Необходимость развития малого бизнеса




 

Переход к рыночным отношениям в экономике России сопряжен с определенными трудностями: продолжается спад производства, медленно осуществляется структурная перестройка, непреодолен монополизм и слабо развита конкуренция. Существенно замедлились темпы научно-технического прогресса. Развитие рыночных отношений и функционирование рынка требует создания присущих ему структур. Решение этой задачи - и это подтверждает мировой опыт - невозможно без развития малого бизнеса, мелкого предпринимательства. В условиях развития рыночных отношений в стране среди задач, стоящих перед обществом, важное место занимает развитие предпринимательства как активной формы экономической деятельности.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Предпринимательская деятельность обусловлена и социальными факторами (поиск улучшения своего положения).

Под предпринимательской деятельностью понимается совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. [52, 18 с.]

Малый бизнес означает функционирование предприятий, фирм, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. В качестве специальных критериев размера предприятий обычно используют число работников и годовой объем продаж.

Целями создания малых предприятий являются: активизация структурной перестройки экономики, насыщение потребительского рынка товарами, преодоление отраслевого и регионального монополизма, расширение конкуренции, создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий, укрепление экономической базы местных органов власти и т.д.

Малое предпринимательство имеет свои особенности, одна из которых - возможность быстрого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, открытие новых видов товаров и услуг, а отсюда - возможность в короткие сроки окупать капитал, переключая его с одного производства на другое, внедряясь в новые сферы деятельности. Поэтому для малых предприятий нужен гибкий и юридически упрощенный порядок создания, реорганизации и ликвидации.

Другая особенность малых предприятий - издержки производства и обращения, которые, как правило, выше, чем у крупных. Малые предприятия нуждаются, особенно на начальном этапе, в льготах при создании и функционировании и других мерах государственной поддержки, позволяющих в дальнейшем успешно действовать в условиях рыночной конкуренции.

Развитие малых предприятий должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугам и преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Они позволяют расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий. Малые предприятия способны значительно укрепить экономическую базу местных органон власти, оказать положительное влияние на развитие сел, небольших городов, возрождение художественных и подсобных промыслов, решение экономических проблем.

Можно также отметить, что в системе мер, направляемых на преодоление негативных явлений в экономике России и перехода ее к рыночным отношениям, малые предприятия имеют свое определенное социальное значение, так как сектор малого бизнеса способствует повышению деловой активности населения и формирует ключевую фигуру рынка - предпринимателя-бизнесмена, основывающего свою деятельность на стремлении самому себе обеспечить нормальные условия жизни.

Малые предприятия естественным образом связаны с региональной экономикой как с единым комплексом работающих, в основном, на местный рынок, промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев социальной инфраструктуры. Основную роль в решении региональных проблем призваны играть хозяйствующие субъекты малых размеров. Создание предприятий малого бизнеса в регионах страны позволяет формировать данный сектор экономики для удовлетворения потребительского спроса населения в дефицитных товарах и услугах. В значительной степени решаются проблемы государственного бюджета, вызванные продолжительными остановками крупных предприятий страны.

В настоящее время правовая основа для развития малого бизнеса имеется. Вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов.

Во-первых, экономическое положение в стране, и, прежде всего дефицит госбюджета, не позволяет государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса.

Во-вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом уровне.

В-третьих, в стране отсутствует инфраструктура рынка, и, прежде всего система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного характера их деятельности.

В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений.

В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами, с целью привлечения иностранною капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка.

Ускоряет темпы создания и развития малых предприятий широкое использование лизинга, то есть сдача в аренду производственных помещений и оборудования. Для целей лизинга можно использовать как новое оборудование, так и бывшее в эксплуатации. Использование лизинга позволит предприятиям малого бизнеса уменьшить потребность в кредитах, снизить величину амортизации, а, следовательно, снизить себестоимость продукции и увеличить прибыль от ее реализации.

Очень важно правильно оценить использование производственного потенциала малых предприятий, то есть тех ресурсов, которые необходимы для функционирования и эффективного развития предприятия. Для этой цели можно воспользоваться системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия.

В экономике стран с развитой рыночной экономикой малые предприятия производят значительную часть валового национального продукта, аккумулируют в себе значительные потоки инвестиций, особенно требующих большого риска, удерживают на своих рабочих местах половину занятого населения. Поэтому вся система глубокого рыночного реформирования российской экономики тоже ориентирована на поощрение развития малого бизнеса. С этой целью созданы специальные структуры и не только на государственном уровне, но и на общественных началах. Возник и взял на себя соответствующие функции в такой общественной организации предпринимателей, как Российская торгово-промышленная палата, Комитет ТППРФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, который в рамках возможностей общественной организации определяет пути развития малого и среднего бизнеса, а также является коллективным общественным защитником отечественных малых предприятий.

В условиях формирования рыночной структуры экономики России, массового изменения форм собственности предприятий и организаций, влекущих их независимость от государственных структур, важное значение приобретают методологические вопросы анализа развития малого предпринимательства. Институт социально-экономических исследований Госкомстата России разработал методику анализа развития малого предпринимательства.

Анализ развития малого предпринимательства и его места в экономике страны должен идти по следующим направлениям:

1. Состояние и развитие малого предпринимательства. При этом в ходе анализа должны освещаться следующие вопросы: изменение количества субъектов малых предприятий, то есть процесс возникновения и ликвидации таких субъектов; изменение объема продукции и услуг, создаваемых предприятиями малого бизнеса (эти изменения надо освещать как в целом, так и в расчете на одно предприятие); определение места малого предприятия по объему произведенной продукции в общем производстве продукции; характеристика численности занятых и определение места малого предприятия по численности занятых в общей численности занятых.

Рассмотрение указанных процессов ведется в разрезе территорий по отраслям и видам деятельности. Это дает возможность делать выводы об отношении местной администрации к развитию предприятий малого бизнеса, каким отраслям и видам деятельности отдается предпочтение, где необходим углубленный анализ причин низкого развития малого предпринимательства, каково положение отдельных регионов в развитии малых предприятий по отраслям, видам деятельности.

2. Малое предпринимательство и проблемы рынка рабочей силы. При этом освещаются следующие вопросы:

- характеристика численности занятых на предприятиях малого бизнеса;

- изменение места малых предприятий по численности занятых в общей численности занятых;

- изменение средней численности занятых на одном хозяйствующем субъекте малого предпринимательства;

- изменение величины зарплаты занятых на малом предприятии;

- соотношение зарплаты на малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в категорию малых предприятий;

- первичная и вторичная занятость на малых предприятиях;

- влияние изменения численности занятых на предприятиях малого бизнеса на безработицу в данном регионе.

Рассмотрение указанных процессов ведется в разрезе территорий, при необходимости - по отраслям и видам деятельности. Это дает возможность делать выводы о занятости по отраслям и видам деятельности в малом предпринимательстве, сколько приходится человек, занятых в малом бизнесе, на одного, занятого на предприятиях и в организациях, не включаемых в число малых предприятий, выделить отрасли и виды деятельности, где преобладают занятые в малом предпринимательстве.

3. Структурные изменения в деятельности малого предпринимательства. Это направление анализа должно осветить следующие вопросы: изменение удельного веса объема продукции, произведенной на малом предприятии, в общем объеме производства продукции; изменение удельного веса численности занятых в малом бизнесе в общей численности занятых; изменение удельного веса объема продукции по основному виду деятельности в общем объеме произведенной продукции на малом предприятии.

Рассмотрение указанных процессов ведется в разрезе территорий по отраслям и видам деятельности, что дает возможность делать выводы о структурных изменениях в деятельности малого предпринимательства, о формировании многоукладности в экономике, для чего привлекаются данные из первого направления анализа об изменении количества хозяйствующих субъектов малого предпринимательства и из второго направления анализа о численности занятых в малом предпринимательстве, о значимости величин рассматриваемых показателей; их различиях по территориям, отраслям, видам деятельности, отклонениям от средних по России.

4. Оценка эффективности деятельности малого предпринимательства. Это направление должно осветить такие вопросы: изменение производства продукции на одного занятого в малом бизнесе; изменение соотношений производства продукции на одного занятого в малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в малое предприятие; изменение удельною веса балансовой прибыли в одном рубле продукции предприятия малого бизнеса; изменение соотношения удельного веса балансовой прибыли в одном рубле продукции в малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в число малых; изменение величины балансовой прибыли на одного занятого в малом предприятии; изменение соотношения величины балансовой прибыли на одного занятого в малом бизнесе и на других предприятиях.

Рассмотрение указанных процессов ведется в разрезе территорий по отраслям и видам деятельности, что дает возможность делать выводы: о различий по территориям, отраслям и видам деятельности рассматриваемых характеристик; об отличии рассматриваемых характеристик от средних по стране показателей.

5. Воспроизводственный аспект деятельности малого предпринимательства. Это направление анализа должно осветить следующие вопросы: изменение объема капитальных вложений, осуществляемых в малый бизнес, изменение соотношений объемов капитальных вложений и балансовой прибыли предприятий малого бизнеса; изменение соотношения величины капитальных вложений на один рубль прибыли в малом бизнесе и на других предприятиях; изменение соотношения величины капитальных вложений на один рубль заработной платы в малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в категорию малых.

6. Малое предпринимательство и проблема насыщения рынка шарами и услугами, реализуемыми непосредственно населению, по направление анализа должно осветить следующие вопросы: изменение производства товаров и услуг, реализуемых непосредственно населению: по общему объему в стоимостном выражении и по отдельным видам товаров в натуральном выражении; изменение уловного веса товаров и услуг, произведенных в малом бизнесе и реализуемых непосредственно населению, в общем объеме таких товаров и услуг, произведенных в народном хозяйстве как по общему объему в стоимостном выражении, так и по отдельным видам товаров в натуральном выражении.

Рассмотрение указанных процессов ведется в разрезе территорий по отраслям и видам деятельности, что дает возможность делать выводы: о тенденциях в процессах, которые характеризуются осматриваемыми показателями; о значимости величин рассматриваемых показателей, их различиях по территориям, отраслям, видам деятельности, об их отличии от средних по стране. Анализ малого предпринимательства должен базироваться на информации, представляющей собой динамические ряды по анализируемым показателям, при этом важно обеспечить методологическую сопоставимость показателей, характеризующих деятельность малого бизнеса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: