Проектная деятельность студентов СПО




 

В настоящее время одной их самых главных тем в образовании является тема проектов. С проектами мы сталкиваемся во многих областях деятельности – в экономике, культуре, спорте и других. В настоящее время термин «проект» актуален и в образовании, возможно в первую очередь.

Проектом сегодня принято называть практически любую работу учащихся – рефераты, доклады, сообщения и другое. Но ни в одном из приведенных примеров работ, студент не задумывается над решением проблемы, не определяет способы ее решения, поскольку результат его работы зависит от используемых источников и не предполагает высокую степень творчества. Такой метод тоже оправдан, поскольку учит выделять главное из текста, систематизировать материал и прочее.

В системе образования нет до сих пор единого подход к определению, что же такое проект?

Но принципиальное отличие метода проектов очевидно - методов решения проблемы должно быть много, и выбор одного их из них должен быть сделан продуманно и обоснованно.

История метода проектов прослеживается до рубежа 19-20 веков.

В нашей стране к этому методу прибегали в 20-е годы, когда отменили школьные предметы, а учащиеся разрабатывали проекты «Осень», «Труд крестьянина», «Великая октябрьская социалистическая революция» и другие.

Но на практике получилось, что резко упал уровень знаний, в том числе, даже, у поступающих в высшие учебные заведения.

Неудовлетворительный результат, как считают современные исследователи, получился вследствие:

отсутствия подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами,

слабой разработанности методики проектной деятельности,

гипертрофии "метода проектов" в ущерб другим методам обучения,

сочетания "метода проектов" с педагогически неграмотно сформулированной идеей «комплексных программ»,

отмены оценок и аттестатов, с заменой индивидуальных зачетов, существовавших прежде, коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В современном информационном обществе метод проектов при грамотном его использовании становится основой образовательного процесса.

В настоящее время проектная и исследовательская деятельность студентов - это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений его модернизации.

Современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

· умение работать в команде;

· умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;

· умение выполнять исследовательскую работу;

· гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;

· развитые коммуникационные навыки.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития студентов в данном направлении является метод проектов, разработанный в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи.

Несмотря на то, что этот метод накрепко вошел в образовательный процесс, как мне кажется, нет единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности.

Ученые определяют метод проектов как «систему обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов».

Сегодня метод проектов является неотъемлемой частью учебного процесса. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.

Очень важным моментом является составление плана, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. План – это скелет текста.

Основными элементами проектирования являются:

- определение цели и задач проекта,

- определение собственно, проблемы

- постановка гипотезы, выбор способа ее решения,

- определение ресурсов,

- составление плана действий,

- изучение проблемы, поиск путей ее решения,

- подведение итогов,

- оценка полученных результатов.

Проект характеризуется, прежде всего, наличием проблемы, которая должна быть в идеале, не предложена преподавателем, а должна быть актуальной для студентов, интересной им, соответствовать уровню их подготовки и мотивировать авторов на поиски решения.

Проблема (от греч. problema - преграда, трудность, задача) – это «возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес». «Проблема – осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно, «знание о незнании»».

Например «Рациональное использование воды», «Энергосберегающие технологии» и др.

Также важным этапом, от которого зависит результат, является постановка цели проектирования. Цель должна быть «конкретна, измерима, достижима, ориентирована на результат, соотносима с конкретным сроком».

Работа над проектом должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);

Итак, черты проекта:

- всегда имеет цель;

- реалистичность;

- ограниченность во времени и пространстве;

- уникальность;

- инновационность;

- проекты реализуются поэтапно;

- проекты должны подвергаться оценке.

По типам проекты различаются по основным сферам деятельности, в которых они осуществляются:

- исследовательские,

- коммерческие,

- по информационным системам,

- управленческие, строительные и другие,

Вид проекта устанавливается по характеру предметной области проекта: научно-исследовательский (получение научных результатов), инвестиционный (создание или реновация основного капитала, требующие вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других новшеств, обеспечивающих развитие систем).

«Гипотеза является необходимой формой развития научных знаний, без которой невозможен переход к новому знанию».

Эффективная презентация и представление проектов, является одним из главных профессиональных навыков. Этим навыкам можно и нужно обучаться.

Во время оформления результатов исследования в виде презентаций и их обсуждения обращается внимание на способы доказательств, на оформление результатов, на выдвижение новых проблем исследования и т.п.

Проект является основой актуального сегодня дистанционного обучения, поскольку усиливает активную роль учащегося. Сейчас главным в образовательном процессе является не усвоение информации, а «деятельность, направленная на получение самостоятельного продукта путем поиска и обработки информации».

В основе данного подхода должна быть технология метода проектов, так как она помогает:

- передавать студентам не только сумму знаний, но и учит их приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач;

- приобретать коммуникативные навыки и умения, т.е. работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;

- учиться пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Для профессионального образования важнейшим аспектом является участие студентов в практико-ориентированной деятельности, чему способствует ежегодное проведение конкурсов, в рамках движения WorldSkills, благодаря которому метод проектов прочно вошел в образование. Чемпионат WorldSkills проводится теперь ежегодно, и задействуется в нем все больше студенческой молодежи.

При этом к общим критериям эффективности практико-ориентированного обучения инновационной деятельности относится формирование профессионально-значимых качеств студентов, степень их вовлеченности в практико-ориентированную деятельность.

Если мы хотим, чтобы новое поколение действовало осознанно и отвечало за свои поступки, было активно и сознательно, инициативно и ответственно, не боялось трудностей, могло эффективно решать поставленные задачи, находить ресурсы для их решения, мы должны включать проектирование в учебный процесс, как необходимый компонент учебной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: