Формирование эффективных управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.
Термин «этика» - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл – характер, внутренний нрав человека. Термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны.
Этика гос. служащих и других должностных лиц должна характеризоваться рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют его отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень развития духовности и строгость нравственных устоев, бытующих в обществе. Приведем некоторые из них:
Порядочность. Соответствие принятым правилам поведения; честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.
Соблюдение стандартов общественно-политической жизни, неукоснительное соблюдение которых обязательно. Часто выбор действия определяется необходимостью выбрать из двух зол меньшее; если такая необходимость имеет под собой реальное основание, можно говорить о порядочности такого деятеля.
Независимость от финансового интереса. Должностное лицо и служащие не должны ставить себя в зависимость от каких бы то ни было финансовых интересов любых физических и юридических лиц, которые могут повлиять на выполнение ими профессиональных обязанностей.
|
Объективность. Забота об интересах общества и граждан, включая политические и общественные назначения, заключение контрактов или выдвижение граждан (коллег) на различные должности или на получение наград, гос. служащие и долж. лица должны делать свой выбор, учитывая только профессиональные качества и заслуги.
Ответственность. Долж. лица и гос. служащие ответственны за свои решения и действия перед обществом и должны соблюдать и подчиняться правилам профессиональной этики, а также общепринятым правилам морали как в общественной, так и в частной жизни.
Открытость. Принимаемые решения и действия, должны быть открыты для общества. В случаях, когда этого требуют общественные интересы, долж. лица и гос. служащие должны давать объяснения и полную информацию о своих решениях.
Самоотверженность. Долж.лица и гос.служащие должны принимать решения только в интересах общества, а не для того, чтобы получить финансовую или другую материальную выгоду для себя или своей семьи, друзей, или иных организаций.
Профессионализм. Хорошее владение своей профессией.
Здравый смысл. Обоснованность действий взвешенным и объективным расчетом, подкрепленная стремлением к определенной цели, тоже поставленной логично, рассудительно, обдуманно.
Репутация честного и надежного человека (партнера). общественная оценка: заслуживающий доверие, безупречный человек, верный партнер.
|
Достоинство. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других коллегах
Совесть. Категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный контроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.
Справедливость. Осуществление действий на законных и честных основаниях.
Патриотизм. Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах, чувство гордости за достижения страны. Проявляется в уважении к историческому прошлому своей страны, бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.
Убежденность в необходимости строжайшего соблюдения и исполнения правовых норм. Правомерный образ действий и соблюдение правовых норм превращается в потребность.
Требовательность. Определяется оценкой нравственных возможностей человека, предъявлением к нему высоких моральных требований и признанием его ответственности за их выполнение.
Запрет на насилие. Основан на признании самоценности человеческой личности, ее свободы воли. Один из основных моральных запретов в демократическом правовом государстве, основанный на отказе от любых форм насилия (физического, эмоционального, речевого) в человеческих отношениях.
Толерантность. Предполагает терпимость по отношению к инакомыслию, отказ от конфронтации, радикализма, экстремизма, поиск компромиссов, переговоры, диалог, сотрудничество, достижение баланса интересов соперников.
|
Профессионально-нравственная культура. Нравственные нормы, принципы и категории, являющиеся субъективными основаниями для оценки поведения, а также практическая мораль как часть общественных отношений, действующих норм человеческой деятельности. Особенности профессий порождают особые запреты и требования, которых может не быть в других видах деятельности (например, для работников правоохранительных органов – это запрет на фальсификацию доказательств, провокационные приемы и т. п.).
Чувство долга. Тесно связанное с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть.
Беспристрастность. Потребность действовать в соответствии с законом и осуществлять свое право на оценку, учитывая только общественную пользу и объективные обстоятельства, не сталкивать частные интересы со служебными обязанностями.
В некоторых странах существуют и применяются на практике кодексы поведения государственных служащих и других должностных лиц. Например, в США Кодекс Этики правительственной службы принят Конгрессом США еще в 1958 году. В соответствии с этим Кодексом, каждое лицо, находящееся на правительственной службе, должно:
Комитет Министров Совета Европы в 2000 году принял Рекомендации о кодексах поведения для государственных служащих, в которых главный акцент сделан на привлечение внимания общественности и продвижение этических ценностей как важнейших механизмов по предупреждению коррупции.
Общие принципы служебного поведения государственных служащих определены и в России. Они оформлены Указом Президента РФ и представляют собой краткие основы поведения государственных служащих, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.
В последнем дополнении в этот документ, государственным служащим предлагается воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами (соглашениями), обычаями делового оборота.
Дальнейшее развитие вопроса поведения государственных служащих получило в Указе Президента РФ "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов", которым было утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.
Кроме того, на основании части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предписано образование федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой. Функции этих органов, предусмотренные указанным Положением, утвержденным данным Указом, выполняются федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации, в которых образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения настоящего Кодекса этики должны найти свое отражение в трудовом договоре (контракте) государственного служащего и иного должностного лица. Нарушение этих положений может повлечь за собой наложение санкций дисциплинарного характера.