им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.




Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и, что сплетенный

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крестьян были недоступны.

Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам.

Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?

 

Уж если говорить про исчезновение лесов, так это в настоящее время идет варварское уничтожение лесов. Кто считал сколько древесины продает российский ничего не берегущий бизнес? И куда идет эта древесина? На обслуживание роскоши да алчности. Сколько целлюлозы идет на чиновничью бумагу и упаковки, всю землю завалили. Разве угнаться за современной ненасытностью маленькому и необходимому производству народной обуви, этих замечательных и здоровых лаптей.

В нашей семье лапти мог плести отец. Их чаще всего использовали в своем дворе, огороде.

Я и брат летом бегали босиком. Зимой одевали валенки. Осенью и весной одевали чесанки (валенки в резиновых галошах).

Одним словом, проблема с обувью была. В школу я пошел не в семь лет, как положено, а в восемь, из-за отсутствия обуви. Времена изменились и меня отправить в школу в лаптях родители не решились, щадя мое самолюбие.

. Между тем, мама выполнила пробную работу на ткацком станке и, разложив кухонные «горшки –кочережки» по своим местам, звала нас в избу. Подошло время обеда.

 

 

Мы задерживались на улице. Мы смотрели подготовку

 

 

троек лошадей. наших двух колхозов в селе. Проводился пробный заезд празднично украшенных троек. Погода была не совсем солнечная, но соревнования троек намечалось через несколько дней, в воскресенье.

Нам понравились обе тройки. Я, конечно, буду болеть за тройку белых, тройку нашего колхоза.

Еще раз мама позвала обедать и мы с братом пошли в избу.

Тройка коней колхоза

 

Тройка коней колхоза

После обеда, выйдя во двор, мы с удовольствием увидели стаю голубей. Мы периодически приваживали голубей к нашему

 

 

двору. Давали им иногда семян подсолнечника или проса. Мы любили голубей и нам интересно было за ними наблюдать и очень хотелось подержать их в руках.

После обеда мы натаскали в избу воды на кухню, напоили скотину, задали корове и овцам сена. Принесли на вечер дров в голландку, вывезли со двора навоз на его постоянное место накопления. Сходили за питьевой водой в колодец, расположенный возле дома дяди Степенна Ежова. Вся «Ежовка» пила чистую воду из этого колодца. Из других колодцев вода использовалась для скотины, стирки белья, мытья полов.

День заканчивался. Быстро темнело. Мы, отряхнув с себя снег с валенок, пошли в избу. Мама и отец еще занимались своими делами. Мы с Владимиром затопили голландку, сушили варежки перед огнем, затем положили их в печурки (углубления к кирпичной кладке русской печи), где они до утра будут сушиться.

Наконец, в избе собрались и отец и мать. Ужинать было еще рано. Лампу зажигать не стали, экономили керосин. Изба за день остыла, было холодно, и мы полезли греться на печку. Стали просить отца продолжить сказку. Он спросил: На чем герои сказки остановились?

Назови любую просьбу твою и я исполню ее – произнесла спасенная Симоном птица-орел.

А все ли желания ты можешь выполнить? Спросил Симон орла.

«Назови свои желания! И не задавай вопросов»- ответил орел.

Симон задумался и сказал: Хочу стать ханом большой страны и жениться на красивой и самой умной девушке.

Эта просьба для меня невыполнима, но я обещал тебе

 

выполнить любое твое желание и я выполню его. Нам предстоит дальний путь. Подготовь для меня в дорогу пищу, несколько баранов, садись на меня и мы полетим выполнять твое желание. Симон заколол 10 баранов, приготовил себе еду в дальнюю дорогу. Сам он был сильным. За время восстановления сил орлом, он в своей кузнице много работал с железным молотом, наковальней. Он выковал 40 пудовую цепь и научился владеть ею, бросая ее, и вверх, и вдаль. И вот все подготовлено и полет начался. Симон сидел на орле и ему было на большой высоте не совсем уютно, хотя он был смелым и сильным. Он взял собой свою еду, охотничий лук, колчан со стрелами, цепь, а также пищу для орла на весь предстоящий путь. Когда орел начинал клекотать, значит ему надо было давать пищу. Уже израсходовали пять баранов, а конца пути еще не было видно. Неожиданно орел сбросил Симона с себя. Симон падал вниз, и вот-вот мог, удариться о землю. В этот миг орел подхватил его, и они летели дальше.

Поведение птицы настораживало Симона, но он продолжал при каждом клекоте орла, подавать ему очередную порцию пищи

 

 

Трижды орел сбрасывал Симона с себя и трижды вновь подхватывал. Полет продолжался.

Закончился запас пищи для орла. Еды у самого Симона так же не осталось. Летели над морем. Снова Симон услышал клекот. Надо было кормить орла. Пищи не было. Клекот повторился. Симон тесаком вырезал мясо со своего бедра и бросил в клюв птице. Вскоре показался берег.

На берегу их ждала красивая огромная птица. Звали птицу Симург. Это была старшая сестра орла. Тут заговорил орел.

Я. твое желание выполнить не могу, моя сестра, Симург, это сделает.

Симон спросил орла: почему ты меня трижды сбрасывал с себя во время полета?

Орел ответил: «Вспомни, как ты трижды натягивал лук и твоя стрела могла лишить меня жизни. Я тогда был беспомощным и моя жизнь была в твоих руках. Теперь ты испытал тоже, что я испытал тогда в лесу. А сейчас я передаю тебя моей сестре. Она знает, что ты спас меня в лесу, и знает мои обещания, данные тебе. Она их выполнит.

Симург приблизилась к Симону, коснулась головой раненного бедра Симона, рана затянулась и перестала болеть.

Между тем, мама зажгла керосиновую лампу и звала нас ужинать. Нам хотелось послушать сказку дальше, но отец сказал, что сказка длинная и ее придется рассказывать долго. А сейчас идем ужинать.

Весеннее солнце делало свое благородное дело и вскоре наша речка. что протекала поблизости от нашего заднего двора, разлилась на огромную ширину. Мы все смотрели на этот весенний разлив реки с радостью, сознанием того, что зиме пришел конец, что природа проснулась, и скоро можно будет

 

 

бегать по зеленым лужайкам босиком. Уличной детворой мы накладывали на некоторые льдины сухих сучьев, соломы, поджигали и этот костер плыл по реке очень красиво, особенно это было красиво поздним вечером. Так же использовали старые корзины, доски, деревянные двери старых бань. На них накладывали дрова, бревна, солому и пускали по реке, предварительно поджигая солому.

 

На нашей улице был деревянный невысокий мост через маленькую речку - ручеек. Летом это был ручеек, а весной вода собиралась с огромной территории «большего дола» и вода не вмещалась вся под мост и неслась бурным потоком рядом с мостом, перегородив дорогу для жителей нашей улицы. Школьники, дойдя из школы до моста, не могли дальше идти, ждали попутной подводы с лошадкой и переезжали на санях. Бурный поток воды сносил на сторону деревянные сани и пассажиров, что сидели на санях. Но разлив помимо моста был шириной 6-7 метров, и лошадь благополучно доставляла детей на санях на берег.

Для меня весна не проходила без приключений. Часто

 

 

приходил домой с мокрыми ногами. Под снегом незримо скапливалась вода, и мы все, и я, в том числе, проваливались в снег, и мочили свои ноги. Ходили в валенках с одетыми на них резиновыми галошами. Однажды мы пошли «исследовать» состояние накопившейся паводковой воды под снегом в овраге «большего дола», что бы выяснить, когда он «прорвется» и вода хлынет помимо моста. Нас было несколько ребят и мы зашли в верховья оврага «большого дола». Никакого видимого движения воды мы не обнаружили, но я, как самый тяжелый провалился по пояс через снег в накопившуюся под снегом воду. Как то быстро я выскочил из этого провала, а вот галоши с одного валенка на ноге не оказалось. Мне это грозило большими неприятностями от отца. Хотели достать руками галошу, принесли палки разной длины, шарили ими под снегом в воде, но все напрасно. Ребята помогали, ободряли. Они знали, что мне дома «достанется», что меня накажут. Домой я сразу не пошел. Пошел к Мише и Николаю Вахрамовым. Тети Дуни, их матери, дома не было. Мы посушили носки, валенки, штаны. Вечером дома я ничего, ни кому не сказал. Сами о галоше они не вспомнили. Узнали ли мама и отец, вообще, об этом, я не знаю.

Весна отошла с половодьем. Появилась трава. Предстояла работа по переработке навозной кучи в кизяки. Иначе навоз пересохнет и тогда работы прибавится.

Брикеты из навоза, которые еще называют кизяками, отлично горят, не вредят экологии и. главное, за них не приходится платить денег: те, у кого есть коровы, овцы и куры, делают кизяки сами ежегодно.

В топке кизяк горит тлеющим пламенем и долго «держит тепло» – поэтому его используют для выпечки хлеба и пирогов в русской печи, всю зиму можно отапливаться одними кизяками, дома небольшие, а система отопления состоит из русской печи и голландки.

 

 

В течение всей зимы навоз, смешанный с подстилкой, собирали в одном месте в большую кучу. Всю эту смесь распределяли в плоский круг, при этом высота навозного слоя должна составлять около 20 см.

Смесь хорошо поливали водой и перемешивали до однородного состояния. Полученная масса должна напоминать тесто. В колхозе на полдня просили пару лошадей для перемешивания навоза и одну лошадь с бочкой для подвоза воды и полива навозной смеси. Один мужик вставал в середину навозного круга и гонял по кругу пару лошадей. Потом навоз переворачивали на месте и вновь гоняли лошадей по кругу навоза до хорошего перемешивания массы навоза. Работа лошадей на этом заканчивалась. Далее навозный «блин» вручную выравнивали и получали толщиной 15-17см. Его трамбовали деревянной трамбовкой (плоская доска с вертикальной ручкой). Делали технологический перерыв, что бы «навозный блин» подсох. (зашедший на него человек не должен продавливаться).

Острым топором (20х70см в профиль) на длинной ручке рубили навозный блин на «кирпичи» размерами, примерно, 30х30 см. Снова делали перерыв. Кирпичи начинали усыхать, тогда их каждый переворачивали на ребро, затем «на пятку» и так далее, пока топливный кизяк не просушится со всех сторон.

. Затем там же, где сушили, кирпичи кизяков укладывали в кучи, ввиде пирамиды. А ближе к осени их заносили в помещение, в дровяник. Этих кизяков хватало на топку русской печи на всю зиму. Надо добавить. что для «растопки» кизякам подкладывали пару деревянных поленьев и немного хвороста. Растапливали, разжигали печь лучинами.

Как только появлялась «пирамида из кизяков», на ней появлялась симпатичная небольшая, но очень подвижная птичка. Это была трясогузка. Здесь она находила множество мошкары для пропитания и здесь в кирпичах устраивала свое гнездо.

 

 

Когда я оставался дома один, (мама и тятя уходили в колхоз на работу, брат, Володя. уходил в школу), моими «собратьями по детству» были куры, теленок, трясогузка.

На следующий день мать с отцом занялись стрижкой наших овец. У нас было семь овец.

Главным условием для определения периода стрижки овец является устойчивая теплой погода, так как в первые 2-3 недели после стрижки овцы могут без проблем простудиться.

Запаздывать со стрижкой овец также нельзя, поскольку в жаркую погоду неостриженные животные теряют аппетит, тощают, шерстный покров сильно засоряется растительными примесями.

Отставание со стрижкой грубошерстных овец может привести к потере ими до 50 % шерсти, так как с приходом устойчивой теплой погоды овцы начинают линять. При этом они потеряют в наибольшей степени ценную часть шерстного покрова - пух.

Почти во всех зонах страны овец стригут в мае - июне.

Второй раз овец с неоднородной шерстью стригут в августе - сентябре с тем расчетом, чтобы до наступления холодов они обросли шерстью.

Овец перед стрижкой не кормят в продолжение суток и не поят 12 часов, потому что овцы с наполненным желудком крайне плохо выдерживают стрижку. Помимо того, при стрижке шерсть может загрязняться мочой и испражнениями. Необходимо также

 

 

учитывать, что мокрая шерсть весьма быстро портится, поэтому если овцы перед стрижкой попали под дождь, то надо дать им обсохнуть.
Стригут овец на деревянном полу либо на брезенте, что защищает шерсть от потерь и загрязнения.

В домашних условиях овец обычно стригут ножницами.. Важно соблюдать порядок остригания животного. Стрижку выполняют в следующей последовательности:
1. Овцу ложат спиной к себе, чтоб она ни во что не упиралась ногами. Шерсть чистят от застрявшегося мусора и грязи.
2. Сначала остригают охвостье, потом шерсть вокруг вымени, внутренней сторона ляжек, передних и задних ног. Соски нужно обязательно прикрывать рукой, иначе их можно поранить.
3. От паха до правой задней ноги нужно простричь полосу. Такую же полосу простригают от паха до правой передней ноги. Потом продольными движениями нужно стричь шерсть от вымени к грудной клетке, остричь живот и саму грудь.
4. Длинными продольными ходами остригается поясница до позвоночника, холка и бок. Овцу придется держать так, чтобы ее остригаемая шерсть сама спадала вниз.
5. Потом овцу нужно переложить на другой бок, то есть, животом к себе, после чего освободить от шерсти ее бок, круп и лопатку.
6. Продольными и длинными ходами остригается спина.
7. Теперь можно стричь голову, правую часть шеи от туловища к голове. Складки удобней всего простригать поперек шеи.
8. Теперь нужно приподнять голову животного, остричь левую часть ее шеи, убрать ножницы, и оттеснить всю шерсть.
9. Животному нужно помочь встать.
Теперь о том, как правильно поступить с остриженным руном.

Руно после стрижки расстилают на столе наружной стороной вверх, расправляют, потом встряхивают, очищают от пыли, кусочков грязи, убирают загрязнённые и пожелтевшие куски шерсти

 

 

Стрижка овцы ножницами Ножницы для стрижки

 

 

После данной манипуляции руно свертывают так: одну из боковых сторон на 1/3 от края перегибают вдоль и накладывают на середину руна, то же делают с противоположной стороны, а потом в то же время головной и хвостовой частями руно свертывают к середине, формируя валик. Перевязывать руно не нужно. В форме валика шерсть сохраняют до ее реализации либо использования

Шли дни за днями. Иногда отец вечерами сторожил колхозные коровники, свинарники, овчарни, конюшни с лошадьми. И мы ждали, когда он будет дальше рассказывать сказку. И вот в один из свободных вечеров мы уговорили его продолжить повествование. На чем же мы остановились? Где наш герой? – спросил отец.

Птица Симург вылечила рану на бедре Симона! – быстро сказали мы.

Рассказываю дальше. Кто же такая птица Симург?. Когда она распускает крылья, то закрывает собой солнце. Взмахами крыльев она вызывает бурю. Несет эта птица огромные яйца и живет две тысячи лет. Гнездится она в ветвях Древа Познания.

 

.

Птица Симург на ветках Древа Познания

Симург — посредник между небесным и земным миром. Она переносит души праведников в рай. Симург — вещая птица, предсказывающая будущее и знающая язык небес. Она учит людей правде, добру и справедливости, приходит им на помощь в трудную минуту, залечивает раны, спасает в трудные минуты богатырей, борющихся со злом.

Птица Симург может нести в клюве целого верблюда или слона.

 

Чудесная птица Симург — птица Добра. Эта птица так велика, что в клюве может нести целого верблюда или слона. Птица Симург может выполнить оба желания Симона: стать ханом целого государства и выбрать себе красивую и самую умную девушку в невесты.

Симург обратилась к Симону со словами: «Вам после длительного путешествия надо отдохнуть. За тем вон лесом находится свободная ферма. Отара овец, табун лошадей и стадо быков пасутся под охраной двух сторожевых собак. Хозяин фермы отправился путешествовать и вернется не скоро. Распоряжайтесь на ферме по своему усмотрению. Все ваши желания исполнятся в течении десяти восходов солнца» - птица, взмахнув крыльями, исчезла в небесах.

Оставим Симона в его новом месте, а сами познакомимся с жителями этой страны. Управлял страной старый хан. У него не было сыновей, не было наследников, кому он мог передать свою власть. Но у него был белый сокол, с которым он не расставался, ездил с ним на охоту и очень его любил. Последние дни хан совсем не мог двигаться и приказал своему визирю: через три дня выпусти из клетки сокола. Он полетает по нашей стране и когда сядет кому-то на голову, тот будет управлять моей страной.

Визирь исполнил приказ старого хана. Все жители страны следили за полетом известного им белого сокола. Они знали приказ своего хана. Они жалели старого хана, ведь у него не было наследника. Сокол облетел все окрестности земли, реки, озера и увидев одинокого пастуха богатырского сложения, сел ему на голову. Этим пастухом оказался Симон. Он с двумя собаками и отарой овец возвращался из дальних пастбищ на «свою случайную, временную» ферму.

Слуги хана доставили его во дворец, где его принял старый хан очень приветливо и любезно. Был устроен по этому случаю всему народу торжественный праздник с хорошими угощениями. На этом празднике многие визири высказали

 

 

мнение, что молодому хану надо жениться, а то и у него не будет наследника. Симон согласен был с ними.

- Хорошо, — сказал он. — Созовите ко мне всех знатных девушек нашего ханства, я загадаю им три загадки, и та, которая отгадает их, станет моей женой.
И вот во дворце собрались все знатные девушки ханства. Выходит к ним хан, Симон, и загадывает им три загадки:
Какое расстояние между востоком и западом?
Какое расстояние между небом и землёй?
Какое расстояние между правдой и ложью?
Для ответа Симон дал три дня сроку и приказал девушкам каждое утро и вечер приходить во дворец и рассказывать, что они надумают за это время.
Прошло два дня, но еще ни одна из девушек не разгадала загадок хана. На третий день по дороге во дворец они встретили бедную девушку по имени Зейнаб, которая собирала хворост.
- Сестрицы, — обратилась к ним Зейнаб Уже третий день ходите вы во дворец. Скажите мне, зачем?
- Не твоё дело, — грубо отвечали ей знатные девушки, — Собирай свой хворост!
Но среди девушек нашлась одна подобрее и рассказала ей всё, Зейнаб тогда стала упрашивать и её взять во дворец. Девушки смеялись над её бедной одеждой и не хотели брать, но после долгих просьб они наконец согласились. Пришли девушки во дворец, и хан Симон спрашивает их:
- Ну, кто из вас отгадал мои загадки?
Никто из девушек не откликнулся. Тогда выступила вперёд Зейнаб и сказала:
- Хан, я отгадала твои загадки. Между востоком и западом всего-навсего один день пути, потому что утром солнце начинает свой путь на востоке, а вечером оно заканчивает его на западе. Невелико расстояние между небом и землёй — его нетрудно охватить взором: поднимешь глаза — увидишь небо, опустишь глаза — увидишь землю. Третью загадку отгадать тоже нетрудно: расстояние между правдой и ложью всего лишь в четыре пальца,

 

 

это расстояние между глазом и ухом, потому что ухо часто слышит ложь, но глаз всегда видит только правду.
- Правильно, — воскликнул хан, — ты одна разгадала загадки, ты самая умная девушка в моей стране, и я женюсь на тебе!
И Симон велел сзывать народ на свадьбу.
Так бедная девушка стала ханской женой. Жили они дружно и счастливо, всегда помнили о бедняках и заботились о них.Зейнаб помогала хану своими умными советами и наставлениями. Хан всегда слушал свою жену, но взял с неё слово, что никого, кроме него, она не будет учить уму.

Пусть они живут себе в удовольствие, а нам пора спать, сказал отец. А что будет дальше? - спрашивали мы. «Будет день, будет и пища»,- отвечал отец, а еще говорят: – «Утро вечера мудренее». Идите спать, уже поздно.

Лето вступило в свои права.Давно распустилась зелень. Жаворонки не переставая наводняли знойный воздух своими трелями. В воскресные дни, нам с братом давали, следуя заповедям христианства, отдых от домашней работы.

Мой старший брат, Петр, подарил нам с Володей красивые шорты и майки и еще по фабричной удочке. Он уехал по настоянию своей жены, Тамары, в город Краснокамск Пермской области и работал там на заводе металлосеток. ткачем. Каждый год приезжал к нам в отпуск. Мы всегда его ждали, ждали от него писем и жалели, что так редко можем с ним видеться. Мама винила в этом его жену Тамару.

Я гордился своей удочкой среди моих друзей в деревне. При первой возможности, мы ходили на рыбалку на «Глинный берег» или на «Переезд», а иногда на «Дынное поле», здесь река была более глубокая. Первые два места говорили сами за себя – в одном - берег реки был из белой глины, в другом - был переезд через речку «вброд» на лошадях, а вот на «Дынном поле» мы ни разу не видели растущих дынь. Уж это мы бы знали точно. Не было вокруг села места, где бы мы не «лазили».

 

 

Колхозные плантации помидор, огурцов, капусты видели наши «мамаевы» набеги. Для нас, деревенских ребят, это был спорт, игра, острые ощущения. Ведь плантации охранялись конными сторожами. Догнать нас верхом на лошади было бы легко.

В этом была вся острота момента. Речка, кусты, деревья и рядом холм, куда на лошади быстро не подняться. С холма же нам были видны все позиции «противника», т.е. конного сторожа. В общем то, десяток помидор, огурцов или пару вилков капусты нам хватало полакомиться, для плантации же – не большой убыток.

Накопав червей на своем огороде, сложив их в стеклянную банку с землей, взяв для себя чего-нибудь «пожевать», мы садились на укромном берегу реки и следили за дрожью поплавка на воде. Всегда налавливали рыбы: либо для «жарехи», или ухи, либо для кошки.

 

Но сам процесс интриговал. А вдруг клюнет щука, или другая большая рыба. Но такого не случалось и все же щук мы ловили иногда, но другим способом.

Наша речка летом пересыхала. Образовывалось много отдельных «болотцев», кусочков реки. Эти участки реки были по глубине порой совсем мелкие и когда мы вот такой компанией, 3-е и иногда пятеро, заходили в нее, сняв последнюю с себя одежду, и поднимали ногами со дна реки тину, ил, то вода становилась мутной. Рыба, особенно крупная щука, высовывалась к поверхности и бороздила поверхность воды. Мы подходили к этому двигающемуся участку воды и двумя руками хватали рыбу. Иногда рыба вырывалась из рук, если была слишком крупной. Бывало, применяли корзинку. Это были щуки, окуни, лещи.

Узнаю себя в детстве: белобрысый, редкозубый, босой, веселый. Штаны держались на подтяжках через плечо

Это моя компания Наш улов рыбы

Наш улов раскладывали на три-четыре или пять кучки (по количеству «рыбаков»), и один из нас отворачивался, а другие спрашивали: кому?, указывая на одну из

 

 

кучек рыбы. Мишке! – говорил отвернувшийся. Эта кучка, кому? Тольке! – снова говорил отвернувшийся. Эта, кому? Кольке! – вновь слышали ответ. Так распределялся нами весь улов рыбы. И, мы все счастливые, шли домой, отдавали рыбу матери или кошке, если рыбы было мало и из нее ничего нельзя было приготовить.

Лето не проходило без купания коней. Удовольствие получали и мы и кони. Река лежала без единой складочки. В ней отражались курчавые прибрежные кусты и неподвижные облака высокого неба. Мальчики опустили поводья. Лошади жадно припали к парной воде. Они пили долго, не отрывали губ, а ребята спокойно сидели на них. Первым оторвался от воды жеребец Гордый, он вскинул краси­вую, величественную голову, вытянул мускулистую шею и призывно заржал, словно хотел оповестить всех, что утолил жажду и теперь свеж и бодр. Потом властно ударил копытом по водяной глади. Вот вода достигла Гордому до груди, коснулась шеи. Жеребец оттолк­нулся от каменистого дна, вытянулся и поплыл. Миша сделал большой круг по реке и направил коня к берегу.

 

 

Широко расставив ноги, я бил пятками по крутым бокам лошади, как по барабану, и покрикивал на неё.
- Но! Но! Волчья сыть, травяной мешок!
Суботка, так звали мою лошадь добродушно потряхивала ушами и шла шагом.
Кругом меня, также без сёдел, ехали и другие ребята. Но когда подъехали к реке, они, как по уговору, погнали своих коней в воду. И как я ни понукал Суботку, дёргая ее за повод и шлёпая по бокам голыми пятками, добрая лошадка остановилась на берегу, сперва опустила голову, понюхала воду, фыркнула раза три и только тогда потихоньку вошла в воду.
Пока лошади нюхали воду, ребята успели скинуть с себя рубашки и штаны, остались в одних трусах. Весело перекликаясь, они гнали лошадей всё дальше от берега. Лошадям была приятна прохладная вода реки. Они охотно зашли в воду по брюхо, по грудь и поплыли.
Все деревенские ребята плавали, как лягушата, и утонуть никто не мог.
Я соскользнул со спины своей кобылки в воду и, одной рукой держась за повод, поплыл с ней рядом. Когда лошадь плывет, она вся погружается в воду. Ее голова находится над водой, а весь корпус наклонен под углом. Без седла и стремян плыть верхом на лошади невозможно, невольно скользишь вниз. Можно, конечно, держаться за гриву лошади, но лучше плыть рядом, придерживаясь за повод.

Однако долго сидеть в воде не пришлось: ребята знали, что родители ждут их в поле с обедом. Одна за другой почерневшие от воды лошади выходили на берег, фыркали и отряхивались. Ребята натягивали на себя рубахи и, прихватив штанишки, помогали друг другу забраться на лошадей. Въехав на гору, ребята соскакивали с лошадей, стреноживали их и бежали в поле обедать.

Помню вместе с родителями летом ходили в лес собирать вишню. Собирали её вокруг берёз и открытых участков леса, порубок леса. Все набирали по 2-3 ведра, а то и больше. До сих пор во рту стоит вкус и аромат этой дикой вишни.

 

 

Предостаточно её растёт в лесу, расположенном между селами Самодуровка (Белогорное) и Апалиха Сама вишня не выше 100 см. ростом Был случай, когда я, не найдя своих друзей на улице, пошел в лес за вишней один. Мне было около 10 лет. Родители были на работе. Сидеть дома одному было скучно и я пошел за вишней в лес. Я набрал вишни полное ведерко литров на 4-5.

Признаюсь, что одному в лесу все-таки жутковато. Каждый шорох заставляет настораживаться. Лес жил своей жизнью, где водились кабаны, лоси, волки, лисы, зайцы, ежи, змеи, ящерицы. Однако, мне требовалось постоянное самоутверждение, и я его периодически получал.

На снимках видно, что вишня бывает разных форм: светлая и тёмная, чуть приплюснутая и совершенно круглая.

 

Растёт вишня сплошными зарослями, занимающими иногда целые гектары. Вкус у вишни разный, иногда даже горький, поэтому, сначала обойдёшь несколько зарослей вишни, найдёшь самую крупную и самую вкусную, а уже затем начинаешь её собирать.Высота вишни тоже разная от 50 см до 1,0 метра.

Из вишни получается изумительное варенье. Также её сушат, а из сушёной вишни стряпают вкуснейшие пироги, компоты. В зимние долгие вечера, я любил, помимо семечек, жевать сушеную вишню.

 

 

Иногда ходили в лес «по грибы». Это занятие для меня было редким, и мои родители так же редко ходили за грибами в лес. Видимо, они считали время, затраченное на поиски грибов, напрасно потерянным временем. Так было много в доме работы!

Как то мама с отцом все же сходили в лес за грибами. Они принесли грибы маслята. Нажарили их целую сковороду.

 

И я, и Владимир, попробовав по пол- ложки этой еды, есть не стали. Отец, и, особенно, мама поели жареных грибов с аппетитом. Это было в обед. А к вечеру обоим стало плохо. Их стало тошнить, рвать. Кружилась голова, поднялась температура. Они поняли, что отравились грибами. Начали пить воду, чтобы промыть желудок. Вызвали врача. Два или три дня мама сильно страдала желудком. Все очень перепугались. Это было тяжелое отравление несъедобными грибами, ложными маслятами.

 

 

 

Какие грибы встречаются в Саратовской области? На этой территории произрастает более двух тысяч видов грибов. Примерно около ста пятидесяти из них пригодны к употреблению в пищу. Однако среди местного населения популярностью пользуются не более двадцати видов. Грибники собирают грузди, подберезовики, маслята, белые грибы Известно, что съедобные грибы лучшим временем для их сбора считается осень Молодые грибочки рекомендуется собирать через два-три дня после дождя.. Чаще других в лесах можно встретить: подберезовики; белые грибы; грузди; подосиновики; рыжики; лисички; маслята; опята Как известно, рыжики любят песчаные почвы, Маслята —распространены в смешанных и сосновых лесах.

Где собирать грибы в Саратовской области?

Съедобные грибы чаще всего растут на солнечных возвышенных местах, хорошо прогревающихся солнцем лесных опушках, продуваемых сосновых борах, в редких осинниках, светлых дубовых и березовых рощах, на старых лесных тропах.

На карте указаны районы, где наиболее часто грибы массово выходят на поверхность почвы.

 

 

Съедобные опята обладают приятным резковатым грибным ароматом, а ядовитые пахнут плесенью или сырой землей. Если есть сомнения в подлинности гриба, положите его в воду: ложные грибы почернеют или посинеют.

В хозяйстве нашей семьи, наравне с другими полевыми культурами, выращивалась конопля. Это не было редкостью для крестьянских хозяйств села.

Уже в древности, конопля использовалась для производства одежды, постельного белья, веревок и канатов, полотна, парусной ткани, штор, гардин, сумок, а также бумаги.

Россия в этом отношении, была мировым производителем. Пеньковые веревки, канаты, тросы были наилучшего качества, и составляли 80% всей продукции из конопли на Западе с 1740 до 1940г.

Культивирование конопли произошло при Пётре I. Он ввёл государственную монополию на экспорт пеньки и самолично проверял качество

 

Ведь она поставлялась за границу: в Англию, Голландию и прочие морские державы – такелаж их флота на 90% состоял из русского пеньковолокна. В России производилось около 140 тыс. тонн пеньки, что составляло 40 % производства пеньки в Европе.

Как сеять, выращивать, в какое время убирать с полей коноплю, я, в то время, не знал, да и сейчас, говоря откровенно, не знаю. Но обработку уже выращенной конопли я видел своими глазами.

Конопля в снопах сушилась, обмолачивалась, замачивалась в речке, воде (несколько месяцев). Далее снова сушилась, мялась, что бы отделить волокна от костры. Далее волокна мялись в ступках и чесались на гребнях. Прялись обычно на веретена и далее пряжа ткалась на домашних ткацких станках. Холсты шли на разную потребу: одежда, обшивка варежек, носков и т.д.

 

Выращивание конопли

Вымачивание конопли: снопы укладывали в речку ввиде плота в два- три слоя. Утапливали снопы грузом, погружая их полностью в воду.

Как известно, стебель — основная продуктивная часть конопли — в зависимости от условий возделывания и сорта, в высоту может достигать до 5 метров, а в диаметре — до 5 см.

В поперечном разрезе он состоит из трёх основных слоев: коры /луба/ — 30-40%, древесины — 60-70% и сердцевины.

Кроме того, конопля даёт семена, которые используются, главным образом, как посевной материал.

Наиболее известный продукт, получаемый из конопли - волокно, которое известно многим под названием «пенька».

Полотно для одежды и постели, домашние верёвки и упряжь для лошадей, рыбацкие сети,— всё делалось из пеньки.

Ткань, которую получают из конопли, широко использовали в мореходстве.
Эта натуральная ткань единственная, которая совершенно не портится при контактах с соленой морской водой.

На Руси нехитрую еду заправляли, как правило, конопляным маслом. В общем, нельзя было на селе жить без конопли.

 

Конопля принимает участие тем или иным образом в функционировании ниже изображенных объектов жизнеобеспечения.

Со временем учёные изменили природу пола этой культуры: вдвое увеличили содержание волокна в стеблях и довели его до 30 и больше процентов.

До недавнего времени сдерживающим фактором расширения посевных площадей под коноплёй являлось содержание в ней наркотических веществ.

И вот недавно, решая проблему борьбы с наркоманией, впервые в мировой практике учёные Института лубяных культур вывели практически безгашишную коноплю.

 

 

— Отличительной особенностью конопли является большое накопление в её стеблях древесины (костры).

Костра содержит 40-48% целлюлозы, 26% лигнина, 22% пентозанов и другие химические вещества.

Из костры можно получить этиловый спирт, фурфулол, лигнин, топливо для котельных На пенькозаводах она используется, как топливо.

— В семенах конопли содержится 30-39% масла, которое извлекается механическим путем, и 18-25% белка.— Масло конопли служит сырьём для изготовления лаков, красок, олифы, линолеума, маргарина, мыла, медицинских препаратов, как консервант для пищевых продуктов и просто в пищу в натуральном виде.

— Из 10 кг конопляных семян получают около 6,5 кг жмыха



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: