Тема 2. Психологические закономерности общения. Специфика их проявления и особенности реализации в следственной деятельности




Лекции - 6 часа

Семинары – 2часа

Практические занятия – 10 часов

Содержание темы. Проблема этики профессионального общения в психологии и в социальной практике. Психологические механизмы влияния этических норм взаимодействия на эффективность общения следователя.

Общение как технология достижения эффективности в социальном взаимодействии личности. Сущность и функции общения. Роль общения в профессиональной деятельности следователя.

Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения. Зависимость успешности социального функционирования личности следователя от ее коммуникативной компетентности.

Коммуникативная (информационная) сторона общения. Модель коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры в общении. Приемы и способы эффективной коммуникации в деятельности следователя.

Самопрезентация и имидж как факторы эффективного общения. Психологические механизмы влияния имиджа на эффективность общения в практической деятельности. Технологические схемы формирования действенного имиджа.

Перцептивная сторона общения. Технология точного восприятия в деятельности следователя.Роль точности восприятия партнера по общению. Психологические механизмы социальной перцепции. Ошибки и эффекты, возникающие при построении образа другого. Приемы и правила построения точного образа партнера по общению. Сущность межличностной коммуникации. Невербальные средства и техники общения. Вербальные техники общения.

Основные формы взаимодействия в общении. Специфика профессионального общения следователя. Коммуникативные качества следователя. Реализация профессионально важных личностных качеств в профессиональном общении.

Психодиагностика готовности личности к взаимодействию с соблюдением этических норм общения в деятельности следователя. Методы психодиагностики коммуникативной компетентности личности. Психодиагностические средства оценки установок, мотивов, ориентаций, стратегий, навыков личности в общении. Технологии эффективного воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности.

Сущность взаимодействия и воздействия в процессе общения. Техники выявления ведущей модальности партнера. Приемы эффективного присоединения и ведения его в процессе общения. Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Методы и средства воздействия на партнера по общению. Особенности взаимодействия с партнерами-манипуляторами.Специфика личностно-группового общения. Виды личностно-группового общения: публичные выступления, служебные совещания, групповое принятие решений, брифинги и др. Психологические условия эффективного осуществления общения следователя с различными категориями граждан.

Методические указания. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения. И профессиональная деятельность следователя не исключение.

Средства общенияможно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека другому. Кодирование информации – это способ передачи ее от одного к другому. Информация может передаваться с помощью вербальных и невербальных средств.

Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств. У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При этом важно понимать, что в реальности мы имеем дело с процессом общения, как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация, в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации - побудительную и констатирующую;

Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность;

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия «социальных объектов».

В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается, прежде всего, в следующих процессах и феноменах:

· процессе обратной связи;

· наличии коммуникативных барьеров (барьеры избегания и авторитета - это защита от «источника» коммуникации, а непонимания - от самого сообщения);

· феномене коммуникативного влияния;

· феномен существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального).

Профессиональное общение сотрудников ОВД характеризуется рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям деятельности правоохранительных органов. Среди них:

1) Специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Следовательно, круг участников общения ограничен (пострадавшие, свидетели, правонарушители), что определяет содержание общения, его цели.

2) Наличие множественности целей в каждом акте общения. В каждом акте общения кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоление социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждение преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения.

3) Конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение - преступление или правонарушение - ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях.

4) Формализация общения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами (Уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК). Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса) и гибкой (оперативное общение). Целями формализации являются: защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок, а также усиление активности участников общения.

5) Специфика психических состояний участников общения. Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон психическое состояние характеризуется следующими особенностями:

- повышенным нервным напряжением в связи с высокой ответственностью за результаты общения;

- доминированием отрицательных эмоциональных состояний.

6) Особое значение психологического контакта, в частности, начальной атмосферы взаимодействие, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения.

Профессионально важные личностные качества юриста, от которых в первую очередь зависит успех общения:

· Знание психологии другого человека,ценностных ориентаций, которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, что человек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимо быть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация на исполнение документа. В результате действия негативных факторов в профессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки других людей, в первую очередь на слабости, ошибки.

· Качества, определяющими особенности психических познавательных процессов, предполагающие: достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению; наблюдательность, способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это с существенными явлениями в личности партнера по общению; особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.; особенности мышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки в различных ситуациях; интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека. У людей без развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка — приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

· Эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человек сопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

· Умение человека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером.

· учитывать возрастные, профессиональные и индивидуальные особенности личности.

Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться с другим человеком. Поэтому для юриста жизненно необходима высокая профессионально-психологическая подготовка по организации профессиональных кон­тактов. Их эффективность напрямую зависит от знания психологичес­ких особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т. д.), наличия конкретных психологических умений, позволяющих психологически грамотно подходить к конструированию актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации решение служебных задач.

Вопросы к семинару:

1. Понятие, структура и функции общения.

2. Коммуникативная сторона общения, специфика ее проявления на стадии предварительного следствия.

3. Перцептивная сторона общения, специфика ее проявления на стадии предварительного следствия.

4. Интерактивная сторона общения, специфика ее проявления на стадии предварительного следствия.

5. Специфика профессионального общения сотрудников ОВД.

 

Доклад: «Имидж сотрудника ОВД и его влияние на эффективность профессиональной деятельности»

Доклад: «Невербальные средства общения в профессиональной деятельности следователя»

Практическое занятие №1

Форма проведения занятия: групповая с распределением на игровые роли и групповая дискуссия.

Место проведения: учебная аудитория

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков общения в ситуации применительно к деятельности следователей.

Учебные вопросы по теме:

Вербальное и невербальное общение. Диагностические признаки психологических особенностей личности, которые могут повлиять на процесс общения в служебно-профессиональной деятельности следователя. Возрастные особенности личности, оказывающие влияние на процесс и результат профессионального общения.

Подготовка к проведению занятия.

1. Курсанты (слушатели) в часы самоподготовки изучают основные положения, изложенные в учебных пособиях, рекомендованной литературе по рассматриваемой теме.

2. Заблаговременно до проведения занятия в учебной группе проводится консультация. Курсанты (слушатели) ставятся в известность о том, что при проведении занятий они будут выполнять роли в различных ситуациях профессионального общения по заданному сценарию.

3. В часы самоподготовки курсанты (слушатели) должны уяснить вопросы поставленные передними по представленному сценарию ролевой игры и ответы записать в рабочую тетрадь.

Порядок проведения занятия

1. Преподаватель, проверив наличие слушателей, объявляет тему, вопросы, цели, план проведения занятия, время отведенное для него.

2. Дает краткое обоснование важности рассматриваемой темы, спрашивает курсантов (слушателей) о психологических особенностях профессионального и служебного общения в деятельности следователей, при необходимости ставит перед курсантами (слушателями) контрольные вопросы.

3. Уточняет роли.

4. Проверяет готовность к занятиям курсантов (слушателей), выполняющих роли по подготовленному сценарию ситуаций профессионально-служебного общения.

5. Распределяет время занятия.

6. После краткого вступления следит за ходом ролевой игры, вносит свои коррективы.

7. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей), отвечает на их вопросы.

8. Предварительно по каждой ситуации общения в деятельности следователя готовятся сценарии и алгоритм деятельности следователя по управлению процессом общения.

9. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов.

Практическое занятие №2

Форма проведения занятия: просмотр учебного фильма «Психология общения», анализ полученной информации, проведение групповых упражнений для отработки навыков вербального общения.

Место проведения: учебная аудитория

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков общения в ситуации применительно к деятельности следователей.

Учебные вопросы по теме:

Вербальное общение. Диагностические признаки психологических особенностей личности, которые могут повлиять на процесс общения в служебно-профессиональной деятельности следователя. Возрастные особенности личности, оказывающие влияние на процесс и результат профессионального общения.

Проведение групповых упражнений для отработки навыков общения:

Упражнения на отработку приемов вступления в разговор с незнакомым человеком, поддержание разговора и эффективное его завершение.

Упражнение на установление и поддержание психологического контакта в процессе общения.

В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей), отвечает на их вопросы.

Практическое занятие №3

Форма проведения занятия: групповая дискуссия, проведение групповых упражнений для отработки навыков общения.

Место проведения: учебная аудитория

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков общения в ситуации применительно к деятельности следователей.

Учебные вопросы по теме:

Психолингвистический анализ речи подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей на предмет определения их профессиональной принадлежности, принадлежности к различным неформальных группам, определения этнической группы, уровня образования и его направленности, круга интересов, эмоциональности, агрессивности, доминирующего анализатора в восприятии информации.

Контент-анализ речевых высказываний собеседника на предмет их правдивости и ложности.

Определение ложных высказываний по невербальным признакам собеседника.

Проведение групповых упражнений для отработки навыков общения.

В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей), отвечает на их вопросы.

Практическое занятие №4

Форма проведения занятия: просмотр учебного фильма «Детектор лжи, жесты», анализ полученной информации, проведение групповых упражнений для отработки навыков невербального общения.

Место проведения: учебная аудитория

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков невербального общения в ситуации применительно к деятельности следователей.

Учебные вопросы по теме:

Невербальное общение. Диагностические признаки психологических особенностей личности, которые могут повлиять на процесс общения в служебно-профессиональной деятельности следователя. Возрастные особенности личности, оказывающие влияние на процесс и результат профессионального общения.

Проведение групповых упражнений для отработки навыков невербального общения:

Упражнение на отработку приемов невербального общения «Таможня».

В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей), отвечает на их вопросы.

Практическое занятие №5

Просмотр и анализ учебного фильма «Социально-психологический анализ молодежных неформальных объединений».

Упражнение на использование различных стилей в общении при взаимодействии с разными категориями граждан.

Подведение итогов по пройденному материалу. Обсуждение вопросов вербального и невербального общения, закрепление пройденного материала.

Тема 3. Психологические особенности предварительного расследования

Лекции –4часа

Семинарские занятия- 2 часа

Практические занятия – 8 часов

Содержание темы. Психологическая характеристика основных следственных действий. Психология осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о личности преступника. Особенности психической деятельности следователя на месте происшествия. Психология обыска и задержания. Психологические особенности поведения обыскиваемого и обыскивающего во время обыска. Общие социально-психологические условия ведения допроса. Психология допроса свидетелей и потерпевших. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Наиболее распространенные коммуникативные ситуации во время допроса. Психология лжи. Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельствования. Психология очной ставки. Психология опознания. Психология предъявления для опознания. Симультантное и сукцессивное узнавание. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего. Психология следственного эксперимента. Психология проверки показаний на месте. Нетрадиционные психологические методы в расследовании преступлений.

Методические указания. Как известно, качество предварительного расследования преступлений является основой эффективности всей правоохранительной деятельности в области уголовной юстиции, а процесс предварительного расследования включает в себя систему следственных действий.

Предварительное следствие - это процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным в настоящем.

Основным определяющим компонентом психологической структуры деятельности следователя является его познавательная активность по собиранию и исследовании самых разнообразных фактов. Она осуществляется в двух направлениях:

- восстановление самого события преступления и объективных условий, которые способствовали его совершению (т.е. все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием);

- познание личности субъекта, совершившего преступление в развитии механизма образования преступной установки, преступного умысла и субъективного отношения преступника к совершенному деянию.

В зависимости от обстоятельств дела осуществляются те или иные, но в первую очередь неотложные следственные действия, к числу которых относятся осмотр места происшествия, обыск, задержание обвиняемого (подозреваемого) и допрос.

Место происшествия - источник информации о личности преступника, поэтому первоочередным следственным действием, производство которого возможно до момента возбуждения уголовного дела, является его осмотр. Во многом именно итого этого следственного действия предопределяют дальнейший ход расследования. Психологическими особенностями осмотра места происшествия являются: незаменимость, неопределенность, неотложность и комплексность.

Специфической формой следственного осмотра в ходе предварительного расследования является обыск, который представляет собой следственное действие, в ходе которого путем поиска обнаруживаются объекты, имеющие значение для расследуемого дела либо социальную ценность, которые, как правило, целенаправленно сокрыты обвиняемым.

В психологическом аспекте обыск является сложным и специфическим действием, одним из доминирующих элементов которого является: принуждение по отношению к обыскиваемому.

Также одно из центральных мест среди следственных действий занимает допрос, он является неотъемлемым и обязательным при проведении любого расследования.

Допрос является одним из основных и наиболее психологизированным следственным действием, связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними.

Психологическими особенностями допроса являются: строгая регламентированность процедуры нормами уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которыми следователь наделяется функцией управления общением, принудительность общения, что влияет на психическое состояние последнего, а также тот факт, что результаты должны быть удостоверены в протоколе допроса.

Психологическое содержание деятельности следователя при проведении допроса включает в себя:

· изучение психологических особенностей личности допрашиваемого: его мотивов, интересов, особенностей темперамента и характера и т.д.;

· изменение психического состояния допрашиваемого: аффективного, фрустрационного и т.п.;

· установление психологического контакта с допрашиваемым и развитие доверительных отношений с ним;

· оказание правомерного психологического воздействия на допрашиваемого;

· использование тактико-психологических приемов для получения информации по расследуемому делу.

Сам допрос, как процессуальное действие имеет следующие стадии, каждая из которых наделена собственной психологической спецификой:

1.Психологическая подготовка к допросу.

2.Осуществление допроса.

3.Применение методов психологического воздействия.

4.Фиксация результатов допроса.

5.Анализ и оценка результатов допроса.

Очная ставка по своей сути может быть представлена как разновидность допроса, обладающая рядом специфических особенностей, к которым относятся:

1. По существу очная ставка разновидность допроса не одного, а нескольких лиц, преследующих собственные цели;

2. Производится при наличии противоречий, что приводит к эмоциональной напряженности между участниками;

3. Конфликтный характер приводит к необходимости постоянного наблюдения за участниками со стороны следователя;

4. Сильное средство психологического воздействия на участников.

Все остальные следственные действия (опознание, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, назначение ряда судебных экспертиз) объединяет то, что их осуществление возможно только после проведения допроса.

Вопросы к семинару:

1. Общие психологические закономерности следственной деятельности.

2. Психология осмотра места происшествия.

3. Психология допроса и особенности очной ставки.

4. Психологическая характеристика обыска и задержания.

5. Психологические аспекты опознания.

6. Психология следственного эксперимента.

7. Психология проверки показаний на месте.

 

Доклад: «Анализ психологических особенностей допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля»

Практическое занятие №1

Форма проведения занятия: групповая с распределением на игровые роли.

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели – развитие навыков и умений использования психологической составляющей в проведении первоначальных следственных действий.

Учебные вопросы по теме:

Психология осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о личности преступника. Особенности психической деятельности сотрудника правоохранительных органов на месте происшествия.

Подготовка к проведению занятия.

1. Курсанты (слушатели) в часы самоподготовки изучают основные положения, изложенные в учебных пособиях, рекомендованной литературе по рассматриваемой теме.

2. Курсанты (слушатели) ставятся в известность о том, что при проведении занятий они будут выступать в различных ролях: руководителя следственного подразделения, эксперта и других участников уголовного процесса.

3. В часы самоподготовки курсанты (слушатели) должны уяснить вопросы поставленные передними по представленному сценарию ролевой игры и ответы записать в рабочую тетрадь.

Порядок проведения занятия.

1. Преподаватель, проверив наличие слушателей, объявляет тему, вопросы, цели, план проведения занятия, время отведенное для него.

2. Дает краткое обоснование важности рассматриваемой темы, спрашивает курсантов о психологических особенностях предварительного расследования, при необходимости ставит перед курсантами (слушателями) контрольные вопросы.

3. Уточняет роли.

4. Проверяет готовность к занятиям курсантов (слушателей), выполняющих роли по подготовленному сценарию осмотра места происшествия.

5. Распределяет время занятия.

6. После краткого вступления следит за ходом ролевой игры.

7. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей). Отвечает на их вопросы.

8. Предварительно по каждому следственному действию готовится сценарии, которые должны содержать описание психологических особенностей, ролей участников уголовного процесса.

9. Составление психологического портрета лица совершившего преступление по следам, обнаруженным при осмотре места происшествия.

10. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов. Отвечает на их вопросы.

Практическое занятие №2

Форма проведения занятия: групповая с распределением на игровые роли.

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели – развитие навыков и умений использования психологической составляющей в проведении первоначальных следственных действий.

Учебные вопросы по теме:

Психология обыска и задержания. Психологические особенности поведения обыскиваемого и обыскивающего во время обыска.

Подготовка к проведению занятия.

1. Курсанты (слушатели) в часы самоподготовки изучают основные положения, изложенные в учебных пособиях, рекомендованной литературе по рассматриваемой теме.

2. Курсанты (слушатели) ставятся в известность о том, что при проведении занятий они будут выступать в различных ролях: руководителя следственного подразделения, эксперта и других участников уголовного процесса.

3. В часы самоподготовки курсанты (слушатели) должны уяснить вопросы поставленные передними по представленному сценарию ролевой игры и ответы записать в рабочую тетрадь.

Порядок проведения занятия.

1. Преподаватель, проверив наличие слушателей, объявляет тему, вопросы, цели, план проведения занятия, время отведенное для него.

2. Дает краткое обоснование важности рассматриваемой темы, спрашивает курсантов о психологических особенностях предварительного расследования, при необходимости ставит перед курсантами (слушателями) контрольные вопросы.

3. Уточняет роли.

4. Проверяет готовность к занятиям курсантов (слушателей), выполняющих роли по подготовленному сценарию обыска, выемки.

5. Распределяет время занятия.

6. После краткого вступления следит за ходом ролевой игры.

7. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей). Отвечает на их вопросы.

8. Предварительно по каждому следственному действию готовится сценарии, которые должны содержать описание психологических особенностей, ролей участников уголовного процесса.

9. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов. Отвечает на их вопросы.

Практическое занятие №3

Форма проведения занятия: групповая с распределением на игровые роли.

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели – развитие навыков и умений использования психологической составляющей в проведении первоначальных следственных действий.

Учебные вопросы по теме:

Общие социально-психологические условия ведения допроса. Психология допроса свидетелей и потерпевших. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Наиболее распространенные коммуникативные ситуации во время допроса. Психология лжи. Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельства. Психология очной ставки. Психология опознания. Психология предъявления для опознания. Симультивное и сукцессивное узнавание. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего.

Подготовка к проведению занятия.

1. Курсанты (слушатели) в часы самоподготовки изучают основные положения, изложенные в учебных пособиях, рекомендованной литературе по рассматриваемой теме.

2. Курсанты (слушатели) ставятся в известность о том, что при проведении занятий они будут выступать в различных ролях: руководителя следственного подразделения, эксперта и других участников уголовного процесса.

3. В часы самоподготовки курсанты (слушатели) должны уяснить вопросы поставленные передними по представленному сценарию ролевой игры и ответы записать в рабочую тетрадь.

Порядок проведения занятия.

1. Преподаватель, проверив наличие слушателей, объявляет тему, вопросы, цели, план проведения занятия, время отведенное для него.

2. Дает краткое обоснование важности рассматриваемой темы, спрашивает курсантов о психологических особенностях предварительного расследования, при необходимости ставит перед курсантами (слушателями) контрольные вопросы.

3. Уточняет роли.

4. Проверяет готовность к занятиям курсантов (слушателей), выполняющих роли по подготовленному сценарию допроса.

5. Распределяет время занятия.

6. После краткого вступления следит за ходом ролевой игры.

7. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей). Отвечает на их вопросы.

8. Предварительно по каждому следственному действию готовится сценарии, которые должны содержать описание психологических особенностей, ролей участников уголовного процесса.

9. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов. Отвечает на их вопросы.

Практическое занятие №4

Форма проведения занятия: групповая с распределением на игровые роли.

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели – развитие навыков и умений использования психологической составляющей в проведении первоначальных следственных действий.

Учебные вопросы по теме:

Психология следственного эксперимента

Подготовка к проведению занятия.

1. Курсанты (слушатели) в часы самоподготовки изучают основные положения, изложенные в учебных пособиях, рекомендованной литературе по рассматриваемой теме.

2. Курсанты (слушатели) ставятся в известность о том, что при проведении занятий они будут выступать в различных ролях: руководителя следственного подразделения, эксперта и других участников уголовного процесса.

3. В часы самоподготовки курсанты (слушатели) должны уяснить вопросы поставленные передними по представленному сценарию ролевой игры и ответы записать в рабочую тетрадь.

Порядок проведения занятия.

1. Преподаватель, проверив наличие слушателей, объявляет тему, вопросы, цели, план проведения занятия, время отведенное для него.

2. Дает краткое обоснование важности рассматриваемой темы, спрашивает курсантов о психологических особенностях предварительного расследования, при необходимости ставит перед курсантами (слушателями) контрольные вопросы.

3. Уточняет роли.

4. Проверяет готовность к занятиям курсантов (слушателей), выполняющих роли по подготовленному сценарию следственного эксперимента.

5. Распределяет время занятия.

6. После краткого вступления следит за ходом ролевой игры.

7. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей). Отвечает на их вопросы.

8. Предварительно по каждому следственному действию готовится сценарии, которые должны содержать описание психологических особенностей, ролей участников уголовного процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: