Особенности местного самоуправления в Великобритании




 

В Великобритании зародилась так называемая англосаксонская система местного управления. Эволюция британской системы местного управления имеет длительную историю. Эта система вырастала на основе королевских хартий, предоставлявших городам и общинампривилегии в решении местных вопросов и в отношениях с феодалами - собственниками земли. В Великобритании в соответствии с Законом «О местном управлении» от 1972 года, территория Англии и Уэльса непосредственно подразделяется на 52 графства (44 - в Англии и 8 - в Уэльсе). Из них 6 графств в Англии, отличающиеся особенно высокой степенью урбанизации, имеют статус метрополитенских графств. В Великобритании крупногородские агломерации именуются конурбациями. Территория графств делится на округа. Всего создано 36 округов в метрополитенских и 333 округа в прочих графствах, из них 37 в Уэльсе. Население округа составляет в среднем 335 тыс. человек в округах метрополитенских графств и около 100 тыс. человек в прочих округах.

Всем округам предоставлен одинаковый статус, хотя некоторые из них могут получить по королевской хартии название «город» («сити» или «борроу»). Округа, получившие такой титул, каких-либо специальных функций не получают, хотя могут использовать символы своего достоинства, например назначать церемониальных чиновников и т. д.

На территории всей страны существует два, а иногда и три уровня местного управления. В каждой из этих единиц, за исключением некоторых приходов и общин, есть органы управления - советы, которые парламент наделяет специальными полномочиями. Все функции местного управления распределяются между советом графства и советом округа. Если система местного управления имеет трехуровневый вид, то функции делятся между советом графства, советом округа и приходским (общинным) советом либо собранием прихода (общины). Разграничением полномочий занимается парламент, причем парламент рассматривает взаимоотношения между органами всех уровней местного управления скорее как партнерство, чем как иерархию.

В ведении совета графства находятся: все дороги, за исключением магистральных дорог и мостов (магистральные дороги и мосты над ними находятся в ведении Министерства по охране окружающей среды); образование и библиотеки (в конурбациях за них отвечают не графства, а округа-метрополии); планирование в городе и графстве; социальные службы; пожарная охрана; полиция; музеи и художественные галереи; трудоустройство молодежи; продовольствие и медикаменты, а также некоторые службы по защите интересов потребителей; парки и места отдыха; уборка мусора; мелкие акционерные компании.

В ведении советов округов находятся: борьба с шумом и здравоохранение; жилищное строительство; городское и сельское планирование; зрелища и реклама; сбор мусора; кладбища; фабрики и учреждения; налогообложение.

В ведении советов приходов (общин) находятся: распределение земельных участков; пешеходные дорожки; погребение; местности для отдыха; земли под кладбища; автобусные стоянки. Там, где нет приходов, их функции, перечисленные выше, выполняют округа. В Англии графства в конурбациях имеют меньше функций, чем где-либо еще. В частности, службы здравоохранения и образования подчиняются советам округов.

1. Дискреционные функции. Многие из обычных функций местных органов являются обязательными. Сюда, например, относится контроль за опорожнением мусорных ящиков и содержанием в удовлетворительном состоянии дорог. Иная деятельность не является обязательной, т. е. рекомендованной к исполнению. Сюда относятся функции, связанные с выдачей дотаций молодежным клубам, ремонтом домов.

2. Функции, возникающие на основании адаптивных законов. Адаптивные законы - это законы, подлежащие одобрению того района, на который распространяется его действие. К ним относятся различные положения в Законе «О публичном здравоохранении» Великобритании от 1907 года, Законе «Об аренде» Великобритании от 1968 года. В соответствии с адаптивными законами органы местного управления могут приобретать дополнительные функция (как обязательные, так и рекомендованные).

3. Функции, содержащиеся в местных актах. Может случиться, что орган местного управления, ведущий предпринимательскую деятельность, не удовлетворен имеющимися у него дискреционными полномочиями и предписаниями адаптивных законов. Он может получить новые полномочия, например по содержанию муниципального банка или прачечной. Если в статусе нет указания на возможность осуществления такого рода функций, местный орган может подать в парламент билль об издании парламентом соответствующего местного закона. Это право было предоставлено местным органам Законом «О местном самоуправлении».

4. Функции, содержащиеся в подзаконных актах. Местный орган может приобрести новые полномочия путем издания подзаконного акта или приказа, например о принудительном приобретении земли. На такие действия он обязан получить согласие соответствующего министерства.

5. Делегированные функции. Местные органы могут быть наделены новыми функциями на основании разрешения некоторых других органов, по большей части совета графств. В основе структуры органов местного управления лежит строение прежних муниципальных корпораций. Структура советов одинакова, и нет разницы между советом графства и советом округа. Тот и другой являются корпорациями в соответствии с Законом 1972 г. и главными советами. Совет является корпоративным органом и состоит из председателя и советников.

Если округ является городом, то председатель называется мэром. Председатель совета ежегодно избирается на собрании совета из числа советников. Обычный срок службы составляет один год. Если председатель остается членом совета нового созыва, то он может быть переизбран. Председатель может получать жалованье, «какое совет сочтет разумным», возмещающее его служебные расходы. Председатель присутствует на заседаниях совета, возглавляет его, т. е. выполняет обычные обязанности председателя собрания, поддерживает порядок. Кроме мелких обязанностей, связанных с выборами, председатель не имеет специально установленных законом функций. Формально председатель совета округа наделен правом старшинства в совете и подчиняется только королевской прерогативе. Поэтому в вопросах старшинства председатель должен уступать только суверену, членам королевской семьи и лорду - наместнику графства.

Мэр города (city) не имеет специального титула, но иногда он может именоваться лорд-мэром, а в Лондоне, Йорке и Кардиффе (в Англии и Уэльсе) лорд-мэр имеет право добавлять к своему званию слово «достопочтенный». Ни одно из названий этих должностей не оказывает юридического воздействия на полномочия их обладателя или совета, который он возглавляет.

Советники избираются на четыре года. Одна треть постоянного числа советников сменяется каждый избирательный год. Какого-то определенного указания о числе советников нет, но их число в каждом графстве или округе определяется: в соответствии с числом избирательных округов, границы которых по предложению специальной комиссии определяет государственный секретарь. Число членов совета может превышать 100 человек.

Главные советы сами определяют программу своей деятельности, хотя иногда парламент обязывает их принять к рассмотрению некоторые вопросы. Работают советы на сессиях. Обычно основные функции они делегируют комиссиям, которые, собственно, и готовят решения, прорабатывают вопросы, осуществляют контрольные функции. Деятельность советов сводится к утверждению решений комиссий и выдаче им рекомендаций.

В каждом совете есть регламент по структуре, составу, штату и полномочиям комиссий. Существует два вида комиссий:

1) вертикальные комиссии, ведающие отдельными отраслевыми вопросами;

2) горизонтальные комиссии, осуществляющие определенные функции по координации работы этих комиссий и органов управления.

Кроме органов местного управления, в Великобритании есть еще две формы: публичные корпорации и органы типа ad hoc. Ни законодательство, ни суды не пытались дать определение понятия «публичная корпорация». Основные черты публичных корпораций:

1) наличие индивидуальной корпоративной правосубъектности, предоставленной ей статутом или по патенту, выданному на основании королевской прерогативы;

2) наличие круга обязанностей управленческого характера, закрепленных в учредительном статуте или патенте (причем полномочия корпорации распространяются на территорию всей страны или значительной ее части);

3) обладание независимостью от центрального правительства и способностью действовать от своего имени (наличие права самостоятельно решать все задачи, за исключением вопросов общей политики).

В качестве примера можно привести публичную корпорацию «Управление британских железных дорог» в транспортной отрасли промышленности. Учредительным статутом является Закон о транспорте Великобритании от 1962 года. Корпорация состоит из председателя, двух вице-председателей и 10-16 членов, которые назначаются государственным секретарем по транспорту. Члены корпорации должны иметь определенную квалификацию и получают жалованье. Основная функция – предоставление транспортных услуг.

Органы ad hoc являются специальными корпоративными органами, создаваемыми для решения узких управленческих задач - здравоохранение, транспорт, охрана водных бассейнов, дорожное дело и др. Они могут создаваться только органом, уполномоченным на то законом. Это объединенные органы управления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: