Характеристика сопутствующих услуг




 

Прежде чем перейти к рассмотрению настоящего вопроса еще раз отметим, что Законом № 307-ФЗ произведено деление на аудиторские услуги и прочие виды деятельности, так или иначе связанные с аудитом. Перечень сопутствующих аудиту услуг должен устанавливаться федеральными стандартами данной деятельности (п. 4 ст. 1 Закона № 307-ФЗ).

В настоящее время действуют федеральные правила (стандарты) утвержденные Постановлением Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» № 696 от 23.09.2002 г. (далее по тексту – Стандарты) в отношении следующих работ:

- выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации;

- компиляция финансовой информации;

- обзорная практика бухгалтерской отчетности.

Выполнение согласованных аудиторских процедур по специальным техническим заданиям позволяет принимать объективные управленческие решения и решать насущные проблемы организаций.

Для проведения согласованных процедур необходима договоренность не только между аудитором и хозяйствующим субъектом, который его нанимает, но и согласие третьей стороны (например, заинтересованной организации, которая является собственником или потенциальным покупателем проверяемого хозяйствующего субъекта, кредитной организацией, рассматривающей надежность потенциального заемщика).

Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении:

- финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, либо одного из ее элементов (например, бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках);

- отдельных показателей финансовой информации. Например:

- Проверка отдельных участков бухгалтерского учета (дебиторская и кредиторская задолженности, экспортно-импортные операции, учет основных средств и пр.;

- Оценка правильности определения налогооблагаемой базы по всем налогам, правомерности применения организацией налоговых льгот и т.д.;

- Участие в инвентаризации имущества, аудит результатов инвентаризации;

- Проверка отдельных хозяйственных операций с целью определения законности осуществления отдельных сделок, подтверждения прав собственности, полноты отражения имущества и подтверждения обязательств;

- Диагностика и анализ систем внутреннего контроля и управления.

При проведении процедур, согласованных в рамках технического задания, предусматривается применение таких инструментов аудиторской проверки, как запросы, наблюдение, инспектирование, получение подтверждений, анализ, пересчет, сравнение и другие действия по проверке точности записей.

По результатам проведения согласованных процедур представляется только письменный отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности в форме аудиторского заключения. В нем не выражается мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и финансовой информации.

Представители хозяйствующего субъекта или другие пользователи отчета самостоятельно дают оценку выполненным согласованным процедурам в отношении финансовой информации и фактам, указанным в отчете, а также делают собственные выводы, основанные на отчете.

Отчет предоставляется только сторонам, договорившимся о выполнении согласованных процедур, поскольку другие стороны, не осведомленные о причинах проведения процедур, могут неверно истолковать их результаты.

Компиляция финансовой информации – это сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация (преобразование форм финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в отчеты, позволяющие формировать объективную отчетную информацию, отражающую экономические процессы компании).

При компиляции финансовой информации применяются специальные экспертные знания аудитора по бухгалтерскому учету.

Предварительно с заказчиком согласовывается характер задания и объем информации, представленной для компиляции, принципы бухгалтерского учета в организации, на основе которых будет проведена компиляция, а также форма отчета и использование информации после ее компиляции. Например:

Трансформация российской отчетности в отчетность по стандартам МСФО и GAAP;

Формирование управленческой отчетности на основе финансовой информации в удобной и понятной форме, адекватной целям управления;

Формирование сводной бухгалтерской отчетности группы предприятий и компаний, имеющих дочерние и зависимые организации.

Работа по компиляции финансовой информации состоит в приведении сведений, предоставленных заказчиком, в удобную для понимания и управления форму. Компиляция финансовой отчетности не предполагает проверку источников информации и иных предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, лежащих в основе этой информации.

По результатам компиляции составляется отчет аудитора, который передается заказчику. В данном отчете не выражается и не может быть выражена уверенность в достоверности финансовой отчетности.

Обзорная проверка представляет собой набор сокращенных по сравнению с обычным аудитом процедур, направленных на быстрое обнаружение признаков, которые позволяют считать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность или иная информация не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению. При этом аудитор ограничивается в основном запросами и аналитическими процедурами, не прибегая к детальным тестам.

Как правило, при обзорной проверке не предусматриваются оценка систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, тестирование бухгалтерских записей, проведение наблюдения за организацией компьютерной обработки данных и т.п. Проводимые аудиторами в ходе обзорной проверки процедуры рассматривают не все доказательства, требуемые для аудита. Поэтому обнаружение возможных существенных искажений финансовой отчетности менее вероятно по сравнению с результатами аудита. Следовательно, уровень уверенности по итогам обзорной проверки ниже уровня, представляемого в аудиторском заключении.

О выявленных отклонениях в бухгалтерском учете и отчетности от установленного порядка, об обнаруженных аудитором фактах преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности, заказчику сообщается в письменном отчете. Письменный отчет оформляется как дополнение к заключению, в котором результаты обзорной проверки выражаются в форме негативной уверенности. Иными словами, в заключении указывается, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, заставившее предположить, что проверяемые отчетность или информация не были составлены во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями.

Принятые до вступления в силу Закона № 307-ФЗ Стандарты по-прежнему являются обязательными для применения вплоть до введения новых правил.

Аудиторы могут оказывать и прочие услуги, поименованные в п. 7 ст. 1 Закона № 307-ФЗ:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Мы уже говорили, что согласно информационного сообщения Минфина данный список отнюдь не является закрытым. Ранее такие услуги также были прописаны в Законе № 119-ФЗ и считались аудиторскими. Однако теперь их правовая регламентация изменилась. Соответственно к данным видам деятельности не применяются требования, предусмотренные Законом № 307-ФЗ, и специализированные организации могут ими заниматься наравне с иными участниками рынка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вступление в действие Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» законодательно закрепило новую схему регулирования аудиторской деятельности в РФ. В основном, естественно, закон обращен к аудиторам, однако и пользователи аудиторских услуг должны учесть в своих отношениях с аудиторами появившиеся новшества в законодательстве.

Основными чертами новой модели, заложенной в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ, являются:

- перераспределение функций государственного регулирования от Правительства РФ к уполномоченному федеральному органу регулирования аудиторской деятельности и от уполномоченного органа к саморегулируемым организациям аудиторов;

- отмена лицензирования и обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях, причем только в одной СРО;

- внешний контроль качества аудиторских услуг со стороны саморегулируемых организаций по отношению к их членам, а в установленных случаях и со стороны уполномоченного федерального органа;

- отмена обязательного страхования ответственности аудитора, обеспечение ответственности аудиторов через механизм компенсационных фондов, формируемых саморегулируемыми организациями.

Следует отметить, что специфика аудиторской профессии состоит в том, что, будучи связанным условиями договора с конкретным клиентом – аудируемым лицом, аудитор является лицом независимым и обязан действовать в интересах широкого круга лиц, прежде всего инвесторов и финансовых организаций, подтверждая для них своим независимым мнением достоверность финансовой отчетности аудируемого лица. Новый закон об аудиторской деятельности содержит в себе целый ряд положений, которые призваны обеспечить эту независимость аудитора, в том числе и путем введения дополнительных требований для пользователей аудиторских услуг.

В своей работе мы постарались рассмотреть и дать характеристику видов аудита и сопутствующих аудиту услуг с позиции изменившегося законодательства. При написании настоящей работы мы столкнулись с объективными трудностями, обусловленными отсутствием современной специальной литературы, которая бы в полной мере отражала произошедшие изменения действующего законодательства.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: