1. Образование.
2. Наука.
3. Публицистика и общественная мысль.
4. Литература.
5. Театр и музыка.
6. Архитектура и изобразительное искусство.
1. Вторая половина 18 века была новым этапом в развитии русской культуры. В Россию проникает дух Просвещения. Образованность становится модной. В семьях помещиков получает распространение домашнее образование, причем в учителя приглашаются иностранцы.
При Екатерине II создается система воспитательных и образовательных учреждений под руководством И.И. Бецкого. Система была построена на принципах Ж.Ж. Руссо, согласно которой детей нужно было изолировать от испорченного общества и дать возможность природе воспитывать их честными, свободными и нравственно чистыми. Поэтому во второй половине 18 века продолжала формироваться сеть закрытых учебных заведений. В 1759 году открывается Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе. В 1764 году в Санкт-Петербурге открывается первое в Европе светское учебное заведение для девочек из дворянских семей - «Воспитательное общество 200 благородных девиц» при Смольном монастыре. При нем было создано отделение и для мещанских девиц.
В Москве в 1779 году при Воспитательном доме было открыто коммерческое училище для детей купцов и мещан на средства П.А. Демидова.
Появляются профессиональные художественные училища. Еще в 1738 году была открыта в Санкт-Петербурге танцевальная школа, в 1773 году была открыта балетная школа при Московском Воспитательном доме.
Продолжала развиваться и духовная школа. К концу 18 века в России существовала система сословных школ для священнослужителей, она включала в себя 30 семинарий, 115 епархиальных училищ и 3 академии (в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве).
|
Новым для России было создание общеобразовательной школы. В 1755 году созданы 2 гимназии при Московском университете (одна для дворян, другая для разночинцев) с одинаковой учебной программой. В 1758 году создана гимназия в Казани.
В 1786 году был утвержден Устав народных училищ - первый общий для России законодательный акт в области народного образования. Согласно уставу в губернских городах должны были открыться главные 4-х-классные училища, а в уездных городах малые 2-х-классные училища, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарный курс арифметики и грамматики. Впервые в школах вводился единый учебный план, классно-урочная система и разрабатывалась методика преподавания. Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.
Возникают первые учебные заведения по подготовки учителей: 1779 год - учительская семинария при Московском университете; 1782 год - Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ.
2. С распространением образования было связано и развитие науки. Основными центрами научной деятельности в этот период являлись Академия Наук, Горное училище в Петербурге (открыто в 1773 году), Российская академия наук (создана в 1783 году).
Особое развитие получили естественные науки. С целью изучения природных богатств страны, населяющих ее народов, древностей, животного и растительного мира были предприняты академические экспедиции Ивана Ивановича Лепехина (1740-1802) в Поволжье и на Урал (1768-1773) и Петра Симона Палласа (1741-1811) по различным губерниям России (1768-1774).
|
Значительными успехами ознаменовалось развитие математики (Л. Эйлер, Д. Бернулли, М.В. Ломоносов), медицины (эпидемиолог Д.С. Самойлович, хирург К.И. Щепин, педиатр С.Г. Зыбелин), химии (М.В. Ломоносов, В.М. Севергин)
Во второй половине 18 века наблюдается взлет технической мысли, связанный с деятельностью русских изобретателей. Русским людям принадлежит ряд важнейших изобретений, сыгравших важную роль в развитии техники. Иван Иванович Ползунов (1728-1766) изобрел паровую машину на 20 лет раньше Джеймса Уатта. Иван Петрович Кулибин (1735-1818) автор проекта одноарочного моста через Неву, изобрел семафорный телеграф и код к нему, водоходное судно, самокатку (прототип велосипеда), прожектор, лифт. Козьма Дмитриевич Фролов (1726-1800) изобрел водяной двигатель на 10 лет раньше, чем в Европе, ввел рельсовый путь, внутризаводскую железную дорогу, применив там механическую тягу.
Благодаря Татищеву, который еще во второй четверти 18 века создал обобщающий труд «История России», в котором использовал большое число исторических источников, в обществе проснулся интерес к истории Отечества.
Во второй половине 18 века издаются 20 томов «Древней Российской Вивлиофики» Н.И. Новикова, 30 томов «Деяний Петра Великого» И.И. Голикова, 7 томов «Истории Российской» М.М. Щербатова, многочисленные труды по истории И.Н. Болтина («Примечания на историю древния и нынения России г. Леклерка»).
Зарождается историческое краеведение (публикации исторических исследований и документов различных районов России).
|
3. Все сферы духовной жизни второй половины 18 века были пронизаны идеями Просвещения и просвещенного абсолютизма, пришедшими из Франции в Россию. Была распространена вера в то, что на троне находится монарх, который правит страной по разумным и справедливым законам и стремиться к общему благу своих подданных. Распространилась вера в то, что монарха можно учить царствовать. Вопрос о характере государственной власти становится одним из самых главных. Идей просвещения придерживались представители консервативной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов), либеральной (Н.Н. Новиков, Д.И. Фонвизин), революционной (А.Н. Радищев).
Особенностью русского просветительства стала антикрепостническая направленность, наиболее ярко проявившаяся в деятельности Н.И. Новикова (1744-1818) и А.Н. Радищева (1749-1802) («Путешествия из Петербурга в Москву»).
Новым явлением в жизни России было масонство - религиозно-этическое движение, возникшее в Англии в начале 18 века. В России первые масонские ложи появились в 30-е годы 18 века и до 1822 года они существовали легально. Во второй половине 18 века масонство в России распространилось в форме розенкрейцерства. Его отличительными чертами были символизм и мистицизм (в то время как в Западной Европе основой масонства был рационализм).
Масоны занимались филантропией, религиозно-просветительской деятельностью и стремились к нравственному самосовершенствованию человека.
Показателем распространения просвещения стал усилившийся интерес к книге и ее собиранию. Увеличиваются тиражи изданий, и растет торговля книгами. Указ «О вольных типографиях» 1783 года предоставил право всем желающим заводить типографии. Частные типографии были открыты даже в провинциальных городах. Но после Великой Французской Революции (1789 год) они были закрыты, так как Екатерина II, а потом и Павел I боялись распространения революционных идей в России.
Изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий.
В 1768-1783 годах в Санкт-Петербурге существовало «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», созданное по инициативе Екатерины II. Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков и французских просветителей.
В 1773 году Н.И. Новиков организовал в Санкт-Петербурге «Общество, старающееся о напечатании книг». В его деятельности участвовали многие известные писатели.
Но основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский Университет. В основном это была учебная и научная литература.
Сама Екатерина выпускала журнал «Всякая всячина».
Во второй половине 18 века периодика становится заметным общественно-культурным явлением и в провинции. В 1786 году в Ярославле выходит первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец». С 1788 года в Тамбове появляется ежедневная губернская газета «Тамбовские известия», основанная Г.И. Державиным, бывшим там в это время гражданским губернатором.
Большую роль в издательском деле играл Н.И. Новиков. Треть издававшихся в России книг выходила из его типографий.
В 60-70-е годы большое распространение получила сатирическая журналистика. Ее цель - исправление нравов. Большинство сатирических журналов принадлежало Новикову - «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Пустомеля».
В конце 18 века книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, и около 40 лавок было в Санкт-Петербурге и Москве.
Развивалось библиотечное дело. Библиотеки существовали при гимназиях, университете, закрытых учебных заведениях, Академии наук. В 1758 году была открыта библиотека при Академии Художеств. Ее основу составила коллекция книг по искусству графа И.И. Шувалова. В 80-90-х годах появляются первые губернские публичные библиотеки (в Туле, Калуге и Иркутске).
4. Характеризуется развитием классицизма, а затем сентиментализма. Основателем классицистической драматургии считают Александра Петровича Сумарокова (1717-1777) - поэта, автора первых русских комедий и трагедий (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедии «Опекун», «Лихоимец»), директора Российского театра.
Известный драматург Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) в комедиях «Бригадир» и «Недоросль», сохранив внешнее сходство с классицизмом, вводит элементы реализма при описании быта помещиков.
Крупнейшим поэтом конца 18 века был Гавриил Романович Державин (1743-1816), сумевший соединить в своих произведениях «высокий» и «низкий» стили.
В конце 18 века в русской литературе формируется сентиментализм. Отличительной чертой которого является эмоциональное восприятие мира и повышенный интерес к конкретному человеку и его чувствам. Сентиментализм расцветает в творчестве Николай Михайлович Карамзина (1766-1826) («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза»).
5. Время Екатерины II - время широкого распространения театра и театральных празднеств. В 1756 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России государственный театр для представления трагедий и комедий. Его основу составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым (1729-1763). Театр Волкова возник в Ярославле в 1750 году и стал первым профессиональным театром в России, а спустя 2 года переехал в Санкт- Петербург.
В 1776 году в Санкт-Петербурге была создана специальная театральная дирекция во главе с И.П. Елагиным, были утверждены штаты русского театра и размеры окладов актерам.
В 1779 году возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле). Им руководил И.А. Дмитревский (1736-1821), но театр был закрыт в 1783 году указом Екатерины II.
Специфическим русским явлением был крепостной театр, модный в дворянской среде. К концу 18 века насчитывалось 170 крепостных театров. Наиболее известен крепостной театр графа Н.П. Шереметьева в Останкино (там играли известные актрисы П.И. Ковалева-Жемчугова, балерина Т.В. Шлыкова) и театр князя Н.Б. Юсупова.
Во второй половине 18 века формируется отечественная композиторская школа, а также сложные жанры оперной, хоровой, камерной и инструментальной музыки. После того как в 1755 г. Сумароков поставил на сцене первую русскую оперу «Цефал и Прокриса», музыка к которой была написана, в лирическом духе, придворным капельмейстером Арайя, ведущим жанром становится опера. Преобладает комическая опера, герои которой простые находчивые люди. Наиболее известны оперы М.М Соколовского «Мельник-колдун, обманщик и сват»; В.А. Пашкевича «Анюта»; Е.И. Фомина «Орфей», «Ямщик на поставе».
На рубеже 18-19 веков появился жанр камерной лирической песни – «российская песня», текст которой обычно заимствовался из русской поэзии. Развитию этого жанра способствовал О.А Козловский, его полонез на слова Державина «Гром победы раздавайся», стал гимном Российской империи в 1791 году.
Большой популярностью пользуются придворная капелла (директор Д.С. Боротнянский).
6. В царствование Екатерины II осуществлялось грандиозная градостроительная программа: строились Одесса, Севастополь, Николаев, Херсон, Екатеринослав, Мариуполь.
Особенностями градостроительства того времени были: развитие ансамблевой застройки; сооружение зданий специального государственного и общественного назначения (административные, учебные, театры, библиотеки, больницы).
По разработанному проекту перестраивались провинциальные города. В каждом губернском городе на центральной площади, помимо собора, возводились присутственные места и торговые ряды.
Петербург становится городом дворцов. На смену барокко в 60-е годы приходит классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота, монументальность, утверждение мощи и силы государства. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.
В развитии классицизма во второй половине 18 века выделяют 2 этапа: ранний классицизм (60-80-е годы), когда ведущее значение имели общественные здания; и строгий классицизм (80-90-е годы), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки
В Санкт-Петербурге в духе классицизма работали: Д. Кварнеги (Ассигнационный банк, Академия наук, Смольный институт); Е.И.Старов (Таврический дворец, Троицкий собор в Александро-Невской лавре); А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот (Академия Художеств, Гостиный двор); А. Ринальди (Мраморный дворец); Ю.М. Фельтен (Старый Эрмитаж, Набережная Невы, решетка Летнего сада).
В Москве строили гораздо меньше. В.И. Баженов возвел Дом Пашкова, М.Ф. Казаков построил Колонный зал благородного дворянского собрания, старое здание Московского Университета, Голицынскую больницу.
Идет строительство дворцов и зданий в дворянских усадьбах - дворцы Шереметьева в Останкино и Кускове.
В живописи ведущая роль принадлежит Академии «трех знатнейших художеств» - архитектуры, скульптуры, живописи, созданной в 1757 году. Ее главной задачей было воспитание молодых художников и насаждение искусств по всей стране. С момента своего основания Академия Художеств придерживалась классицизма. Ведущим жанром становится историческая картина. Историческими назывались полотна, написанные на сюжеты античной мифологии, библейских сказаний и собственно истории, в том числе и отечественной. Основоположник русской исторической живописи А.П. Лосенко («Прощание Гектора с Андромахой», «Владимир и Рогнеда») - первый русский профессор Академии.
Бытовой жанр только зарождался. Наиболее интересны произведения М. Шибанова «Крестьянский обед», «Празднование свадебного договора».
Мастерство портрета в это время достигло высокого уровня в работах А.П. Антропова, И.П. Аргунова (крепостной художник Шереметьевых), Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.
Развитие пейзажного жанра в живописи связано с растущим к концу века в литературе стремлением к простоте, естественности и самоуглубленности. В Академии Художеств в 1776 году был создан специальный «ландшафтный» класс, руководителем был Семен Щедрин. Основоположником городского пейзажа является Ф.А. Алексеев.
Наиболее известными скульпторами были Ф.И.Шубин (бюсты Ломоносова, Голицына, Потемкина, Румянцева и Павла I); М.И.Козловский (памятника Суворову, где он изображенного в аллегорическом виде бога войны Марса на Марсовом поле; Самсон в Петродворце), Э.М.Фальконе «Медный всадник».