Классный час
Тема: «Мои лучшие друзья - брат и сестра»
Для учащихся 2-го класса
Составитель:
Сидорова Любовь Геннадьевна
учитель начальных классов
НОУ ПСО «Православная школа»
г.Тутаева Ярославской области
Тутаев 2008
Цели: воспитывать добрые отношения в семье по отношению к братьям и сестрам;
научить проявлять внимание к ним и заботу о них.
Оборудование и материалы: рисунки детей на тему: «Взаимоотношения детей в семье»; текст рассказа Л.Нечаева «Старший брат»;
2 столика, 2 стульчика, 2 шапки, 2 шарфа, 2 куртки, 2 пары варежек.
На доске оформлена выставка детских рисунков. Стихотворение В.Шамонина «Сестренка» читают ученики.
1-й мальчик: В раннем детстве брат на брата
Без причины шли борьбой
И возились как котята,
Кувыркаясь меж собой.
2-й мальчик: Наша милая сестренка
Рассудительной была,
Добрым голосом и звонким
Успокоить всех могла.
Девочка: «Ну не надо так! Довольно!
Грех друг друга обижать.
Из-за вас и папе больно,
Будет хмуриться опять».
Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о братьях и сёстрах. У большинства из вас они есть. Родных братьев и сестер объединяют общие родители. Встречаются семьи, где все дети дружелюбно относятся друг к другу, а есть и такие семьи, в которых всё происходит наоборот.
Послушайте загадки.
«Миша с Васей, вроде, братья,
Но могу лишь подсказать я:
В покаянии нужда,
Коль меж братьями … (вражда).
«Колю будто любят больше?
С Машей занимались дольше?
Может, это показалось?
Нет, всё ясно. Это … (зависть).
«Каин, Авель были братья,
Но любви, могу сказать я,
Между ними было мало.
И тогда-то вот что стало:
Зло в душе набрало сил –
|
Каин Авеля … (убил).
Учитель. Последняя загадка рассказала историю из Библии (Ветхий Завет). После этого ужасного поступка Каин стал всего бояться, убежал из дома отца своего и нигде не находил себе спокойствия и безопасности.
А сейчас предлагаю вам произведения о других братьях.
Стихотворение Я. Акима «Мой брат Миша» читает ученик.
«Ох, до чего ж он рыжий,
Мой новый братик Миша!
И волосы – рыжие,
И ресницы – рыжие,
Проснусь – и сразу весело,
Когда его увижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Всё делает, как я!
Я прыгаю – он прыгает,
Ем кашу – кашу ест,
Я съел тарелку мигом.
И он в один присест.
Я Мишку не обижу,
Пусть щиплется – стерплю;
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю».
Чтение учителем рассказа Л.Нечаева «Старший брат».
Старший брат, восьмилетний Саша, чинил в прихожей велосипед. Оставил велосипед на минутку без догляда, а младший, четырёхлетний Лёша, решил прокатиться, стоя на одной педали, да не удержался – и рулём, который был без пластмассовой ручки, разбил высокое, в рост человека, зеркало.
В это время пришёл с работы папа.
Лёша был папиным любимчиком, ему всегда всё прощалось, но на этот раз и он оцепенел от страха.
Папа увидел разбитое зеркало и сказал:
- Ты, Сашка, разбил?
Саша молчал.
Медленно расстёгивая ремень, папа повернулся к Лёше:
- А может, это ты, Лёшка, набедокурил?
Лёша вобрал голову в плечи.
- Ну, - грозно смотрел на Лёшу папа, - кто разбил? Ты?
- Нет, не я, - ответил Лёша.
Складывая ремень вдвое, папа поворотился к Саше.
|
Саша молчал.
Схватив Сашу за руку, папа стал стегать его ремнём. Саша почему-то не плакал, не кричал. Папа стал стегать крепче, а Саша всё молчал и только смотрел Лёше в глаза.
- Папа, папа! – не выдержал Лёша. – Не бей Сашу – это я разбил зеркало!
Папа перестал настёгивать Сашу и протянул неуверенно:
-Врё-ёшь…
Лёша бросился к папе:
- Я, папочка, я! Накажи меня!
Лёша заплакал в голос.
- Чего ревёшь, как рыба белуга, - недовольно отстранял от себя Лёшу папа.
А Лёша плакал всё громче и хватал папину руку с ремнём:
- Это я… Это я разбил…
- Шут вас разберёт, - сердито произнёс папа и, хлопнув дверью, закрылся в гостиной.
Отчаянно плача, Лёша подошёл к Саше, и старший брат прижал его к себе, как делал всегда, когда Лёше было плохо.
Беседа по вопросам:
-Кто разбил зеркало?
- Как Лёша разбил зеркало?
- Почему папа сначала обратился к Саше?
- Почему Лёша не признал своей вины?
- Что сделал папа?
- Как вёл себя Саша во время наказания?
- Почему Лёша не выдержал и бросился к отцу?
- Чем закончилась эта история?
- Как Саша относится к Лёше?
- Почему Лёша плакал?
Учитель. А теперь вы расскажите о своих братьях, сёстрах. Как вы дружите, из-за чего ссоритесь?
Дети рассказывают свои истории, показывают рисунки о своих братьях, сёстрах.
Учитель. Я узнала, что между братьями, сёстрами иногда происходят разногласия, но всё равно они любят друг друга и проявляют заботу.
Стихотворение Е. Санина «Молитва за сестру» читает ученик.
У сестры моей – простуда.
Очень-очень тяжко ей.
Господи, яви нам чудо:
Исцели её скорей!
Учитель. А сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее оденет свою младшую сестру (брата)?»
|
(На одном конце комнаты стоят два столика и два стульчика. На столиках лежат: шапки, шарфы, куртки, варежки. На стульчиках сидят дети. По команде двое участников бегут к детям, сидящим на стульях, и одевают их. Побеждает тот, кто выполнит это быстро и правильно).
После игры дети садятся на свои места.
Учитель. Послушайте пословицы. Как вы их понимаете?
«Изба детьми весела», «На что и клад, коли в семье лад», «Вместе тесно, а врозь –скучно», «Братская любовь лучше каменных стен».
Учитель. Если в семье дети будут любить и понимать друг друга, то эти отношения они сохранят и во взрослой жизни.
Какие отношения должны быть между братьями и сёстрами в семье?
Литература
1. Е.Санин «Духовная азбука». Санкт – Петербург. 1999г., 32с.
2. «Первая книжка по Закону Божию для детей». Составил Протоирей
А. Маляревский. Москва.1999г., 112с.
3. Священник В. Шамонин «Радость», стихи. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
ТОО Издательство «Отчий дом». Москва. 1996г., 16с.
4. Христианский дух в народных пословицах». Издание Сретенского монастыря. 2000г., 32с.
5. «Наши загадки». Сборник. Издательство Макариев-Решемского мужского монастыря. г. Иваново. 2000г., 96с.
6. Я. Аким «Девочка и лев». Стихи, сказки. Москва «Детская литература». 1991г., 288с.