История становления и развития психологии труда в зарубежной психологии




В псих.науке всегда уделялось внимание псих. вопросу труда. Одним из первых кто занимался ролью личностного фактора труда, был и Сеченов.

В начале 20 века перед психологией были поставлены вопросы о влиянии раздражения и участие работы первой системы в рабочих движениях. О роли активного отдыха в производственном труде.

Оживление на психологическом фронте в России началось до 1 мировой войны с перевода работ американского рационализатора Тейлора.

В работах Тейлора заложены идеи, связанные с движением по научной организации труда.

1) Значительный этап в истории психологии труда начинается с возникновением в зарубежной науке – психотехники. Термин ввел Штерн в 1903 г.

Этим термином воспользовался американский психолог Мюнстерберг, выпустивший книгу «Психология и экономическая жизнь», «Основы психотехники».

Параллельно развивалось советская психотехника. Это направление в изучении и организации труда возглавляло психологами, которые провозгласили необходимость изучать труд с точки зрения психологии.

В 1927 Всероссийское психотехническое общество издает журнал «Психофизиология труда и психотехника». Изучаются конкретные виды труда, интерес к методам профотбора, подготовка кадров.

2) До 1935 основной задачей было повышение производительности труда, разработка методов научной подготовки кадров, привлечение внимания общественности к вопросам труда и трудовой подготовки.

С 1936 вышло постановление о педагогическом извращении в системах наркомпроса. Психология как наука была ликвидирована. Работы по психотехнике прекратились.

1936–1956 официально психология не существует. В 1955 в Москве состоялось совещание психологов, оно было организовано Московским институтом психологии. На этом совещании выделяется инициативная группа ученых интересующаяся проблемами и вопросами психологии труда.

Была поставлена задача о развертывании и координации работы в области психологии труда. Было принято решение о проведении работы в области психологии труда.

 

4. История становления и развития психологии труда в России (I-II этапы)

I этап.В дореволюционной России не существовало психологии труда как обособленной научной дисциплины, но с конца XIX в. в условиях развития капиталистического производства сложились объективные предпосылки для использования наук о труде, людях как субъектах труда и о производстве в целом. В работах специалистов-практиков, имеющих дело с трудом и производством, были поставлены задачи, которые следовало решать на основе научных знаний. Cтавились задачи профилактики несчастных случаев и аварий, оптимизации орудий и условий труда в целях повышения производительности и качества труда, подбора рабочих, их обучения, определения оптимальных форм организации и оплаты труда. Фабричные врачи, медики, занимавшиеся профессиональной гигиеной (Ф.Ф.Эрисман, С.М.Богословский, Е.М.Дементьев и др.), изучали причины профессиональных заболеваний, разрабатывали гигиенические классификации профессий. Врачи, физиологи и неврологи (И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев и др.) определили нормы здорового труда с точки зрения физиологии труда, исследовали влияние различных внешних факторов на состояние работоспособности человека. В.М.Бехтерев (1857—1927), невролог, психиатр, психолог и организатор науки, исследовал влияние музыки, цвета на умственную работоспособность людей. В 20-30 гг. в России установился относительный мир, была принята политика мирной передышки — новая экономическая политика (НЭП). Следует отметить, что в эти годы (до первых пятилеток) государственные предприятия, как и все прочие, руководствовались экономическими правилами, принципами хозяйственного расчета. В стране существовала безработица (до 1930 г.). В этих условиях широкое распространение в стране получило движение по пропаганде тейлоризма (нотовское движение). НОТ — это аббревиатура словосочетания «научная организация труда». На I Всероссийской конференции поНОТ в 1921 г. было сделано множество докладов инженеров, в которых не только пересказывались работы Тейлора, но и представлялись оригинальные работы по рационализации отдельных видов труда. К 1923 г. в стране действовало свыше 60 научных учреждений, занятых изучением труда и рационализацией производства. С 1923 по 1926 гг. существовала массовая общественная организация «Лига ВРЕМЯ — НОТ», созданная по инициативе П. М. Керженцева и поддержанная Л.Д.Троцким и В. И.Лениным. Задачи этой организации состояли в том, чтобы представители низов, рабочие, искали резервы экономии времени и повышения качества на своих рабочих местах, ведь рабочие считали себя хозяевами государства. Наиболее важные достижения в области отечественного движения за научное управление в 1920-е гг. отражены в публикациях: «Организационная психология и управление» (1999); «Прикладная социология и менеджмент» (1998) и др. В России, как и за рубежом, движение за научное управление трудом и производством стимулировало развитие наук о работающем человеке, групповом труде, о производстве в целом. Индустриальная психотехника разрабатывала проблемы психологического изучения профессий и их классификации, теории и практики психологического профессионального отбора кадров, теории и практики профессиональной ориентации, помощи в выборе профессии, проблемы развития профессионально важных качеств, психологической рационализации труда, его средств и условий, психологической профилактики производственного травматизма и аварийности, психологии воздействия, оптимизации совместных форм труда. Смена политического и экономического курса в годы первых пятилеток, политика чрезвычайных мер привели к ликвидации или перепрофилированию учреждений, занимавшихся вопросами НОТ, охраны и гигиены труда, психологией и психофизиологией труда, социальной психологией. Индустриальная психотехника, сложившаяся в условиях относительной демократии, оказалась неадекватной эпохе чрезвычайных мер в 1930-е гг. в СССР. В 1957 г. в Москве на Совещании по психологии труда было вынесено решение о возрождении области прикладной психологии, которая занималась бы проблемами труда. Было рекомендовано возобновить подготовку специалистов этого направления (Гурьянов Е.В., Ошанин Д. А., Чебышева В. В., 1957). Достижения периода сводятся к следующему:

• получили развитие идеи в области дифференциально-психологической концепции личности и индивидуальности (концепция межиндивидуальной изменчивости), методы диагноза и прогноза успешности деятельности в связи с проблемами профотбора и профконсультации (А.Ф.Кларк, А.В.Билибин, А.А.Кушинников)

 

• поставлена проблема внутрииндивидуальной изменчивости психики в процессе труда, разработана концепция динамики работоспособности человека, учитывающая роль субъектных и объектных факторов эффективности труда

• исследована внутрииндивидуальная изменчивость профессионально важных качеств

• разработаны эффективные технологии профилактики несчастных случаев и аварий (А. А. Алексеев, С. С. Вальяжников)

• созданы идеи и технологии рационализации психологического воздействия на работающих людей через средства массовой коммуникации (плакаты по технике безопасности, совещания, соревнования и т.д.) (Д. И. Рейтынбарг);

• в рамках коллективной рефлексологии В. М. Бехтерева обоснован метод «коллективного эксперимента», позволявшего изучать и оптимизировать формы совместной деятельности людей.

• поставлена проблема проектирования и реорганизации работы с учетом психологических критериев

• внесен несомненный вклад в разработку психологической теории деятельности: принципов, методов психологического исследования конкретных профессий и их типологий, а также аналогов концепции деятельностногоопосредования высших психических функций.II этап.Начиная с 1960-х гг. в университетах России возобновилась подготовка кадров психологов труда. Получили развитие практически все направления и проблемы, сложившиеся в 1920— 1930-е гг. в рамках индустриальной психотехники и рефлексологии труда.Инженерная психология и проективная эргономика отличались в 1980-е гг. от психологии труда опорой на достижения зарубежной экспериментальной когнитивной психологии, широким использованием количественных методов, оценок в исследовании труда операторов, в моделировании операторской деятельности, а также применением аппарата теории систем, теории информации, теории алгоритмов, теории игр.О.С.Виханский и А.И.Наумов (2000) выделяют следующие разновидности управления в производственной организации: управление производством, маркетинг, управление финансами, управление персоналом, стратегический менеджмент.Современная экономическая психология в России соответствует зарубежной экономической психологии и ориентирована на такие проблемы, как: психологическое изучение личности предпринимателей, исследование психологии деловой активности, деловых способностей; психология потребительского поведения, психология в изучении рынка сбыта товаров; психология рекламы; варианты отношения к деньгам и способы их использования населением; психология отношения населения к налогам; психологические исследования фондового рынка; отношение к риску и неопределенности со стороны инвесторов, психология в деятельности брокеров; формирование экономического мышления у молодежи и др.

...





Читайте также:
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.