ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
Управление – это процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы в соответствии с поставленной целью для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.
Процесс управления состоит из функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения цели, что крайне существенно для успеха организации.
Планирование. Предполагает, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время? (Оценка сильных и слабых сторон организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы)
2. Куда мы хотим двигаться? (Оценка возможностей и угроз в окружающей среде – конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение…)
3. Как мы собираемся сделать это? (Руководитель решает, что делать членам организации, чтобы достичь выполнения целей)
Организация. Организовывать – значить создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать свои цели.
|
Мотивация. Это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями.
Контроль. Процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.
1. Установление стандартов- это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Основывается на планах, разработанных в процессе планирования.
2. Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.
3. Принятие действий, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.
Различают предварительный, текущий и заключительный контроль. Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Текущий контроль и заключительный контроль основывается на обратных связях.
Контроль дает возможность руководителю определить, следует ли пересматривать планы, поскольку они невыполнимы, или уже выполнены. Данная связь между планированием и контролем завершает цикл, который и делает управление процессом взаимосвязанных функций (на схеме видна обратная связь контроля к процессу планирования).
|
Четыре функции управления имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Также для всех необходима коммуникация, обмен информацией. Чем более эффективна коммуникация, тем более вероятно достижение общей цели.
Из – за этого, а так же вследствие того, что эти две характеристики связывают все 4 управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
В управлении всегда есть поэтапность и взаимосвязь.
Все эти этапы составляют колесо менеджмента, который и делает управление процессом взаимосвязанных функций (на схеме видна обратная связь контроля к процессу планирования).
Вопрос. 1.1.2. Системный подход в управлении. Сущность, основные понятия и категории
Система – есть совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых обладает своими характеристиками, причем каждая система выступает элементом системы более высокого порядка, а любой элемент самой системы – системой более низкого порядка.
Основные признаки системы являются: целостность, элементы, функция, связь между элементами, структура, цель.
К управлению организацией существует несколько подходов.
Процессный подход – это управление основными этапами: планированием, организацией, мотивацией, контролем. Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные.
|
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Здесь учитывается внутренняя и внешняя среда.
Основным научным подходом к управлению является системный подход.
Системный подход рассматривает управленческую деятельность как систему, т.е. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой в пространстве и времени, функционирование, а так же функционирование, которое направлено на достижение общих целей.
Выделяются три основных принципа системного подхода:
1. Целостность (характеристика самой системы не сводится к сумме характеристик, составляющих ее элементов);
2. Структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений ее элементов);
3. Иерархичность (соподчиненность элементов). т.к. ители в основном занимаются открытыми системами
Основные понятия системного подхода можно представить в виде следующей логической последовательности:
Цель→Персонал→Технология→Структура→Задачи→ Цель.
Если хоть один элемент организации меняется, то нужно менять и другие. Элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Поскольку это довольно новый подход, оценить его истинное воздействие полностью нельзя. Теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимосвязанных подсистем и является открытой системой, которая воздействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления.