Вывод: поколение не успевает осмыслить достижения НТП.




Становится очевидным, что важной особенностью социума является ускорение темпов обновлений и степени взаимосвязанности и взаимозависимости всех субъектов социума (индивида, слоя, класса, общества, государства). Это создаёт непредсказуемость и неопределённость, особенно в принятии решений. Неопределенность усугубляется еще и тем, что дифференциация знаний идет быстрее его интеграции. Существует более 15 тыс. научных дисциплин и около 2 тыс. ответвлений, течений, школ в конфессиональной деятельности, что нарушает целостность восприятия для интерпретации, принятия решений и последующих действий.

Темпы обновлений дополняются другими процессами. Стихийные бедствия провоцируют технологические катастрофы, и наоборот. Этнические религиозные, национальные столкновения, терроризм, порождает социальную напряженность. Это также вызывает неопределенность и непредсказуемость. Такое ускорение темпов изменений никогда не было в истории Земли. В результате на Земле сложилась пред резонансная существенно нелинейная, патологическая среда. При этом любое даже незначительное происшествие может стать «спусковым механизмом» для цепной реакции с катастрофическими последствиями, затрагивающие большинство людей в социуме. При этом необходимо отметить, что в происшествиях, особенно техногенного характера слабым местом в социальных и технических системах является ЧЕЛОВЕК. Но в то же время решение проблем особенно в условиях неопределенности зависит как раз от человека, от его духовно-интеллектуального потенциала.

Развитие духовно-интеллектуального потенциала человека не происходит, наоборот, его деятельность стандартизируется Эго рационально – технократической цивилизации, которая укореняется на планете Земля. Достаточно рассмотреть это не примере Интернет. Сеть – это прежде всего кибернетическая система, все узлы которой, в том числе и человек, должны подчинятся сетевой логике. Стандарты системы для всех её узлов являются абсолютной ценностью. Любое отступление от законов «сетевой логики» и «стандартов сети» может привести к тому, что тот или иной узел (человек) будет просто заблокирован или просто «удален» из системы. Таким образом, можно будет манипулировать практически всем сетевым сообществом, фактически человек становится придатком сети.

В целом деятельность технократической цивилизации направлена на воспроизводство «капитала» и «техноэргосферы », а не на развитие человека. Уместно отметить, что для обеспечения биологической потребности человека необходимо10% от всей энергии производимой человеком на планете Земля. «…технократическая цивилизация задала ложный и опасный вектор движения, не вписанный в космическую логику и духовно божественную матрицу жизни Вселенной и планеты Земля» /Ивашов Л. Опрокинутый мир. - М: Книжный мир; 2016, 414с./. Опасный вектор движения технократической цивилизации укореняется с помощью стандартов. В настоящий момент мировой опыт создания эффективных систем менеджмента обобщен и представлен в международных стандартах качества ИСО 9000 – 2000. В этих стандартах места человеку нет.

Ведущие социологи мира дают основные характеристики, складывающейся жизни социум технократической цивилизации. Они следующие: «отчуждение» и «обмирщение», что создает условия для господства ЭГО – рационально-технократического мышления, рассудочного по своей сути. Оно экспоненциально потребляет ресурсы всех видов во все увеличивающихся количествах (Э.Пестель). М.Кастелсс отмечает, что кошмар человечества, порожден видом наших машин, которые захватывают власть над нашим миром, находятся по-видимому, на грани превращения в реальность – но не в форме роботов, отнимающих у людей рабочие места или правительственных компьютеров, которые устраивают полицейский контроль над нашей жизнью, но в виде электронной системы финансовых операций / Гидденс Э. Социология. - М: Едиториал УРСС, 2005, С.585/. Ж.Бодрияр указывает: «… союз науки и технологии направлен на преодоления принципа реальности и тем самым создается не очевидное. … Парадокс состоит в том, что мы надеемся найти доступ к ним на основе информации и коммуникации, но при этом неопределенность отношений только увеличивается. Посылая проклятия техники человечество, тем не менее, вступает со своими клонами на бесконечный путь по ленте Мебиуса» / Бодрияр Ж. Прозрачность зла. – М, 2000, С.35 /.

Ещё в1938 году В.Шубарт отмечал, что порядок жизни на Земле «не вписанный в космическую логику и духовно-божественную матрицу жизни Вселенной и планеты Земля» /Европа и душа Востока/. На международной конференции в 1983 г. в Нью – Йорке участники пришли к вывод, что происходит «смыслоутрата» (meaninglessness) и провал соответствия (relevance gup).

Тейяр де Шарден отмечал, что «машинизация и автоматизация должна быть освободительной для духа»/Феномен человека/.

Как найти выход и создавшегося положения?Л.Ивашов указывает на необходимость «единой системы знаний и взглядов на мир»/Опрокинутый мир/.

Встает вопрос: «Какова может быть единая система взглядов?». Обобщая результаты исследования российских православных философов можно сделать следующее утверждение. С точки зрения человекосообразности и экологосообразности на данном этапе развития цивилизации более адекватным является ВР (высшая реальность ), мир - живой организм «порядок из порядка».

Универсум, мир в целом, очевидно, проявляет деятельность. Тогда, если есть деятельность, значит, есть деятель, субъект. При этом ключевым понятием является субъектность. Субъектность это вся полнота живой реальности, которую я не наблюдаю из вне, а непосредственно имею в себе, как потенциальную жизнь Универсума, раскрывающеюся в себе. Это внутренняя самораскрывающаяся реальность, имеет конкретную полноту и субстанциональную глубину. При этом все внешнее и объективное существует для меня, доступно мне и имеет для меня значение лишь в его отношении к этому первичному непосредственному бытию для меня.

мир в целом организован и организован разумно.

О = О(п) + Х,

О – организованность, О(п) – организованность, как функция порядка, Х – хаос. Целое нормирует параметры частей, первична беспредельность, вечность

«Вселенная в целом дана нам в одном экземпляре, поскольку Вселенная, мир в целом – это все то, кроме чего нет ничего (включая и это «ничего»). Она устроена, если следовать Циолковскому, не глупее, чем устроен человек. Организованность Вселенной обусловлена законом «золотого сечения», оптимизирующего взаимодействие частей и целого и минимизирующего использования вещества и энергии» (Г.В.Чефранов).

Можно совместить деятельность (субъектность) и субстанциализм в виде субстанциального деятеля (СД).

СД = СДi + Д,

СДi - потенциальное, должное, идеальное (деонтология); Д – актуальное, сущее, материальное (онтология).

Эйдос Ч Е Л О В Е К О В О С Т Ь ведущее свойство СД, основанное на антропном принципе.

Возможно ли появление такого «удивительного» субъекта?

«… это субъект, способный, благодаря имеющейся у него универсальной матрице мышления, постичь и перевести на язык рациональных понятий абсолютно любой опыт и воспроизвести его самостоятельно, в собственных условиях места и времени» (выделено Ю.А.). /Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М, 2002, С.232/.

Возникают вопросы. Как стать таким субъектом? Возможно, ли стать таким субъектом.

Для этого, прежде всего, нужно понимание необходимости новой парадигмы, новой картина мира, - не причинного, а синхронного типа связи, - когда каждое явление само себе причина и следствие. Такая картина мира требует нового мышления, – суть которого в целостности, многомерности, «голографичности», - способности схватывать мир объемно, в целом и в каждой точке. Это мышление будет знаменовать смену моноцентрической модели на полицентрическую, как синтез культур, объединенных верой.

ВЕРА,-нечто, объемлющая все познавательные способности субъекта познающего и дающее ему силу называть себя сверх того ЧЕЛОВЕКОМ, как конечным существом, ставящим себе бесконечные задачи и носящим в себе образ этой «Бесконечности».

Полицентричный мир возможен тогда, когда, когда мировоззрение центров (доминирующих государств) будет объединено общей идеей, - мир «живой организм», он - Космический Субъект. Представление об этом в явном или неявном виде таится в недрах мировых конфессий и учений. Для этого в общественном и индивидуальном сознании должно быть укоренено специфическое понимание ключевых понятий: «вера», «разум», «религия», «субстанция», «субъектность», особенно «культура», которая должна быть положена в основании общества. При этом её ядром является «культура ума», имеющая трех аспектную структуру: эмпиризм, рационализм, трансцендентность. Когда одномоментно осуществляется динамическое равновесие трех аспектов ума, которое обуславливается направленностью на ВР «+», тогда может возникнуть НООСФЕРА. Это необходимое условие становления ноосферы. А достаточным условием становления полицентричного мира, в свою очередь, является ноосфера. Возможно ли это?

Заключение. Перспектива – Общечеловеческая Автоматизированная Система Коллективного

Знания (ОАС КЗ)

Глобальной проблемой современности является не только выживание человеческой цивилизации, но и проблема гармоничного развития Человека, Общества и Природы, что в свою очередь является необходимым условием выживания цивилизации. Внешние неблагоприятные условия –«внешний хаос» и «внутренний хаос» (стихийная деятельность людей) – создаёт катастрофическую, кризисную ситуацию. Для цивилизации в целом всё более и более важной становится проблема объединение усилий всех людей для решения задач, которые стоят или могут стать перед человечеством при подходе к точке бифуркации в настоящем периоде. При этом оперативное объединение и концентрация интеллектуальных сил является необходимым средством. Встаёт вопрос как это сделать?

Полиаспектный анализ ситуации в обществе и тенденции развития НТП и, средств информатики (особенно системы искусственного интеллекта), приводит к выводу о необходимости, неизбежности и возможности проектирования, разработки и создания информационной основы общества – Инфосферы, - как необходимого условия, основания для создания носителя и становления Ноосферы. Фактически это программа реализации «общегосударственной автоматизированной системы коллективного знания» (ОАС КЗ). Цель ОАС КЗ – развитие сущностных сил Человека. С экологической точки зрения – это защита интеллектуального фонда и духовно-нравственного потенциала государства от Хаоса Автоматизации и Автоматизации Хаоса. (Автоматизмы – это прежде всего стереотипы мышления и догматизмы общества, стандарты. Вспомним, что предельная рациональность приводит к иррациональности.).

Какой должна быть ОАС КЗ?

Учитывая вышесказанное, возможна концепция ОАС КЗ как совокупность пространств знаний:

- глобального, общезначимого, вневременного;

- объективного, междисциплинарного, локального, конкретно-предметного;

- субъективного, как совокупность индивидуальных пространств знаний;

- промежуточного, осуществляющего взаимодействие между всеми пространствами.

В структуре ОАС КЗ должен быть реализован процессуальный, деятельностный и рефлексивно-отражательный подходы. Это существенно дополнит уже известные подходы к созданию национальных информационных систем: ресурсный, коммуникационный, языково-процедурный, и инструментально-операциональный. Наш подход может быть назван сущностным. Индивидуальное пространство знаний при взаимодействии с основными структурами ОАС КЗ формирует ответы на вопросы: «Кто Я? Где Я? Куда иду? Зачем?» В целом ОАС КЗ – это средство и среда для самореализации, саморазвития и самоутверждения каждого гражданина (в информационном плане). В основе ОАС КЗ должны быть положены знания о космогеобиоритмике как носители информативного содержания, разворачивающегося в космогеобиодинамику в пространствах коллективного знания. В истории Земли у разных цивилизаций эти знания существовали. В Индии – Веды; В Китае – И-Цзин (классическая книга перемен); у славян и германских племен – Руны; В древней Греции в храме Аполлона в Дельфах оракул отвечал на запросы, а пифии их толковали и интерпретировали.

По мнению Л.Ивашова, в коллективные знания должны быть включены три системы познания мира: научно-материалистическая, религиозно-идеалистическая, мистико-эзотерическая. Мы с ним солидарны в этом. В эту систему знаний должны быть включены все знания, которые накопило человечество для развития человека и общества.

Встаёт вопрос, как создавать ОАС КЗ? С чего начать?

 

- Создать единую общегосударственную систему обработки данных.

- Создать человеко - сообразный интерфейс, рассчитанный на разный уровень сознания и мышления с включением системы программированного обучения.

- Полностью автоматизировать делопроизводство и документооборот.

- Разработать формы пространств знаний.

- В создании и развитии ОАС КЗ должны участвовать все членены общества.

Программа создания ОАС КЗ актуальней, важней, сложней и глубже, чем программа полета на Луну или Марс.

ЭТО НЕ УТОПИЯ!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: