Консультирование в предварительном следствии.
Психологические знания применяются:1.работниками правосудия(правильная диагностика личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуаций, тактических приемов).2.Психлолгами-консультант по делу, специалист, эксперт.
Консультант по делу - работа психолога, как консультанта носит не процессуальный характер.
Виды консультирования:1 .получение данных о типичных особенностях восприятия памяти мышления характерное влияние на психические процессы и поведение человека различных пси-х состояний (страх, стресс, опьянение).
2 .Консультирование по конкретным уголовным делам: направление изучения личности обвиняемого в зависимости от вида совершенного преступления;источники информации о человеке; он может дать рекомендации по установлению с ним псих-го контакта.
3. При расследовании дел об организационной преступности и групповых преступлениях: Содействие выявления внутренней структуры группы, хар-ка взаимосвязи между ее участниками, выяснить сложившееся распределение ролей в группе и ее лидеров.
4. Специфика сотрудничества психолога со следствием: помощь выработке оптимального индивидуального ритма деятельности следователя, помощь в преодолении негативных эмоциональных состояний, предупреждение развития профессиональной деформации(метод- беседа и др.)
Специалист - в роли психолога- специалиста может быть привлечен к участию в производстве следственных действий(допроса, обыска, осмотра места происшествия).Результаты деятельности фиксируются.Психолог может подсказать технику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, предупредить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия и т.д.
|
Эксперт - к специалисту.
Судебно- псих- я экспертиза: цели и задачи.
Судебно психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное с ведущим лицом(экспертом) на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его оценки следователя судом будет являться доказательством по уголовному делу.
Предмет судебной экспертизы- изучение конкретных процессов, свойств, состояний и мех-ов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.
Объект - психическая деятельность здорового человека. В центре исследования всегда находится личность подэкспертного(или может быть обвиняемый).
К компетенции суд. псих-ой экспертизы относят:
-установление способности несовершеннолетних обвиняемых имеющих ЗПР, полностью сознавать значение своих действий, руководить ими.
-установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и дать о них правильные показания.
-установление способности потерпевших пор делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление.
-установление наличия или отсутствия состояния аффекта(у подэкспертого в момент совершения преступления) или иных не патологических состояний (фрустрации, сильный страх, депрессия).
-установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством в период, предшествующий его смерти психич-го сост-я, предрасполагавшего к самоубийству.
|
-установление ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков, как важных псих-х обстоятельств характеризующих личность.
-установление индивидуально- псих-х особенностей подэкспертного.
-установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о псих-х особенностях личности ее участников.
Этапы суд.псих-й экспертизы:
1.Изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснения предмета экспертизы.
2.постановказадач исследуемого характера.
3.Отбор методов исследования.
4.Непосредственное проведение исследования:
-псих-й анализ материалов уг.дела;
-наблюдение за подэкспертным;
-беседы с подэкспертным;
-применение инструментальных методов исследования.
5.Анализ и обработка полученной информации
6.Работа со специальной литературой.
7.Составление и заключение эксперта.
Судебно- псих- я экспертиза эмоц- х состояний.
-это экспертиза назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого, как совершенные в состоянии сильного душевного волнения(в сост-и физического аффекта) и это сост-е предусмотрено законодательством в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений.Эмоц-е сост-е хар-ся высоким эмоц-ым напряжением:
-сост-е физич-го аффекта(сильное душевное волнение)
-стресс(псих-я напряженность)
|
-фрусрация.
Аффект - характеризуется краткостью и «взрывным характером», кот-й обычно сопровождается ярко выраженными вегетативными(изменение цвета лица) и двигательными проявлениями. Формируется быстро, внезапно. В состоянии аффекта происходит сужение сознания, что резко снижает контроль поведения. Одним из последствий является частичная утрата памяти(амнезия)
Механизмы возникновения аффектов:
-возникновению аффекта предшествует длительный период накопления отрицательных эмоций;
-аффект формируется под воздействием одноразового, существенно значима для субъекта события;
-промежуточный механизм- повторное отрицательное воздействие раздражителя было отсрочено во времени
Причины аффекта:
-реальная угроза со стороны жертвы;
-дефицит времени принятия решений;
-субъективные особенности подследственного(повышенная решимость, чувствительность,обидчивость)
После аффекта- усталость, разбитость, осознание растерянности.
Стресс -состояние псих-го напряжения возникающее у че-ка в процессе деятельности в наиболее трудных условиях, как в повседневной жизни, таки при особых экстремальных обстоятельствах.
Стресс не достигает глубины физиологического аффекта, но может оказывать негативное вияние на регулирование поведения че-ка.
Объективные признаки стресса:
1.Физиологические признаки- повышение артериального давления; изменение сердечно- сосудистой деят-ти; мускульное напряж-е; учащенное дыхание; краснота;бледность и т д
2.Психологические признаки- переживание тревоги,раздражительность, ощущение беспокойства, усталость, напряжение деят-ти.
Фрустрация -псих-е сост-е дезадаптации сознания и деят-ти че-ка, вызванное объективно непреодолимым препятствием.
Условия возникновения фрустрации:
1.наличиеактуально значимой потребности;
2.наличиепрепятствий для ее осуществления;
3.сильная мотивированность личности к удовлетворению значимой потребности.
Признаки проявления фрустр-ии: двигательное беспокойство, апатия, агрессия, диструктивное поведение, регрессия.
Поведение бывает фрустрационное(хар-но нарушение мотивированности и целесообразности); псевдофрустрационное(хар-но сохранение или мотивированности или целесообразности)
Поведенческие хар-ки личности, предрасполагающие к преступлению в состоянии фрустрации: 1.глубокая эмоциональная вовлеченность в ситуацию;2.тенденция оценивать свои потребности как высоко значимые;3.недостаточная адекватность поведения и эмоциональная неустойчивость.