1. Восторженно-романтический, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития этап — это своеобразная «база», эмоциональный «тыл», который создает особую, незабываемую «атмосферу» первого знакомства с психологией. А «атмосферы» в нашей жизни, как известно, дорогого стоят...
2. Этап самоутверждения, когда поскорее хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой». Тоже очень важный и необходимый этап — это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства.
3. Первые разочарования, а потом будут и последующие, о чем уже много писалось выше. Это наиболее ответственные этапы. Поскольку здесь решается основной вопрос: научится студент-психолог преодолевать эти «кризисы разочарования» или они попросту «сломают» его. Напомним, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Заметим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать «личностными».
4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности).
5. Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства.
|
Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает», что для творческой работы и импровизации в своем труде оказывается нужно хорошее знание психологической теории и методологии...
6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, то есть ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».
7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Естественно, далеко не все психологи проходят «полный цикл» такого развития, многие просто «застревают» на каких-то этапах, то есть попросту останавливаются в своем профессиональном развитии.
Например, психолог «застрял» на восторженно-романтическом этапе (таким психологам даже можно позавидовать, поскольку все им видится в «розовом свете» и... никаких «разочарований»).
От таких психологов может быть даже определенная польза: они всюду будут утверждать веру во «всесилие» психологической науки и практики. С такими психологами легко и уверенно чувствуют разные клиенты, заказчики и даже те психологи, которые мучительно преодолевают свои кризисы профессионального развития, поскольку восторженно-романтическое настроение — это, прежде всего, настроение оптимизма и легкости, которого многим так не хватает (в том числе и серьезным психологам-профессионалам).
|
Труд практического психолога, являясь особым видом труда в современном обществе, содержит как объективные, так и субъективные характеристики.
Профессиональные знания составляют основу для технологии достижения желаемых результатов работы психолога и для формирования психолого-педагогической культуры.
Психолог должен обладать знаниями:
· о собственных индивидуальных особенностях,
· о собственных способностях,
· о собственных возможностях,
· о собственных сильных и слабых сторонах,
· а также способах компенсации собственных недостатков.
Не менее важно знать основные психологические особенности объектов труда, характеристики реальных процессов и взаимосвязей.
Профессиональные умения представляют собой действия и техники психолога, применяемые им в процессе деятельности.
Практическому психологу необходимо уметь:
· объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи клиента,
· планировать и эффективно осуществлять психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общества,
· систематически изучать и объективно оценивать результаты психологической деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизации;
· регулировать свои эмоциональные состояния;
· мобилизовать психические функции (память, внимание, мышление);
· осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной, профессиональной информации.
Психолог должен уметь развивать в себе ПВК:
· интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума)
|
· рефлексивность и социальность (эмпатия, потребность в соц. контактах и соц. одобрении, коммуникативность);
· потребность в достижениях, самокритичность, сила «Я», эмоциональная устойчивость, жизнерадостность и оптимизм.
Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. В числе важных навыков можно выделить:
· способность регулировать свою мыслительную деятельность и психические состояния,
· мобилизовать психологический ресурс,
· осуществлять весь комплекс деятельностных элементов.
Наиболее значимыми качествами практического психолога являются:
· аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений;
· чуткость и проницательность;
· эмоционально-волевая стабильность и терпеливость,
· устойчивость к стрессам
· умение адаптироваться к различным условиям выполнения обязанностей,
· эмпатия
· рефлексия;
· общая психофизическая активность.
Профессиональная позиция практического психолога – это целостное психическое образование, включающее:
· конкретные установки и ориентации,
· систему личных отношений и оценок опыта, реальности, перспектив,
· а также собственных притязаний.
Эта позиция выражает его самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения.
Если в основу общей ориентации психолога положены социально значимые ценности, а сферу своей деятельности психолог считает жизненно-важным приоритетом и если на практике психолог реализует современную профессиональную культуру, лучшие традиции и продуктивные инновации современной психологии, то такая позиция может считаться оптимальной.
От психолога требуется:
· критичность,
· независимость,
· нестандартность мышления,
· руководство здравым смыслом,
· восприимчивость,
· чувство новизны,
· способность выполнять разнообразную деятельность.
· энтузиазм.
· аккуратность,
· последовательность,
· терпимость, упорство,
· способность обучать других,
· чувство ответственности.