Тема 1. Психология следственной деятельности. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности следователя




Лекции– 2 часа

Семинары- 2 часа

Практические занятия – 2 часа

Содержание темы. Сущность и психологическая характеристика деятельности. Психологические особенности действий и деятельности. Психологическая структура деятельности и функции действия. Сущность поведения и поступка. Общая характеристика деятельности следователя. Основные направления профессиональной деятельности следователя. Психологическая структура следственной деятельности. Профессиональная компетенция следователя. Психологические требования к личности следователя. Психологическая готовность к деятельности следователя. Проблемы профессионально-нравственной деформации личности следователя.

Методические указания. Под деятельностью в психологии понимается внутренняя или внешняя активность человека, направленная на достижение поставленной цели.

Деятельность человека разнообразна: создание материальных ценностей, управленческая и организационная работа, научные исследования и т.д. Ориентиром и регулятором деятельности для человека является психика.

С точки зрения психологии деятельность:

- раскрывает богатство духовного и психического мира личности;

- социальная категория;

- связана с проблемами развития личности;

- активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с окружающим миром;

- разнообразна и многогранна;

- неоднозначна (имеется в виду противоправная деятельность).

Понятие профессиональной деятельности охватывает как профессиональную работу, так и профессиональное поведение, что связано либо с пребыванием на определенной должности, либо с исполнением соответствующего поручения.

Профессия следователя - это особый вид занятий людей, имеющих специальную подготовку, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами.

Общая характеристика профессиональной деятельности следователя:

· повышенная общественная значимость профессии, наличие властных полномочий с элементами принуждения, процессуальной самостоятельностью, высокой формализованостью социально-ролевой функции следователя, процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия;

· познавательно-поисковой и поисковой направленностью на восстановление события расследуемого преступления, образцов и лиц, причастных к нему и осведомленных о нем;

· экстремальными психологическими условиями следственной деятельности: многообразием, сложностью и творческим характером решаемых задач, связанных с раскрытием и расследованием преступления, повышенной ответственностью за принимаемы решения, другими факторами, вызывающими физическую и психологическую напряженность.

Для осуществления эффективной профессиональной деятельности следователя, человеку необходимо обладать психологической пригодностью, которая складывается из следующих компонентов:

1) профессионально важные качества – индивидуально-психологические качества субъекта труда, влияющие на успешность освоения и выполнения определенной профессиональной деятельности.

2) профессиональная мотивация – совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели профессиональной деятельности.

3) профессиональная подготовленность – система знаний, навыков, умений и профессионального опыта, позволяющих успешно осваивать и выполнять определенную профессиональную деятельность.

4) профессиональная готовность – активно-действенное состояние личности, мобилизованность сил для успешного освоения и выполнения определенной профессиональной деятельности.

5) профессиональная успешность – эффективность освоения и результативность выполнения определенной профессиональной деятельности.

6) профессиональная удовлетворенность – активно-оценочное состояние личности, возникающее на основе самооценки процесса и результатов профессиональной деятельности.

Раскрывая понятие следственной деятельности, нельзя не уделить особое внимание профессиональным качествам следователя, наличие которых необходимо для осуществления его профессиональной деятельности. Повышенная психическая напряженность и социальная ответственность работы следователя предъявляют особые требования к его личностным качествам.

Следователь должен обладать следующими характеристиками:

- мотивационно-ценностные особенности: высокий уровень правосознания и социальной ответственности, честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность, непримиримость в борьбе с правонарушениями, обязательность, добросовестность и исполнительность, дисциплинированность, развитая мотивация достижения и стремление к самоактуализации;

- познавательные качества: высокий уровень интеллектуального развития, гибкость мыслительных процессов, способность к анализу и обобщению информации, упорство при решении задач, умение прогнозировать, умение выделять в потоке информации главное и второстепенное, способность в реконструкции явлений по косвенным признакам, наблюдательность, творческое мышление, развитая интуиция, эрудированность, хорошая память, развитое произвольное внимание, познавательная активность, критичность к информации;

- коммуникативные качества: умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, умение понимать внутренний мир собеседника, его особенности, мотивы и психологическое состояние, коммуникативная компетенция (умение слушать, проницательность, доброжелательность, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, самоконтроль), широкий спектр стилей поведения в конфликте, наличие организаторских качеств, чувство юмора;

- личностные особенности: адекватная самооценка, самостоятельность и независимость, смелость, активность, ответственность и самоуважение.

Все эти качества являются гарантом эффективности профессиональной деятельности следователя.

 

 

Вопросы к семинару:

1. Юридическая психология и ее практическое применение в следственной деятельности.

2. Деятельность: понятие, функции, структура и психологическая характеристика.

3.Психологическая характеристика следственной деятельности и личности следователя.

 

Доклад: «Методы предупреждения и нейтрализации негативных проявлений профессионально-нравственной деформацией личности следователя»

Практическое занятие:

Форма проведения занятия: индивидуальная психологическая диагностика особенностей личности и групповая дискуссия.

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели – развитие навыков и умений психологической диагностики личности, использование полученных данных в служебной и профессиональной деятельности следователя.

Учебные вопросы по теме:

Основные цели профессиональной и служебной деятельности следователя, которые оказывают влияние на качества личности профессионала. Сущность психологической пригодности. Понятие профессиональной компетенции и ее структуры. Профессионально-нравственная деформация.

Подготовка к проведению занятия.

1. Курсанты в часы самоподготовки изучают основные положения, изложенные в учебных пособиях, рекомендованной литературе по рассматриваемой теме.

2. В часы самоподготовки курсанты (слушатели) должны поставить проблемные вопросы по теме и записать их в рабочую тетрадь.

Порядок проведения занятия.

1. Преподаватель, проверив наличие курсантов (слушателей) объявляет тему, вопросы, цели, план проведения занятия, время отведенное для него.

2. Дает краткое обоснование важности рассматриваемой темы, спрашивает курсантов (слушатели) о психологических особенностях личности следователя, при необходимости ставит перед курсантами (слушатели) контрольные вопросы.

3. Организует самостоятельную психодиагностическую работу курсантов (слушателей) по специально отобранным методикам, которая завершается составлением психологического портрета.

4. Проводит групповую дискуссию на тему: «Личные качества следователя, необходимые для осуществления служебно-профессиональной деятельности», итогом которой является профессиограмма следователя ОВД.

5. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов. Отвечает на их вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: