О важности самооценки
Как наша деятельность влияет на самооценку?
Связь самооценки с физическими ощущениями
Общее время: 2:35 + 1:20 + 1:45 = 5:40
Занятие 1. Вводное занятие о важности самооценки.
Задачи:
· Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
· Познакомить участников группы друг с другом;
· Принять правила работы в группе;
· Рассмотреть базовые понятия по теме«Самооценка как важнейшая составляющая личности».
1. Самопрезентация ведущего.
Цель снять отчуждение между группой и ведущим.
Время выполнения: 10 минут.
Процедура проведения: ведущий представляется группе, рассказывает о целях, задачах, темах, программе тренинга.
2. Введение правил тренинга
Цель: Определение правил поведения на тренинге для более эффективной работы.
Время проведения: 15 минут
Процедура проведения:Ведущий предлагает участникам тренинга принять следующие правила:
1) Я говорю "Я", а не "Мы" или "Все"
2) Я не пользуюсь общими фразами и клише
3) Я говорю о том, что мешает мне участвовать в группе
4) Я не говорю о других участниках в 3-ем лице, а обращаюсь непосредственно к ним
5) Я избегаю полуарных разговоров, ведущих к ослаблению групповой динамики
6) Я всегда могу сказать НЕТ
7) Мы не спрашиваем "почему", мы спрашиваем "что", "когда" и "как"
8) Все, что я здесь говорю и слышу не выносится за пределы группы
9) Я стараюсь говорить максимально искренне
10) Я стараюсь быть как можно более реалистичным
11) Я стараюсь максимально быть в настоящем
12) Точность начала и конца тренинга
13) Без телефонов
Правила записываются ведущим на доске.
Материал: доска, фломастеры.
3. Знакомство группы. Упражнение "Моя планета"
Цель: осуществить первичное знакомство участников.
Время проведения: 20 минут.
Инструкция: каждый участник выбирает свою планету и наполняет ее жизнью. Необходимо дать ответы на вопросы
1) Какое имя для вас предпочтительней?
2) 2 интересных факта о себе
После этого каждый участник представляет свою планету, размещая ее на "космическом пространстве".
Материал: круги различных размеров, лист "космического пространства", ручки.
4. Цель: выявить, что участники ожидают от данного тренинга, чего хотят достичь.
Время проведения: 15 минут
Процедура проведения: тренер предлагает участникам выбрать 3-и звезды и написать на них ожидания 1) от себя 2)от тренинга 3) от участников. Затем участники делятся тем, что написали.
Материал: ручки, по 3-и звезды из бумаги на каждого участника.
5. Разминка «БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Цель: снять напряжение
Время проведения: 10 минут.
Инструкция.Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается, и ведущий называет какую-либо цифру, участники должны, взявшись за руки, объединиться в группы, состоящие из такого числа человек. Упражнение можно усложнить и сделать его более интересным. Ведущий просит объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.)
6. Мини-лекция «Самооценка как важнейшая составляющая личности».
Цель: ознакомление с информацией о структуре самооценке, подготовка к дальнейшей работе.
Время проведения: 10 минут.
Вопросы для обсуждения:
Как самооценка влияет конкретно на вашу жизнь?
Что влияет на формирование вашей самооценки?
Материалы: презентационная техника.
7. «Я ХОРОШИЙ»
Цель: актуализация положительных знаний о себе, знакомство.
Время проведения: 20 минут.
Инструкция: Это упражнение можно проводить в парах или сразу на круг. Если времени на работу достаточно, то парное проведение предпочтительнее. Итак, группа делится на пары. В течение 60 секунд «солирует» один участник, потом они меняются ролями. Задача «солиста» — рассказать о себе партнеру, сообщив максимум положительной информации, описав то, что самому в себе нравится. Это могут быть черты личности, особенности внешности, преодоленные трудности, I совершенные добрые дела, достигнутая квалификация — все что угодно, главное, чтобы оно вызывало у обладателя энтузиазм и гордость собой. 1 Слушающий должен считать вслух перечисляемые особенности, демонстрируя заинтересованность и поддержку, стимулируя продолжать перечисление. Затем партнеры меняются ролями. После того как пары обменялись информацией, они должны рассказать остальным участникам группы друг о друге. Очевидно, что весь объем информации они воспроизвести не смогут — не позволят механизмы памяти и сжатые временные рамки. Тренеру следует оговорить этот момент, подчеркнув, что задача участников — перечислить первые несколько сведений о своем партнере, которые всплывут у них в памяти, не стараясь выбрать из них самые, по их мнению, значимые.
8. Упражнение «4 возраста»
Цель: Развитие умения принимать возрастные изменения, чтобы легче адаптироваться к изменившейся социальной ситуации
Время проведения: 40 минут
Инструкция: Участников просят индивидуально выполнить 4 рисунка людей разного возраста (ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек). Когда это задание закончено (10-12 минут) участникам предлагается объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Внутри подгрупп они демонстрируют свои рисунки и рассказывают, какой смысл хотели вложить в них. (10 минут). Затем их просят обсудить и коллективно выработать характеристику всех возрастов, дав ответы на следующие вопросы (10-15 минут):
- Что в этом возрасте человеку важнее всего?
- Какие в этом возрасте есть уникальные возможности, которых нет в других возрастах?
- Что чаще всего делает людей этого возраста более счастливыми?
Затем представителям каждой подгруппы дается слово, чтобы представить характеристику возрастов остальным участникам группы.
Обсуждение. (10 минут)
Материала: бумага, карандаши.
9. Рефлексия занятия.
Цель: подведение итогов занятия, анализ работы участников, осознание участниками полученного опыта. Осуществление обратной связи.
Время: 15 минут.