Правовое обеспечение функционирования малого бизнеса




 

В основе создания и развития правовых норм предпринимательства - Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Постановления Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. № 6 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» и (Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг.) от 3 июля 1998 г. № 697. Указанные акты открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, отраслевых и муниципальных программ развития. Приняты федеральные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц».

Для эффективного функционирования малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Правительством РФ в настоящее время подготовлены проекты федеральных законов, где предусматривается поддержка малого предпринимательства по различным направлениям. Среди них законопроекты о внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О кредитной кооперации», «О взаимном страховании».

Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого предпринимательства. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей являются основными направлениями законотворческой деятельности государства, направленными на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в России. [47, 136 с.]

Российским законодательством определены основные преимущества создания малого предпринимательства. К ним можно отнести:

1) предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности;

2) доступность малого предпринимательства в большинстве его форм многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах;

3) повышенная мобильность, гибкость его, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;

4) решение проблемы создания новых рабочих мест;

5) небольшой аппарат управления и, следовательно, более низкие накладные расходы;

6) использование местных сырьевых ресурсов;

7) поддержка отечественных товаропроизводителей;

8) новые системы налогообложения и бухгалтерского учета и отчетности.

В основу механизма образования малого предприятия положены следующие принципы:

1) все предприятия малого бизнеса вне зависимости от форм собственности должны находиться в одинаковых стартовых условиях хозяйствования;

2) простота создания малого предприятия, прежде всего заявочный характер образования;

3) малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства, за исключением видов деятельности, которые являются прерогативой государства.

Целями создания малых предприятий являются: активизация структурной перестройки экономики, насыщение потребительского рынка товарами, преодоление отраслевого и регионального монополизма, расширение конкуренции, создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий, укрепление экономической базы местных органов власти и т.д.

Правовая основа для развития малого бизнеса имеется, но вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда факторов:

1) экономическое положение в стране, и прежде всего дефицит госбюджета, не позволяет государству широко финансировать программу развития малого бизнеса;

2) в стране отсутствует инфраструктура строительного рынка, и прежде всего система страхования рисков и кредитов;

3) острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйствования.

В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами, с целью привлечения иностранною капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка. [69, 12 с.]

Очень важно правильно оценить использование производственного потенциала малых предприятий, то есть тех ресурсов, которые необходимы для функционирования и эффективного развития предприятия. Для этой цели можно воспользоваться системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия.

Формирование правовой основы функционирования малого предпринимательства является весьма актуальной проблемой развития российской экономики. Однако далеко не все российские регионы должным образом используют полномочия в этой сфере, а в некоторых вообще ничего не делается для стимулирования малого предпринимательства. Более того, решения региональных властей зачастую наносят ущерб развитию малого бизнеса. Так, в период августовского кризиса в ряде регионов использовались административные меры по поддержанию псевдостабильности регионального рынка (в частности, запреты на вывоз продукции, регулирование цен и т.п.), которые наносят прямой удар по индивидуальным предпринимателям и предприятиям малого бизнеса.

Основы государственной поддержки малого предпринимательства в России закладываются федеральным законодательством. Регионам же предоставляется возможность в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. Наряду с этим федеральным законодательством предоставляется свобода для регулирования региональными властями ряда сторон деятельности малых предприятий. Так, в дополнение к приоритетам, установленным на федеральном уровне, регионы могут определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Кроме того, они вправе создавать специальные фонды для поддержки малого предпринимательства, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования. Региональные власти в качестве меры по поддержке малого предпринимательства могут также привлекать малые предприятия к участию в региональных госзаказах. Наконец, в руках регионов находится один из важнейших инструментов стимулирования предпринимательства в малом секторе - регулирование ставок некоторых налогов. Так, в соответствии с Федеральным законом в редакции от 31.12.2001 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" регионы вправе устанавливать свои собственные ставки единого налога в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в редакции от 31.03.1999 № 63-ФЗ) регионы самостоятельно регулируют и размеры единого налога на вмененный доход.

Помимо этого, как утверждается в Федеральном законе в редакции от 21.03.2002 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", регионы вправе законодательно устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также других организаций, создаваемых в целях оказания услуг субъектам малого предпринимательства.

Поэтому весьма актуальным является анализ степени реализации предоставленных регионам возможностей поддержки малого бизнеса, что определяется как особенностями федерального законодательства, так и региональной направленностью деятельности малых предприятий.

Прежде всего, как один из недостатков регионального законодательства необходимо отметить нечеткую фиксацию региональных отраслевых приоритетов, то есть сфер деятельности субъектов малого предпринимательства, которым в первую очередь должна быть адресована государственная поддержка. Нормативные акты региона с разными датами принятия зачастую фиксируют различные приоритеты, и более того, в некоторых регионах остается неясным, где и какими нормативными актами эти приоритеты утверждаются.

Вообще, как показывает практика, вопрос приоритетов не играет значимой роли, поскольку они очень часто носят лишь декларативный характер. Существует много примеров, когда региональные власти утверждают приоритеты, а реальных, действенных мер по развитию данных отраслей не принимается, и малое предпринимательство в этих сферах продолжает находиться в зачаточном или угнетенном состоянии. Однако вопрос установления приоритетных сфер деятельности становится принципиальным в случае, если законодательство этого региона закрепляет определенные льготы для субъектов малого предпринимательства, действующих в этих направлениях, например, налоговые, или же им выделяются квоты в региональных госзаказах.

Также достаточно спорная ситуация складывается с участием субъектов малого предпринимательства в региональных госзаказах. В законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", а также в ряде постановлений Правительства РФ, принятых во исполнение этого закона, закреплено, что субъектам малого предпринимательства, действующим в приоритетных направлениях, следует выделять квоты в госзаказах, которые должны распределяться между ними на конкурсной основе. Однако эта норма для регионов носит, по-видимому, рекомендательный характер, поэтому она может и не действовать в случае, если регионами по данному вопросу не приняты соответствующие нормативные акты.

Основными региональными нормативными актами, регламентирующими деятельность субъектов малого предпринимательства и их государственную поддержку, являются: законы "О поддержке малого предпринимательства", "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"; постановления органов исполнительной власти о реализации программ поддержки малого предпринимательства; различные акты, на основе которых создаются фонды поддержки малого предпринимательства и принимается их устав; постановления, учреждающие органы исполнительной власти, на которые возлагается задача реализации государственной поддержки малого предпринимательства в регионе.

При этом в случае отсутствия вышеназванных региональных законов деятельность малых предприятий в регионе регламентируется федеральным законодательством. Но поскольку закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" во многом носит декларативный и рекомендательный характер, а закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" требует от регионов "ответных" нормативных актов, устанавливающих ставки единого налога, напрашивается вывод, что региональные власти в таких субъектах РФ вообще не занимаются поддержкой малого предпринимательства.

Важным рычагом поддержки малого предпринимательства являются налоговые льготы. Только в 11 регионах РФ в законе "О поддержке малого предпринимательства" или в других законах прописаны налоговые льготы (не считая пониженные ставки по единому налогу). В основном они касаются налога на прибыль. Наиболее распространенная схема предоставления льгот такова: первые два года с момента регистрации малого предприятия, осуществляющие деятельность по приоритетным направлениям, освобождаются от уплаты налога на прибыль в части, идущей в региональный и местный бюджеты; на третий и четвертый годы данные предприятия выплачивают соответственно 25 и 50% налога на прибыль в части, идущей в региональный и местный бюджеты.

Фактически подобный механизм предоставления малым предприятиям льгот по налогу на прибыль копирует льготы, установленные Федеральным законом от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в современной редакции, и имеет смысл только в том случае, если регионы устанавливают свои дополнительные отраслевые приоритеты и предоставляют малым предприятиям, действующим в этих направлениях, льготы по уплате налога на прибыль в его региональной и местной частях. Правда, здесь открытым остается вопрос о соответствии таких нормативных актов федеральному законодательству, регулирующему налогообложение прибыли.

Из 11 регионов, предоставляющих налоговые льготы субъектам малого предпринимательства, только в 7 в качестве приоритетных выделены отрасли, не входящие в перечень установленных федеральным законом.

Льготы, предоставляемые в регионах субъектам малого предпринимательства, не ограничиваются снижением ставки налога на прибыль. В настоящее время порядок налогообложения малых предприятий определяется гл. 25 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» регионы вправе устанавливать собственную ставку единого налога в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты.

Из тех регионов, где для поддержки малого предпринимательства применяется программный метод, не во всех программах определены отраслевые приоритеты, во многих регионах приоритетные направления практически полностью повторяют принятые на федеральном уровне. Лишь в нескольких регионах принятые приоритеты реально отражают отраслевую структуру хозяйства, связанные с этим проблемы и намечают первоочередные пути их решения.

Таким образом, нормативно-правовая база поддержки малого предпринимательства в регионах далека от совершенства. Создается впечатление, что большинство региональных законов было написано и принято как "дань моде" на поддержку малого бизнеса. Об этом говорят и основные формулировки законов, и даты их принятия (большинство было принято вскоре после федеральных). Лишь немногие региональные органы власти предоставляют реальные льготы субъектам малого предпринимательства и пытаются разработать мероприятия по поддержке данной сферы экономики в соответствии как со своими нуждами и возможностями, так и полномочиями.

Рост большинства показателей, характеризующих уровень развития малого предпринимательства в России в целом и в регионах, позволяет сделать вывод о достижении им определенной устойчивости. Вопрос в том, как долго продлится рост и будет ли он поступательным, если по-прежнему не устранены факторы, сдерживавшие развитие малого сектора экономики и до кризиса. Очевидно одно: бездействие законодателей в столь благоприятный момент может существенно затормозить начавшийся рост.

Весомым фактором развития сферы малого бизнеса становится система мер его государственной поддержки. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым формирует инфраструктуру рынка, поддерживает предпринимательскую деятельность. Помощь малым предприятиям со стороны государства включает в себя два основных направления - организационное и экономическое. Государственная поддержка включает в себя Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды, агентства и центры поддержки предпринимательства.

Использование системы налоговых льгот, создание цивилизованного пространства, информационная поддержка малых предприятий, представление статистической и бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке, обучение кадров, налаживание координации между федеральным уровнем и субъектами Федерации, определяющими появление позитивных сдвигов в сфере малых предприятий.

Основные приоритеты развития малого предпринимательства определило Постановление Совета Министров «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446. К ним относятся:

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

- строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

- инновационная деятельность.

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» № 88-ФЗ в редакции от 21.03.2002 г. государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основании Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Цель составления таких программ - определение конкретных мер по реализации перечисленных направлений государственной поддержки малого предпринимательства на предстоящий финансовый год. Головным исполнителем Федеральной программы является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В соответствии с Федеральной программой в проекте федерального бюджета каждый год предусмотрено выделение средств на ее реализацию, а в конце бюджетного года Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании выделенных на эти цели средств федерального бюджета. Следует отметить, что в 1996-1997 гг. из федерального бюджета на целевую программу государственной поддержки малого предпринимательства выделялось всего по 386,6 млрд руб. ежегодно.

В целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, создаются соответствующие государственные и муниципальные органы, являющиеся некоммерческими организациями.

Финансовое обеспечение федеральной политики государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создание которого Правительство РФ предусмотрело Федеральным законом РФ № 88-ФЗ в редакции от 21.03.2002 г. Основными направлениями деятельности Фонда являются:

1. Участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка и создания новых мест.

2. Осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых технологий и изобретений.

3. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций, кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности по развитию малого предпринимательства и созданию конкурентной среды.

4. Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства.

Финансовые ресурсы Фонда образуются из бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приватизации объектов федеральной собственности, а также за счет доходов от собственной деятельности и иных средств из внебюджетных источников.

С участием Фонда созданы 75 региональных фондов и центров поддержки предпринимательства. Они находятся под контролем местных органов самоуправления, работают в тесном контакте с администрациями субъектов РФ.

Помимо Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. Задачи фонда, его права и структура аналогичны Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, но его деятельность концентрируется исключительно в научно-технической сфере; создание малых наукоемких фирм, инновационных и инжиниринговых цен трое, финансовая поддержка высокоэффективных национальных проектов, разрабатываемых малыми предприятиями и т.п. Другим отличием от федерального фонда является то, что финансовая помощь данным фондом может оказываться только на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета в размере до 1/2 действующей учетной ставки Центрального банка РФ.

Развитию малого бизнеса оказывают также поддержку кредитные организации. Европейским банком реконструкции и развития была разработана программа кредитования малого предпринимательства через ряд банков-участников, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Кемерове, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Томске и Туле. В течение четырех лет существования программы более 8000 кредитов были выданы на общую сумму немногим менее 100 млн долл. При соблюдении установленных норм малое предприятие могло получить кредит от 20 тыс. до 125 тыс. долл. США на срок до 36 месяцев под установленную банком ставку. В качестве залога может быть использована недвижимость, машины и оборудование и т.д. Цели применения кредитов, как правило, следующие: покупка машин и оборудования, покупка и ремонт недвижимости, которая будет использована малыми предприятиями, оборотный капитал, направленный на производство (например, покупку сырья) или оплату услуг. Не допускается финансирование оборотных средств, направленных на ведение торговой деятельности (например, покупку товаров, которые перепродаются без улучшения их качества). Финансирование торговой деятельности, однако, возможно по программе микрокредитования малого бизнеса ЕБРР, цель которой состоит в предоставлении надежного источника финансирования с разумной процентной ставкой и быстрым оформлением. Размер микрокредита 10-30 тыс. долл., сроки - до шести месяцев для компаний-производителей и до года для компаний, оказывающих услуги.

Не менее, а может быть даже более важным, чем оказание финансовой помощи, элементом государственной поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий для их функционирования. Законодательством предусмотрены возможности льготного кредитования, страхования и информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства. При этом фондам поддержки малого предпринимательства предоставлено право полной или частичной компенсации кредитным и страховым организациям доходов, недополученных ими в результате предоставления соответствующих льгот. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между соответствующим фондом и кредитными и страховыми организациями. Фонды поддержки малого предпринимательства также вправе полностью или частично компенсировать субъектам малого предпринимательства их расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью и информационным обслуживанием.

Еще одним важным элементом государственной поддержки малого предпринимательства является обеспечение доступа малых предприятий к распределению заказов на производство и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено, что государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и услуг для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок данного вида продукции. Размещение госзаказов производится между субъектами малого предпринимательства на конкурсной основе. Номенклатура изделий под выделяемый для малого предпринимательства объем госзаказа определяется при участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства. [76]

Действующее законодательство предусматривает широкий комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства. Однако возможность их практической реализации во многом, если не целиком, зависит от позиции соответствующих органов государственного управления.

Правительство разработало основные направления развития малого предпринимательства в России и его государственной поддержки до 20010 года. К рубежу 20010 года предполагался уже назревший переход малого предпринимательства России от его стартового этапа к фазе более зрелого развития. Основное знамение приобретает не количество предприятий малого бизнеса, а структура, устойчивость и эффективность малых предприятий как важнейшего фактора процесса экономической и социальной стабилизации.

Число закрепившихся малых предприятий к 2010 году может достичь 2,6-3 млн. единиц. Число занятых в сфере малого бизнеса с учетом вторичной занятости к 20010 году ожидается в 27-30 млн. человек, и том числе около 12-15 млн. постоянно занятых. Доля малого предпринимательства в создании валового национальною продукта приблизится к 20-25%.

 


2. Анализ деятельности малого бизнеса в г. Москва

 

Рассмотрим основные показатели деятельности малого предпринимательства (МП) в г. Москва за ряд последних лет. [76]

Данные о количестве МП по материалам МГС, по Прогнозу 2005 – 2007, а также об относительном приросте числа МП показаны на рис. 1.

 

 

Согласно представленным данным, количество МП в 1 полугодии 2005 года (201,7 тыс. ед.) превысило уровень, прогнозировавшийся на 2005 год (195 тыс. ед.). За 1 полугодие 2005 года темп прироста по этому показателю составил 2,5% против 3% за весь 2004 год.

Данные о численности работников списочного состава и внешних совместителей МП по материалам МГС и по Прогнозу 2005 – 2007 показаны на рис. 2.

 

 

Как видно из диаграммы, суммарная численность работников списочного состава МП и внешних совместителей по данным МГС за 1 полугодие 2005 года оказалась на 35,1 тыс. чел., ниже спрогнозированного уровня, однако общее количество работников МП превысило его на 12,5 тыс. чел. При этом прирост численности работников списочного состава МП и внешних совместителей составил 42,6 тыс. чел., а общего количества работников – 43,6 тыс. чел. В то же время Программой Правительства Москвы на 2005 год предусмотрено создание в городе 39,2 тысяч новых рабочих мест, в том числе по малому предпринимательству – 10 тысяч.

Таким образом, прирост числа работников МП превысил заданное количество новых рабочих мест в целом по Москве на 10%, а по малому предпринимательству – в 4,4 раза. Доля работников, занятых на малых предприятиях, составила 34,1% от общего числа работающих в Москве (рис. 3).

 

Данные о выпуске товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности по материалам МГС, по Прогнозу 2005 – 2007, а также об относительном приросте выпуска продукции показаны на рис. 4.

 

Судя по представленным данным, выпуск продукции МП в 2004 г. превысил уровень, спрогнозированный на 2004 год, в 1,6 раза, а уровень 2005 года – на 33%.

Необходимо отметить, что данный показатель для большинства отраслей, например, торговли, строительства, науки и научного обслуживания и целого ряда других, является искусственным. Он введен только в формах статистической отчетности, которые представляет незначительная доля МП (1-2%), не фигурирует в бухгалтерской документации, и, следовательно, мало используется в управлении МП (за исключением предприятий промышленности). В связи с этим определение значений данного показателя работниками МП приводит к существенным погрешностям.

Проведенный Городским информационно-аналитическим центром (ГИАЦ) Московского центра развития предпринимательства (МЦРП) анализ сведений, полученных из материалов Счетной палаты РФ, налоговых органов и ГУВД Москвы, позволил сделать вывод о том, что возможное количество МП в Москве на начало 2003 года составляло 339 – 358 тысяч единиц, что в 1,8 – 1,9 раза превышает оценку Мосгорстата.

Результаты оценки количества МП в предположении о том, что превышение фактического количества МП над оценкой МГС в течение 2003-2004 гг. существенно не изменилось, приведены на рис. 5. Здесь же показано также количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Исходя из этих данных, можно заключить, что в 2005 году количество субъектов малого предпринимательства в Москве составляет от 605 до 625 тысяч единиц.

В последнее время в городе создается ежегодно около 100 тысяч хозяйствующих субъектов, однако прирост как общего числа действующих предприятий и организаций, так и количества МП по оценке МГС составляет лишь несколько процентов от этой величины. По-видимому, предполагается, что практически такое же количество хозяйствующих субъектов прекращают активное функционирование, не производя формальную процедуру ликвидации. Однако достоверность оценки этого количества вызывает большие сомнения, поскольку органы госстатистики, как и другие государственные структуры, сведений о подобных случаях не получают. Поэтому оценки прироста количества МП Мосгорстатом можно рассматривать лишь как минимальные. Таким образом, фактическое количество МП может заметно превышать приведенные выше значения.

На рис. 5 представлены сравнительные данные о среднемесячной зарплате работников МП по сведениям Мосгорстата, бухгалтерской отчетности МП, а также о средней зарплате по Москве в целом.

 

 

Как видно из диаграммы, зарплата работников МП по данным бухгалтерской отчетности в 2003 году превышает полученную по материалам МГС на 41%, однако на 47% ниже, чем средняя зарплата по городу. В 2004 году эти показатели (по данным бухгалтерской отчетности и по материалам МГС) почти сравнялись, но по-прежнему значительно ниже средней заработной платы по городу. Представляется маловероятным, что значительная часть работающих в Москве имела столь низкую оплату труда. Более вероятным является вывод о том, что в малом бизнесе доля теневой оплаты работников существенно выше, чем на крупных и средних предприятиях. Это подтверждается и снижением показываемых в бухгалтерской отчетности данных об оплате труда, поскольку в условиях заметного роста зарплаты в среднем по городу достоверность снижения этого показателя на МП представляется весьма сомнительной.

О выручке имеются данные, как официальной статистики, так и бухгалтерской отчетности, однако последние только по 2004 год. В этой связи необходимо получить оценку возможного объема выручки за 2005 год исходя из данных бухгалтерской отчетности за предшествующие годы. На рис. 6 представлены значения относительного прироста суммарной выручки МП за 2002-2004 гг. по указанным данным, а также оценки ожидаемого прироста в 2005 году при сохранении средних темпов прироста (оптимистический сценарий) и при стабилизации темпов роста на уровне, достигнутом в 2004 году (пессимистический сценарий).

 

 

Результаты оценки суммарной выручки МП с учетом ожидаемого прироста в 2005 году, а также альтернативных данных о количестве МП приведены на рис. 7.

Из представленных данных видно, что суммарная выручка МП устойчиво возрастает, причем до 2004 г. темпы ее роста существенно превосходят инфляцию. Оценки данного показателя Мосгорстатом значительно ниже получаемых по данным бухгалтерской отчетности МП (за 2003 год – 1,6 раза, в 2004 г. – в 1,2 раза), что говорит о невысокой достоверности данных официальной статистики. Более вероятным диапазоном значений суммарной выручки за 2005 год, показываемой в бухгалтерской отчетности МП, является интервал 4,1 – 4,6 трлн. руб., а с учетом оценки количества МП по альтернативным данным – 7,4 – 7,8 трлн. руб.

Согласно последним данным Мосгорстата, выручка МП за январь-июнь 2005 г. составила 1357,8 млрд. руб., учитывая выявленные ранее расхождения с данными бухгалтерской отчетности, можно предположить, что реально полученная сумма выручки за 1 полугодие 2005 г. составила 2444 – 2580 млрд. руб.

Отраслевая структура выручки МП представлена на рис. 8. Основная масса малых предприятий функционирует в сфере торговли и общественного питания (в 2004 г. – 64,3%). По абсолютной величине выручка предприятий торговли и общественного питания за период с 2001 по 2004 гг. увеличилась в 1,9 раза (в сопоставимых ценах – на 34,3%). Далее по объему вклада в суммарную выручку отраслей в 2004 г. следуют строительство (8,3%), промышленность (7,1%), общая коммерческая деятельность (4,9%), наука и научное обслуживание (3%) и т.д. Прослеживается тенденция к увеличению доли выручки, полученной МП в промышленности (с 6% в 2001 г. до 7,1% в 2004 г.), и к снижению доли выручки МП строительства (с 11,2% в 2001 г. до 8,3% в 2004 г.).

Представляет интерес распределение МП по уровню показываемой выручки. Как видно из таблицы 4, треть МП в своей бухгалтерской отчетности показывает нулевое значение этого показателя. Основную долю суммарной выручки (87,8%) дает незначительной число МП (9,5%), а на долю 90,5% предприятий приходится только 12,2% суммарной выручки.

Таким образом, основной экономический вклад в развитие города вносит небольшое количество наиболее эффективно функционирующих МП. Однако, как показал анализ результатов сплошного обследования малых предприятий, проводившегося в 2000 году, на 84% малых предприятий, дающих 12% суммарной выручки, работало более двух третей занятых на МП. Следовательно, даже не слишком успешно работающие (по показываемым данным) предприятия играют важную роль в решении важной социальной проблемы занятости в городе.

Прибыль МП характеризуется следующими параметрами:

- валовая прибыль – разность между выручкой от реализации товаров, продукции, работ и услуг и их себестоимостью;

- прибыль от реализации - валовая прибыль за вычетом коммерческих и управленческих расходов;

- налогооблагаемая прибыль - прибыль от реализации плюс сальдированный результат операционных и внереализационных доходов и расходов;

- чистая прибыль - налогооблагаемая прибыль за вычетом налога на прибыль и иных обязательных платежей, а также чрезвычайных доходов и расходов.

За 2 года с учетом инфл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: