Районированная и стратифицированная выборки




Вопросы экзаменов по общему курсу «Методология и методика социологического исследования» - II семестр 2015/16 уч. г.

1. Каково понимание процедуры эмпирического толкования переменных?

Переход от теоретических явлений к эмпирическим фактам в ходе выведения гипотез-следствий из гипотезы-основания происходит посредством процедуры раскрытия эмпирических проявлений переменных, составляющих содержание гипотезы-основания. Данная процедура называется эмпирическим толкованием переменных.

Цель эмпирического толкования состоит в том, чтобы найти те эмпирические факты, посредством которых можно выразить содержание переменных гипотезы-основания и оценить их состояние.

Эмпирическое толкование переменных – это поиск частных проявлений (эмпирических фактов) их содержания, которые поддаются непосредственному наблюдению.

Так как переменная представляет собой теоретическое обобщение множества эмпирических явлений определенного класса, то раскрытие ее содержания предполагает выделение этих явлений. Они выражают различные стороны содержания переменной и взаимосвязаны между собой. В совокупности данные эмпирические явления образуют модель оценки переменной, которая служит для оценки его состояния.

Эмпирическое толкование переменных достигается путем их сведения к эмпирическим проявлениям. Однако содержание теоретического понятия, которым является переменная, невозможно полностью перевести в конечное число таких проявлений. Поэтому эмпирическое толкование переменных неполное. Их эмпирические проявления раскрывают только часть обобщенного содержания переменных, т.е. выражают их частично.

С одной стороны, эмпирическое толкование огрубляет или упрощает социальную действительность, так как она предстает в результате конструирования показателей в «усеченном» виде.

С другой стороны, для реализации цели социологического исследования нет необходимости в полном выражении содержания переменных. Причина: переменная представляет собой обобщенное выражение эмпирических явлений определенного класса, и это обобщение осуществляется по тем признакам этих явлений, которые выражают их значимые, существенные свойства, общие для всех них. Эти свойства определяют основные закономерности существования данных явлений как массовых, а не индивидуальных явлений, а задача социологического исследования и заключается в том, чтобы выявить закономерности существования массовых явлений. При решении такой задачи несущественные свойства отбрасываются.

Таким образом, в социологическое исследование, во-первых, включаются не все свойства изучаемых явлений, а только существенные свойства, в силу чего эмпирическое толкование всегда бывает неполным. Во-вторых, так как измерению подлежат не только количественные, но и качественные свойства явления, то получить точный аналог его (изоморфную модель) практически не удается.

2. Каков логический путь проверки гипотезы-основания социологического исследования?

Логический путь проверки гипотезы – это такой способ проверки гипотезы, который осуществляется посредством ее вывода из системы последовательно связанных друг с другом теоретических утверждений.

Для такого рода проверки на основе теоретических положений формулируется система взаимосвязанных утверждений. Она представляет собой цепочку утверждений, в которой последующее утверждение является продолжением предыдущего.

В качестве основы для формулировки данной цепочки утверждений служит объяснительная модель социологического исследования. В основе этой модели лежат теоретические представления об исследуемых явлениях и механизмах их связи (в случае описательно-объяснительной гипотезы).

В рамках используемых теорий последовательно формулируются взаимосвязанные утверждения по поводу состояния явлений, обозначаемых независимой, объяснительной и зависимой переменными.

Из утверждения по поводу независимой переменной выводится утверждение по поводу объяснительной переменной, из которого в свою очередь выводится утверждение по поводу зависимой переменной. Затем, используя постулаты логики, из цепочки теоретических утверждений делается вывод об истинности проверяемой гипотезы.

Схема проверки гипотезы логическим путем:

Утверждение о состоянии независимой переменной => Утверждение о состоянии объяснительной переменной => Утверждение о состоянии зависимой переменной

3. Как осуществляется проверка гипотезы-основания социологического исследования путем «внешних» наблюдений?

Проверка гипотезы социологического исследования путем «внешних» наблюдений – это такой способ проверки гипотезы, который осуществляется посредством выведения из нее гипотез-следствий и сведения связи между независимой и зависимой переменными к связи между их частными проявлениями.

Почему применяется этот метод проверки: проверка гипотезы логическим путем требует подтверждения практикой. Если исследование опирается на неопозитивистский подход, то такая проверка является необходимой. То, что подлежит объяснению, согласно этому подходу, должно удовлетворять критерию эмпирической проверяемости.

Способ проверки гипотезы путем «внешних» наблюдений обусловлен тем, что она является предположением о характере соотношения свойств исследуемого явления или причинно-следственной связи между явлениями. Содержание гипотезы составляют переменные, которые по своей природе представляют собой общие понятия, которые поддаются наблюдению, но непосредственно наблюдаться не могут.

В то же время принцип «внешнего» наблюдения требует сопоставления гипотезы с опытом. В связи с этим формирование гипотезы имеет несколько стадий.

Первая стадия формирования гипотезы - формулировка гипотезы о причинно-следственных связях между переменными, обозначающими непосредственно не наблюдаемые, но поддающиеся наблюдению явления. Выдвигаемая на этой стадии гипотеза называется гипотезой-основанием.

Вторая стадия формирования гипотезы — стадия проверки гипотезы-основания, на которой из нее выводятся гипотезы-следствия.

Для выдвижения гипотез-следствий гипотеза-основание подвергается дедуктивной разработке.

Задача дедуктивной разработки гипотезы-основания состоит в том, чтобы из непосредственно не наблюдаемых переменных, составляющих се содержание, сконструировать гипотезы-следствия, которые допускают опытную проверку. Подход к дедуктивной разработке исходит из того, что переменные обобщают группу частных явлений и из этих переменных необходимо их дедуцировать. Сопоставление полученных из гипотезы-основания гипотез-следствий с опытом представляет собой проверку гипотезы-основания путем «внешних» наблюдений.

Таким образом, гипотеза-основание проверяется не целиком, а по частям — посредством проверки истинности совокупности гипотез-следствий.

Логическая форма описательно-объяснительной гипотезы социологического исследования, объединяющая две стадии ее формирования

 

4. Каковы форма и содержание гипотезы-следствия?

Гипотеза-следствие имеет точно такую же форму, как и гипотеза-основание. Форма умозаключения, используемая в гипотезе-следствии, определяется формой заключения гипотезы-основания, для проверки которой она используется.

Для описательной гипотезы-основания гипотеза-следствие представляет собой предположение по поводу свойства, которым обладает данное явление, из всех возможных свойств, присущих ему в сравнении с другими явлениями, или по поводу свойств составных частей самого явления.

Для описательно-объяснительной и объяснительной гипотезы-основания гипотеза-следствие представляет собой предположение о характере изменения состояния одного явления при изменении состояния другого явления, формулируемое с использованием связки «чем..., тем...».

По содержанию гипотеза-следствие отличается от гипотезы-основания, так как она должна допускать опытную проверку. Содержание гипотезы-основания составляют переменные, не поддающиеся непосредственному наблюдению. В отличие от них содержание составляющих гипотезы-следствия должно поддаваться непосредственному наблюдению. Следовательно, в процессе дедуктивной разработки гипотезы-основания необходимо осуществить переход от переменных, представляющих собой по своей природе теоретические явления, к их непосредственно наблюдаемым составляющим, которые по своей природе есть эмпирические факты.

5. Какова логика проверки истинности гипотезы-основания социологического исследования посредством гипотез-следствий?

В основу проверки истинности гипотезы-основания посредством гипотезы-следствия могут быть положены логические операции.

Одна из таких логических операций называется импликацией. Парадоксы материальной импликации гласят следующее: «Из ложного высказывания следует любое высказывание, а истинное высказывание следует из любого высказывания».

Исходя из данного парадокса, первый вывод применительно к проверке истинности гипотезы-основания:«Если гипотеза-основание ложна, то выводимые из нее гипотезы-следствия могут быть любыми — и ложными и истинными».

В то же время, «необходимым условием правильности всякого умозаключения является выполнение следующего требования: если посылки умозаключения истинны, то должно быть истинно и умозаключение», т. е. из истинного высказывания ложь следовать не может.

Отсюда правомерно сделать второй вывод: «Если гипотеза-основание истинна, то из нее не могут следовать ложные гипотезы-следствия».

Из вышеприведенных двух выводов вытекают правила проверки истинности гипотезы-основания посредством определения истинности или ложности гипотез-следствий.

Первое правило: «Если гипотеза-следствие ложна, то гипотеза-основание ЛОЖНА», так как из истинной посылки (гипотезы-основания) не может следовать ложное заключение (гипотеза-следствие).

Второе правило: «Если гипотеза-следствие истинна, то гипотеза-основание может быть и ложной, и истинной», так как из ложной посылки (гипотезы-основания) может следовать любое заключение (гипотеза-следствие).

6. Каковы принципы проверки истинности гипотезы-основания социологического исследования?

Принципы:

• Опровержение гипотезы-следствия опровергает гипотезу-основание.

• Подтверждение гипотезы-следствия окончательно не подтверждает гипотезу-основание, а только делает ее правдоподобной.

Тем самым, доказанная гипотеза-основание оказывается не абсолютной, а относительной истиной. При этом она остается истиной до тех пор, пока не появилась какая-либо гипотеза-следствие, которая опровергает данную гипотезу-основание. Выдвижение все новых и новых гипотез-следствий ведет или к повышению вероятности того, что гипотеза-основание является истиной при подтверждении этих гипотез-следствий, или к опровержению гипотезы-основания при опровержении какой-либо из этих гипотез-следствий.

Из этого следует ряд основополагающих выводов, касающихся процесса проверки истинности гипотезы-основания.

1. гипотеза-основание не может быть окончательно подтверждена, но она может быть окончательно опровергнута

2. самые надежные результаты появляются из опровержения гипотезы-основания

3. для повышения вероятности истинности гипотезы-основания надо стремиться к выдвижению максимального количества взаимосвязанных гипотез-следствий

4. истинность гипотезы-основания доказывается практически

 

7. Каковы принципы работы с гипотезой-следствием в процессе проверки истинности гипотезы-основания?

В основе построения принципов работы с гипотезой-следствием для ее подтверждения или опровержения лежит:

во-первых, понимание того, что гипотеза есть связь между исследуемыми явлениями и их свойствами;

во-вторых, что она реализуется при определенных условиях;

в-третьих, ввиду многообразия социальной действительности такого рода условия могут присутствовать или отсутствовать в конкретной социальной действительности, способствуя или препятствуя возникновению данной связи.

Следовательно, подтверждение или опровержение гипотезы-следствия может означать, что этот результат получен применительно к условиям данной социальной действительности, а по отношению к условиям другой социальной действительности он может быть иным.

Из приведенных рассуждений вытекают принципы опровержения и подтверждения гипотезы-следствия исходя из полученного в ходе исследования результата.

Принцип опровержения подтвержденной гипотезы-основания:

Для опровержения подтвержденной гипотезы-основания необходимо расширить область явлений, на которую распространяется данная гипотеза, и подтвержденную гипотезу-основание рассматривать в качестве частного случая. С этой целью требуется проверить гипотезы-следствия по отношению к более широкой области явлений.

Принцип подтверждения опровергнутой гипотезы-следствия:

Для подтверждения опровергнутой гипотезы-основания необходимо сузить область явлений, на которую распространяется данная гипотеза и опровергнутую гипотезу-основание рассматривать как распространяющуюся на частный случай исследуемого явления. С этой целью требуется проверить гипотезы-следствия по отношению к более узкой области исследуемых явлений.

8. Каково понимание социального показателя и его разновидностей?

Модель оценки переменных социологического исследования – это система показателей, посредством которых можно определить состояние независимой и зависимой переменных.

Социальный показатель – это обобщенный фрагмент социальной действительности, представляющий собой непосредственно наблюдаемое проявление переменной, недоступное измерению.

Выводимые из переменных показатели должны: 1) представлять определенный уровень обобщения эмпирически наблюдаемых единичных состояний исследуемого явления, ибо на уровне единичных состояний невозможно установить причинно-следственные связи; 2) показатели, так же как и переменные, должны иметь определенный диапазон изменений.

Однако обобщенный фрагмент социальной действительности, хотя и поддается непосредственному наблюдению, но не поддается непосредственному измерению, т.к. непосредственно измерять можно только эмпирически наблюдаемые единичные состояния исследуемых явлений.

Таким образом, по своему положению в теоретической конструкции социологического исследования показатель занимает промежуточное положение между переменной и средством непосредственного измерения, в качестве которого выступает индикатор. Содержание показателя определяется видом и содержанием переменной, частным проявлением которой он является. В свою очередь, вид и содержание показателя обусловливают содержание индикатора.

Критерий классификации - в зависимости от того, какую сторону существования субъектов действительности — индивидов и образуемых ими социальных групп, общностей — выражает показатель.

1. Социальные показатели, выражающие социальные состояния и социальные действия индивидов. Такие социальные показатели отражают характеристики явных переменных, которые представляют собой операциональные свойства эмпирического объекта исследования, состояние которых можно определить по непосредственно наблюдаемым эмпирическим признакам:

- характеристики социально-демографических, национальных и этнических положений индивида;

- характеристики территориального положения индивида;

- характеристики социально-бытового состояния индивида;

- характеристики материально-экономического положения индивида;

- характеристики образовательного уровня индивида;

- характеристики социально-должностного положения индивида;

- характеристики социально-политической и общественной деятельности индивида;

- характеристика социального действия индивида (к переменным относятся политические действия; социокультурные действия, - по поводу посещения культурных мероприятий; экономические действия, - по поводу трудоустройства, взаимодействия в трудовом коллективе; семейные действия).

2.Социальные показатели, которые отражают состояния сознания индивидов данного эмпирического объекта исследования. Такие показатели проявляются в латентных переменных, которые представляют собой операциональные свойства эмпирического объекта исследования, состояния которых невозможно определить по непосредственно наблюдаемым эмпирическим признакам.

В качестве переменных, выражающих социальное состояние индивидов, выступает совокупность характеристик, определяющих структуру их сознания. Среди них основными являются переменные, характеризующие различного вида ценности, идеалы, убеждения, установки, интересы, цели, мотивы, представления, знания и др.

Так как данные переменные выражают состояние сознания индивидов, то показателями для оценки таких переменных могут служить субъективная оценка индивидами значимости для них тех или иных явлений, готовности совершить соответствующие действия и др.

9. Каковы принципы построения социальных показателей?

Построение социальных показателей — это поиск таких фрагментов социальной действительности, которые имеют отличительные признаки явления, обозначаемого переменной, и содержание которых представляет собой частное выражение ее содержания.

Процедура построения социальных показателей состоит в сведении некоторого множества переменных к совокупности их непосредственно наблюдаемых частных проявлений. Такие проявления должны прямо соотноситься с содержанием более общего явления, которое обозначает переменная. Поэтому содержание показателя должно иметь признаковую связь с содержанием переменной, т. е. обладать таким признаком, наличие которого позволяет утверждать, что содержание показателя выступает частным проявлением содержания переменной.

Отличительные признаки переменной, выделяемые для построения показателей:

При построении показателей необходимо правильно определить признаковую связь между переменной и ее показателями. Данная связь устанавливается посредством выделения у переменной и ее показателей тождественных отличительных признаков. Отличительные признаки переменной могут быть внешними и внутренними.

Внешние отличительные признаки переменной:

Социальное явление, обозначаемое переменной, представляет собой обобщенное выражение частных случаев данного явления, существующих в действительности. Обобщение таких случаев – фрагментов социальной действительности – может происходить по определенному наблюдаемому свойству(ам), которое присуще всем им. Такими свойствами могут быть социальное положение или какие-либо социальные действия индивидов. Это наблюдаемое свойство, используемое для обобщения, выступает в качестве внешнего отличительного признака переменной. Для построения показателей необходимо найти такие частные случаи — фрагменты социальной действительности, у которых присутствуют данные наблюдаемые свойства.

Внешние отличительные признаки переменной – это те наблюдаемые свойства явлений, которые она обобщает.

Внутренние отличительные признаки переменной:

Внешние отличительные признаки переменной представляют такие свойства явления, которые можно непосредственно наблюдать. Однако данные свойства не существуют просто как свойства сами по себе, например, как определенное социальное положение или социальное действие, безотносительно к их смыслу. Они наделяются индивидом соответствующим смыслом. Данный смысл выступает в качестве внутреннего отличительного признака переменной. При этом одни и те же наблюдаемые свойства явления могут нести различный социальный смысл. Этот смысл зависит от того, какое значение придает ему субъект, порождающий данное явление.

Так как различные субъекты могут придавать одному и тому же порождаемому ими явлению различный смысл, при отборе фрагментов социальной действительности в качестве показателей необходимо, чтобы эти фрагменты имели не только внешние отличительные признаки, присущие переменной. Необходимо также, чтобы смысловое значение отобранных фрагментов социальной действительности было таким же, как и у переменной.

Внутренние отличительные признаки переменной – это тот социальный смысл, который несет в себе явление, обозначаемое переменной.

Количество социальных показателей, конструируемых в рамках гипотезы-основания:

Для того чтобы оценка состояния переменной была достоверной, теоретически необходимо определить все существующие в действительности частные случаи, которые обобщает переменная.

Однако в практическом выделении всех существующих в действительности частных случаев, которые обобщает переменная, нет необходимости. Причина: в рамках соц. исследования социальные показатели конструируются не ради самих себя, а для эмпирической проверки истинности гипотезы-основания посредством построения на их основе гипотез-следствий. Поэтому для осуществления данной проверки необходимо определить только те частные случаи переменных, которые носят наиболее массовый и социально значимый характер, и на их основе построить гипотезы-следствия.

10. Каковы способы конструирования социальных показателей?

Выделение из переменной социальных показателей может осуществляться различными способами.

1) Выделение социальных показателей из рассуждений, представленных в социологических теориях

В процессе рассмотрения теорий, обоснования теоретического подхода к пониманию и объяснению анализируемого явления приводятся различные доказательные рассуждения, в ходе которых присутствует описание конкретных составных частей и свойств данного явления.

2) Выделение соц. показателей из рассуждений, представленных в несоциологических теориях

При исследовании явления в ходе конструирования социальных показателей обращаются к несоциологическим теориям в рамках смежных наук — психологии, экономике, юриспруденции и др., — анализирующим поведение, действия людей.

3) Выделение социальных показателей из эмпирических наблюдений

4) Выделение социальных показателей из статистических исследований

В ходе статистического исследования посредством наблюдения получаются первичные количественные данные, которые затем группируются по каким-либо заранее определенным в программе наблюдения учетным признакам.

Статистический показатель имеет две стороны — качественную и количественную. «Качественная сторона показателя отображает сущность явления или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная — размер, абсолютную или относительную величину его». Для выделения показателей социологического исследования из статистических исследований важно учитывать обе стороны статистического показателя.

5) Выделение социальных показателей из других эмпирических исследований

Для конструирования показателей, позволяющих оценить состояние скрытых переменных, описывающих субъективные проявления жизнедеятельности общества, можно воспользоваться разработками других социологических исследований. Такой подход возможен в том случае, если переменные в рамках данного и других исследований совпадают.

11. Каково понимание измерения в социологическом исследовании?

Измерение в социологическом исследовании – это сравнение параметров объекта изучения в числовом выражении с параметрами другого объекта, взятого в качестве эталона. В прикладной социологии эта процедура осуществляется с помощью вопросов, сконструированных на базе различных методов измерения.

Измерение в социальной науке – это любое социологическое исследование, т.к. его задачей является отбор, изучение, представление социальных факторов, явлений, процессов, их наиболее точное описание с использованием математического аппарата.

Измерение – отображение некоторой эмпирической системы в математической системе. Измерение иногда называют квантификацией. (Квантификация – выбор показателей для исследования и оценки социальных явлений).

Измерение это всегда моделирование. Цель такого моделирования – обеспечение возможности использования математики для решения социологических задач.

Критерии качественного измерения:

Надежность измерения – это возможность получить согласующиеся результаты при повторных измерениях.

Достоверность измерения – соответствие между результатами измерения и его целями, выборка, в которой свойства объектов представлены с той же частотой, что и в популяции.

Завершенность измерения – в процессе измерения мы должны получить хотя бы одно значение измеряемой величины.

Единственность измерения – в процессе измерения мы должны получить только одно значение измеряемой характеристики объекта.

Что измерять? Измерению подлежит то, состояние чего поддается непосредственному наблюдению и оценке.

Цель – получение числовой модели исследования.

Инструмент – шкала.

12. Каково понимание измерительной интерпретации показателя?

Измерительная интерпретация – это поиск способов измерения показателей или разработка эмпирических индикаторов, с помощью которых будет проводиться это измерение.

Социальный показатель имеет ряд разновидностей:

1. Показатели, выражающие социальное состояние и действия индивидов.

2. Показатели, выражающие состояние сознания индивидов.

Ряд социальных показателей (возраст, заработная плата и т. д) имеет количественную определенность. Однако большинство социальных явлений и процессов такой количественной определенности не имеет. Причем социологу важна интенсивность их проявления. Для этого он вынужден создавать специальную пpоцедуpу приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам. Такая пpоцедуpа носит название измерения.

Показатель нуждается в совокупности измерителей качественного и количественного порядка, которые называются индикаторами. Т. е. один показатель можно измерять разными индикаторами.

13. Каковы критерии классификации социальных индикаторов и их виды?

Конкретизация показателей: принцип необходимости, принцип достаточности.

В классификационной структуре эмпирических индикаторов в настоящее время выделяют два основных типа, определяемых характером причинно-следственной связи со свойствами социальной реальности:

1. Однозначные эмпирические индикаторы, которые отражают однозначную связь между состоянием поведения и свойств индивида и значением измеряемого показателя. Как правило, однозначные эмпирические индикаторы всегда применяются для оценки состояния явных переменных и их показателей (величина связи между индикатором и показателем = 1).

2 Неоднозначные эмпирические индикаторы, которые отражают неоднозначную, но устойчивую связь между состоянием поведения и свойств индивида и значением измеряемого показателя (требуется несколько неоднозначных индикаторов, чтобы измерить показатель, величина связи не равна 1, совокупность индикаторов в соответствии с показателем приближается к 1). Как правило, неоднозначные эмпирические индикаторы всегда применяются для измерения латентных переменных.

Существуют четыре основных вида неоднозначных эмпирических индикаторов:

1. индексные эмпирические индикаторы, которые отражают одинаковую оценку состояния социальных показателей вклад (влияние) которых в (на) состояние показателя одинаков; (оценивает несколько типов действий, равных по своей значимости, каждый ответивший получает 1 балл за утверждение)

2. шкальные эмпирические индикаторы, которые отражают иерархически упорядоченную оценку состояния социальных показателей; (степень влияния иерархически упорядочена, по степени ограничений, каждый ответивший 1 балл, суммир-ая шкала нагрузок от 1 до 10, обычно превосходят индексные, потому что точнее)

3. ассоциативные эмпирические индикаторы, которые отражают ассоциативную связь между поведением и свойствами индивида и значениями измерения социального показателя; (метод семантического дифференциала, связь между показателем и индикатором происходит в сознании индивида через ассоциации)

4. факторные эмпирические индикаторы, которые отражают неоднозначную связь между состоянием поведения и свойств индивида и значением измеряемого показателя. Такие индикаторы используются при применении факторного анализа полученной первичной информации, которая позволяет социологу выявить определенные типы респондентов. индикатор с неоднозначной связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида, некоторые образуют сочетания. используются для выявления соц. типов (например, синдромы).

14. Каковы особенности однозначных и неоднозначных индикаторов? Каково понимание видов неоднозначных индикаторов?

По характеру причинно-следственной связи со свойствами социальной реальности:

1. Однозначные индикаторы – индикаторы с однозначной связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивидов и значением измеряемого показателя:1показатель = 1однозначный индикатор. Пример: Возраст => год рождения.

2. Неоднозначные индикаторы – индикаторы с неоднозначной, но устойчивой связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивидов и значением измеряемого показателя:1 показатель = несколько неоднозначных индикаторов (используются для оценки состояния латентных переменных и их показателей с множеством наблюдаемых проявлений).

a. Индексные индикаторы – вносят одинаковый вклад в состояние показателя.

Пример: «участие в предвыборных действиях»: подписание обращения, денежный вклад, письмо в газету в поддержку. Логика: несколько типов действий представляют одинаковую степень участия. Эти действия более или менее равны по своей значимости. Одинаковое количество действий характеризует равную степень участия в действиях, разную степень участия. То есть связь существует, но ее величина не равна 1.

b. Шкальные индикаторы – степень влияния которого на состояние показателя иерархически упорядочена. Несколько типов ограничений проранжированы по степени ограничения, выполнение первых действий предполагает выполнение нижестоящих действий, чем более высокого ранга выбрал отвечающий, тем более высокий балл он получает. Шкальные индикаторы превосходят индексные, т.к. обладают свойством интенсивности и точности измерения.

c. Ассоциативные индикаторы – с непрямой связью между состоянием поведенческих актов, свойств индивида и значением измеряемого показателя. Используется в семантическом дифференциале.

d. Факторные индикаторы – с неоднозначной связью между состоянием поведенческих актов, свойств индивида и значением измеряемого показателя, преобразующие устойчивые сочетания. Используются в факторном анализе и предназначены для эмпирического выделения социальных типов.

15. Каковы понимание, особенности и логика построения индексных и шкальных социальных индикаторов?

Индексные – это такой вид индикаторов, вклад (влияние) которых в (на) состояние показателя одинаков.

Логика индексных индикаторов.

Каждый ответивший получает 1 балл за каждое из утверждений, с которым он согласился. Т. о., при использовании индексных индикаторов, разные ответы приводят к одинаковым оценкам.

Пример:

* Четыре типа предвыборных действий представляют одинаковую степень участия в предвыборных действиях. Эти действия более или менее равны по своей значимости, если рассматривать население как целое.

* Каждый ответивший получает 1 балл за каждое из утверждений, с которым он согласился. Одинаковое количество действий характеризует равную степень участия в предвыборных действиях, разное – разную степень участия

Шкальные – такой вид индикаторов, степень вклада (влияние) которых в (на) состояние показателя иерархически упорядочена. Шкальные показатели обычно превосходят индексные показатели, так как обладают свойством интенсивности и точности измерения, несут больше информации – разные ответы приводят к разным оценкам в отличии от Индексных показателей, где разные ответы приводят к одинаковым оценкам.

Логика шкальных индикаторов.

Каждый ответивший получает «+1» балл за каждое из утверждений, с которым он согласился, и «-1» балл за каждое из утверждений, с которым он не согласился.

Пример:

* Десять типов ограничений проранжированы по степени ограничения. Выполнение одних действий предполагает возможность выполнения нижестоящих в ранговой шкале действий.

* Каждый ответивший получает также 1 балл за каждое из утверждений, с которым он согласился.

* Положительный Ответ на верхний вопрос предполагает положительные ответы на нижерасположенные в Таблице вопросы.

* Чем более высокого ранга вопрос выбрал отвечающий, тем более высокий бал он получает – более высокую нагрузку выполняет.

* Суммирование приводит к появлению Шкалы нагрузок, то есть к шкальной оценке Показателя – от 1 до 10 в данном случае.

16. Каковы понимание, особенности и логика построения ассоциативных индикаторов?

Ассоциирование, то есть соотнесение объекта стимула с первым пришедшим в голову смыслом реакцией, – это двойственный процесс. С одной стороны, воспроизводится личностный опыт испытуемого, с другой, – типичный социальный опыт. Эта исследовательская процедура позволяет, во-первых, получить информацию о повторяющихся смыслах, то есть выявить социальный компонент знания. Во-вторых, она дает возможность изучить качественное разнообразие социальных смыслов.

Ассоциативные – индикаторы с непрямой, ассоциативной связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя. Они используются в рамках метода семантического дифференциала. Для измерения показателя при использовании метода требуется много ассоциативных индикаторов.

Ассоциативные индикаторы используются для оценки состояния СКРЫТЫХ (латентных) переменных и их показателей с множеством наблюдаемых проявлений, оценка которых (переменных) затруднена в силу личностных свойств человека.

17. Каковы понимание, особенности и логика построения факторных индикаторов?

Факторные – индикаторы с НЕОДНОЗНАЧНОЙ или НЕПРЯМОЙ связью между состоянием поведенческих актов и свойств индивида и значением измеряемого показателя, образующие УСТОЙЧИВЫЕ сочетания.

Они используются в рамках факторного анализа и предназначены для эмпирического выявления социальных типов, т.е. для измерения некоторых синдромов – устойчивых групп свойств, взаимосвязь между которыми дает возможность узнать тип явления со своими особенными качествами.

Для измерения показателя требуется много неоднозначных индикаторов.

Факторное пространство обеспечивает более "чистую" классификацию изучаемых объектов.

18. Каково понимание данных социологического исследования?

ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - структурированная и формализованная информация, собранная в ходе эмпирического социологического исследования. Процедуры формализации включают определение генеральной и выборочной совокупности, способов измерения показателей (переменных), а также интервалов времени, через которые производятся измерения (Дизайн социологического исследования). Информация структурируется по обследуемым объектам, измеряемым показателям и времени проведения исследования. В большинстве исследований используются не более двух из трех названных критериев структурирования данных.

19. Каковы понимание и необходимость разработки методики сбора первичных данных социологического исследования?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: