Коммуникативная манипуляция: понятие, механизмы, защита.




 

Психология изучает закономерности внутренней организации человека – его сознания, мышления, речи, поведения и пр. Психология коммуникации затрагивает такие сферы, как соотношение мышления и речи (подробнее см.: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.), психофизиология речевой деятельности (подробнее см.: https://ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/8.html), феномен языковой личности и речевого поведения (подробнее см.: Ю.Н. Караулов, Г.И. Богин, В.И. Карасик) и пр.

2. Психологические механизмы порождения и восприятия речи. В психолингвистике, науке о речевой деятельности человека, изучаются различные теории порождения и восприятия речи. Это стохастические модели, предусматривающие распределение вероятностей выбора языковых знаков, модели деривационного строения речи, модели трансформационной грамматики и др. С позиций Московской психолингвистической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, др.), порождение речи начинается с внутреннего программирования (выбора содержательного ядра, оформления его в предметно-схемном или предметно-образном коде), а далее получает внешнюю реализацию (программируемое высказывание переводится в объективный код, происходит линейное оформление речи, синтаксическое прогнозирование и контроль); восприятие речи начинается с получения внешних сигналов, соотнесения их с акустическим или визуальным эталоном. Далее происходит семантизация высказывания, обобщение его содержания на основе имеющегося у человека ментального опыта. Полученная информация переводится в любую форму закрепления (пересказ, перевод, логическая или эмоциональная оценка и пр.).

3. Ментальная картина мира, средства и способы её вербализации.

Картина мира – это ментальный образ окружающей действительности, формирующийся у представителей той или иной культуры в определённый период её существования. Картина мира выражается с помощью различных знаков (произведения культуры, поведенческие реакции и др.), в том числе и посредством человеческого языка. Языковая картина мира может быть описана с точки зрения инвентаря значимых объектов (если объекты актуальны, они будут названы), системы оценок (чувственных, когнитивных, этических, эстетических определений объектов), номенклатуры характерных действий (как свойственно поступать носителям той или иной культуры). Например: «Хорош город Питер, да бока повытер » (В. И. Даль). Инвентарь объектов. Прецедентное имя «Питер » именует город, актуальный в русской языковой картине мира как вторая столица, культурно маркированный географический объект, причём это не официальное название (Санкт-Петербург, Ленинград), а устойчивое народное сокращение (Питер). Система оценок. Оценка вербализуется кратким прилагательным «хорош » и «предикативной конструкцией «бока повытер ». Противительная структура фразы может быть истолкована двояко:А) бока повытер (кому?) – хорош, но дорог;Б) бока повытер (сам) – хорош, но беден. Способы действия. Обозначение дороговизны / бедности у разных народов связано с описанием различных действий. В этой фразе его выражает сочетание «бока повытер» (ср. также: цены кусаются, пришёл в упадок, запел Лазаря, оказался некредитоспособен и др.).

4. Коммуникативная манипуляция: понятие, механизмы, защита.

Манипуляция – особый вид психологического воздействия, искусное выполнение которого ведет к возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Культурные предпосылки манипуляции (борьба как культурологическая ценность, хитрость как образец положительно оцениваемой борьбы: фольклор, мифология, современное искусство). Социальные предпосылки (корпоративные интересы, манипуляция с ответственностью, санкционированная эксплуатация людей и пр.). Личностные предпосылки (необходимость стабильных отношений, невротические и инерционные процессы, мультипликативная природа личности). Манипулятивное речевое воздействие включает в себя несколько стадий: А)когнитивная разведка (моделирование картины мира объекта манипуляции, поиск проблем, удовлетворение которых имеет для него определяющее значение); Б) моделирование речевого высказывания (актуализация у жертвы потребности решения проблемы, позиционирование какого-либо предмета или явления как средства её удовлетворения); В) интерпретация совершения действий, выгодных манипулятору, как способа получить данное средство. Распознать манипуляцию в речи помогают маркеры коммуникативных манипуляций – речевые формулы и отдельные слова, с помощью которых маскируется прагматическая установка высказывания. Мы попытаемся решить вашу проблему. Я ценю ваши замечания, но, к сожалению, вынужден сказать, что не смогу учесть их в своей дальнейшей работе.

Литература

Леонтьев А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997;

Зализняк А., Левонтина И., Шмелев А. Ключевые идеи русской языковой картины мира // Отечественные записки. 2002. №3. – С.248-265.

 

ОБРАЗЕЦ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫПО I МОДУЛЮ

I. Задания по теории коммуникации.

1. Определите термин по описанию:

А) фактор, затрудняющий или блокирующий коммуникацию _______________________________________

Б) координированные движения мышц лица, сопровождающие речь человека__________________________

В) этап подготовки речи, предполагающий её украшение __________________________________________

Г) теория происхождения языка, согласно которой первые слова

появились как средство подражания звукам живой и неживой природы_______________________________

Д) функция языка, определяющая его возможность быть

средством формулировки и выражения мысли____________________________________________________

2. Объясните значение термина:

А) речевая деятельность______________________________________________________________________

Б) коммуникативная стратегия __________________________________________________________________

В) семиотика ______________________________________________________________________________

Г) амплификация___________________________________________________________________________

Д) гомеровский принцип расположения аргументов_________________________________________________

3. Исправьте допущенные ошибки (логические, фактические).

А) Объект коммуникации – это тот, к кому обращаются с речью.

Б) В риторике Средневековья проявилась идеология антропоцентризма.

В) Этический аргумент – это апелляция к чувствам слушателей или читателей.

Г) «Отрицательный языковой материал»– это высказывания с негативной эмоциональной оценкой.

Д) Русский язык, как польский, венгерский, болгарский, чешский и пр., входит в индоевропейскую языковую семью.

4. Обозначьте одинаковыми цифрами известные вам теории коммуникации и их авторов. Перечислите базовые положения одной из этих теорий.

Б.Рассел Лингвистическая философия
Л.Витгенштейн Теория психоанализа
У.Эко, Ю.М.Лотман Экзестенциалистская модель коммуникации
Э.Берн Теория трансактного анализа
И.Павлов,Дж. Уотсон Логический позитивизм
К.Ясперс Семиотическая теория коммуникации
Д.Белл, Э. Тоффлер Теория бихевиоризма
К.Юнг, З. Фрейд Теория информационного общества

5. Прокомментируйте, каковы функции зоныБрока

корыголовного мозга в процессе речевой деятельности.

 

II. Риторический анализ текста (речь А.А. Ширвиндта на юбилее З.Е. Гердта).

Друзья! Разрешите поднять, в данном случае умозрительно, этот символический бокал за очаровательное украшение нашей жизни - за Зиновия Гердта.

В эпоху великой победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаично и неправдоподобно. Гердт - воинствующий профессионал-универсал. Я иногда думаю, наблюдая за ним: кем бы Гердт был, не стань он артистом?

Не будь он артистом, он был бы гениальным плотником или хирургом. Гердтовские руки, держащие рубанок или топор, умелые, сильные мужские - археологическая редкость в наш инфантильный век. Красивые гердтовские руки - руки мастера, руки артиста.

Не будь он артистом, он был бы поэтом, потому что он не только глубоко поэтическая натура, он один из немногих знакомых мне людей, которые не учат стихи, а впитывают их в себя, как некий нектар.

Не будь он артистом, он был бы замечательным эстрадным пародистом, тонким, доброжелательным, точным. Недаром из миллиона “своих” двойников Л.О. Утесов обожал Гердта.

Не будь он пародистом, он был бы певцом или музыкантом. Абсолютный слух, редкое вокальное чутье и музыкальная эрудиция дали бы нам своего Азнавура, с той только разницей, что у Гердта еще и хороший голос.

Не будь он музыкантом, он был бы писателем или журналистом. Что бы ни писал Гердт, будь то эстрадный монолог, которыми он грешил в молодости, или журнальная статья, - это всегда индивидуально, смело по жанровой стилистике.

Не будь он писателем, он мог бы стать великолепным телевизионным шоуменом - но, увы, уровень наших телешоу не позволяет пока привлекать Гердта в этом качестве на телеэкраны.

Не будь он шоуменом, он мог бы стать уникальным диктором-ведущим. Гердтовский закадровый голос - эталон этого еще мало изученного, но, несомненно, труднейшего вида искусства. Его голос не спутаешь сдругим по тембру, по интонации, по одному ему свойственной иронии, будь то наивный мультик, “Двенадцать стульев” или рассказ о жизни и бедах североморских котиков.

Не будь он артистом... Но он Артист! Артист, Богом данный, и слава Богу, что при всех профессиональных “совмещениях” этой бурной натуры Богу было угодно отдать Гердта Мельпомене и другим сопутствующим искусству богам.

Диапазон Гердта-киноактера велик. Поднимаясь до чаплиновских высот в володинском “Фокуснике” или достигая мощнейшего обобщения в ильфовскомПаниковском, Гердт всегда грустен, грустен - и все тут, как бы ни было смешно то, что он делает. Тонкий вкус и высокая интеллигентность, конечно, мешают его кинокарьере в нашемпопмире, но поступиться этим он не может. “Живой” театр поглотил Гердта сравнительно недавно, но поглотил до конца. Его Костюмер в одноименном спектакле - это чудеса филигранной актерской техники, бешеного ритма и такой речевой скорости, что думалось: вот-вот устанет и придумает краску-паузу, чтобы взять дыхание, - не брал, несся дальше, не пропуская при этом ни одного душевного поворота.

Наивно желать Гердту творческих успехов - он воплощение успеха. Пошло ратовать за вечную молодость - он моложе тридцатилетних. Надо пожелать нам всем помогать ему, не раздражать его, беречь его, чтобы он, не дай Бог, не огорчился, разочаровавшись в нас, тех, ради которых он живет и творит.

ЗАДАНИЕ К КОЛЛОКВИУМУ

 

1. Познакомьтесь с описанием основных коммуникативных теорий ХХ века

(см.: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2006;

Василик М.А. Основы теории коммуникации. М., 2003 и др.).

2. Прокомментируйте, как коммуникативный процесс определяется в рамках теории бихевиоризма, логического позитивизма, экзистенциалистской модели коммуникации, лингвистической философии и теории информационного общества. Подготовьтесь к проверочной работе на основе прочитанной информации.

3. На основании содержания предлагаемых к прочтению источников подготовьте сообщение об одной из коммуникативных теорий ХХ века.

2.1. Семиотические модели коммуникации

(модель Р.О. Якобсона, модель Ю.М. Лотмана, модель У.Эко).

2.2. Психологические модели коммуникации

(модель НЛП, психоаналитические модели З.Фрейда, К.Г.Юнга, Ж. Лакана)

2.3. Мифологические модели коммуникации

(моделиК.Леви-Стросса, Р.Барта, К.Г.Юнга, Б. Малиновского).

2.4. Модели массовой коммуникации (аргументирующей, имиджевой, пропагандистской и пр.).

 

Примерный план сообщения (не более 10 минут):

А) автор (ы) модели, его научные интересы и достижения;

Б) сущность модели коммуникации, особенности интерпретации в ней коммуникативного процесса;

В) применительно к какой области коммуникации разработана модель;

Г) в чём обнаруживаются её достоинства и недостатки.

 

4. Подготовьте тест из 5 вопросов по каждой из моделей. В тесте могут быть представлены разные типы вопросов, предусматривающих как проверку усвоенной фактологической информации, так и решение коммуникативных задач в соответствии с положениями представляемой модели.

5. До 1 октября перешлите по адресу filfak@list.ru тексты предполагаемых выступлений и разработки тестов для просмотра и редактирования. В течение одного-двух дней вы получите проверенные материалы с правкой и комментарием.

Тогда можно надеяться, что коллоквиум пройдёт успешно.

Желаю удачи!

Е.Н. Ильина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: