Всероссийская проверочная работа
по профильному учебному предмету «ИСТОРИЯ»
Для обучающихся по программам среднего профессионального образования, завершивших в предыдущем учебном году освоение общеобразовательных предметов, проходящих обучение по очной форме на базе основного общего образования.
Образец
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
![]() |
Таблица для внесения баллов участника
© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Запишите термин, о котором идёт речь.
Политическая ситуация, сложившаяся в России в 1917 г., характеризующаяся одновременным существованием власти Временного правительства и Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
|
Ответ:
![]() |
«Пришедшее из Сараево сообщение об убийстве австрийского эрцгерцога было воспринято в высших сферах Петербурга с большим беспокойством. Здесь никто не сомневался в том, что если правящие круги Австро-Венгрии решатся воспользоваться убийством Франца-Фердинанда в качестве предлога для столкновения с Сербией, это может привести к чрезвычайно серьёзным осложнениям.
В российском министерстве иностранных дел прекрасно понимали, что австро- сербский конфликт не сулит России ничего хорошего. В случае такого конфликта отказ российского правительства в поддержке Сербии подорвал бы престиж России на Балканах. С другой стороны, поддержать Сербию – значило пойти на конфликт не только с Австрией, но и с Германий, а столкновения с германо-австрийским блоком правящие круги Российской империи имели серьёзные основания опасаться.
Кроме того, не все в Петербурге были уверены в поддержке союзников по Антанте в случае, если бы Россия ввязалась в войну с Германией и Австрией. Дипломаты особенно опасались, что война с германо-австрийским блоком может возникнуть из-за австро- сербских трений. Такой вариант возникновения войны был крайне невыгоден для России, поскольку, ставя под удар объединённых сил Германии и Австрии прежде всего Российскую империю, он давал бы её союзникам широкую возможность в самый последний момент или совсем уклониться от поддержки России, или ограничиться предоставлением какой-нибудь мало существенной помощи. В силу всех этих обстоятельств российские дипломаты всячески стремились смягчить австро-сербские требования».
|
Укажите год, когда произошли описанные в тексте события. Назовите российского императора, в период правления которого произошли описанные события.
Ответ:
Почему, по мнению автора, для России было особенно невыгодно, если бы война с Австрией и Германией началась из-за австро-сербского конфликта? Какое последствие, по мнению автора, могло иметь уклонение России от поддержки Сербии в австро-сербском конфликте?
Ответ:
![]() |
В тексте упоминаются союзники России по Антанте. Назовите одно любое государство, являвшееся союзником России.
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Год | Событие | Характеристика события |
2020 г. | (А) | (Б) |
2014 г. | Воссоединение Крыма с Россией | (В) |
(Г) | (Д) | Событию способствовал августовский путч |
(Е) | XX съезд КПСС | В ходе события руководитель КПСС выступил с докладом «О культе личности и его последствиях» |
Пропущенные элементы: 1) 1991 г.
2) последствием события стало избрание Президентом России Б.Н. Ельцина
3) принятие поправок к Конституции Российской Федерации
4) созыв XIX партконференции
5) одной из предпосылок события стали многомесячные антипрезидентские и антиправительственные акции на Украине
6) распад СССР 7) 1956 г.
8) 1968 г.
|
|
Ответ:
![]() |
Запишите пропущенное название: «Цифрой "1" на схеме обозначено наступление противника в ходебитвы».
Ответ:
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ:
![]() |
Укажите год, когда была сделана данная фотография. Назовите государство, являвшееся основным противником СССР в войне, к истории которой относится данная фотография.
Ответ:
![]() |
Назовите руководителя СССР в период, когда была сделана данная фотография.
Ответ:
Укажите событие или процесс российской истории XX в., оказавшее(-ий) значительное влияние на развитие региона или населённого пункта, в котором находится Ваша образовательная организация. Приведите два любых факта, иллюстрирующих влияние этого события или процесса на развитие региона или населённого пункта.
Ответ:
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Назовите одно любое внешнеполитическое событие (процесс) из истории России, произошедшее в период 1945 – 1953 гг., и одного участника этого события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии (процессе).
Ответ:
В чём состояло влияние указанного внешнеполитического события (процесса), произошедшего в период 1945 – 1953 гг., на дальнейшую историю России? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ:
![]() | |||
![]() | |||
Система оценивания проверочной работы по истории
Каждое из заданий 1, 5, 6, 7 считается выполненным верно, если правильно указаны цифры или слово (словосочетание).
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 6 и 7 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 3 баллами; выполнение задания с одной ошибкой – 2 баллами; выполнение задания с двумя-тремя ошибками – 1 баллом, за четыре и более ошибок или полное отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
двоевластие | |
Курской | |
Киев |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
«Пришедшее из Сараево сообщение об убийстве австрийского эрцгерцога было воспринято в высших сферах Петербурга с большим беспокойством. Здесь никто не сомневался в том, что если правящие круги Австро-Венгрии решатся воспользоваться убийством Франца-Фердинанда в качестве предлога для столкновения с Сербией, это может привести к чрезвычайно серьёзным осложнениям.
В российском министерстве иностранных дел прекрасно понимали, что австро- сербский конфликт не сулит России ничего хорошего. В случае такого конфликта отказ российского правительства в поддержке Сербии подорвал бы престиж России на Балканах. С другой стороны, поддержать Сербию – значило пойти на конфликт не только с Австрией, но и с Германий, а столкновения с германо-австрийским блоком правящие круги Российской империи имели серьёзные основания опасаться.
Кроме того, не все в Петербурге были уверены в поддержке союзников по Антанте в случае, если бы Россия ввязалась в войну с Германией и Австрией. Дипломаты особенно опасались, что война с германо-австрийским блоком может возникнуть из-за австро- сербских трений. Такой вариант возникновения войны был крайне невыгоден для России, поскольку, ставя под удар объединённых сил Германии и Австрии прежде всего Российскую империю, он давал бы её союзникам широкую возможность в самый последний момент или совсем уклониться от поддержки России, или ограничиться предоставлением какой-нибудь мало существенной помощи. В силу всех этих обстоятельств российские дипломаты всячески стремились смягчить австро-сербские требования».
Укажите год, когда произошли описанные в тексте события. Назовите российского императора, в период правления которого произошли описанные события.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) год – 1914; 2) император – Николай II | |
Правильно указан год и назван император | |
Правильно указан только год. ИЛИ Правильно назван только император | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Почему, по мнению автора, для России было особенно невыгодно, если бы война с Австрией и Германией началась из-за австро-сербского конфликта? Какое последствие, по мнению автора, могло иметь уклонение России от поддержки Сербии в австро-сербском конфликте?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: это давало «её союзникам широкую возможность в самый последний момент или совсем уклониться от поддержки России, или ограничиться предоставлением какой-нибудь мало существенной помощи»; 2) ответ на второй вопрос: это подорвало бы престиж России на Балканах | |
Правильно даны ответы на два вопроса | |
Правильно дан ответ на один вопрос | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
В тексте упоминаются союзники России по Антанте. Назовите одно любое государство, являвшееся союзником России.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе может быть указан союзник России, например: 1) Великобритания; 2) Франция | |
Правильно указан союзник России | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 1 |
![]() | |||
![]() |
Укажите год, когда была сделана данная фотография. Назовите государство, являвшееся основным противником СССР в войне, к истории которой относится данная фотография.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) год – 1945 г.; 2) государство – Германия | |
Правильно указаны год и государство | |
Правильно указан любой один элемент ответа | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Должен быть назван руководитель СССР – И.В. Сталин | |
Правильно назван руководитель СССР | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 1 |
Укажите событие или процесс российской истории XX в., оказавшее(-ий) значительное влияние на развитие региона или населённого пункта, в котором находится Ваша образовательная организация. Приведите два любых факта, иллюстрирующих влияние этого события или процесса на развитие региона или населённого пункта.
Критерии оценивания | Баллы |
Указано событие (процесс) российской истории XX в., оказавшее(-ий) значительное влияние на развитие региона или населённого пункта; приведены два факта, иллюстрирующих влияние этого события или процесса на развитие региона или населённого пункта | |
Указано событие (процесс) российской истории XX в., оказавшее(-ий) значительное влияние на развитие региона или населённого пункта; приведён один факт, иллюстрирующий влияние этого события или процесса на развитие региона или населённого пункта | |
Указано только событие (процесс) российской истории XX в., оказавшее(-ий) значительное влияние на развитие региона или населённого пункта; факты, иллюстрирующие влияние этого события или процесса на развитие региона или населённого пункта не приведены / приведены неправильно. ИЛИ Событие (процесс) российской истории XX в., оказавшее(-ий) значительное влияние на развитие региона или населённого пункта не указано / указано неправильно (независимо от количества указанных фактов региональной истории) | |
Максимальный балл | 2 |
Назовите одно любое внешнеполитическое событие (процесс) из истории России, произошедшее в период 1945 – 1953 гг., и одного участника этого события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии (процессе).
Критерии оценивания | Баллы |
Правильно указаны внешнеполитическое событие (процесс), его участник и поступок (действие) | |
Правильно указаны только внешнеполитическое событие (процесс) и его участник | |
Указано только внешнеполитическое событие (процесс). Указан исторический деятель с указанием/без указания его действия (внешнеполитическое событие (процесс) не указано или указано неправильно). Указано только действие (внешнеполитическое событие (процесс) и участник события (процесса) указаны неправильно или не указаны). ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
В чём состояло влияние указанного внешнеполитического события (процесса), произошедшего в период 1945 – 1953 гг., на дальнейшую историю России? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Критерии оценивания | Баллы |
Правильно указаны внешнеполитическое событие (процесс), его участник и поступок (действие) | |
Правильно указаны только внешнеполитическое событие (процесс) и его участник | |
Указано только внешнеполитическое событие (процесс). Указан исторический деятель с указанием/без указания его действия (внешнеполитическое событие (процесс) не указано или указано неправильно). Указано только действие (внешнеполитическое событие (процесс) и участник события (процесса) указаны неправильно или не указаны). ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы - 20.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–6 | 7–11 | 12–16 | 17–20 |