Юрий Яковлевич Бондаренко
Ветреная дочь астрономии?
www.fictionbook.ru
«Заглянуть за завесу времени»: Полымя; Минск; 1996
ISBN 985‑07‑0104‑8
Аннотация
Есть ли у человека Судьба? Можно ли ее предсказать? В чем привлекательность астрологии? Может, гадание – не суеверие, а способ познания? Обо всем этом в интересной и очень доступной форме рассказывают авторы нашей книги.
Юрий Бондаренко
Ветреная дочь астрономии?
Мы живем в удивительное время. Многое из того, что еще вчера безоговорочно осуждалось, сегодня воспринимается совсем иначе. Давно ли мы отмахивались от астрологии, считая ее недостойной серьезного разговора? А сегодня? Астрологические статьи заполняют популярные издания. Астрологов можно увидеть на телеэкране.
Что это – дань моде, жажда новых иллюзий или нечто иное? В чем привлекательность астрологии и можно ли ее считать сегодня наукой? С поисками ответов на эти вопросы вы познакомитесь в этой брошюре.
К читателю
Астрология возникла в те очень далекие времена, когда все явления окружающего мира – землетрясения, извержения вулканов, засухи, эпидемии – наши предки приписывали не законам природы, открытым много позднее Кеплером, Галилеем, Коперником, Ньютоном и другими учеными, а воле таинственных божеств. К таким божествам они относили известные светила: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру Марс, Юпитер и Сатурн.
Воле этих же светил приписывались и изменения в судьбах конкретных людей. Успехи, удачи, обогащение и неожиданные болезни, нищета, потеря близких – все это считалось «проделками» светил. Но от бед можно уберечься, если знать, как расположены к тебе звезды, что готовят они сегодня и в будущем. Именно это стремление уберечься от бед и привело к расцвету и столь долгой жизни астрологии.
|
Но не гладкий путь ждал астрологию: менялись исторические эпохи, а с ними менялось отношение к астрологии. Уважение и почитание астрологов сменялись притеснением, унижением, а порой и уничтожением.
Наш XX век тоже относится к астрологии неоднозначно. В то время как серьезные ученые критикуют астрологов и – астрологию, разбирая ее буквально «по косточкам», периодические издания полны гороскопов и предсказаний. Имена астрологов также известны сегодня, как и имена популярных артистов. За книгами по астрологии выстраиваются огромные очереди. Чем же это вызвано? Только ли тем, что в наше неспокойное время каждый хочет знать, что ждет его в будущем, на что надеяться, а чего опасаться? Или есть какие‑то более глубокие причины? Да и можно ли доверять астрологам? На чем основывают они свои предсказания – на серьезной научной теории или на тысячелетних предрассудках? Кто же прав: безжалостные критики или горячие поклонники? Все эти вопросы подробно освещаются в нашей брошюре. Прочитайте ее и сделайте свои выводы.
Что такое астрология?
Затихли гулкие шаги королевской стражи. Наступили настороженно тревожная тишина. Перед королевским троном в позе, выражающей покорность, стоял человек, предрекавший будущее. Па горе себе он оказался точен: только что скончалась возлюбленная короля, чья смерть была опрометчиво предсказана астрологом.
Людовик XI пристально посмотрел на введенного, словно пытаясь, пронзив его взглядом, докопаться до правды: «Ты хорошо угадываешь судьбу других, а сколько жить осталось тебе самому?»
|
Вопрос не из легких. Не так уж трудно доказать лживость любого ответа острим топором палача. Король насмешливо прищурился, ловя растерянность в глазах незадачливого предсказателя.
«Ваше величество, звезды сказали мне, что я умру через три дня до Вашей смерти». И столько спокойной уверенности ответе, что, вопреки довольно логичным подозрениям, король так и не решился казнить астролога, находчивость которого спасла тому собственную жизнь, казалось бы, в безвыходном положении.
Вот перед нами увлекательно написанная книга одного из ведущих религиоведов нашей страны И.Р. Григулевича «Пророки „Новой истины“. Автор безоговорочно относит астрологию к суевериям. Более того, ставит астрологов в один ряд с гадалками, чудотворцами, пророками и всякого рода сектантами.
Но если астрология – просто суеверие, являющееся одним из симптомов «хронической болезни капитализма», то для философского анализа она никакого интереса не представляет. Поэтому не удивительно, что ни в пятитомной «Философской энциклопедии», ни в «Философском энциклопедическом словаре» 1983 года издания астрологии не уделено даже крохотной статейки. Зато «Большая Советская Энциклопедия» с астрологией не церемонится. В ней говорится, что астрология‑«ложное учение, согласно которому по расположению небесных светил, главным образом планет, якобы возможно предсказывать исход предпринимаемых действий, а также будущее отдельных людей и целых народов». Подобное же определение мы встречаем и в четвертом издании «Советского энциклопедического словаря».
|
Казалось бы, все ясно и на этом можно поставить точку. Но сегодня, когда переворачиваются целые пласты духовной жизни нашего народа, процесс переосмысления коснулся вопросов атеизма вообще и астрологии в частности. Образец – серия статей или, точнее, бесед об астрологии, подготовленных для журнала «Крестьянка» доктором химических наук, лауреатом Государственной премии СССР Феликсом Казимировичем Величко. Представляя читателю «астрологию без мистики и тайн», автор начинает с того, что отмечает как в корне неверное «расхожее представление» о звездах, управляющих судьбой человека, и предлагает определение астрологии, резко отличающееся от тех, что можно встретить в привычной справочной литературе: «Астрология– наука, изучающая взаимосвязь ритмов человека и космоса и выясняющая законы гармонизации внутренних ритмов человека и внешних ритмов природы и общества»
Симпатичное определение, не правда ли? Свежее и современное, уводящее нас от опостылевших черно‑белых красок в этом, брызжущем многоцветием, мире.
Безусловный интерес представляет и мнение астрологов‑профессионалов, один из которых, основатель «журнальной» астрологии Дж. Неилор, например, полагает: «Астрология – это серьезное научное явление… При настоящем уровне познания она предлагает вполне реалистическую жизненную философию, а именно утверждает, что Земля является маленькой частью Солнечной системы и крошечной частичкой Вселенной. Земля и земляне не могут рассматриваться изолированно, они находятся под влиянием взаимодействующих сил Вселенной, и связи эти неисчислимы. Человечество развивается в зависимости от окружающих его явлений».
Здесь, как и в статье Величко, при определении сути и задач астрологии внимание акцентируется не на предсказаниях как таковых, а на проблемах взаимосвязи человека и космоса. Так, может быть, предсказания – не дело серьезного астролога, и тога пророка для него – это тога с чужого плеча или по крайней мере наряд, явно выходящий из моды?
Гороскопы
Этой цели подчинено и создание гороскопов – главного детища астрологии, представляющего своеобразную таблицу, а точнее, карту взаимного расположения звезд и иных небесных светил в момент рождения человека или какого‑либо значительного общественного события: например, закладки города, образования государства и т. д. Недаром само слово «гороскоп» означает «показатель часа».
Решающую роль при составлении гороскопов играют наблюдения за «прохождением» Солнца, Луны и пяти планет (Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна) по так называемой эклиптике (эклиптика – это видимый путь Солнца по небу при его годовом движении вокруг Земли), вдоль которой расположены созвездия зодиака.
Слово «зодиак» в переводе с греческого означает «звериный круг», а человек, интересующийся лингвистикой, может заметить, что у него тот же корень, что у первой части современного слова «зоопарк». Такое общее название зодиакальные созвездия получили потому что большинство из них носит имена животных, Согласно давней традиции выделяют 12 таких созвездий. Известно, что уже во времена Гиппарха I, жившего во II в. до н. э., годовой путь Солнца делили на 12 частей. Говоря языком астрологии, каждую часть этого своего пути Солнце проводило в движении по «дому», принадлежащему тому или иному созвездию, а точнее, звездному знаку – ведь сами созвездия занимали далеко не равное положение на звездном небе. «Знакам» же отводилось условно ровно по 30°.
Так, знак Рыб Солнце «проходит» с 19 февраля по 20 марта,
Овен – с 21 марта по 20 апреля,
Телец – с 21 апреля по 21 мая,
Близнецы – с 22 мая по 21 июня,
Рак – с 22 июня по 22 июля,
Лев – с 23 июля по 23 августа,
Дева – с 24 августа по 23 сентября,
Весы – с 24 сентября по 23 октября,
Скорпион – с 24 октября по 22 ноября,
Стрелец – с 23 ноября по 21 декабря,
Козерог – с 22 декабря по 20 января,
Водолей – с 21 января по 18 февраля.
Вообще‑то зодиакальных созвездий не 12, а 13. Тринадцатым является созвездие Змеелова, или Змееносца, в пределах которого Солнце находится некоторое время в ноябре. Но, увы, Змеелову не повезло – его заметили слишком поздно, когда сфера небесных влияний была уже поделена, поэтому‑то он и остался «бездомным». А вместе с ним не посчастливилось и созвездию Скорпиона, который вынужден был расплачиваться за ненаблюдательность людей в период закрепления знаков зодиака: Скорпиону укоротили клешни и сформировали новое созвездие Весы.
Но почему именно Весы? И как им удалось проникнуть в «круг животных»? А все дело в том, что уже в глубокой древности заметили: «Когда Солнце приходило под знак Весов, наступало равновесие – день уравновешивался ночью» (осеннее равноденствие). Названия же других созвездий связаны с иными соображениями, зачастую рожденными дерзкой игрой фантазии, позволявшей видеть в россыпях звезд контуры близких людям земных существ. А фантазия прихотлива. Поэтому там, например, где мы видим Большую Медведицу, древним египтянам виделась Нога Быка. Фантазия же расцвечивала увиденное на небе феерическими красками легенд и поэтических сказаний.
Как уже отмечалось, по уделам этих созвездий совершали свои ежегодные путешествия по небу не только Солнце, но и шесть других названных планет, воплощавших по древним поверьям мощь и качества тех или иных божеств. Со временем трактаты астрологов впитали эти поверья.
В старинных астрологических трактатах характеры, деяния и профессии людей описаны с такой бухгалтерской «точностью», что последним, казалось бы, ничего не оставалось, как, вдев свои головы в ярмо предопределения, безропотно тащить повозку судьбы. Наглядный пример подобных взглядов на судьбоносную роль планет может дать фрагмент астрологической работы, относящейся к годам правления Людовика XIII.
«В первом знаке зодиака Юпитер производит епископов, губернаторов, благородных, сильных судей, философов, мудрецов, купцов, банкиров. Марс отмечает военных, артиллеристов, убийц, медиков, цирюльников, мясников, золотых дел мастеров, поваров, булочников и все ремесла, совершаемые с помощью огня. Венера производит цариц и прекрасных дам, аптекарей, портных, ювелиров, торговцев сукном, игроков, посетителей кабаков, вольнодумцев и разбойников. Меркурий – философов, астрологов, геометров, математиков, латинистов, художников, искусных и ловких мастеров…
Люди, управляемые Марсом, суровы и жестокосердны, неумолимы, не поддаются никаким убеждениям, упрямы, сварливы, дерзки, смелы, буйны, привыкли обманывать, обжоры, в состоянии переваривать много мяса, сильны, крепки, властны, с налитыми кровью глазами, рыжими волосами, не имеют привязанностей к своим друзьям, занимаются работами с огнем и раскаленным железом, одним словом, Марс производит обыкновенно бешеных, крикливых, развратных, самодовольных и гневных людей». Что ни говори, а последняя характеристика малопривлекательна. Поэтому спустя столетия некогда буйствующий Марс, видимо, взялся за ум, и сегодня, если верить гороскопам, идущим по сходной цене в поездах, он производит такие симпатичные качества, как сентиментальность, откровенность, самоотреченность, терпеливость и порядочность. Как говорится, давно бы так!
То ли дело Венера! Уже астрологи Востока подметили, что влияние этой небесной красавицы на людей «…выражается в их благочестии, в их благопочитании, в их надежности, в их благонамеренности, в хорошем характере и доброте души, в знаниях, в правильности путей, в красивой одежде, в процветании, в спокойствии».
Вера в светила оказала влияние не только на прогнозирование характеров и судеб. Любопытно, что порядок расположения дней недели, число которых и сегодня соответствует выделенным древними семи светилам, имеет астрологическое начало.
Так, воскресенье в древности воскресенье было днем Солнца, понедельник – Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна.
Таким образом, мы видим, что астрология вобрала в себя как астрономические наблюдения древних, так и поверья, легенды, страхи и чаяния, сплавив их воедино («астрология» в переводе с греческого – наука о звездах). Все это и нашло воплощение в составлении и толковании гороскопов. Стоит заметить, что «подлинные» гороскопы сугубо индивидуальны. Они строго учитывают место и время рождения
Если же информация по каким‑то причинам вас не удовлетворяет, то ищите другой гороскоп, благо их немало.
Любителям экзотики можно предложить так называемый гороскоп друидов‑жрецов древних кельтов Галлии, Британии и Ирландии, либо восточный гороскоп, который особенно своеобразен. Гороскоп этот связан с восточным календарем, основанным на выделении двенадцатилетних циклов, в рамках которых каждый год носит имя того или иного животного. Набор и порядок расположения их имен объясняет одна любопытная легенда. Она гласит, что как‑то Будда решил созвать на праздник всех животных мира. Но то ли те не расслышали призыва, то ли сочли, что у них есть дела поважнее, а пришли только 12. Именно они были вознаграждены за свею почтительность тем, что по имени каждого из них был назван определенный год. Мышка оказалась самой проворной и явилась раньше всех – первый год цикла был назван годом Мыши, Самой же нерасторопной оказалась свинья (вепрь, кабан), поэтому‑то год Вепря и замыкает восточный календарь. В целом же порядок следования лет выглядит так: 1) год Мыши, 2) год Буйвола, 3) год Тигра, 4) год Кролика, 5) год Дракона, 6) год Змеи, 7) год Лошади, 8) год Овцы, 9) год Обезьяны, 10) год Петуха, 11) год Собаки, 12) год Вепря.
На Востоке также распространен календарь с 60‑летним циклом. Он включает 5 двенадцатилетних циклов. При этом каждому году соответствует не только определенное животное, но и цвет, и соответствующий первоэлемент, выделенный еще в древнекитайской философии (огонь, дерево, земля, металл, вода). Например, первый год такого цикла – год Синей Мыши, а тринадцатый – Красной или Огненной, так как огонь– соответствующий данному году первоэлемент.
По восточным поверьям, каждое животное поспешило придать своему году собственные черты, передающиеся и людям, рожденным в этот год; поэтому в зависимости от того, в каком году родился человек, можно определить его характер, познать слабые и сильные стороны, предвидеть будущее. В циклах лет древние поверья выделяли более либо менее счастливые годы, и сила этой традиции сказывается до сих пор. В Японии, к примеру, было предсказано, что 1966 год – год Огненной Лошади – несчастливый для девочек, родившихся в этот год, поскольку верили, что мужчине, женившемуся на женщине, рожденной в год «Коня и Огня», грозит насильственная смерть.
Эти поверья говорят сами за себя и не нуждаются в комментариях.
Но сказать так еще не значит сказать об астрологии все. Тем более если иметь в виду явление, просуществовавшее не одно тысячелетие. Как писал Дж. Бернал, «астрология всегда была тесно связана с астрономией и, несмотря на ее существенные ошибки, она явилась основной причиной того, почему люди в течение тысячелетий занимались наблюдением звезд, которые, если бы они не верили в астрологию, казались бы очень отдаленными и бесполезными». А по мнению другого специалиста, Э. Бикермана, «календарь – это такая вещь, которую не в силах объяснить ни логика, ни астрономия». Так, например, любимый наш праздник Нового года приобрел самостоятельное значение только при Цезаре под влиянием астрологии.
Конечно, с подобными суждениями можно поспорить. Но крайне важно не упустить и содержащееся в этих суждениях рациональное зерно. Дело в том, что в определенные периоды человеческой истории астрология объективно стимулировала… развитие наблюдательной астрономии.
Как замечает современный исследователь А.С.Майданов, в истории науки ошибочные цели и неизведанные пути нередко давали неожиданные, но полезные результаты, что было особенно характерно для астрологии и алхимии.
Интересная мысль звучит и у известного астронома, доктора физико‑математических наук Н.И. Идельсона, замечающего, что в астрологии искали «ответа на самые сокровенные свои запросы, но весьма редко видели то, что в ней действительно заложено, а именно первооснову познания гармонических законов мироздания».
Астрологи, будучи в прошлом, как правило, и астрономами, способствовали созданию карты звездного неба и к тому же собирали и описывали многие исторические факты, точно датировали их.
Не, конечно же, подлинная роль астрологии в истории человеческой культуры не сводится к чисто познавательным граням деятельности астрологов. Исследователям еще предстоит проследить ее связь с миропониманием и социально‑этическими воззрениями целых эпох. В этом смысле астрология еще ждет своего исследования, подобного скрупулезнейшей работе В.Л. Рабиновича «Алхимия как феномен средневековой культуры», выпущенной московским издательством «Наука» в 1979 г. Мы же бросим здесь лишь беглый взгляд на прошлое, перелистаем страницы тысячелетий, чтобы проследить основные связи астрологии с логикой социально‑исторических изменений и подметить наиболее любопытные, а порой и курьезные факты, позволяющие живее представить прошлое.
Астрология на весах истории
Как мы уже знаем, астрономия и сплетенная с ней астрология родились тысячи лет назад. Сама жизнь, сама зависимость зарождающихся человеческих сообществ от ритмов природы, их повторяемости, побуждали наших далеких предков внимательно вслушиваться в пульс Вселенной, постоянно следить за капризами погоды, имеющими порой губительные последствия. А где еще эта повторяемость проступала столь наглядно, как не в движении Солнца, Луны и планет и неизменной смене времен года?
Стрела самого меткого охотника могла уйти мимо цели, тучи могли сгуститься и развеяться, но неизменно весна сменялась летом и каждодневно Солнце пускалось в свой небесный путь. Таким образом, уже сравнительная простота и устойчивость движения небесных тел и связанных с ними ритмов природы вели к тому, что, именно наблюдая за небом, человек начинал нелегкое постижение законов мироздания. И в то же время, рассуждая по аналогии, люди уподобляли отдаленные светила, да и весь мир в целом, тому, что было доступно и близко, – животным, насекомым и себе самим.
Воображение наших предков населяло небесную обитель знакомыми обитателями Земли. Обитателями, которых можно задобрить или умолить, а то и обвести вокруг пальца. Так рождалась астролатрия, или поклонение звездам. С появлением классов и государства звезды, да и все небо, стали все более обретать царственное величие грозных земных владык, которых начинали чтить как потомков Солнца и иных небесных сил. Наблюдение за небом как бы превращалось в «прочтение» воли и наказов родителей, посылаемых земным чадам и их подданным.
Сама собой вставала и иная мысль: если человек и мир – одно целое, то не означает ли это, что определенность движений небесных тел говорит и о неизменной определенности жизненных путей земных существ? Но если так, то остается лишь постигнуть звездную карту неба‑и будущее будет как на ладони. Этот ход рассуждений, в свою очередь, вел к появлению первых ростков астрологии, тесно связанной в те времена с верой в судьбу.
Как полагают, астрология зародилась в Двуречье – Ассирии и Вавилоне. Не случайно поэтому в Европе ее стали называть халдейской мудростью, по имени одного из семитических племен, представители которого властвовали в Вавилоне в 626–538 гг. до н. э., а затем слились с вавилонянами. Как сообщают историки, цари Ниневии каждый свой значительный шаг стремились согласовать с волей звезд. Известно, что Саннахериб отказался от одного похода потому, что, по мнению звездочетов, неблагоприятное расположение звезд не сулило успеха.
Какими бы наивными нам ни казались сегодня иные попытки древних объяснить причинно‑следственные связи явлений, очевидно то, что сами эти связи зачастую подмечались довольно точно. Недаром в Древнем Египте жрецов называли «зрячими», ибо верили, что они способны «увидеть», постичь больше, чем прочие смертные. К тому же наблюдения и предсказания требовали точных расчетов, а значит, и развития основ математики. Поэтому можно согласиться с Г.Спенсером в том, что «жрецы‑астрологи древних рас были прародителями нашего ученого класса».
Однако авторитет и власть жрецов поддерживались не только их способностью предсказывать те или иные явления природы, разливы рек, затмения Солнца и т. д. Ведь сами эти явления интересовали людей прежде всего потому, что в них видели ключи к тайнам собственного будущего, судьбам царств и целых народов. Поскольку, как мы уже знаем, человек древности не отделял себя от природы, то казалось, что каждому значительному земному событию предшествует небесное послание. В посланиях этих нередко видели предвестников катастроф и трагедий. Выглядеть же они могли совершенно различно. В роли «гонцов судьбы» могли выступать и затмения Луны и Солнца, и необычные соединения звезд и планет, как, например, наблюдавшееся в VII в. до н. э. редчайшее трехкратное «соединение» в созвездии Рыб Юпитера и «божества времени и судьбы Сатурна». «Соединение», совпавшее к тому же с солнечным затмением. По словам Э. Церена, у наблюдавших небо в те времена «сомнений не было: положение звезд на небе… являло людям необычайно грозные знамения… при подобных небесных знаках земные цари и владыки умирают насильственной смертью».
Но если значение затмений и комет казалось понятным всем, то искусство расчетов появления этих затмений было в руках наиболее грамотных представителей господствующего класса. А вместе с ним, как верили, в их руках был и ключ к тайнам Времени, ключ, дававший огромную власть над умами и сердцами людей. Характеризуя социальную роль идей такого рода, мексиканский ученый Альберт Рус пишет; «Жрецы… знали все, что случалось раньше и что должно еще случиться. Знание календарной системы и умение пользоваться ею представляли жреческому классу неограниченную власть. Они могли сеять надежду и страх, подчинение народа было поистине абсолютным».
Такую власть имели жрецы во многих странах древнего мира и Латинской Америки. Исключение, пожалуй, составлял лишь Китай, где уже примерно в начале 2 тыс. до н. э. «наблюдениями неба занимались» не жрецы, а «специалисты‑астрономы», чиновники, находившиеся на государственной службе. В их обязанности входило как наблюдение необычных небесных явлений, так и соответствующие расчеты положений тех светил, которые, как верили, влияли на судьбы правителей и царств, вверенных им самим небам. По словам английского автора Н. Колдера, «знать точное расположение небесных тел в момент зачатия принца было совершенно необходимо для определенна его будущего жребия». Как видим, и в Китае астрономия была тесно связана с астрологией, хотя обычные государственные служащие, каковыми были китайские астрономы, не почитались с таким благоговением, как жрецы. В случае халатного исполнения обязанностей они могли подвергнуться и высочайшему разносу с далеко идущими последствиями.
Но еще непростительней была любая Попытка приподнять завесу тайны с хранилищницы знаний, которые должны были быть целиком в распоряжении империи. По императорскому указу 840 г. астрономам запрещалось общаться «с прочими чиновниками и простолюдинами».
Секретность же и дух таинственности создавали мистический ореол вокруг крупиц подлинных знаний, скрывая от глаз непосвященных истинный механизм их получения. Поэтому‑то, с точки зрения простолюдинов и даже знатных людей Востока, всякая наука была оккультной тайной. Вполне понятно, что такой замкнуто‑кастовый характер науки, превращаемой к тому же в вид деятельности жреца либо чиновника, не только подрезал крылья научной мысли, но и крайне затруднял отделение истины от суеверий. Образцом такого соединения и стала астрология, а точнее, астрономо‑астрология древности, ибо тогда астрономия и астрология, подобно сиамским близнецам, представляли единый живой организм.
К тому же в условиях, когда, используя выражение американского автора Д. Когена, у жрецов и чиновников‑астрономов «клиентами» были лишь монаршие особы, наблюдения за ритмами природы и необычными небесными явлениями и следовавшие за ними выводы могли иметь не только пропагандистское значение. Ведь судьбы монархов были сплетены с судьбами их владений. Умение предугадать неурожай было одновременно и умением предвосхитить социальные бури, способные поколебать трон. То есть пока астрологи, говоря современным языком, имели дело с большими величинами, их толкование связи земных и небесных событий не вызывало особых Возражений. Но совсем иную картину наблюдаем мы в античном мире, куда «халдейская мудрость» проникла после походов Александра Македонского.
Астрология, вселявшая надежду на прикосновение к секретам времени, стала довольно популярной среди римских императоров, иные из которых, подобно подозрительному Тиберию, не доверяя звездочетам, пытались сами постичь премудрости астрологии. Такое уж было время.
Ведь после смерти Октавиана Августа (14 г. н. э.) императоры сменяли друг друга быстрее, чем в наши дни чемпионы мира по боксу. Как правило, они умирали насильственной смертью. Немудрено, что каждый новоиспеченный император желал узнать свою судьбу.
Крайне любопытно, что, как и в Древнем Китае, императоры Рима претендовали на царственный венец и в то же время, боясь потерять его вместе с головою, претендовали порою и на монопольное владение будущим, по крайней мере тем, что ожидает их самих. О Тиберии сообщали, что, укрываясь на Капри, он приглашал астрологов, а получив предсказание, приказывал сбрасывать их со скалы, чтобы никто не узнал, что уготовано императору небом. Однако и здесь не обошлось без истории, которая до удивительною напоминает историю Людовика XI и, судя по всему, к вещему голосу звезд не имеет никакого отношения. Суть ее в том, что один сообразительный астролог, будучи приглашен на «консультацию» к императору, уже знал о печальной судьбе своих «коллег».
Надежды на чудо было мало. Но недаром говорится: «Беда научит». Когда астролог прогуливался с императором вдоль скал, оказавшихся орудием казни его менее осведомленных и менее остроумных предшественников, он неожиданно для Тиберия закричал об угрозе величайшей опасности. Тиберий ужаснулся. Но астролог успокоил тирана, сказав, что в опасности он сам, а не император. Подивившись такой, казалось бы, сверхъестественна проницательности, Тиберий пощадил его и стал ему доверять.
Как видим, «божественные» императоры были далеко не безразличны к предсказаниям звездочетов. Но астрология манила не только их, и так случилось, что в античном мире с «халдейской мудростью» произошла удивительная метаморфоза. Если прежде звезды вещали только о судьбах царственных особ, то теперь они не брезгали и участью людей более низкого происхождения. Началась своеобразная «демократизация» астрологии – стали появляться гороскопы и простых смертных.
Однако как раз тогда, когда астрология вторглась в безбрежный океан хаотически движущихся судеб тысяч и тысяч людей, ее уязвимость стала наиболее очевидна. К тому же традиции свободомыслия Эллады, сократовский скептицизм с его духом вечного поиска‑все это порождало нередко и критическое восприятие астрологии своего времени. Поэтому не удивительно, что именно в античном мире мы встречаем интереснейшие образцы критики астрологических пророчеств и самих основ астрологии, яркий пример чего дает творчество известного римского оратора Цицерона (106 – 43 гг. до н. э.).
Высмеивая веру во всяческие «чудеса» и «пророчества», Цицерон писал, что и Цезарю, и Помпею, и Крассу была предсказана долгая и мирная жизнь, однако все трое погибли. Да что говорить о них! Зачем искать примеры так далеко? Если астрологи способны блестяще предсказывать будущее и предостерегать от грядущих подвохов судьбы, то почему столь многие из них самих бывают обмануты, ограблены, избиты? Быть может, оттого, что будущего нельзя избежать? Но если дело обстоит так, то, к примеру, раз уж тебе суждено выздороветь от этой болезни, то возьмешь ли врача или не возьмешь – не имеет значения. Ведь и выздоровление и болезнь – от судьбы. Следовательно, звать на помощь врача нет никакого смысла.
Еще более ощутимый удар по «халдейской мудрости» был нанесен в работах философа‑скептика II в, н. э. (возможно, отчасти 111) Секста Эмпирика. Его суждения отличаются просто убийственной методичностью. Если остроумие Цицерона можно сравнить с искусством всадника, умеющего то остановить, то пустить вскачь скакуна, чтобы неожиданным ударом опрокинуть противника, то логика Эмпирика созвучна размеренной поступи легионов, сминающих все на своем пути.
Но в дни Цицерона, а тем более Секста Эмпирика солнце античного свободомыслия клонилось к закату. Близились времена средневековья. Какой же оказалась судьба астрологии в новую эпоху? Как отнеслись к ней новые властители дум и сердец – ислам и христианство?