1. Риторика: понятие, история изучения.
Риторикой называется искусство красноречия, а также учение об успешной речи. Основы риторики складывались в эпоху античности (Протагор, Лисий, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтиллиан). Во времена Средневековья и в эпоху Возрождения сформировались теоцентрическое и антропоцентрическое направления риторики, сложились национальные риторические школы Западной Европы. В риторике более позднего времени конкурировали социально-политическая и эстетическая концепции. В ХХ веке учение об успешной речи развивалось в широком научном контексте (психология, социология, политология, лингвистика, поэтика и пр.), преимущественно в сфере массовой (политической, маркетинговой и пр.) коммуникации.
2. Риторический канон и его коммуникативная направленность.
Инвенция (замысел речи). На этом этапе выбирается тема и производится предварительная работа над замыслом текста. Простраивается система аргументов: логических, этических и психологических. Выбирается тип построения речи (совещательной, судебной, эпидейктической). Диспозиция (строение речи). На данном этапе совершенствуется композиционный замысел речи, продумывается строение каждой из её композиционных частей (этап привлечения внимания, этап формулировки тезиса и обоснования его актуальности для аудитории, этап доказательства тезиса (тезисов) с помощью системы аргументов, этап завершения речи). Элокуция (украшение речи). Виды изобразительных средств текста: тропы (метафора, метонимия, синекдоха, литота, гипербола, персонификация, ирония, эпитет и др.), риторические фигуры (убавления слов, прибавления (упорядоченного и неупорядоченного повтора), перемещения слов), амплификации (сравнение, антитеза, оксюморон и пр.). Мемория (восприятие речи). Использование различных техник и приёмов для закрепления содержания речи в сознании слушателей, формирования общественного мнения по предлагаемому к обсуждению вопросу. Демонстрация (представление речи). Корреляция вербальных и невербальных средств коммуникации в процессе речи.
|
3. Риторический анализ текста.
Во-первых, комментируются обстоятельства произнесения речи (см. модель коммуникации Г. Лассуэлла). Во-вторых, рассматривается специфика реализации риторического канона. В-третьих, делается вывод о степени эффективности речи.
Например: речь Митрополита Московского Сергия «Обет воздержания от опьяняющих напитков» была произнесена авторитетным деятелем православной церкви, мастером церковного красноречия во время проповеди прихожанам Речь рассчитана на то, что слушатели-христиане знакомы с основами православной истории и нравственности.В качестве коммуникативного эффекта от слушателей ожидается активное неприятие пьянства, препятствование его распространению. Барьером для реализации цели высказывания может быть социально-психологическая неготовностьслушателей к осознанию интеллектуального и нравственного посыла речи.
«Не смотри на вино, – предостерегает Премудрый Соломон, – оно ужалит, как аспид ». Сколько несчастных, которые вином расстроили своё здоровье и довели себя до преждевременной смерти! Сколько семейств, в которых вино поселило и поддерживает раздор между супругами, между родителями и детьми! Сколько страшных преступлений, послабляющею причиною которых было опьянение преступника!
|
Чтобы предохранить себя от увлечения вином, некоторые дают обет совсем не пить его. Если бы более было таких воздержников, то, конечно, уменьшился бы вред, который происходит от народной нетрезвенности; и мы видим, как процветают селения, жители которых – люди воздержанные. Обет этот имеет цену и перед Богом; ибо в сущности он есть принятие заповеди Христовой и апостольской. В Ветхом Завете воспоминается о сынах Рехавицких, Богом благословенных за то, между прочим, что они во всю жизнь не пили вина.
Посему будем внимательны к себе и всегда трезвенны духом и телом. Аминь.
Основная тема речи – утверждение того, что пьянство – это грех, призыв к отказу от пьянства. Доказательства тезиса – преимущественно этические аргументы (опора на церковные авторитеты (изречение Соломона, пример сынов Рехавицких), отсылка к прецеденту (примеры жизни людей, погубивших свою жизнь пьянством и, наоборот, сохранивших благополучие в трезвости). Для украшения речи использованы различные тропы (например, метафоры, олицетворения) и фигуры (например, анафора). Композиция текста способствует закреплению предлагаемой информации: речь начинается и заканчивается ярким образным призывом, сначала к каждому лично (не смотри…), а в конце ко всему христианскому миру (будем внимательны и трезвенны…). Речь представляет собой яркий образец церковного красноречия, обращённого к широкому кругу слушателей, пропагандирует общественно значимые ценности и может быть эффективной при наличии соответствующих условий её восприятия.
Литература.
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.
Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М, 1990 и др.
Рождественский Ю. В. Теория риторики. М, 1999.