Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.
Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:
- политическая обстановка в обществе;
- состояние экономики страны;
- политика государства в области экономики;
- меры поддержки малого бизнеса;
- правовое обеспечение малого бизнеса;
- налоговая политика;
- финансово-кредитная политика;
- уровень жизни населения;
- цивилизованность предпринимательства.
В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически по всем вышеприведенным пунктам условия далеки от оптимальных. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стане не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.
|
Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях: [56, 25 с.]
- нормативно-правовое;
- финансово-кредитное;
- информационно-техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
|
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
В соответствии с основными направлениями развития малого предпринимательства в России и его государственной поддержки в области финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства в период 2005-20010 годов предусматривается:
1. Придание инвестиционной направленности налоговой поддержке малого предпринимательства, в том числе за счет снижения ставки налогообложения прибыли банков и других инвестиционных институтов в зависимости от удельного веса инвестиционного кредитования или проектов в сфере малого бизнеса.
2. Создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предпринимательства, особенно по долгосрочным инвестициям; формирование в рамках Федеральной программы системы Федерального и регионального, фондов, в том числе с выделением на эти цели 100-150 млрд. рублей.
3. Создание сети специализированных компаний лизингового обслуживания и франчайзинга с ежегодным выделением для развития лизинговых услуг малому предпринимательству не менее 20% от общего объема целевых ассигнований, направляемых из федерального бюджета для финансирования повсеместного развития лизинговых операций.
|
4. Упразднить преобладающую ныне зависимость объемов финансирования Федерального фонда и программ поддержки малого предпринимательства от доходов от приватизации и установить для этой сферы финансирования норматив в размере 0,5% доходной части федерального бюджета плюс поощрительно 10% доходов, дополнительно полученных бюджетом в результате расширения налоговой базы за счет развития сферы малого бизнеса. Аналогичный механизм финансирования целесообразно принять на уровне бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Основные направления развития малого предпринимательства России предусматривают поддержку производственных и инновационных малых предприятий:
1. Концентрацию ресурсов государственной поддержки (льготы, кредиты, гарантии) на формировании в малом предпринимательстве современного высокотехнологического товаропроизводящего сектора.
2. Создание правовых, экономических и организационных условий для участия (на конкурсной основе) субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции (товаров, услуг) для федеральных и региональных государственных нужд.
3. Использование потенциала малого предпринимательства при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов с созданием на их основе (с привлечением международной технической помощи и инвестиций) "мини-полигонов", технопарков и других структур производственно инновационного малого предпринимательства.
4. Формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малых предприятий с крупным производством.
5. Оказание общекоммерческой, кредитной, информационной и иной поддержки экспортно-ориентированным малым предприятиям.
6. Создание системы стимулирования постоянных рабочих мест средней и высшей квалификации, особенно в инновационной сфере, согласование для этого целевых программ поддержки малого предпринимательства с программами Федеральной службы занятости.
В период до 20010 года "Основные направления в области финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства" предусматривают полный переход к универсальной "одноналоговой" или патентной системе налогообложения всей сферы малого предпринимательства на основе расширения рамок действия Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности для субъектов малого предпринимательства"; замена прямого кредитования малого предпринимательства системой гарантий, формирование общенациональной системы банков поддержки малого предпринимательства, кредитующих под соответствующие гарантии оборотный капитал и инвестиционные проекты малых предприятий; создание с участием иностранного капитала гарантийных фондов для иностранных инвестиций в сферу российского малого бизнеса.
В частности, Внешторгбанк планирует к 2008 году увеличить портфель по кредитованию малого бизнеса до 5-6 млрд. долл. На сегодня портфель по кредитованию малого бизнеса составляет 1,5 млрд. долл.
Программы кредитования малого бизнеса действует в 21 регионе России с июля 2004 года. Ее цель увеличить роль малого бизнеса в экономике России, упростить доступ к кредитным ресурсам предприятий малого бизнеса. А также существенно увеличить кредитный портфель ВТБ. Вклад в ВВП от малых предприятий составляет 12-14% в настоящее время. По словам руководителей банка, на сегодня уже 1842 клиента получили кредит в рамках данной программы. Кредит предоставляется до 1 млн. долл. сроком на три года.
Общий объем портфеля по крупному и среднему бизнесу на 1 июля 2005 года составил 9,2 млрд. долл. Об этом сообщил управляющий директор Внешторгбанка Константин Басманов. На сегодня по среднему бизнесу сумма кредитного портфеля составляет 1,3 млрд. долл. К концу 2005 года портфель достигнет 2 млрд. долл. К предприятиям среднего бизнеса, напомнил К. Басманов, относятся предприятия с суммой активов до 30 млн. долл. и с таким же годовым объемом продаж.
Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Рассмотрим их подробнее.
Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития.
Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.
По мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.
Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию малых производств. Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры. Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства.
На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.
Сегодня производственные отрасли малого предпринимательства и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Связано это с тем, что для развития таких предприятий необходимы долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, поскольку большая часть субъектов малого предпринимательства испытывает острую потребность в обновлении оборудования, приобретении новых и современных технологий. С учетом сложившейся тенденции потребность инновационных малых предприятий в инвестиционных ресурсах сверх их собственных ресурсов составит свыше 9,0 миллиардов рублей в год.
Общая потребность действующих субъектов малого предпринимательства только в микрокредитах в настоящее время составляет около 200 миллиардов рублей. Однако сегодня, согласно данным проведенных исследований, доступ к внешним финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тысяч предпринимателей. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.
Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий, обеспечить развитие существующих, в том числе их техническое перевооружение.
Следует отметить, существующая ранее практика предоставления льготных кредитов через систему фондов поддержки малого предпринимательства в настоящий момент практически сведена к нулю.
Во-первых, несмотря на положения Федерального закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», предоставивших право государственным фондам поддержки малого предпринимательства выдачу кредитов малым предприятиям без получения соответствующей лицензии, настоящее положение не признается ни налоговыми, ни судебными, ни другими контролирующими органами Российской Федерации.
Во-вторых, введение в действие Бюджетного Кодекса Российской Федерации практически лишило возможности передавать бюджетные средства фондам поддержки малого предпринимательства для последующего предоставления их в виде займов во временное пользование малым предприятиям, тем самым, заморозив объем средств, для этого предназначенных, на уровне ранее имеющихся у фондов финансовых ресурсов.
Достаточно гибким и доступным для малого предпринимательства финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию, мог бы стать лизинг - весьма эффективный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, особенно в условиях нехватки капитала.
Учитывая более высокую фондоотдачу малых предприятий, лизинг, как средство обновления основных фондов, именно в малом предпринимательстве может обеспечить наиболее быстрый инвестиционный доход, снизить сроки окупаемости инвестиционного проекта, повысить эффективность использованных финансовых средств.
Определенным барьером на пути развития лизинга оборудования в определенных случаях является существующее антимонопольное регулирование. Так при проведении некоторых лизинговых сделок и сделок купли-продажи предмета лизинга необходимо уведомлять или получать предварительное согласие Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации или его территориальных отделений. Кроме того, на участника лизинговой сделки возлагается несвойственная ему компетенция (например, быть осведомленным о процентном соотношении балансовой стоимости предмета лизинга к балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов и о суммарной балансовой стоимости активов контрагента).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из основных проблем развития малого предпринимательства в России является недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.
При этом необходимо отметить, что эта проблема является значимой, прежде всего, для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в основном легально. Для предприятий же работающих «в тени» более важным, по сравнению с доступностью кредитов, является оптимизация налогообложения и снижение уровня коррупции (бюрократические барьеры).
Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным, что приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляет свою предпринимательскую деятельность. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной.
Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым. Продолжают оказывать существенное негативное воздействие на деятельность предприятий малого предпринимательства органы местного самоуправления, которые вводят дополнительные местные налоги и сборы, пытаясь компенсировать часть налогов, теряемых из-за перераспределения средств на региональные и федеральный уровни.
Анализ имеющей в последние три года место практики налогообложения субъектов малого предпринимательства, в том числе с применением упрощенных систем налогообложения, выявляет многочисленные противоречия в нормативных и законодательных актах, отсутствие целостности законодательных актов, регулирующих налогообложение малого предпринимательства, непоследовательность и несбалансированность упрощенных систем налогообложения, отсутствие единой методологии в определении базовой доходности и свидетельствует о необходимости серьезного реформирования применяемых систем налогообложения малого предпринимательства.
Для большинства малых предприятий и, тем более, предприятий с числом занятых в 2-4 человека, ведение бухгалтерии и отчетности в их нынешнем виде является трудноосуществимым. В 2001 году в связи с введением второй части Налогового кодекса, объем отчетности возрос еще больше. Однако упрощенная система налогообложения, учета и отчетности свидетельствует, что данная система резко ограничивает круг малых предприятий, которые могут ее использовать - из-за низкого предела численности работающих и необходимости ежегодного прохождения процедуры получения патентов.
Переход на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности в ряде субъектов Российской Федерации привёл к установлению дискриминирующих режимов налогообложения для малых предприятий. Принцип расчета налога создает значительные сложности для многопрофильных субъектов малого предпринимательства, осуществляющих несколько видов деятельности, которым приходится применять различные системы налогообложения.
Негативное влияние на развитие малого предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных). В то же время, имеет место порочная практика установления «вилок» на размеры налагаемых на предпринимателей штрафов по усмотрению представителей фискальных органов.
Несовершенство налоговой системы усугубляется, как уже было сказано, чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства.
Законодательство, регулирующее деятельность малых предприятий носит противоречивый характер. Ни один из действующих законодательных и нормативных актов не имеет четкого и продуманного механизма реализации. Невыполнение государством принятых им же решений порождают неуверенность в завтрашнем дне, ведут к снижению деловой активности населения, стимулируют развитие «теневого» бизнеса.
Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления частнопредпринимательской деятельности.
Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность их неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д., а также связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности малого предприятия.
Однако даже решившее завершить предпринимательскую деятельность малое предприятие не в состоянии сделать это юридически корректно. Действующим законодательством установлена излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.
Нормативно-правовые документы, регулирующие социально-трудовые отношения в Российской Федерации, слабо учитывают их специфику в сфере малого предпринимательства, что приводит к социальной незащищенности наемных работников малых предприятий, особенно имеющих трудовые отношения с предпринимателями без образования юридического лица, неудовлетворительному положению в области охраны труда, техники безопасности.
Низкая социальная защищенность работников малых предприятий вызывает трудности с наймом высококвалифицированных кадров. Отсутствие профессиональных знаний, в том числе, в области экономики и управления у предпринимателей снижают эффективность работы предприятий малого предпринимательства.
Совершенствование информационной поддержки малого предпринимательства лежит в одном русле с проблемой обучения. Проведенные исследования свидетельствуют о неразвитости системы информационной поддержки малых предприятий.
На рынках доступных информационных систем сегодня есть только узкий спектр информации о том, кто хочет купить (продать) производимые товары или услуги. Практически недоступна широкому кругу предпринимателей информация о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию (в том числе - льготному) и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании.
В современном обществе успех предпринимателей на рынке, включая вопросы производства и продвижения продукции (товаров и услуг), в огромной степени определяется достигнутым уровнем информационного обеспечения предпринимательской деятельности. В условиях конкурентной борьбы только тот, кто обладает наиболее полной информацией, способен принимать эффективные решения, обеспечивающие в конечном итоге стабильное развитие и успех.
Другой причиной того, что на малых предприятиях в большинстве случаев используют обычные или незначительно усовершенствованные технологии и лишь в 10% случаев применяются достаточно уникальные разработки, является неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в развитии наукоемких малых производств.
Инновационная деятельность является одним из решающих факторов повышения эффективности российской экономики и конкурентоспособности отечественных предприятий, создания условий нормального функционирования промышленности в целом, реструктуризации отраслей. При этом малые предприятия являются наиболее эффективными объектами для развития научных изысканий.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов и инфраструктуры инновационной деятельности государственное регулирование инновационного развития экономики играет для России особую роль.
Основное направление государственной инновационной политики в этой сфере состоит в том, чтобы сохранить накопленный научно-технологический потенциал и развивать необходимую инфраструктуру и экономические механизмы, стимулирующие инновационные процессы. Особенность текущей ситуации состоит в наличии значительного объема фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров в сочетании с недостаточной реализацией конкретных инноваций в силу отсутствия у предприятий собственных и привлечённых средств, труднодоступности заемных средств, отсутствия системы гарантирования высокорискованных научных проектов, низкого спроса на научно-техническую продукцию.
Кроме того, к основным причинам, мешающим динамичному развитию инновационного предпринимательства относятся: не пресекаемые государственными органами грубые нарушения прав интеллектуальной собственности, недобросовестная конкуренция и коррупция. В целом, можно утверждать, что интеллектуальный потенциал негосударственного сектора экономики используется крайне нерационально.
В результате в настоящее время 30% предприятий использует оборудование, произведенное еще в СССР, а еще 49% - произведенное в России после 1991 года. Это даёт основание половине опрашиваемых предпринимателей считать, что низкий уровень материально технического обеспечения малого предпринимательства является серьёзной или даже первостепенной проблемой. Используемые субъектами малого предпринимательства помещения (офисные, складские и производственные) более чем в половине случаев арендуются.
Особую проблему представляет обеспечение доступности природных ресурсов для тех малых предприятий, чья производственная деятельность связана с добычей и переработкой таких ресурсов - предприятий лесопромышленного комплекса, предприятий, производящих нерудные строительные материалы, и т.д. Усложненный порядок оформления аренды земельного участка, связанный с большими временными и материальными затратами, регулируемый как на федеральном, так и на региональном уровне, высокая стоимость аренды и выкупа помещений, усложненная процедура регистрации прав на нежилые помещения также сдерживают предпринимательскую активность.
Между тем, для кооперации малого и крупного бизнеса имеется многочисленные возможности, которые одинаково выгодны обоим партнерам. Однако, например, такой действенный механизм взаимодействия, как франчайзинг сегодня в России используют только иностранные компании (Кока-Кола, Пицца-Хат, Макдональдс и другие). Интеграция между российскими крупными и малыми предприятиями в таком виде отсутствует.
Если для малых промышленных предприятий целесообразность взаимодействия с крупными предприятиями очевидна, то руководители крупных предприятий далеко не всегда видят в этом для себя выгоду. Сказывается многолетняя и в целом оправданная объективными экономическими условиями тенденция максимально ориентироваться на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию.
Таким образом, в сегодняшних условиях инициатива крупного предприятия по взаимодействию с малым бизнесом может в подавляющем числе случае свестись лишь к двум вариантам: учреждению дочернего малого предприятия или к инкорпорации малых предприятий в свои структуры.
Отсутствие взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в их технологические цепочки, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги, препятствует развитию малого предпринимательства в производственной сфере деятельности. Сохраняющаяся монополизация крупным бизнесом некоторых сегментов товарных рынков и рынков услуг закрывает для малых предпринимателей перспективы роста и развития. В то же время кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями способствовали бы решению многих проблем, в частности, проблемы развития и повышения конкурентоспособности малых предприятий, снижения уровня монополизации отраслей.
Недооценка государством значения малого предпринимательства вызывает недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов, приводит к обострению существующих проблем, к снижению динамики его развития, а возможно и к свертыванию частного сектора предпринимательства с одновременным обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности в стране.
Предприниматели в целом считают заинтересованность органов власти всех уровней в развитии малого предпринимательства меньшей, чем это требуется в настоящее время. Выраженное представителями малого предпринимательства отношение к позиции властей переносится и на их оценку результатов усилий органов власти по изменению условий для предпринимательства в лучшую сторону. Однако предприниматели в большинстве своем не видят позитивных изменений, обусловленных реализацией Федеральных программ поддержки, а весьма значительная их часть вообще не видит связи между изменениями во внешней среде малого предпринимательства и мерами государственной поддержки предпринимательства.
Заключение
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах.
Следует отметить, что открытое акционерное общество традиционно считается формой организации крупного бизнеса, а для среднего и мелкого предпринимательства наиболее приемлемы такие структуры, как общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество. Что же касается полного и коммандитного товариществ, то на практике они встречаются довольно редко.
Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:
- быстрое реагирование на конъюнктуру;
- решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;
- противодействие монополизму в экономике;
- активизация структурной перестройки экономики.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства. Данная поддержка предоставляется в виде:
- организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);
- финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);
- имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.).
В России поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить попытку государства изменить существующую ситуацию к лучшему путем введения новой программы по государственной поддержке малого бизнеса.
Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок. Иногда пытается перенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными только в случае учета специфики нашей страны. Самый эффективный способ решения любой проблемы – ее четкое определение на основе системы ценностей и недвусмысленной концепции. Это задача теоретического исследования российской экономики.
В современных условиях большое внимание уделяется функционированию предприятий малого бизнеса. Это связано с тем, что развитие малых предприятий способствует не только быстрому насыщению рынка товарами и услугам, преодолению монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, но и позволяет расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий.
В настоящее время представляет интерес анализ эффективности государственной поддержки предприятий разного размера, а также использования специфических для России форм поддержки.
В российских условиях поддержка малого предпринимательства в какой-то мере стимулирует создание предприятий в этой сфере, однако не приводит к снижению в ней системных рисков. В настоящее время важно создавать предпосылки для удлинения жизненного цикла предприятий малого бизнеса, повышения устойчивости его потенциала. Для достижения этой цели можно использовать такие формы государственной поддержки малого бизнеса, как лизинг оборудования, передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. //РГ, №237, 25.12.93 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II.
3. О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 февраля 1996 г. № НП-6-02/77.
4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. (в редакции от 21.03.2002 г.)
5. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ. (в редакции от 31.12.2001 г.)
6. Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации «Об Указаниях поведению бухгалтерского учёта и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 22 декабря 1995 г. № 131.
7. Авдашева С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах // Вопросы экономики. – 2001. - №5. – с. 113-124.
8. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 318 с.
9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 687 с.
10. Баженов Ю.К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство. – М., 1999.
11. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998.- 414 с.
12. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. – ЭКО № 8, 2000.
13. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384 с.
14. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2000.-208 с.
15. Буров В.П., Морошкин В.А., Ушаков В.А. Стратегия управления фирмой: Моделирование. Практикум. Деловая игра / М.: ЦИПККАП, 2000. - 64 с.
16. Бухвальд Е., виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. – 2001. - №4. – с. 92-99.