Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 8 «Зоряночка»
Утверждаю
Заведующий МБОУ № 8
«Зоряночка»
_________ С.Ю. Месикова
«14» октября 2016 г.
"Тренинг ассертивного поведения"
Подготовила: Заместитель заведующего
по воспитательно – образовательной работе
МБДОУ детского сада № 8 «Зоряночка»
Жданова Т.П.
Октября, 2016 г.
Объект: ассертивность / уверенноеповедение в себе.
Цель тренинга: развить ассертивность у педагогов.
Задачи тренинга:
1) знакомство с общими закономерностями общения;
2) изучение и понимание участниками особенностей своего характера;
3) выработать умения осознавать и выражать свои чувства;
4) повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности;
5) отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
Формы работы: групповая.
Количество участников: 10–15 человек
Общее время, необходимое для реализации всей тренинговой программы: 1, 10 час.
Методики и техники тренинговой работы: беседа (разбор сложных случаев), игровая терапия, тренинговые упражнения.
Так что же характеризует ассертивную личность?
Ассертивного человека следует отличать от неуверенного в себе человека и агрессивного человека.
Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса» неуверенного поведения - агрессивность и застенчивость). Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.
Можно перечислить основные характеристики уверенного в себе человека (по А. Солтеру):
1. Эмоциональность речи: открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;
2. Экспрессивность речи: ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;
3. Противостоять и атаковать: как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;
4. Использование местоимения "Я": как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;
5. Принятие похвалы: как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;
6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования.
Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:
· целенаправленность;
· ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;
· гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;
· социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;
· сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;
· настойчивость, не переходящая в агрессию;
· направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;
· созидание.
Техники ассертивного поведения:
1. Техники воздействия:
· Я-высказывание. Нужно говорить от себя, про себя, не переходя на личности.
· Техника «заигранная пластинка». Вы повторяете необходимое раз за разом, спокойно. При равных условиях побеждает тот, кто более настойчив. Необходимо сохранять спокойствие и быть терпеливым.
· Уважительный отказ. Умение отстоять свое мнение, не испортив отношений с собеседником.
Техники самообороны
· Раскол манипуляций. Выяснить, что на самом деле необходимо от вас собеседнику. Не всегда партнеры открыто предлагают или просят о чем-либо.
· «Игра в туман». Нужно спокойно воспринимать критику в свой адрес. «Возможно, вы правы, но я сам себе судья».
· Техника бесконечного уточнения. Уточняющие вопросы помогут нам выяснить, что именно от нас хотят и перевести беседу из эмоционального в рациональное русло.
· Техника английского профессора. Суть этой техники в том, что вы все делаете и говорите от своего лица, вы можете согласиться на что-либо, но это будете уже не вы, а кто-то другой. «Я не могу отпустить вас раньше с работы, потому что я такой человек».
Программа тренинга
Тематический план
Качество | Время | Используемые игры и упражнения |
1.Приветствие. Развитие эмпатии. | 5 мин. | «Приветствие без слов» |
2. Мозговой штурм | 5 мин | «Ассертивные права» человека |
2. Гибкость поведения | 15 мин. | «Оптимальные варианты» |
3. Коммуникация | 15 мин. | «Интеллегентная грубость» |
4. Манипуляции | 15 мин | «Невидимый поводок» |
5.Эмоции | 10 мин. | «Спящие львы» |
6. Обратная связь. Обсуждение | 5 мин. |
I.Вводная часть.
Упражнение «Приветствие без слов».
Цель: развитие эмпатии, умения передавать с помощью мимики и пантомимы свои чувства.
Сейчас мы попробуем поприветствовать каждого участника в отдельности без слов, используя лишь возможности вашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции
Затем усложним: попробуем поприветствовать одновременно как можно большее количество членов группы. Постарайтесь попробовать как можно больше возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.