Культура России 30-х-50-х годов 18 века.




1. Общественная мысль.

2. Наука и просвещение.

3. Литература.

4. Изобразительное искусство и архитектура.

1. При Петре I началось бурное развитие национальной культуры, сочетавшееся с овладением лучшими достижениями европейской науки, техники и искусства. Этот процесс продолжался и во второй четверти 18 века. Но отличительными чертами этого периода были: большое влияние дворянства на культуру и засилье иностранцев.

Дворянство хотя и пополняло свои ряды за счет «подлородных» людей, но в целом становилось более изолированным сословием. Его господствующее положение в разных отраслях жизни, в том числе и в духовной, стало проявляться сильнее, чем в предыдущую эпоху. Если общественно-политическая мысль петровского времени была представлена публицистическими произведениями дворян и посадских людей, то от второй четверти века до нас дошла только дворянская публицистика.

Наиболее ярким явлением общественно-политической жизни России была т.н. «ученая дружина» - кружок мыслителей, объединившийся вокруг Феофана Прокоповича (1681-1736). Они боролись за развитие науки и просвещения, литературы и искусства, были непримиримы к религиозному ханжеству. Среди наиболее ярких представителей «ученой дружины» был Василий Никитич Татищев (1686-1750) - выдающийся идеолог дворянства и самодержавной власти. Историк, публицист, географ, администратор, он требовал создать благоприятные условия для торговли и промышленности, защищал крепостничество, считал, что крестьянское хозяйство должно быть основано на достижениях науки. Татищев сделал первую попытку составить русский энциклопедический словарь «Лексикон исторической, географической, политической и гражданской», довел его до буквы «К».

Крупнейшим мыслителем середины 18 века был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Ломоносов первым начинает борьбу за независимость научных исследований, педагогической и издательской деятельности от церковного контроля, против попыток церкви помешать распространению научных знаний. Он пропагандирует идеи просвещенного абсолютизма

2. Часть учебных заведений, основанных при Петре I и рассчитанных на обучение не только дворянских детей, но и разночинцев, постепенно превращается в школы закрытого типа.

Складывается система дворянского сословного образования. Первой специальной школой для детей дворян был созданный в 1731 году в Петербурге Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Он был создан с целью обучения дворянских детей вместо военной службы.

Морская академия, гардемаринская рота и морская артиллерийская школа были в 1752 году превращены в Морской кадетский корпус. В 1758 году были созданы Артиллерийский и Инженерный кадетские корпуса, готовящие офицеров, а в 1759 году - Пажеский кадетский корпус, готовящий к гражданской службе при дворе. Кадетские корпуса находились под особым попечением правительства.

Развивалась сеть духовных учебных заведений, которые также приобрели черты сословной замкнутости.

Наиболее распространенным типом начальной школы были гарнизонные школы, в состав которых влились в 1744 году и цифирные школы.

В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова и поддержке И.И. Шувалова в Москве был создан первый в России университет, при котором открылись две гимназии (для дворян и разночинцев), готовившие к обучению в университете. Ломоносов и его ученики боролись за преподавание самых сложных наук на русском языке, а не на латинском, как это было принято в университетах Европы. Кроме того, в Московском университете не было традиционного для европейских университетов богословского факультета

Центром научной мысли с 1725 года стала Академия наук. Она состояла из собственно академии (то есть научно-исследовательского учреждения), академического университет.

Первыми членами Академии были иностранные ученые, среди них было много выдающихся людей, в том числе талантливые математики Леонард Эйлер (1707-1783) и Даниил Бернулли (1700-1782).

В отличие от иностранных академий Академия наук в Петербурге была не добровольным обществом ученых, а государственным учреждением, поэтому она имела твердый бюджет и бюрократический аппарат (канцелярию).

Крупнейшим представителем русской науки является М.В. Ломоносов. Он занимался исследованиями во всех известных тогда научных отраслях. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Автор трудов по русской истории, первый критик норманнской теории создания русского государства.

Одной из важнейших задач русской науки оставалось всестороннее изучение природных условий страны, населяющих ее народов. Для этого снаряжались академические экспедиции. Наиболее крупными были первая (1725-1730) и вторая (1733-1743) Камчатские экспедиции во главе с капитаном-командором Витусом Берингом (1681-1741). В ходе которых был открыт пролив, разделяющий Азию и Северную Америка, исследована Камчатка, северная Япония, северо-запад Америки.

Новым во второй четверти 18 века было появление научной и научно популярной периодики. В 1728 году начались издания научных трудов Академии (до 1750 года они назывались «Комментарии Петербургской Академии наук») на латинском языке, что делало труды русских ученых доступными ученых других стран. Для просвещенной читающей публики решено было издавать их переводы на русском языке («Краткие описания комментариев Петербургской Академии наук»), но вышел только один том, так как встала проблема перевода научной терминологии на русский язык.

С 1728 по 1742 год Академия выпускала научно-популярный журнал «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в ведомостях». Это был первый русский журнал. В нем печатались естественнонаучные статьи, статьи по философии, истории, вопросам литературы и театра.

По инициативе Ломоносова Академия наук с 1755 года издавала литературно-научный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», публиковавший статьи по истории и естествознанию, домашней медицине, давались различные практические советы.

В Академической типографии печатался первый частный журнал «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова (1759 год).

Начиная с 30-х годов впервые в России печатаются беллетристические сочинения, первые поэтические опыты русских писателей, переводные пьесы.

В 1756 году открылась типография Московского университета, где стала издаваться газета «Московские ведомости»

3. Русская литература второй четверти XVIII века вступила в стадию классицизма, представленного произведениями Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708-1744), Василия Кирилловича Тредиаковского (1703-1769) и Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765).

Литература теряет прежний анонимный и рукописный характер, появляются первые профессиональные писатели.

Русский классицизм зародился позже западноевропейского, и наряду с общими с ним чертами (гражданская тематика; воспевание разума; изображение не конкретного человека, а абстрактных героев), имел свои особенности. Представители русского классицизма в меньшей мере обращались к античным сюжетам и отдавали предпочтение национальной тематике, стояли ближе к современной жизни и пытались отразить ее в своих произведениях, были тесно связан с устным народным творчеством.

Наиболее распространенной формой произведений была стихотворная: сатиры, оды, лирические песни и басни.

Антиох Кантемир был первым светским поэтом России. Первоначально занимался переводами, но широкую известность получил в качестве автора сатирических произведений, проникнутых защитой петровских преобразований и высмеивающих невежество и ханжество.

Василий Тредиаковский был первым русским профессиональным писателем. Он перевел с французского языка роман Поля Тальмана «Езда на остров любви», который стал первым печатным произведением на светскую тему, появившегося в России. Перу Тредиаковского как придворного поэта принадлежит большое количество од, воспевающих величие и добродетели императриц. Внес большой вклад в литературу теоретическими изысканиями в области совершенствования русского языка и приемов стихосложения. Им написан учебник по теории поэзии «Новейший и краткий способ к сложению российских стихов», а также ряд критических и историко-философских работ: «Рассуждения об оде вообще», «Рассуждения о комедии вообще».

Михаил Ломоносов положил начало разработке научной терминологии, ввел в оборот много новых слов и понятий. Научные труды Ломоносова в области языка и поэзии позволили произвести существенную реформу в области русского литературного языка и утвердить систему стихосложения (учение «О трех штилях»). В литературу Ломоносов вошел в 1739 году, написав «Оду на взятие Хотина». Писал произведения самых разных жанров, но любимым жанром были оды, в том числе на научные и религиозные темы. Стал родоначальником научной поэзии. Лучшей считается ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы». Ломоносова считают родоначальником торжественной оды, которая стала одним из популярных жанров литературы 18 - начала 19 веков.

4. На вторую четверть 18 века приходится расцвет русского барокко, которое характеризуется придворной пышностью, торжественностью, перегруженностью причудливыми деталями и многочисленными пристройками. В стиле барокко строят Зимний Дворец и Смольный монастырь (арх. Ф.Б. Растрелли), колокольню Троице-Сергиевой лавры (арх. Д.В. Ухтомский).

В живопись начинают проникать черты классицизма. Основным жанром становится парадный портрет (портреты царственных особ вельмож) – н-р, Л. Каравакк «Портрет Анны Иоанновны».

Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики, утраченную еще в 12 веке. Под его руководством было создано более 40 работ, в основном батальные сцены и портреты («Полтавская битва», портрет Петра I). Русская смальта, изготовленная по ломоносовской технологии, считалась лучшей в Европе в 18 веке.

Роль скульптуры оставалась скромной, развивались те направления, которые имели политическую и просветительскую направленность и утверждали светское начало - рельефы, панно, украшавшие фасады и интерьеры построек. Наиболее известный скульптор – Карло Бартоломео Растрелли (1670-1744), приглашенный Петром I в 1716 году вместе с сыном. Он создал первые русские художественные портреты в скульптуре (конная статуя Петра I, бюсты Петра I, Меншикова, скульптура «Анна Иоанновна с арапчонком»). Его произведения характеризует эмоциональная приподнятость, энергия, ясность и мощь пластических образов, реалистичность.

В 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова основана Российская Академия Художеств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: