Особенности местного самоуправления в США




 

Широко признано, что организация местного самоуправления относится к основным элементам всей инфраструктуры американской демократии. В США графства выступают административно-территориальными подразделениями всех штатов, кроме Коннектикута и Род-Айленда, и служат главным образом для управления внегородской территорией. В состав графств входят муниципальные корпорации (сити, бороу, вилиджи и тауны). Следующее крупное звено местных единиц управления – тауншипы и приравненные к ним тауны - существует в 20 штатах. В штате Мэн эти подразделения именуются плантациями, в Нью-Гемпшире - местечками (location). В вышеперечисленных единицах создаются органы общей компетенции, т. е. органы, имеющие полномочия осуществлять множество функций.

Особую категорию единиц местного управления составляют школьные и специальные округа. В США насчитывается 14 721 школьный округ и29 532 специальных округа. В них создаются органы специальной компетенции для выполнения определенных функций. По этому признаку выделяют 19 типов основных округов. В наиболее распространенные входят: пожарные, по водоснабжению, охране почв, жилищному строительству, дренажные, санитарные, включая канализационные.

Специальные округа создаются для деполитизации той или иной сферы деятельности, а также для предоставления населению тех услуг, которые не предоставляются органами местного самоуправления. Границы специальных округов часто не совпадают с границами административно-территориальных единиц и могут занимать самую разнообразную площадь: от небольшой территории до нескольких графств. С помощью специальных округов удается частично преодолевать жесткие финансовые ограничения.

В США отсутствует соподчинение между всеми этими единицами управления. Вместе с тем можно говорить об определенном доминировании графств в осуществлении некоторых муниципальных функций в соответствии с полномочиями штатов. Кроме того, административно-территориальное устройство и привязанная к нему система муниципальных органов все больше утрачивает связь с демографической и экономической структурой их территории, изменяющейся в результате урбанизации, экономических и социальных перемен.

Процесс образования муниципалитетов (инкорпорация) в большинстве штатов происходит просто:

1) должно быть соблюдено требование к минимальнойчисленности населения (в разных штатах от 70 до 300 человек);

2) должна быть составлена петиция от жителей с просьбой об инкорпорировании, содержащая указание границ ичисленности населения предполагаемого муниципалитета;

3) под петицией требуется собрать подписи 20-25% жителей, обладающих избирательным правом;

4) необходимо провести общее голосование поселения по вопросу инкорпорации.

Муниципалитет образуется, только если за это высказалось большинство голосующих. Если при голосовании это предложение не прошло, то следующая попытка инкорпорирования допускается только через определенное время.

В США функционирование местного управления регулируется исключительно штатами. Поэтому местные органы управления создаются в соответствии с законами штатов и их полномочия исходят от штатов. Положения, регулирующие деятельность местного управления, содержатся в конституциях всех субъектов федерации. Степень урегулированности различных аспектов местного управления в отдельных штатах не одинакова, вследствие чего выделяют две их основные группы:

1) конституции, содержащие небольшое количество норм, относящихся к местным органам (Алабама, Миссисипи и др.);

2) конституции, характеризующиеся подробным урегулированием управления. Наряду с закреплением основных принципов деятельности местных органов в предмет конституционного регулирования данной группы штатов включаются и нормы, регламентирующие внутреннюю организацию муниципалитетов (например, Нью-Мексико).

Важным элементом правового статуса местных органов в США являются муниципальные хартии. Хартия в широком смысле подразумевает все соответствующие положения конституции штата, законы и положения общего права в дополнении к документу.

Кроме вышеперечисленных источников правового регулирования

полномочий органов местного самоуправления, надо еще отметить роль судебного прецедента, судебного толкования, которые, как правило, более жестко, чем сами законы, ограничивают права и самостоятельность муниципалитетов.

Функции местного управления можно разбить на две большие группы:

1) в области социального обслуживания и коммунального хозяйства (организация школьного обучения; руководство библиотеками, общественными парками; здравоохранение, социальное обеспечение);

2) административно-управленческие функции (поддержание порядка; обеспечение противопожарной охраны; руководство юстицией; взимание налогов; проведение выборов; регистрация актов гражданского состояния; контроль за качеством товаров; планирование строительства и городское планирование; руководство государственной службой).

В США огромное разнообразие организационно-правовых форм. Рассмотрим их основные виды на примере управления графствами. Практически во всех графствах создается выборный представительный орган (муниципалитет) - совет графства, который представлен двумя типами:

1) комиссионерный совет. Характеризуется небольшим составом (3-5 человек). Члены совета избираются специально для работы в нем и не имеют права занимать другие государственные должности;

2) советы контролеров. Формируются из числа должностных лиц тауншипов и муниципалитетов, входящих в графство. В этих советах их члены выполняют свои обязанности по совместительству, число членов колеблется от 10 до 100 и более человек.

В зависимости от характера воздействия советов графств на административный персонал в США используют три основных формы управ-

ления графствами: комиссионная форма, форма «совет - менеджер», форма «мэр - совет».

1. Комиссионная форма была наиболее традиционной, но в настоящее время находится в состоянии упадка. Ее отличительной чертой является то, что совет графства выполняет как законодательные, так и исполнительные функции, а в отдельных штатах — и судебные. В этой форме не предполагается наличие высшего должностного лица. При комиссионной форме нет разделения властей. Комиссия образуется из выборных лиц - уполномоченных (commissioners), каждый из которых управляет каким-либо отделом городского правительства. В качестве недостатков этой формы называются бесконтрольность и круговая порука, отсутствие необходимого опыта, отстаивание комиссионерами интересов только своих отделов, дестабилизация и отсутствие сотрудничества.

2. Форма «совет - менеджер» преобладает на западе и в некоторых южных штатах. Для этой формы характерно назначение советом на определенный срок профессионального чиновника - менеджера. Он подбирает необходимых лиц на важнейшие посты в муниципальном аппарате, разрабатывает программу его деятельности и контролирует ее реализацию. За советом остаются полномочия по принятию постановлений по наиболее важным вопросам стратегического характера, установлению уровня налогов и утверждению бюджетных ассигнований.

3. Форма «мэр - совет» впервые появилась в 1835 г. В целом функции выборного руководителя аналогичны функциям менеджера из предыдущей формы, но выборный руководитель имеет еще и формальный статус главы территории. Его политическая роль и влияние значительно выше. Он наделяется правом вето на решения совета графства, имеет полномочия предлагать на рассмотрение совета основные направления политики графства, выступать от имени графства с публичными заявлениями. Форма «мэр - совет» воспроизводит построение органов федерации и поэтому носит условное название федеральной. Известны две разновидности этой модели (по аналогии с президентской республикой и парламентской): «сильный мэр — слабый совет», «слабый мэр - сильный совет».

Эти и другие признаки позволяют говорить о наличии системы сдержек и противовесов в отношениях исполнительного и представительного органов.

Все многообразие форм и методов административного контроля штатов над органами местного самоуправления можно разделить на два типа - прямой и косвенный. К прямому типу контроля американская теория и практика относит требования о предварительном одобрении штатом действий местных органов управления; назначение или смещение штатом местных должностных лиц; издание распоряжений и указов, обязательных для органов местного самоуправления; поддержание различных стандартов путем осуществления штатом инспекций; временную замену местной администрации штатным агентом; передачу функций местного управления администрации штата.

Косвенный административный контроль включает в себя следующее: предоставление местным органам советов и информации;требование административных агентств штатов к местным органам управления предоставлять им доклады по самым различнымвопросам; пересмотр решений местных органов управления; предоставление местному управлению целевой субсидии со стороны штата на условиях строгого соблюдения определенных требований истандартов.

Судебный контроль штатов над местным управлением осуществляется путем вынесения судами штатов или местными судами (они входят в судебную систему штатов) следующих основных решений: судебного приказа должностному лицу органа местного управления о выполнении требований истца; судебного запрета решения или иного незаконного действия местных органов и их должностных лиц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: