Упражнение 3. Найдите в тексте и выпишите фразеологизмы, объясните значение этих фразеологизмов (всего должно быть 7 фразеологизмов).




Лексика

Паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например, адресат — адресант, эффективный – эффектный.

 

Диалектизм (в стилистике) — лексическая единица, характерная для территориального или социального диалекта. Диалектизмы в основном присутствуют в устной речи сельского населения, при этом в официальной обстановке носители диалектов переходят на литературный язык. Например, бродня — мелкое место в реке (новгород. диалект); жвыкнуть — ударить (тульский диалект); баской — красивый (диалект Кировской обл.).

 

Истори́змы — слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни. Например, городничий – начальник уездного города; забрало – подвижная часть рыцарского шлема, которая защищала глаза; кокошник – головной убор.

Архаизмы – это устаревшие слова, которые были вытеснены из активного употребления в речи другими словами с тем же значением. Например, ланиты – сейчас: щёки; уста – сейчас: губы; перст – сейчас: палец.

Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборотэто свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Например, водить за нос – обманывать; кот наплакал – очень мало; работать засучив рукава – очень усердно.

 

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. Записывайте сразу готовый результат. Предложения записывайте полностью.

 

1. Образец: Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент. – Чтобы чаще бывать в театре я купил абонемент.

2. В этот день я услышала много обидчивых слов.

3. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

4. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

5. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

6. Она приготовила сытый завтрак.

7. Болотистый ил является отличным удобрением.

8. Соседний кот важно прошел на кухню.

9. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

10. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

11. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

12. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

13. Ему была представлена возможность поехать на юг.

14. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

15. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

16. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

17. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

18. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

19. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

 

 

Упражнение 2. Перед вами предложения с ошибками, выпишите выделенные слова, подберите правильное слово, которое нужно употребить в предложении, и объясните лексические значения слов. Образец: Это одно из известнейших произведений ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО русского поэта. Величественный (преисполненный величия) – великий (выдающийся среди других). Выписывать только слова, сами предложения не надо!

1. Зимой в ЛЕДЯНОМ дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию. 2. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным. 3. Усилиями ребят и учителей был организован БЛАГОТВОРНЫЙ концерт. 4. ВРАЖДЕБНАЯ оборона была сломлена, и войска вошли в город. 5. Во время переговоров участниками встречи обсуждены вопросы ГУМАННОЙ помощи. 6. Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер. 7. Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. 8. День обещал быть ветреным и ДОЖДЕВЫМ. 9. Дмитрий оставался самым весёлым, а точнее, ЕДИНИЧНЫМ человеком в группе, который без конца шутил. 10. Информация о расписании авиарейсов, НАЛИЧНОСТИ мест на самолёт и стоимости авиабилетов является актуальной на момент запроса этой информации на указанном в рекламном проспекте сайте.

Упражнение 3. Найдите в тексте и выпишите фразеологизмы, объясните значение этих фразеологизмов (всего должно быть 7 фразеологизмов).

1. Папа Зеленин надевает чёрную тройку, идёт в горздравотдел – и дело в шляпе. Неделя угрызений совести в высокоидейном семействе, а потом жизнь продолжается!

2. Как же мне не хотелось клепать второй движок! Я всячески отлынивал. Иван даже заплакал. Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры.

3. Он сидел в какой-то из отдалённых тюрем, и там, в одиночке, ему пришла в голову мысль о том, что он в жизни ничего не сделал и ничего не получил, а жить осталось мало.

4. Из века в век искусство наше, по большей части, говорит только о страдании и любви человека, а не всего живого.

5. Надеялся, что придёт пять-десять человек, – набился полный зал. Вопросы задавали самые разные, но один прямо врезался мне в память.

6. Иногда и я чувствую себя в смешном положении бегущего кота. Подобно котёнку, в своё время я имел честь учиться у дядюшки – латинскому языку.

7. Во время третьего урока котёнок при одном только виде мышеловки и её обитателя затрясся всем телом и поцарапал руки Прасковьи... После четвёртого (и последнего) неудачного урока дядюшка вышел из себя, швырнул ногой котёнка и сказал: – Ни к чёрту не годится!

Домашнее задание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: