Светлой памяти Раджниша посвящается 7 глава




Начиная из положения лежа на спине, поднимать ноги вверх, пока они и туловище не примут вертикального положения. Опорой для тела оказываются плечи, шея и затылок. Руками можно поддерживать туловище с боков, упираясь локтями в пол. Если же эту асану удается держать без помощи рук, то их можно разместить за головой. Подбородок упирается в грудь. Сознание концентрируется на щитовидной железе. В первый раз асану следует держать не более минуты, увеличивая продолжительность удержания не более чем на 20-30 секунд за неделю.

Выходить из позы необходимо медленно, отдыхая на полу по завершении ее исполнения не менее 30 секунд.

Лечебное действие: Оказывает омолаживающее воздействие на организм, нормализует деятельность щитовидной железы и кишечника, предотвращает и излечивает варикозное расширение вен на ногах. Женщин предохраняет от воспаления матки.

4. Випарита-карани-мудра ("Полуберезка" - стойка на лопатках). Эта поза представляет собой как бы незавершенную Сарвангасану: ноги вертикально подняты вверх или немного наклонены к голове, а опорой для тела являются лопатки и локти, упирающиеся в пол; ладони рук при этом держат верхнюю часть таза вблизи поясницы. В первый раз позу держать не более минуты, увеличивая каждую неделю продолжительность на 30 секунд, пока не будет достигнуто желаемое время ее удержания.

Лечебное действие: Предотвращает образование морщин на лице, а при ежедневном выполнении в течение не менее трех часов устраняет имеющиеся морщины через год-два и восстанавливает естественный цвет поседевших волос (устранить седину можно также с помощью специальной медитации). Однако если форсировать процесс, начав удерживать позу сразу по три часа в день, то ничего, кроме неприятностей для здоровья, из этого не получится.

5. Сиршасана (Стойка на голове). Эту позу называют королевой асан. В первый раз приступать к ее исполнению рекомендуется следующим образом. Стать на колени на коврике на расстояния приблизительно 60 сантиметров от стены. Наклониться вперед и положить перед собой соединенные замком (пальцы в пальцы) руки ладонями вверх так, чтобы они. лежали на расстоянии 15-17 сантиметров от стены. Упереться макушкой головы в ладони соединенных рук и выпрямить ноги, подняв таз. Перевести центр тяжести тела вперед, чтобы он приходился на голову, и начать медленно подниматься, оторвав ноги от пола. Ни в коем случае не делать подъем резко, рывком, так как можно удариться позвоночником о стену. Выпрямить ноги вертикально вдоль стены, поддерживая равновесие за счет прикосновения к ней пятками. Удерживать позу в первый раз не более 20 секунд. После нескольких подобных тренировок можно приступить к выполнению асаны посреди комнаты. Основной опорой тела в этой позе является область темени не очень близко ко лбу (затылок охватывается ладонями). Увеличивать продолжительность не более чем на 6-7 секунд за неделю.

Через несколько лет она может быть доведена до 30 минут. Выходить из позы следует медленно, согнув сначала ноги, а затем медленно сгибая и спину.

Лечебное действие: Асана тонизирует и оздоравливает весь организм, способствует сохранению умственного здоровья до старости. Во время острых простудных заболеваний ее делать не следует. Нельзя ее делать тем, у кого повышено кровяное давление (см. ниже лечение гипертонии), а также женщинам во время менструаций и беременности.

Спиритуальное действие: Способствует пробуждению Кундалини.

6. Халасана (Плуг - ноги за голову). Из исходного положения - лежа на спине с руками, вытянутыми вдоль тела,- медленно поднимать прямые ноги, заводя их за голову (вначале для этого, возможно, потребуется помощь рук). Пальцами ног коснуться пола за головой, держа ноги прямо. Если сразу поза не получается, необходимо ежедневно тренироваться, стараясь каждый раз отводить ноги все дальше и дальше назад, пока однажды не удастся достать пальцами пола. В первый раз держать позу следует не более 10 секунд. Можно повторить несколько раз. Дыхание свободное. Через два-три месяца продолжительность непрерывного удержания довести до 2-3 минут. Следует стараться, чтобы пальцы ног касались пола за головой как можно дальше от головы. Допускается более сложный вариант исполнения: ноги за головой сгибаются в коленях и колени кладутся на пол по обе стороны от головы в области затылка.

Лечебное действие: Поза способствует излечению хронических запоров и диспепсии, эффективна для лечения диабета, нормализует работу печени, селезенки, почек, панкреатической и надпочечной желез, устраняет головные боли и ликвидирует менструальные расстройства у женщин, нормализует щитовидную и паращитовидную железы, существенно ускоряет излечение невралгий.

7.Бхуджангасана (Поза кобры). Лежа на животе, положив руке ладонями вниз около плеч, медленно глубоко вдыхать, одновременно поднимая голову и отрывая верхнюю часть туловища от пола как можно больше.

Основной подъем производится за счет мышц спины, помощь руками должна быть минимальной. В заключительной фазе - замереть, задержав дыхание. Фазу задержки дыхания можно постепенно увеличить до нескольких десятков секунд. С небольшими интервалами для отдыха допускается повторное исполнение несколько раз подряд.

Перед тем как начать опускать туловище, полезно медленно оглянуться влево и назад, а затем вправо и назад.

Медленно возвращаясь в исходное положение, делать выдох.

Лечебное действие: Поза существенно стимулирует деятельность щитовидной железы, эффективна для лечения невралгий спины, предотвращает образование камней в почках и облегчает их самопроизвольный выход, если они имеются. Улучшает работу печени и селезенки. У женщин излечивает менструальные боли.

8. Ваджрасана. Встать на колени, вытянув носки ног, затем медленно сесть на пятки. Руки положить на колени, спину держать прямой. Поза является исходной для некоторых упражнений и может использоваться как замена Падмасаны и Сиддхасаны.

9. Матсьендрасана-вакрасана (Скрученная поза).

Сесть на полу, ноги прямо. Левую йогу согнуть и подвести ее пятку под правое бедро. Затем, согнув правую ногу, поместить правое бедро над левым и поставить правую ступню левее левого бедра. Левую руку вытянуть вдоль правой стороны голени правой ноги, разместив ладонь левой руки над правой стопой.

Упираясь девой рукой в правую ногу, максимально повернуть туловище и голову вправо, заведя правую руку за спину как можно дальше. Задержать дыхание на вдохе или на выдохе от нескольких секунд до десятков секунд. Можно выполнять и при свободном дыхании. Сознание сконцентрировать на позвоночнике. Выполнять попеременно в обе стороны.

Лечебное действие: Способствует излечению от многих болезней. Усиливает деятельность печени, поджелудочной железы, селезенки и почек, тонизирует вегетативную нервную систему, что способствует излечению аллергических заболеваний и вегетативных расстройств, улучшает аппетит и усиливает пищеварение. - Спиритуальное действие: Играет значительную роль в пробуждении Кундалини.

10. Салабжасана (Поза кузнечика). Лечь на пол лицом вниз, руки - вдоль тела, пальцы сжать в кулаки, положив их чуть-чуть под бедра. Сделать вдох и, опираясь кулаками о пол, максимально поднять вверх прямые ноги. Подбородок при этом упрется в пол. Замереть в верхнем положении на несколько секунд, опустить ноги и медленно выдохнуть. Повторить несколько раз.

Лечебное действие: Активизирует работу печени, ускоряет излечение невралгий спины и поясницы, способствует устранению запоров.

Спиритуальное действие: Используется для разбужи-вания Кундалини.

11. Джанурасана (Поза лука). Лежа на полу лицом вниз, согнуть ноги над спиной, ухватиться руками за лодыжки и стараться как можно больше изогнуться дугой, поднимая ноги как можно выше и растягивая ими руки, как струну, одновременно максимально поднимая над полом голову и грудь. Поза напоминает лук, тетиву которого изображают руки. В первый раз держать асану на вдохе несколько секунд, доведя через несколько месяцев продолжительность удержания до 1,5-2 минут, дыша при этом свободно. Сознание сосредоточить в нижней части живота. Колени стараться держать вместе или, во всяком случае, не разводить их слишком широко.

Лечебное действие: Стимулирует активность всех внутренних органов туловища, в наибольшей степени - щитовидную и панкреатическую железы. Эффективна для лечения импотенции, бесплодия и сахарного диабета. Воздействуя на эндокринные железы, предохраняет от ожирения. У женщин нормализует менструация.

12. Маюрасана (Поза павлина - стойка на локтях). Встать на колени, расставив их достаточно широко, наклониться вперед, соединить локти рук и положить ладони на пол между коленей так, чтобы пальцы рук были направлены назад, а локти уперлись в живот в области солнечного сплетения. Опираясь лбом о пол и перенося центр тяжести тела на локти, вдохнуть, выпрямить ноги и, балансируя, прекратить касание пола носками ног и лбом. Замереть, горизонтально держа тело над полом на локтях. Оставаться в этом положении, насколько хватит сил и способности выдержать задержку дыхания.

Лечебное действие: Оказывает благоприятное воздействие на печень и желудок, усиливает работу кишечника и панкреатической железы, способствует устранению запоров.

13. Супта-ваджрасана. Известны два варианта исполнения этой асаны, оказывающих разное воздействие на организм.

13 а. Начиная из позы Ваджрасана, опустить туловище назад, не сдвигая ног, и лечь спиной на пол, положив руки за головой. Оставаться в этом положении с закрытыми глазами от одной до нескольких минут, глубоко дыша и держа сознание в солнечном сплетении.

Лечебное действие: Усиливает функции половых органов т тонизирует всю нервную систему, вследствие прилива крови в область солнечного сплетения.

13 б. Наклониться назад и, изогнув спину дугой, упереться макушкой головы в пол. Держать позу, дыша свободно, от нескольких секунд в начале практики до нескольких минут через несколько месяцев постепенной тренировки.

Лечебное действие: Способствует излечению астмы, бронхита, простуд, гнойного насморка, благотворно действует на железы внутренней секреции.

14. Арджа-курмасана Поза получерепахи). Сидя в позе Ваджрасана, медленно глубоко вдохнуть. Затем, медленно выдыхая, наклоняться вперед, держа руки за шиной, пока подбородок не коснется пола, Задержаться в этом положении как можно дольше и, медленно вдыхая, вернуться в исходное положение.

Лечебное действие: Благотворно воздействует на весь организм.

 

15. Трикшасака (Поза треугольника). Стоять, расставив ноги и держа руки горизонтально в стороны. Сделать медленный глубокий вдох и, выдыхая, наклоняться вправо, пока правая рука не коснется носка правой нога.

Замереть в этом положении на 2-3 секунды, повернув голову вверх, а затем медленно выпрямляться, вдыхая и возвращая тело в вертикальное положение, а руки - в горизонтальное. Не задерживаясь, начать наклон в другую сторону, выдыхая. Закончив один цикл (наклоны вправо-влево), медленно выдохнуть и опустить руки. Повторить несколько раз, держа сознание в позвоночнике.

Лечебное действие: Способствует выведению ядов и инфекции из организма. Полезно во время выздоровления.

16. Пашимоттанасана (Наклоны к ногам, сидя).

Сесть на полу, вытянув перед собой нош, глубоко вдохнуть и, выдыхая, наклоняться вперед. Руками ухватиться за пальцы ног и сильно тянуть верхнюю часть туловища к ступням ног за счет оттягивания носков ног и опускания локтей рук к полу. Лицо при этом должно касаться колея. Замереть в напряженном положении на несколько секунд и медленно выпрямиться, вдыхая. Продолжительность удержания позы за один-два месяца может быть доведена до минуты. Но можно ограничиться и ее кратковременным выполнением по нескольку раз подряд. (Выполнение этой асаны на вдохе оказывает столь сильное воздействие на организм, что это может стать опасным.)

Лечебное действие: Способствует излечению по существу любых болезней. Особенно эффективна для нормализации работы желудка, печени, почек, селезенки, поджелудочной железы, кишечника, предстательной железы, половых органов, матки и мочевого пузыря; останавливает и реверсирует развитие геморроя и диабета, устраняет запор и кишечный катар, радикулитные и невралгические боли.

Особое предостережение!!! Исполнение этой асаны требует большой осторожности, поскольку она является одним из наиболее сильных средств подъема Кундалини. Те, у кого Кундалини поднималась а прошлой жизни до чакр головы, почти наверняка этой асаной разбудят и поднимут ее в голову, почувствовав огненный поток вдоль позвоночника и жар в голове (и, возможно, во всем теле). Этот пранический огонь может за несколько минут выжечь некоторые нервные центры в голове, что приведет к тяжелым патологиям или. даже к смерти.

Если у кого-либо возникнет подобное, следует немедленно сознанием направить прану в чакру Аджну, в область между бровей, откуда произойдет спокойный уход энергаи снова в чакру Муладхару. После этого никогда не следует делать эту асану (а также все те, которые эффективно поднимают Кундалини).

17. Сахай Пашимоттанасана (Упрощенная поза). В упрощенном варианте Пашимоттанасана выполняется следующим образом. Лежа на спине, вдохнуть и, задержав дыхание, подняться и сесть, не отрывам вытянутых ног 0т пола. Затем, выдыхая, наклоняться вперед, завершив выдох в позе Пашимоттанасана. Задержав дыхание на выдохе на несколько секунд, медленно возвратиться, вдыхая, в исходной положение лежа на спине. Повторить несколько раз.

Лечебное действие: То же, что и в позе Пашимоттанасана, но более слабое.

18. Симхасана (Поза льва). Выгнуть язык вверх и назад и нажать его кончиком на небо. Затем прижать подбородок к груди и, сильно напрягаясь, высунуть язык изо рта, насколько это окажется возможным. Втянуть его снова и нажать кончиком на верхнее небо.

Лечебное действие: Способствует излечению тонзиллита и нормализация функций шейных желез. Во время ангины рекомендуется делать несколько десятков раз в день.

19. Падахастасана (Поза аиста). Стоя, вдыхать и поднимать руки вверх перед собой до вертикального положения. Затем сразу начать выдох, наклоняясь вперед и опуская руки, пока они не коснутся пола. Выполнять несколько раз подряд.

Лечебное-действие: То же, что и Сахай Пашимоттанасаны. Кроме того, способствует увеличению роста и развитию хорошей фигуры.

20. Савасана (Поза трупа). Лежа на спине с закрытыми глазами расслаблять все мышцы тела. Дышать спокойно, медленно. Расслабление следует начинать со ступней ног, затем перейти к мышцам голени, бедер и т.д., закончив мышцами лица. Этой асаной следует завершать ежедневный кормплекс асан, а также пользоваться ею тогда, когда время на отдых ограничено всего несколькими минутами (в этом случае можно выполнять асану сидя).

21. Джала-бандха (Шейный замок). Опустить подбородок так, чтобы он уперся в верхнюю часть груди, и несколько напрячь мышцы горла.

Применяется в качестве дополнения к упражнениям, связанным с управлением потоками праны в организме.

22. Мула-бандха (Замок промежности). Сжатие мышц промежности и заднего прохода. Этот замок играет роль ограничителя потоков праны в сочетании с упражнениями, управляющими этими потоками.

23. Маха-бандха-мудра. Сидя в позе Сиддхасана, медленно глубоко вдохнуть, сделать Мула-бандху, а затем и Джала-бандху, и задержать дыхание, насколько возможно. После этого, устранив обе бандхи (замки), медленно выдохнуть.

Лечебное действие: Нормализует функции половых органов и прямой кишки.

Спиритуальное действие: Способствует подъему Кундалини.

24. Йога-мудра. Сидя в Падмасане (или Сиддхасане), захватить запястье одной руки другой, глубоко вдохнуть и, не делая задержки дыхания, медленно выдыхать, наклоняясь вперед, пока лоб не коснется пола. Оставаться в этом положении как можно дольше. Затем, вдыхая, выпрямляться. Бедра и ягодицы не отрывать от пола. Делать несколько раз подряд.

Лечебное действие: Оказывает общеоздоравливающее воздействие на организм, способствует излечению легочных заболеваний, печени, селезенки, хронических запоров, диспепсии, язвы желудка и венерических болезней, повышает иммунитет.

Спиритуальное действие: Способствует подъему Кундалини.

25. Уддияна-бандха. Стоять, слегка расставив ноги.

Положить ладони на бедра, немного наклоняясь вперед.

Сделать выдох до конца и максимально втянуть живот, упираясь руками в бедра. Задержаться в этом положении насколько возможно. Выполнять несколько раз подряд.

 

Можно делать даже сидя, в позе Падмасана. Исполнение позы запрещается детям до десяти лет, беременным и людям с больным сердцем.

Лечебное действие: Эффективное средство для лечения и предупреждения инфекционных кишечных заболевании, опускания внутренних органов брюшной полости и матки, катара толстой кишки.

26. Маха-мудра (Великая Мудра). Это наиболее сильная по своему действию асана, превосходящая даже Пашимоттанасану и поэтому представляющая определенную опасность при первом исполнении. Соответственно велико и оздоравливающее воздействие ее на организм. Выполняется следующим образом. Сесть на полу, вытянув ноги. Левую ногу согнуть и положить ее пятку в промежность, а подошву прижать к правому бедру снизу. Сделать медленный глубокий вдох и, наклонившись вперед, ухватиться за носок правой ноги и сильно напрячься, максимально растягивая спину. Голову наклонить к правому колену. Оставаться в этом положении как можно дольше. Затем медленно выпрямиться, выдыхая. Поменять ноги и повторит снова. Выполнять обязательно четное число раз.

Лечебное действие: Поза эффективна от любых болезней, излечивает даже проказу, туберкулез, геморрой.

Спиритуальное действие: Особое предостережение, сделанное в отношении Пашимоттанасаны, в еще большей степени относится к этой позе.

Обмывание. Лучше всего купаться в море, реке или озере. Если нет такой возможности, то - в ванне, причем полезнее не под душем, а в ванне наполненной прохладной водой, так, чтобы уровень воды оказался на несколько сантиметров выше пупка. Интенсивно побрызгать водой в глаза. Находиться в воде от 5 до 20 минут, временами поглаживая живот вокруг пупка. Затем умыться и обмыть голову и верхнюю часть тела.

Нижняя часть живота - это управляющий центр тела, от состояния которого существенно зависит состояние всего организма. Если условия не позволяют вымыться целиком, необходимо по крайней мере обмыть голову и область пупка, нижней части живота и половые органы.

Чистка зубов и языка.

Перед и после еды следует полоскать рот и хотя бы раз в день чистить зубы и верхнюю часть языка, вплоть до его корня. Запах изо рта чаще всего вызывается гнилыми зубами или отложениями на задней верхней поверхности языка. Хорошей дезинфекцией для зубов является чистка их не зубной щеткой, а расщепленной до состояния мягкой метелки веточкой хвойного дерева, дуба или эвкалипта (расщепить ее можно, разжевав один из концов). Полезно для зубов хотя бы через день натирать их пальцем, на котором положено немного смоченной водой порошкообразной соли. Натирать зубы следует, когда соль на пальце растворится, иначе можно оцарапать десны. Язык можно очищать пальцем, зубной щеткой или расщепленной веточкой, причем стараться достать как можно дальше его заднюю верхнюю поверхность.

Очищение носа.

Здоровье трудно обеспечить, если дыхание носом затруднено, поскольку ноздри - это дверь в организм для жизненной энергии - праны. Ноздри следует ежедневно очищать, например, одним из следующих двух методов.

1. Нетикрия (Очищение носа). Вставить один конец лоскута из мягкой материи (длиной около 30 сантиметров) в одну из ноздрей, закрыв пальцем другую, и, крепко держа другой конец, резко вдохнуть, чтобы лоскут втянулся, в нос. Вытащив лоскут из носа, проделать то же самое с другой ноздрей.

2. Сит-вьют-крама (Промывание носа). Этот метод более эффективен и полезен. Налить в глубокую тарелку холодной подсоленной воды, заткнуть пальцем одну ноздрю и опустить лицо в тарелку. Медленно всасывать открытой ноздрей воду, пока некоторое количество ее через нос не попадет в рот. После этого наклониться (над раковиной, или ванной) и дать возможность воде вытечь из носа, выплюнув ту воду, что попала в рот. Повторить каждой ноздрей по нескольку раз. Не следует резко выдыхать носом с целью вылить из него воду, так как можно загнать воду в уши. Сразу по завершении процедуры рекомендуется несколько минут постоять в позе Сарвангасана или Випарита-Карани-Мудра. Во время простуд делать эту процедуру несколько раз в день, используя очень теплую воду,

Очищение желудка.

При нездоровом состоянии желудка возникают нарушения по существу во всех органах. Любое заболевание гораздо быстрее излечивается, если проводится ежедневное очищение желудка одним из следующих трех методов, второй из которых рекомендуется для ежедневного выполнения как больным, так и здоровым.

1. Баман-дхаути. Выпить как можно больше теплой подсоленной воды и вызвать рвоту, нажав, например,

пальцем на заднюю верхнюю спинку языка.

2. Агнисара-дхаути (Очищение воздухом). Этот метод очищает не только желудок, но и весь организм. Выполнить Уддияну-бандху, удерживая ее как можно дольше.

Затем, расслабив живот, сделать глубокий вдох и снова, теперь уже на вдохе, втянуть его, выдерживая эту позу столько же времени, сколько удерживалась перед этим Удияна-бандха. Воздействие этого упражнения на организм существенно усилится, если в фазе Уддияны-бандхи представить себе, закрыв глаза, что все яды из организма собираются в области сердца, а после вдоха представить, что эти яды перемешиваются с воздухом и при последующем выдохе выходят вместе с ним из организма. Делать ежедневно 10-20 раз.

Лечебное действие: Нормализуются функции всех внутренних органов, излечиваются заболевания желудка, печени, селезенки и кишок. При любых кишечных инфекциях - холере, дизентерии, сальмонеллезе и др. - Агнисара-дхаути не сравнима по эффективности лечения ни с какими известными средствами, поскольку способна вылечить перечисленные болезни за 4-6 часов непрерывного энергичного ее исполнения (если выполнять непрерывно менее четырех часов, эффект излечения не достигается). Замечательно то, что если однажды достигнуто излечение какого-либо желудочно-кишечного заболевания в результате 4-6-часового исполнения Агнисара-дхаути, обеспечивающего "включение механизма" защиты от кишечных инфекций, то в дальнейшем можно на всю жизнь обезопасить себя от желудочно-кишечных заболеваний, если оставить этот "механизм" включенным на всю оставшуюся жизнь, что достигается ежедневным или почти ежедневным выполнением его по 10-15 циклов.

Каждый, кто был достаточно внимателен к себе, мог заметить, что во время болезней (даже при простудах) глубокое втягивание живота может вызывать боль. Если же тело здоровое, самочувствие прекрасное, то боли не бывает при сколь угодно глубокий Уддияне. Устранить боль можно, выполняя Агнисара-дхаути много раз подряд, повторяя серии упражнений несколько раз в день. Устранение боли свидетельствует об усилившемся иммунитете организма. Во время недомоганий полезно выполнять серии из этих упражнений через каждые несколько часов, стремясь достичь состояния, когда боль в животе не возникает.

3. Сахай Агнисара-дхаути (Упрощенный метод). Взяться руками за бока так, чтобы большие пальцы, повернутые назад, лежали на боках, а концы остальных пальцев - на животе вблизи пупка. Не двигая большими пальцами, толчками нажимать остальными пальцами на живот.

Лечебное действие: Делая многие сотни раз в день, можно вылечить дизентерию и другие кишечные расстройства. Это упражнение является первой помощью при холере. Оно создает иммунитет организму во время эпидемий дизентерии. Нельзя его делать беременным и детям до 12 лет.

Бастикрия (Очищение кишечника). Нечистота кишечника прямо или косвенно ответственна за возникновение многих болезней. Безвредной и наиболее эффективной из всех известных процедур очищения желудка и кишечника является процедура Бастикрия, выполняемая по утрам, сразу после пробуждения. Тем, кто склонен к запорам, следует в 0,8-1 литр слегка теплой воды добавить 30-50 граммов лимонного сока и 10-12 граммов поваренной соли, размешать и выпить. Если же нет склонности к запорам, можно выпить чистую воду в количестве 0,5-0,6 литра. Затем в течение 4-5 минут стоять в позе Випарита-карани-мудра. После нее тем, кто может, в течение одной-двух минут выполнять Маюрасану, а следом за ней по 1-2 минуты - Падахастасану, Бхуджангасану, Супта-Ваджрасану-2 и Джанурасану. Приблизительно через 10 минут после начала процедуры должно появиться движение в кишечнике. Когда оно станет очень сильным, следует пойти в туалет. Если же перистальтики кишок не возникает, то это чаще всего означает, что непереваренная пища заблокировала путь в двенадцатиперстную кишку. И этом случае полезно сутки ничего не есть, пить только воду, подкисленную лимонным соком. У небольшого числа людей перистальтика от выпитой воды и упражнения не возникает и при чистом кишечнике. Таким людям не следует делать Бастикрию с соленой водой, выпитая же пресная всегда приносит только пользу.

Кисло-соленый раствор очищает сначала желудок от желчи и остатков пищи, а затем толстые и тонкие кишки.

Лимонный сок хорош тем, что обладает слабительными свойствами, одновременно возбуждая аппетит и доставляя организму некоторое количество обычно недостающего ему кальция. Те, кому выполнение асан затруднительно, могут сделать 10-12 наклонов к ногам и прогулку 8-10 минут. Если запор очень сильный и испражнения сами собой невозможны, следует через 10-15 минут после начала процедуры ввести в прямую кишку смазанный жиром или медом палец (со срезанным предварительно ногтем) и пошевелить им несколько раз.

Ни одно известное людям слабительное или средство промывания не очищает кишечник так быстро, эффективно и безвредно для организма, как метод Бастикрия. К тому же любого рода слабительные вредны, так как приводят к атрофированию анальных нервов и ослабляют пищеварительные железы. Аналогичный вред приносит и клизма. В то же время Бастикрия, наоборот, тонизирует нервы заднего прохода и дает возможность самостоятельно, совершенно естественным для организма образом освободиться от всех вредных для него и ядовитых отходов. После завершения процедуры рекомендуется принять ванну, причем лучше всего по методу, описанному выше.

Управление праной и дыханием

Упражнения "Пранаяма", т. е. упражнения по управлению правой посредством специфических форм дыхания, являются сильнейшим средством воздействия одновременно на грубое и тонкое тела человека. Дополненная медитацией пранаяма открывает перед человеком двери к бесконечным тайнам Природы.

Пранаяма является также мощнейшим средством воздействия на интеллект.

В движении нашего сердца и легких права играет такую же роль, как горючая смесь в двигателе внутреннего сгорания: если вывести праву из тела (что доступно тем, кто способен управлять своей энергией Кундалини), оно станет ледяным трупом, неотличимым от камня. Научиться управлять правой в своем теле - это значит получить ключи к управлению всеми силами.всех Миров, и уж тем более это дает возможность управлять своим состоянием и здоровьем. Неограниченные возможности открываются перед человеком, научившимся управлять своей энергией Кундалини, дремлющей в Муладхаре. Основная цель упражнений пранаямы - разбудить, Кундалини и заставить ее подниматься по Сушумне, а оздоравливающая роль этих упражнений является, скорее, их попутным действием. Занимаясь пранаямой с оздоровительными целями, никогда не следует забывать основной ее роли и очень серьезно относиться ко всем тем предостережениям, которые делаются в отношении тех или иных упражнений. Из множества известных упражнений отобраны наиболее эффективные для лечения болезней (в комплексе с некоторыми из асан) в сильные по своему спиритуальному действию, способствующие очищению каналов Надис и разбуживанию и подъему Кундалини, а также общеоздоравливающие упражнения [5, 7, 14, 15, 26-31].

Пранаяма - это средство достижения человеком сколь угодно большой энергии, которую, в частности, можно использовать для устранения любых болезней. Автору довелось быть свидетелем, когда в течение нескольких секунд с помощью мощного пранического потока были сращены переломанные кости.

Неоценимую роль для поддержания здоровья оказывает правильное дыхание, называемое полным (йоговским) дыханием, выполняемое следующим образом. После полного выдоха (до конца) следует начать медленный вдох, выполняемый животом, что приводит к небольшому его" выпячиванию. Затем вдох продолжается только за счет расширения грудной клетки в стороны и заканчивается дальнейшим расширением грудной клетки за счет подъема ключиц. По завершении вдоха (носом) выдох (тоже носом) начинается немедленно или после задержки дыхания на 1-2 секунды, причем в той же последовательности: сначала втягивается живот, затем сжимается грудная клетка и в конце выдоха опускаются ключицы.

Полезно представлять себе, что вместе с воздухом в Вас входит все прекрасное - мир, любовь, счастье, здоровье, а при выдохе выходят отрицательные качества. Хорошо выработать привычку как можно больше времени дышать подобным образом. Медленные вдохи и выдохи, являющееся частью многих упражнений пранаямы, могут выполняться, по методике полного дыхания. Лишь одно полное дыхание может обеспечить заметное улучшение здоровья.

Приведенные ниже методы дыхания являются весьма эффективными с точки зрения укрепления здоровье и достижения спиритуальных успехов. В следующей главе будет показано, как комбинировать те или иные из этих методов с асанами, очищающими процедурами и другими приемами с целью устранения конкретных заболеваний иди сохранения здоровья. Любые дыхательные упражнения следует начинать с полного выдоха. Дыхание всегда выполняется носом, за исключением указанных случаев. Первые шесть из нижеприведенных дыхательных упражнений объединены в группу "Простая пранаяма", а последующие - в группу "Усиленная пранаяма".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: