Тема 5. Психология конфликтов в деятельности следователя




Лекции – 4 часа

Семинары – 2 часа

Практические занятия – 6 часов

Содержание темы. Понятие конфликта, его сущность и структура. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Субъекты конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта. Классификация конфликтов и причины конфликта. Этапы и фазы конфликта. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности следователя.

Понятие управления конфликтами и его специфика проявления в следственной деятельности. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности. Пути предупреждения конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта. Стимулирование конфликта, его формы и средства. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей. Алгоритм деятельности следователя по управлению конфликтами.

Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Внутриличностный конфликт и борьба мотивов. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Формы их проявления (неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм). Способы разрешения внутриличностных конфликтов: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов в деятельности следователя.

Понятие межличностного конфликта и его структура. Сферы их проявления, причины и способы разрешения. Классификация межличностных конфликтов. Уровни развития межличностных конфликтов. Конфронтация, ссора, скандал (кризис). Психологические признаки межличностного конфликта. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в деятельности следователей.

Групповые конфликты: понятие и их структура. Классификация групповых конфликтов. Конфликт между лидером и группой. Конфликт между рядовым членом группы и группой. Причины конфликта «личность – группа» и их проявление в деятельности правоохранительных органов. Социально-психологические причины межгрупповых конфликтов. Классификация межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

Психология переговорного процесса в экстремальных условиях; его функции и содержание. Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Типы стратегий. Тактические приемы. Особенности ведения переговоров с преступниками.

Методические указания. В современной науке конфликт понимается по-разному. Его рассматривают как противоречие, как стадию развития противоречия, как столкновение, противодействие, как тип конкурентного взаимодействия. В общем, конфликт можно определить как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в социальном взаимодействии людей.

Основными признаками конфликта являются:

- наличие противоречия между людьми (если между ними нет противоречия, но субъективно одним или двумя оппонентами его наличие воспринимается как реальное, то такой конфликт называется ложным);

- взаимное противодействие, направленное на защиту своих интересов, блокировку действий другого, нанесение ему ущерба;

- формирование негативного отношения друг к другу в виде проявления негативных эмоций и ухудшения своего мнения об оппоненте как личности.

Конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми и межгосударственными. Кроме этого, конфликты подразделяются на кратковременные и затяжные, конструктивные и деструктивные, по вертикали и по горизонтали и другие.

Деятельность правоохранительных органов по своей сути носит конфликтный характер, так как она связана с реализацией властных полномочий должностных лиц по отношению к гражданам. А работа следователя по установлению обстоятельств преступлений, сбору и анализу доказательств вины, особенно конфликтна. В своей профессиональной деятельности следователь ежедневно сталкивается не только с сопротивлением со стороны заинтересованных лиц в установлении истины по уголовному делу, но и с открытой конфронтацией и нежеланием сотрудничать, со стороны простых граждан. Именно поэтому от того, на сколько должностные лица правоохранительных органов владеют знаниями в области конфликтологии, а также умеют эти знания применять в своей профессиональной деятельности, зависит их успешность в трудовой деятельности.

Вопросы к семинару:

1. Понятие конфликта: сущность, предмет и структура.

2. Классификация конфликтов.

3. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности сотрудника органов внутренних дел.

4. Понятие управления конфликтами и специфика его проявления в правоохранительной деятельности.

5. Стили поведения человека в конфликтном взаимодействии.

6. Внутриличностный конфликт и его последствия в деятельности сотрудника органов внутренних дел.

7. Способы предупреждения конфликта.

8. Психология переговорного процесса в экстремальных условиях.

Доклад: «Теории внутриличностного конфликта»

Доклад: «Внутриличностный конфликт и его профилактика»

Практическое занятие№1

Форма проведения занятия: индивидуальная психологическая диагностика особенностей личности и групповая дискуссия.

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - изучение собственных характеристик: диагностика типов темперамента, определение акцентуаций характера, самооценка конфликтности, определение собственного стиля поведения в конфликте.

Знакомство с рекомендациями по контролю за эмоциональным состоянием в конфликтной ситуации и овладение способами саморегуляции в служебной и профессиональной деятельности следователя.

Учебные вопросы по теме:

Понятие конфликта, его сущность и структура. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Субъекты конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта. Классификация конфликтов и причины конфликта. Этапы и фазы конфликта. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности сотрудников ОВД.

Подготовка к проведению занятия:

1. Курсанты (слушатели) в часы самоподготовки изучают основные положения, изложенные в учебных пособиях, рекомендованной литературе по рассматриваемой теме.

2. В часы самоподготовки курсанты (слушатели) должны уяснить вопросы поставленные передними по представленному сценарию ролевой игры и ответы записать в рабочую тетрадь.

Порядок проведения занятия:

1. Преподаватель, проверив наличие слушателей, объявляет тему, вопросы, цели, план проведения занятия, время отведенное для него.

2. Дает краткое обоснование важности рассматриваемой темы, спрашивает курсантов об психологических особенностях конфликтов в деятельности следователей, при необходимости ставит перед курсантами контрольные вопросы.

3. Распределяет время занятия.

4. После краткого вступления следит за ходом выполняемой работы.

5. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей), отвечает на их вопросы.

Практическое занятие №2

Форма проведения занятия: групповая дискуссия, проведение групповых упражнений для отработки навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков и умений поведения в конфликтной ситуации применительно к деятельности следователей.

Учебные вопросы по теме:

Понятие управления конфликтами и его специфика в деятельности ОВД. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности. Пути предупреждения конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта. Стимулирование конфликта, его формы и средства. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей.

Подготовка к проведению занятия:

1. Курсанты (слушатели) в часы самоподготовки изучают основные положения, изложенные в учебных пособиях, рекомендованной литературе по рассматриваемой теме.

2. В часы самоподготовки курсанты (слушатели) должны уяснить вопросы поставленные передними по представленному сценарию ролевой игры и ответы записать в рабочую тетрадь.

Порядок проведения занятия:

1. Преподаватель, проверив наличие слушателей, объявляет тему, вопросы, цели, план проведения занятия, время отведенное для него.

2. Дает краткое обоснование важности рассматриваемой темы, спрашивает курсантов об психологических особенностях конфликтов в деятельности следователей, при необходимости ставит перед курсантами контрольные вопросы.

3. Уточняет роли.

4. Проверяет готовность к занятиям курсантов, выполняющих роли по подготовленному сценарию конфликтных ситуаций.

5. Распределяет время занятия.

6. После краткого вступления следит за ходом ролевой игры.

7. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей), отвечает на их вопросы.

8. Предварительно по каждой конфликтной ситуации в деятельности следователя готовятся сценарии и алгоритм деятельности следователя по управлению конфликтами различных видов.

9. Подведение итогов по пройденному материалу. Обсуждение проблемных вопросов и закрепление пройденного материала.

Практическое занятие №3

Форма проведения занятия: групповая дискуссия, проведение групповых упражнений для отработки навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков и умений поведения в конфликтной ситуации применительно к деятельности следователей. Разрешение конфликтов кон­структивным и неконструктивным способами. Отработка алгоритма деятельности сотрудника органов внутренних дел по управлению конфликтами.

Учебные вопросы по теме:

Понятие управления конфликтами и его специфика в деятельности ОВД. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение. Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности. Пути предупреждения конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта. Стимулирование конфликта, его формы и средства. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей.

Подготовка к проведению занятия:

1. Курсанты (слушатели) в часы самоподготовки изучают основные положения, изложенные в учебных пособиях, рекомендованной литературе по рассматриваемой теме.

2. В часы самоподготовки курсанты (слушатели) должны уяснить вопросы поставленные передними по представленному сценарию ролевой игры и ответы записать в рабочую тетрадь.

Порядок проведения занятия:

1. Преподаватель, проверив наличие слушателей, объявляет тему, вопросы, цели, план проведения занятия, время отведенное для него.

2. Дает краткое обоснование важности рассматриваемой темы, спрашивает курсантов об психологических особенностях конфликтов в деятельности следователей, при необходимости ставит перед курсантами контрольные вопросы.

3. Уточняет роли.

4. Проверяет готовность к занятиям курсантов, выполняющих роли по подготовленному сценарию конфликтных ситуаций.

5. Распределяет время занятия.

6. После краткого вступления следит за ходом ролевой игры.

7. В заключении преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей), отвечает на их вопросы.

8. Предварительно по каждой конфликтной ситуации в деятельности следователя готовятся сценарии и алгоритм деятельности следователя по управлению конфликтами различных видов.

9. Подведение итогов по пройденному материалу. Обсуждение проблемных вопросов и закрепление пройденного материала.

 

Тема 6. Судебная психология

Лекции – 2часа

Практические занятия – 2 часа

Содержание темы. Предмет, задачи и цели судебной психологии. Методы судебной психологии. Психология участников судебного процесса. Психологические особенности судебного разбирательства. Процессуальный ритуал, психологическое влияние на участников процесса. Воспитательное воздействие суда (психологические особенности). Психология основных участников судебного процесса (судья, прокурор, адвокат, потерпевший, свидетель, подсудимый). Психологические особенности личности судьи, прокурора, защитника. Психологические аспекты деятельности судьи. Основные психологические компоненты в деятельности судьи: познавательный, поисковый, коммуникативный, воспитательный, конструктивный, удостоверительный. Психологические аспекты принятия судьей организационных решений. Психологические аспекты отношений участников уголовного процесса. Психология судебного следствия. Психологические особенности проведения судебного разбирательства при рассмотрении уголовных дел. Психологические особенности допроса подсудимого. Психология потерпевшего и свидетеля. Психологический анализ показаний потерпевшего и свидетеля. Психология суда присяжных.

Психология гражданского судопроизводства. Психологические особенности участников гражданского судопроизводства.

Методические указания. Судебное разбирательство-это самостоятельная стадия уголовного процесса, в ходе которой суд, проанализировав результат предварительного следствия, взаимосвязи событий и обстоятельства дела, всесторонне изучив доказательства, выносит окончательное решение по делу, то есть приговор. Именно суд решает дело по существу - это его основная и исключительная функция.

Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным элементом правосудия, проводится с полным соблюдением принципов гласности, устности и непосредственности судебного разбирательства.

Сама судебная деятельность развивается в строго определенном законом порядке. Наличие стадий судебного разбирательства, четкое разграничение задач и условий на каждой из них, создает оптимальные предпосылки осуществления правосудия.

Деятельность суда происходит не только на определенных этапах, но и в различных внешних условиях, что влияет на психическую сторону разбирательства.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психологической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении, а также изучает воспитательное воздействие самого судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц.

Деятельность суда протекает в довольно специфических внешних условиях, которые могут оказывать на нее различное влияние: могут облегчать познание, а могут и затруднять его. К таким затрудняющим условиям относится:

- поведение находящихся в зале лиц и участников судебного рассмотрения; накаленная, нервная атмосфера; острые конфликты, возникающие в отношениях между участниками, - все это способно помешать познавательной деятельности, отвлечь суд от познания, направить его усилия на пресечение остроконфликтных отношений. Поэтому спокойная, вдумчивая обстановка при исследовании и оценке доказательственного материала, получаемого в ходе судебного разбирательства, - безусловно, необходимое условие эффективной деятельности суда.

- общественное мнение, которое создается до слушания дела и становится известно судьям. В некоторых случаях это может негативно влиять на судей, на осуществляемый ими процесс познания. Именно поэтому следует исключительно осторожно относиться к сформированному до рассмотрения дела в суде общественному мнению, поскольку оно зачастую наносит вред интересам правосудия.

Для успешного осуществления деятельности судом создаются специальные условия. К ним относятся:

· коллегиальное принятие решения;

· обеспечение невмешательства в принятие решения;

· законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения;

· требование непрерывности рассмотрения дела

Также для эффективного осуществления своих профессиональных функций судья должен обладать определенными психическими качествами, такими как: эмоциональная устойчивость, способность к конструктивной деятельности в особенных стрессовых условиях и т.д. Также психологические особенности присущи и другим участникам судопроизводства, адвокатам и прокурорам, для которых эта деятельность носит также профессиональный характер.

Судебное разбирательство-это самостоятельная стадия уголовного процесса, в ходе которой суд, проанализировав результат предварительного следствия, взаимосвязи событий и обстоятельства дела, всесторонне изучив доказательства, выносит окончательное решение по делу, то есть приговор. Именно суд решает дело по существу - это его основная и исключительная функция.

Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным элементом правосудия, проводится с полным соблюдением принципов гласности, устности и непосредственности судебного разбирательства.

Сама судебная деятельность развивается в строго определенном законом порядке. Наличие стадий судебного разбирательства, четкое разграничение задач и условий на каждой из них, создает оптимальные предпосылки осуществления правосудия.

Деятельность суда происходит не только на определенных этапах, но и в различных внешних условиях, что влияет на психическую сторону разбирательства.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психологической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении, а также изучает воспитательное воздействие самого судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц.

Деятельность суда протекает в довольно специфических внешних условиях, которые могут оказывать на нее различное влияние: могут облегчать познание, а могут и затруднять его. К таким затрудняющим условиям относится:

- поведение находящихся в зале лиц и участников судебного рассмотрения; накаленная, нервная атмосфера; острые конфликты, возникающие в отношениях между участниками, - все это способно помешать познавательной деятельности, отвлечь суд от познания, направить его усилия на пресечение остроконфликтных отношений. Поэтому спокойная, вдумчивая обстановка при исследовании и оценке доказательственного материала, получаемого в ходе судебного разбирательства, - безусловно, необходимое условие эффективной деятельности суда.

- общественное мнение, которое создается до слушания дела и становится известно судьям. В некоторых случаях это может негативно влиять на судей, на осуществляемый ими процесс познания. Именно поэтому следует исключительно осторожно относиться к сформированному до рассмотрения дела в суде общественному мнению, поскольку оно зачастую наносит вред интересам правосудия.

Для успешного осуществления деятельности судом создаются специальные условия. К ним относятся:

· коллегиальное принятие решения;

· обеспечение невмешательства в принятие решения;

· законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения;

· требование непрерывности рассмотрения дела.

Также для эффективного осуществления своих профессиональных функций судья должен обладать определенными психическими качествами, такими как: эмоциональная устойчивость, способность к конструктивной деятельности в особенных стрессовых условиях и т.д. Также психологические особенности присущи и другим участникам судопроизводства, адвокатам и прокурорам, для которых эта деятельность носит также профессиональный характер.

Практическое занятие:

Форма проведения занятия: просмотр и анализ учебного фильма «Федеральный судья».

Место проведения: учебная аудитория.

Учебные и воспитательные цели - развитие навыков и умений использования психологической составляющей в судебных прениях.

Составление речи стороны обвинения и защиты, содержанием которой является психологическая характеристика подсудимого. Анализ приемов обвинительного и оправдательного уклонов судебной речи.

Учебные вопросы по теме.

Психологические особенности познавательной подструктуры судебной деятельности, оценки доказательств, установления истины в суде. Коммуникативная подструктура в деятельности судей при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Психологические особенности судебного допроса, судебных прений сторон. Судебная речь: требования, предъявляемые к ней. Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект психической установки» и его влияние на принятие судебных решений.

Подготовка к проведению занятия:

1. Курсанты (слушатели) в часы самоподготовки изучают основные положения, изложенные в учебных пособиях, рекомендованной литературе по рассматриваемой теме.

2. Заблаговременно до проведения занятия в учебной группе проводится консультация. Курсанты (слушатели) ставятся в известность о том, что при проведении занятий они будут выступать в различных ролях: судьи, защитника, эксперта, обвинителя и других участников судебного заседания.

3. В часы самоподготовки курсанты (слушатели) должны уяснить вопросы поставленные передними по представленному сценарию ролевой игры и ответы записать в рабочую тетрадь.

Порядок проведения занятия.

1. Преподаватель, проверив наличие курсантов (слушателей) объявляет тему, вопросы, цели, план проведения занятия и время, отведенное для него.

2. Дает краткое обоснование важности рассматриваемой темы, спрашивает курсантов (слушателей) о психологических особенностях судебных прений и их участников, при необходимости ставит перед курсантами контрольные вопросы

3. Уточняет роли.

4. Проверяет готовность к занятиям курсантов (слушателей), выполняющих роли по подготовленному сценарию, допроса в суде, речи судьи, обвинителя, защитника и других участников судебного заседания.

5. Распределяет время занятия.

6. После краткого вступления следит за ходом ролевой игры.

7. В заключении, преподаватель подводит итог в целом. Отмечает степень достижения цели, положительные моменты и недостатки, активность курсантов (слушателей). Отвечает на их вопросы.

8. Предварительно по каждому выступлению в суде готовятся сценарии, которые должны содержать описание психологических особенностей, ролей участников судебного заседания.

9. Подведение итогов по пройденному материалу. Обсуждение проблемных вопросов и закрепление пройденного материала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: