ЛК 3. Риторическая основа коммуникации. Риторический анализа текста.




 

1. Риторика: понятие, история изучения.

Риторикой называется искусство красноречия, а также учение об успешной речи. Основы риторики складывались в эпоху античности (Протагор, Лисий, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтиллиан). Во времена Средневековья и в эпоху Возрождения сформировались теоцентрическое и антропоцентрическое направления риторики, сложились национальные риторические школы Западной Европы. В риторике более позднего времени конкурировали социально-политическая и эстетическая концепции. В ХХ веке учение об успешной речи развивалось в широком научном контексте (психология, социология, политология, лингвистика, поэтика и пр.), преимущественно в сфере массовой (политической, маркетинговой и пр.) коммуникации.

2. Риторический канон и его коммуникативная направленность.

Инвенция (замысел речи). На этом этапе выбирается тема и производится предварительная работа над замыслом текста. Простраивается система аргументов: логических, этических и психологических. Выбирается тип построения речи (совещательной, судебной, эпидейктической). Диспозиция (строение речи). На данном этапе совершенствуется композиционный замысел речи, продумывается строение каждой из её композиционных частей (этап привлечения внимания, этап формулировки тезиса и обоснования его актуальности для аудитории, этап доказательства тезиса (тезисов) с помощью системы аргументов, этап завершения речи). Элокуция (украшение речи). Виды изобразительных средств текста: тропы (метафора, метонимия, синекдоха, литота, гипербола, персонификация, ирония, эпитет и др.), риторические фигуры (убавления слов, прибавления (упорядоченного и неупорядоченного повтора), перемещения слов), амплификации (сравнение, антитеза, оксюморон и пр.). Мемория (восприятие речи). Использование различных техник и приёмов для закрепления содержания речи в сознании слушателей, формирования общественного мнения по предлагаемому к обсуждению вопросу. Демонстрация (представление речи). Корреляция вербальных и невербальных средств коммуникации в процессе речи.

3. Риторический анализ текста.

Во-первых, комментируются обстоятельства произнесения речи (см. модель коммуникации Г. Лассуэлла). Во-вторых, рассматривается специфика реализации риторического канона. В-третьих, делается вывод о степени эффективности речи.

Например: речь Митрополита Московского Сергия «Обет воздержания от опьяняющих напитков» была произнесена авторитетным деятелем православной церкви, мастером церковного красноречия во время проповеди прихожанам Речь рассчитана на то, что слушатели-христиане знакомы с основами православной истории и нравственности.В качестве коммуникативного эффекта от слушателей ожидается активное неприятие пьянства, препятствование его распространению. Барьером для реализации цели высказывания может быть социально-психологическая неготовностьслушателей к осознанию интеллектуального и нравственного посыла речи.

«Не смотри на вино, – предостерегает Премудрый Соломон, – оно ужалит, как аспид ». Сколько несчастных, которые вином расстроили своё здоровье и довели себя до преждевременной смерти! Сколько семейств, в которых вино поселило и поддерживает раздор между супругами, между родителями и детьми! Сколько страшных преступлений, послабляющею причиною которых было опьянение преступника!

Чтобы предохранить себя от увлечения вином, некоторые дают обет совсем не пить его. Если бы более было таких воздержников, то, конечно, уменьшился бы вред, который происходит от народной нетрезвенности; и мы видим, как процветают селения, жители которых – люди воздержанные. Обет этот имеет цену и перед Богом; ибо в сущности он есть принятие заповеди Христовой и апостольской. В Ветхом Завете воспоминается о сынах Рехавицких, Богом благословенных за то, между прочим, что они во всю жизнь не пили вина.

Посему будем внимательны к себе и всегда трезвенны духом и телом. Аминь.

Основная тема речи – утверждение того, что пьянство – это грех, призыв к отказу от пьянства. Доказательства тезиса – преимущественно этические аргументы (опора на церковные авторитеты (изречение Соломона, пример сынов Рехавицких), отсылка к прецеденту (примеры жизни людей, погубивших свою жизнь пьянством и, наоборот, сохранивших благополучие в трезвости). Для украшения речи использованы различные тропы (например, метафоры, олицетворения) и фигуры (например, анафора). Композиция текста способствует закреплению предлагаемой информации: речь начинается и заканчивается ярким образным призывом, сначала к каждому лично (не смотри…), а в конце ко всему христианскому миру (будем внимательны и трезвенны…). Речь представляет собой яркий образец церковного красноречия, обращённого к широкому кругу слушателей, пропагандирует общественно значимые ценности и может быть эффективной при наличии соответствующих условий её восприятия.

 

Литература.

Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М, 1990 и др.

Рождественский Ю. В. Теория риторики. М, 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: