Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Г. Дальнереченск
Программа воспитательной работы
1 «Б» класса
Классный руководитель – Мельник С.В.
Основной идеей программы является создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей сознательную деятельность учеников, учителей и родителей.
Миссия программы - предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для развития интеллектуальных и творческих способностей, формирование их ключевых компетенций; вовлечение родителей в совместную деятельность класса; развитие социального партнерства.
Программа воспитательной работы разработана на 4 года и рассчитана для учащихся 1-4 классов.
Этапы построения воспитательной программы:
Воспитательная система проходит в своем развитии несколько стадий (зарождение, становление, период зрелости, преобразование). На основе их учета составлены этапы развития воспитательной системы класса и ее место в общешкольной системе воспитания.
1. 1 класс. Главная задача учителя – помочь детям безболезненно адаптироваться к школьной жизни. В этот период происходит изучение личностных качеств учащихся.
2. Во 2 классе устанавливаются более тесные контакты между учениками, родителями и учителем. В этот период важно создать благоприятные условия для самореализации, саморазвития личности всех участников образовательного процесса, способной к индивидуальной интеллектуальной и творческой деятельности.
3. 3 класс. Между 9-м и 10-м годами жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъектную роль, вступая в широкий круг общественных поручений. Поэтому этот этап характеризуется проектированием образа жизнедеятельности классного коллектива через организацию самоуправления.
4. 4 класс – важный этап в жизни школьников, они начинают интересоваться самим собой, сравнивать себя с другими. Это этап перехода из школы 1 ступени в школу 2 ступени. Целью этого этапа является создание условий для наименьшего негативного сопротивления в адаптивный период между переходом из начальной школы в основную.
Цель воспитательной программы
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
· элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
· представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
· элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
· первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
· различение хороших и плохих поступков;
· представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
· элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
· уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
· установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
· первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
· уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
· элементарные представления об основных профессиях;
· ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
· элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
· элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
· понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
· развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
· ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
· элементарный опыт природоохранительной деятельности;
· бережное отношение к растениям и животным.
Принципы (ценности) построения образовательного процесса:
Наиболее значимые ценности программы - самоактуализация, сотрудничество, индивидуальность, субъектность, выбор, творчество, успех, доверие. Эти ценности служат принципам воспитательной системы школы:
v Принцип самоактуализации
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно создать такие условия, чтобы побудить его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.