Глава 1. Общая характеристика формирования и защиты права на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности




Содержание

Введение ……………………………………………………………......3-8

Глава 1. Общая характеристика формирования и защиты права на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности………………………………………………………………....9-23

1.1. Понятие деловой репутации как правовой категории……………………………………………………….9-16

1.2. Основы формирования права на деловую репутацию……………………………………………………..17-23

Глава 2. Правовая природа деловой репутации юридического лица………………………………………………………………………….24-46

2.1. Понятие и нормативно – правовое регулирование деловой репутации юридического лица…………………………………………….24-33

2.2. Основные проблемы защиты права юридического лица на деловую репутацию……………………………………………………………………34-46

Глава 3. Компенсация морального вреда как способ защиты деловой репутации…………………………………………………………………….47-65

3.1. Понятие морального вреда и основания для его компенсации………………………………………………………………….47-55

3.2. Правовые проблемы компенсации морального вреда при защите деловой репутации………………………………………………………….56-65

Заключение …………………………………………………………..66-69

Список использованной литературы ……………………………..70-74

Введение

В настоящее время от представления окружающих, знакомых, партнёров, клиентов, контрагентов зависит очень многое. Хорошая деловая репутация обеспечивает её обладателю желаемую позицию в обществе, некоммерческие организации получают за счёт своей репутации необходимые для достижения установленных целей уважение и доверие, а коммерческие уменьшают свои расходы и увеличивают прибыль. Деловая репутация один из тех рычагов, что движут современным деловым миром.

Законодательство должно отвечать важнейшим социально-экономическим тенденциям, подстраиваться под них, корректировать их ради всеобщего блага.

Целью представленного исследования является формирование адекватного подхода к регулированию отношений, связанных с защитой деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, проведение комплексного теоретического исследования деловой репутации юридического лица на базе анализа доктрины, гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства зарубежных государств и судебной практики. При этом ставятся такие задачи, как исследование современных подходов к правовой охране деловой репутации, анализ их соответствия текущим потребностям и перспективам развития экономики и общества, изучение слабых сторон отечественного законодательства, выбор адекватной системы правового регулирования, а также исследовать правовую природу деловой репутации юридического лица, определить подходящий правовой режим деловой репутации юридического лица, определить природу и обосновать критерии компенсации вреда, наносимого деловой репутации юридического лица, на основе результатов анализа доктрины, законодательства и судебной практики выработать и обосновать наиболее эффективные механизмы гражданско-правой защиты права на деловую репутацию юридического лица. Актуальность исследования. Анализ современного законодательства, судебной практики и существующих научных трудов в области защиты неимущественных прав и интересов, в т.ч. интересов, связанных с неприкосновенностью деловой репутации, показывает, что текущий подход государства к регулированию указанных отношений не в полной мере отражает значение, придаваемое ныне деловой репутации и неимущественным интересам в целом, зачастую не обеспечивает полноценной охраны данных интересов (особенно в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности) и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Говоря о гражданско-правовой защите деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, следует отметить существование значительного количества исследований, так или иначе затрагивающих данную проблематику. Тем не менее, подавляющая часть работ носит прикладной характер и посвящена отдельным вопросам защиты деловой репутации (вопросы компенсации нематериального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих деловую репутацию, соотношения права на защиту деловой репутации со свободой слова и свободой выражения, мнения, доказательств и доказывания по соответствующим делам и др.)

Существует потребность в комплексном исследовании категории деловая репутация юридического лица, в том числе требуется произвести исследование общественных отношений по поводу данного объекта и его правой природы в целях выработки наиболее подходящего правового режима. Очевидно, что деловая репутация юридического лица и репутация физического лица - это разные по своей природе правовые категории, потому они не могут рассматриваться и регулироваться аналогичным образом. По сути можно констатировать существование двух различных субинститутов гражданского права. Однако законодательство данной специфики не учитывает. Результаты анализа судебной практики свидетельствуют о наличии существенных проблем при рассмотрении дел о защите деловой репутации юридических лиц.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с формированием, использованием и защитой деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Предметом представленного исследования выступает правовое регулирование указанных общественных отношений, выраженное в форме законодательных установлений, а также правоприменительная практика, связанные с защитой деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.

Для достижения поставленной цели и решения указанных задач диссертантом был использован комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания. К числу общенаучных философских методов, использованных в процессе исследования, относятся анализ (системный, исторический, грамматический, формально-логический и пр.), анализ, синтез, аналогия. Среди примененных частнонаучных методов познания следует отметить методы сравнительного-правового, структурно-функционального и формально-юридического анализа.

Теоретическую базу исследования составляют научные труды по гражданскому, коммерческому и административному праву, а также по общей теории права. Основные выводы и положения настоящего исследования опираются на теоретический фундамент, созданный трудами отечественных и зарубежных правоведов, а именно Г. Ф. Шершеневич, П. П. Цитович, М. М. Агарков, С. С. Алексеев, А. В. Белявский, С. Н. Братусь, В. П. Грибанов, О. С. Иоффе, Е. А. Флейшиц, А. Л. Анисимов, В.А. Белов, А. А. Власов, Р. Е. Гукасян, Н. Д. Егоров, Ю. Г. Иваненко, Л. О. Красавчикова, Е. А. Крашенинников, А. Л. Маковский, М. Н. Малеина, Н. Ю. Никуличева, А. П. Сергеев, К. И. Скловский, А. Ф. Суржик, Е. А. Суханов, Ю. К. Толстой и др.

Основные положения, выносимые автором на защиту:

1. Необходимость понимания деловой репутации именно как имущества вытекает и из смысла п. 2 ст. 1027 ГК РФ о договоре коммерческой концессии, в котором предусматривается право использования одной стороной (пользователем) деловой репутации другой стороны (правообладателя). Позиция признания за деловой репутацией экономического значения прослеживается и в ст. 1042 ГК РФ, согласно которой товарищ вправе вносить в общее дело не только деньги, иное имущество, знания, навыки и умения, но и деловую репутацию, и деловые связи. Вместе с тем даже произошедшие новации гражданского законодательства не привели к изменению общих положений ГК РФ: их содержание свидетельствует о сохраняющемся советском подходе к пониманию деловой репутации и, как и прежде, она отнесена к нематериальным благам (см. ст. 150 ГК РФ), которые по общему правилу не подлежат денежной оценке и, следовательно, не имеют экономического значения. Такой подход, бесспорно, нуждается в изменении. При характеристике нематериальных благ обычно подчеркивается, что они: 1) лишены экономического содержания и не подлежат денежной оценке; 2) неразрывно связаны с личностью их обладателя, вследствие чего не могут ни передаваться другим лицам, ни прекращаться по каким-либо основаниям, не допускают возможность отчуждения; 3) ограничены одним требованием, суть которого состоит в том, чтобы осуществление этих прав одним лицом не нарушало прав другого лица (ст. 17 Конституции РФ).

2. Все когда-либо существовавшие в России механизмы правового регулирования данных отношений предполагали лишь защиту деловой репутации как законного интереса, в крайнем случае законодатель позволял прибегать к определенным правовым средствам при возникновении угрозы причинения вреда репутации. Однако ни прав, ни обязанностей, возникающих до указанного момента, законодательство не устанавливало и до сих пор не устанавливает. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что отечественное право не знает полноценного субъективного права на деловую репутацию, обеспечивая в предусмотренных случаях и пределах лишь защиту интересов, связанных с формированием и защитой позитивной (положительной) деловой репутации (субъективное право на защиту деловой репутации).

3. Индивидуальные предприниматели при доказанности общих условий деликтной ответственности (наличия противоправного деяния, неблагоприятных последствий для индивидуального предпринимателя в виде морального вреда, причинно-следственной связи между противоправным деянием и возникновением неблагоприятных последствий на стороне индивидуального предпринимателя) имеют право на компенсацию морального вреда при нарушении их личных неимущественных прав, нематериальных благ (в частности, деловой репутации), а также в случаях, прямо предусмотренных законом, - имущественных прав, в том числе если вред индивидуальным предпринимателям причинен органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Компенсация морального вреда индивидуальным предпринимателям невозможна в случаях, когда основанием спора является нарушение имущественных прав индивидуального предпринимателя, при котором законом напрямую не предусмотрена компенсация морального вреда, и при этом нарушение личных неимущественных прав, нематериальных благ индивидуального предпринимателя в обоснование иска не указано и судами не установлено.

4. Возможность компенсации нематериального (репутационного) вреда юридическим лицам, несмотря на ее активное применение на практике, до сих пор не закреплена в российском законодательстве. В этой связи предлагается ст. 152 ГК РФ дополнить п. 9.1 следующего содержания: «Юридическое лицо, в отношении которого распространены порочащие деловую репутацию недостоверные сведения, вправе требовать компенсацию репутационного вреда. Наличие репутационного вреда предполагается в случае признания судом распространения ответчиком недостоверных и порочащих сведений о юридическом лице. Размер компенсации репутационного вреда определяется судом, исходя из размера убытков юридического лица; степени распространенности сведений; формы и степени вины потерпевшего; имущественного положения гражданина - причинителя вреда; истечения длительного периода времени после возникновения вреда; принятия мер нарушителем к добровольному сглаживанию последствий причиненного неимущественного вреда до предъявления иска в суд». Также можно закрепить минимальный размер компенсации репутационного вреда. Представляется, что наличие в законе точного минимального размера компенсации позволило бы судам иметь некий ориентир, который помог бы им в исчислении размера компенсации в зависимости от конкретной ситуации.

5. Обобщая основания применения мер гражданско-правовой защиты, автор делает вывод, что действующее законодательство допускает защиту деловой репутации непосредственно, без использования механизмов защиты иных законных интересов и прав, лишь в случаях, связанных с причинением вреда личности или имуществу, в связи с наличием явной опасности причинения такого вреда в будущем, а также в иных случаях, прямо указанных в законе и не связанных с причинением или угрозой причинения вреда: при распространении не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию, и сведений в СМИ, ущемляющих деловую репутацию.

В создавшейся ситуации, кроме указанных двух случаев распространения порочащей или ущемляющей деловую репутацию информации, не допускается защита от действий, посягающих на репутационные интересы, если эти действия прямо не запрещены законом, не влекут причинения или, по крайней мере, явной опасности причинения определенного и доказуемого вреда.

 

 

Глава 1. Общая характеристика формирования и защиты права на деловую репутацию субъектов предпринимательской деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: