МАТЕРИАЛЫК I МОДУЛЮ
ЛК 1. Теория коммуникации как научная дисциплина
1. Коммуникация. Модели коммуникативного процесса в современной науке.
Коммуникацией называется специфическая форма взаимодействия людей, в процессе которого происходит обмен информацией при помощи языка и других знаковых систем. Коммуникация имеет всеобщий и объективный характер, коррелирует с биологическими и социальными законами, существует как динамическое взаимодействие субъектов общения. Для осуществления коммуникации необходимо наличие определенных условий: существование не менее двух взаимодействующих сторон общения, знаковый характер коммуникации, наличие для её реализации минимального основания, неполное совпадение кодов при передаче информации, наличие обратной связи между коммуникантами. В качестве категорий коммуникации исследователи называют собственно информацию, а также коммуникативное пространство, коммуникативное время и др. Всё многообразие моделирования коммуникативного процесса преимущественно сводится к построению более или менее подробных моделей линейного или циркулярного типа. Различные варианты циркулярной модели были описаны в ХХ веке в работах Р.О. Якобсона, Ч. Осгуда и др. учёных. Они предусматривали выделение категорий субъектов коммуникации (не менее 2-х), сообщений, а также сопровождающих их передачу процессов кодирования и декодирования информации. Простейшая линейная модель коммуникации была предложена Аристотелем: Оратор → Речь → Слушатель. Весьма подробная линейная модель коммуникативного процесса описана в работах Гарольда Лассуэлла. Она включает в себя следующие категории.
|
КТО? – субъект коммуникации / инициатор общения.
КОМУ? – адресат коммуникации, кому направлено сообщение.
ЧТО? – объект коммуникации / текст сообщения.
ГДЕ и КОГДА? – коммуникативный хронотоп / время и место общения.
КАК? – коммуникативная стратегия, включает в себя цель сообщения (зачем?), коммуникативный ресурс (на основе каких личных возможностей?), канал передачи информации, практическое планирование и коррекцию промежуточных результатов.
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? эффект / результат коммуникации.
ВОПРЕКИ ЧЕМУ? – коммуникативный барьер /фактор, затрудняющий или блокирующий коммуникацию.
2. Комммуникативистика как наука. Цели, задачи, объект, предмет, методы исследования. Аспекты научного описания процесса информационного обмена.
Теория коммуникации (коммуникативистика) – синкретическая область научного знания, изучающая законы, формы и уровни коммуникации. Объектом её наблюдений служит коммуникативный процесс, т.е. деятельность человека, в результате которой происходит обмен различного рода информацией. Предмет анализа коммуникативистики–система коммуникативных действий, обеспечивающих коммуникацию.
Коммуникативистика изначально развивалась в недрах гуманитарного знания (философия, риторика, лингвистика, культурология, социология и др.), в ХХ веке коммуникативные исследования обогатились достижениями в области естественных и технических наук (анатомия, физиология, психология человека, теории передачи изображения и звука, информатика и др.). Основными методами коммуникативистики является, во-первых, метод моделирования коммуникативных систем, в во-вторых, совокупность методов, позволяющих непосредственно наблюдать за коммуникацией, анализировать различные её параметры, осуществлять коммуникативные эксперименты.
|
.
ЛК 2. Лингвистика коммуникации. Язык, речь, речевая деятельность.
Русский язык как средство коммуникации в современном мире.
1. Лингвистический аспект изучения коммуникации.
В процессе коммуникации передаваемая информация кодируется с помощью различного рода знаков. Знак – это материальное образование, за которым закреплено идеальное содержание, более сложное, чем материальная оболочка знака.Например, белый кирпич в красном круге – дорожный знак «остановка запрещена».Знаки объединяются в системы, чтобы выражать комплекс значений (например, азбука Морзе, технологические знаки на одежде, компьютерные смайлики и др.). Наиболее сложной семиотической системой является язык: он имеет несколько уровней (звуки, слова, грамматические формы), единицы которых образуют сложные взаимодействия (линейные: красн ая роз а, оппозиционные: роз а – роз ы; иерархические: [ р ]+[ о ]+[ з ]+[ а ] = роза).Лингвистический аспект исследования коммуникации – один из самых древних и хорошо разработанных. Он изучает принципы выбора знаков для передачи той или иной информации, законы построения речи, а также соответствие сигналов лингвистического и нелингвистического кода.
2. Язык, речь, речевая деятельность.
Язык – система знаков, используемых для выражения мыслей, чувств, волеизъявлений. Функции: коммуникативная (информационного обмена), когнитивная (формирования и изменения мыслей), волюнтативная (выражения желаний), эмотивная (выражения эмоций), метаязыковая (описания себя самого). Язык мыслится как абстрактная, обобщённая знаковая система, свойственная в целом любому его носителю в противоположность речи и речевой деятельности (В. фон Гумбольдт, Л.В. Щерба и др.).
|
Речь – это конкретная последовательность языковых знаков, используемых в конкретной ситуации общения. Речь индивидуальна, личностно окрашена, социально, территориально и пр. детерминирована. Речь может существовать в материально выраженной форме (письменная или устная), а также в форме внутренней речи. Особым психическим образованием является эгоцентрическая детская речь (см.: Л.С. Выготский).
Речевая деятельность – деятельность человека по производству речи средствами языка. Как и любой вид человеческой деятельности, она предполагает динамическое целенаправленное преобразование действительности. Формы речевой деятельности: устноречевое (говорение – слушание) и письменноречевое (письмо – чтение) порождение и восприятие речи. Речевая деятельность имеет фазовое строение, она состоит из речевых поступков. Речевую деятельность характеризуют следующие параметры:языковая возможность / заложена генетически;коммуникативная потребность / определяется ситуацией;речевая компетентность / складывается под влиянием культурного опыта и традиций;языковой материал / какие знаки выбираются из всего многообразия средств языка;речевое произведение / как эти знаки формируются в речевую последовательность;+ невербальное сопровождение (экстра- и паралингвистика, мимика, жесты, позы, походка, контакт глаз, расстояние между коммуникантами и пр.).
3. Русский язык как средство коммуникации в современном мире.
Русский язык сформировался после XVI века как один из самостоятельных восточнославянских языковславянской группы индоевропейской языковой семьи. Этот язык относится к числу наиболее известных мировых языков: он реализует функцию национального (для представителей русской нации), государственного (в Российской Федерации и некоторых др. государствах) и мирового общения. Письменная форма русского языка использует кириллический алфавит (реформы русской графики были в XVIIIиXIXвв; последняя реформа русской орфографии прошла в 1956 г.).