшорных зон в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 налогового кодекса имеет значение при получении дивидендов российской организацией. Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 НК (в редакции с 01.01.2011) к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). В случае, если нулевая ставка налога на прибыль не применяется, доход российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций, облагается по ставке 9 % (пп.2 п.3 ст. 284 НК РФ). В данный список, утверждённый Минфином, входят 42 государства, среди них самые популярные офшорные зоны — Британские Виргинские Острова, Панама, Белиз, Сейшельские острова и другие. Вместе с тем, для львиного большинства российских налогоплательщиков, указанный выше Приказ Минфина ничем «страшным» на практике не обернулся. Ведь желающих заводить в Россию дивиденды из офшорных юрисдикций среди представителей среднего и мелкого бизнеса не оказалось. Крупному же бизнесу в рамках данного Приказа предоставлялись существенные льготы (выплаты свыше 500 млн. рублей освобождались от налогов у источника). Но, с 2009-го года, указанный перечень офшорных зон Минфина стала использовать для анализа декларируемой таможенной стоимости товаров, поставляемых в Россию — Федеральная таможенная служба. И, если поставщиком товаров в Россию выступает компания из офшорного перечня — товар может быть подвергнут процедуре корректировки таможенной стоимости. Также в НК РФ Федеральным Законом от 18.07.2011 N 227 был включен пп.3 п.1 ст.105.14, в соответствии с которым контролируемыми сделками признаются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень, утверждённый указанным Письмом Минфина. Признание контролируемой сделкой влечет дополнительные полномочия в отношения контроля за сделкой со стороны налоговых органов. На протяжении 2010 года усложнить использование офшоров в России предполагалось через поправки в Гражданский кодекс. В частности, поправки предполагали, что иностранное лицо, зарегистрированное в юрисдикции, предоставляющей льготный режим налогообложения и/или не требующей раскрытия информации о своих собственниках и бенефициарах, обязано депонировать достоверную информацию в Минюсте РФ о своих учредителях, участниках и выгодоприобретателях (бенефициарах). Кроме этого, по решению суда РФ такая информация может быть раскрыта, риск последствий депонирования недостоверной информации, равно как осуществление деятельности на территории РФ без депонирования указанной информации, несет это юридическое лицо. В преддверии выборов в декабря 2011 года антиофшорное регулирование в России якобы развернулось с новой силой. На юбилейном съезде «Деловой России» 21 декабря 2011 года премьер-министр В. В. Путин сообщил, что будет работать над корректировкой российского законодательства для предотвращения ухода бизнеса в офшоры и формирования более-менее адекватного делового климата. Премьер пообещал, что власти будут делать все, чтобы бизнес мог развивать свои предприятия и завоевывать новые рынки сбыта, но при этом и сам бизнес обязан понимать свою ответственность перед страной, не прятать деньги и активы в офшорах и не уходить от налогов. И уже 30 декабря 2011 года появился список поручений правительства к госкомпаниям, основной целью которого являлось желание установить за контрагентами госкомпаний, а также доходами топ-менеджеров и их ближайших родственников (супругов, детей и родителей) тотальный контроль. А именно, в срок до февраля 2012 года госкомпании обязаны обеспечить безусловное раскрытие бенефициаров, в том числе конечных, своих контрагентов. Информация должна быть подтверждена документально и направлена в Минэнерго, Минтранс, Минфин и Минкомсвязь. В день своего вступления в должность Президента РФ 7 мая 2012 года Владимир Путин издал Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», предусматривающий разработку Законопроекта, направленного на деоффшоризацию экономики России. Разработка законопроекта была поручена Федеральной службе по финансовому мониторингу. 13 июня 2013 года в Государственную Думу внесен Законопроект № 295667-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направленный на установление ограничений в правоспособности в отношении офшорных компаний и компаний с офшорной подконтрольностью. Целью принятия законопроекта является кардинальное сокращение объёма легального и «серого» вывода капитала из России и пресечение использование офшорных схем для уклонения от уплаты налогов или их минимизацию.

 

Деофшоризация.

Украина.

На Украине при покупке товаров у компаний, которые находятся в офшорных юрисдикциях, к валовым расходам относится только 85 % стоимости купленных товаров или услуг, что увеличивает сумму налога на прибыль. Все операции с резидентами офшорных юрисдикций становятся объектом повышенного внимания со стороны правительства, перечень офшорных юрисдикций утвержден Кабинетом Министров Украины Распоряжением «О перечне офшорных зон» от 23.02.2011 г. № 143-р[27]. Интересно, что в последней редакции списка 2011 года была исключена Панама. Это офшорное государство признано во всем мире, но более не считается офшором на Украине.

США.

После победы на президентских выборах в США Барака Обамы, а также учитывая мировой финансовый кризис, 17 февраля 2007 в законопроект «О предотвращении злоупотреблениями налоговыми гаванями» были внесены поправки (Bill S. 681 ‘Stop Tax Haven Abuse Act’). Основными положениями законопроекта S-681 являются: - установление более суровых требований для налогоплательщиков США, использующих офшорные юрисдикции; - предоставление Казначейству США полномочий по осуществлению специальных мер против иностранных юрисдикций и финансовых институтов, препятствующих сбору налогов; - введение налогообложения офшорных трастов, используемых для приобретения недвижимости, предметов искусства и ювелирных украшений для лиц США, и признание лиц фактически получающих активы офшорных трастов бенефициарами; - увеличение штрафа для лиц, использующих налоговые убежища, до 150 % от полученных ими от такой деятельности доходов; - устанавливает понятие экономического существа, когда суть операции становится важнее формы её осуществления.

Европейский союз.

При использовании офшорных схем существуют риски быть привлечённым к уголовной ответственности (при применении импортных офшорных схем — товар, приобретенный за 200 евро, продается за 100 евро, в Европе считается криминальной операцией). Следует учесть, что некоторые страны, входящие в Европейский союз, сами являются офшорами.

Offshore-Leaks.

В 2013 году в прессу попала информация о владельцах компаний, зарегистрированных в офшорах. Скандал получил название по аналогии с Wikileaks — Offshore_Leaks (англ.)русск. (leak — «утечка»). Согласно данным, опубликованным «Международным консорциумом журналистов-расследователей» (более 80 журналистов, в том числе из The Guardian, BBC, Le Monde, Süddeutsche Zeitung, Washington Post, CBC и др.), список охватывает около 120000 «фирм-почтовых ящиков» и около 130000 частных лиц из 140 стран мира. Из высокопоставленных российских персонажей скандала называются: жена первого вице-премьера России Игоря Шувалова, заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев, генеральный директор «Газпром социнвест» Борис Пайкин, бывший глава «Оборонпрома» Андрей Реус, брат сенатора Михаила Маргелова Владимир.

Панамагейт.

Панамские документы.

3 апреля 2016 года были опубликованы материалы расследования «Международного консорциума журналистов-расследователей», который опубликовал 11,5 млн документов с данными об офшорных счетах некоторых действующих и бывших мировых лидеров. Публикации основаны на утечке информации из панамской компании Mossack Fonseca, которая оказывает юридическую поддержку в регистрации компаний в офшорах. Подлинность «Панамских документов» установить сложно. Среди прочих с офшорными компаниями связаны ряд близких знакомых президента Украины Петра Порошенко и президента России Владимира Путина. В списках значатся: Николай Патрушев, Дмитрий Песков, Игорь Зубов, Максим Ликсутов, Андрей Турчак, Сергей Ролдугин, Олег Гордин, Александр Плехов, Алексей Улюкаев, Иван Малюшин, Борис Дубровский, Виктор Звагельский, Михаил Слипенчук, Сулейман Геремеев, Александр Бабаков.

Мировая борьба с оффшорами.

Май 2013 года ознаменовался множеством мероприятий во всем мире под эгидой борьбы с офшорами. Образовался новый пул государств в составе США, с одной стороны, и Великобританией, Германией, Испанией, Италией, Францией, с другой стороны под названием G5, которые приняли на себя обязательства по автоматическому обмену налоговой информацией на основании американского формата в соответствии с FATCA. К ним примкнули Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Монтсеррат, Тёркс и Кайкос, а также острова Мэн, Гернси, Джерси и Гибралтар. 13 мая после встречи с президентом США Бараком Обамой британский премьер Дэвид Кэмерон заявил: «Нам следует знать, кому в действительности принадлежат компании, кто обогащается за их счет и были ли уплачены налоги. И нам нужен новый механизм выявления, где транснациональные группы зарабатывают средства и где они уплачивают свои налоги, чтобы мы могли препятствовать тем, кто манипулирует системой недобросовестно». 20 мая 2013 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обратился в адрес Ангильи, Бермудских островов, Британских Виргинских островов, Гернси, Гибралтара, Джерси, Каймановых островов, Монтсеррата, Острова Мэн и Тёркса и Кайкоса, с призывом скорейшего присоединения к многосторонней Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая предусматривает автоматический обмен информацией (без официального запроса) и одновременное проведение налоговых проверок в нескольких государствах. В письме особо подчеркивается в качестве основной темы встречи G8 «желание положить конец корпоративной конфиденциальности». 17-18 июня 2013 года прошел саммит G8 под председательством Великобритании в лице премьер-министра Дэвида Кэмерона. Приоритетом саммита являлся вопрос борьбы с налоговыми схемами. Речь при этом шла не только в контексте противодействия уголовно-наказуемому уклонению от уплаты налогов («tax evasion»), но также и в аспекте воспрепятствования «агрессивным» видам налогового планирования («aggressive tax avoidance»). Кэмерон высказал надежды, что встреча лидеров большой восьмерки станет «поворотной точкой» в решении указанной проблемы. К заседанию G8 под предводительством Великобритании в Белфасте Джеффри Оуэнс (Jeffrey Owens) бывший глава налогового подразделения ОЭСР и Мик Мур (Mick Moore) из Университета Сассекса (the University of Sussex) представили свой план действий для стран-участниц «большой восьмерки», который должен стать значительным дополнением для повестки дня заседания G20 в Санкт-Петербурге (Россия) в сентябре 2013 года. На заседании G20 в Вашингтоне в начале октября 2013 года было отмечено, что планируется тщательно отслеживать процесс выполнения амбициозной повестки по налоговым вопросам, согласованной лидерами «Группы двадцати» на саммите в Санкт-Петербурге. И в данном ключе ожидается публикация докладов по вопросу создания новых стандартов автоматического обмена информацией и по выполнению Плана действий по размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли, в том числе через оффшоры.

«Оншор» в противоположность «офшору» переводится с английского языка как «в пределах берега », «внутри границ». Оншор — компания, зарегистрированная на полноналоговой территории, не предоставляющей налоговые льготы, независимо от того, ведёт ли компания деятельность на данной территории или вне её границ. Территория, по законодательству которой невозможна регистрация компаний с льготным режимом налогообложения, то есть, где платятся все налоги. Не существует единого мнения относительно правильного написания этого термина с двумя «Ф» — «оффшор» или с одним «Ф» — «офшор». Слово «офшор» появилось в обиходе раньше, чем в официальных печатных словарях, поэтому оба варианта написания слова (как «оффшор», так и «офшор») и производные от них в равной степени используются в Интернете, а в печатной прессе преобладает слово «офшор». Программа Microsoft Word 2003 указывает в качестве правильного написания слово «оффшор». В орфографическом словаре русского языка значится слово «офшор» и производные от него (офшорный, офшорная, офшорные, офшоры) и нет слова «оффшор». В официальном Русском орфографическом словаре Российской академии наук (Отв. ред. В. В. Лопатин), указывается правильное написание «офшор», а в словаре Lingvo 10 имеются оба варианта написания этого термина: «оффшор» и «офшор». Стоит заметить, что и само английское слово также имеет разные варианты написания — как offshore, так и off-shore (реже встречается ещё и off shore).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: