Понятие охрана труда и ее социально экономическое значение.
Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия и средства.
Важнейший социальный эффект реализации мер по охране труда - это сохранение жизни и здоровья работающих, снижение производственного травматизма и заболеваемости работников.
Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.
Законодательно регламентирована деятельность службы охраны труда, предусмотрены обязанности работников по охране труда, установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда.
Законодательно определено, что систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством, а право общественного контроля за соблюдением законодательства о труде предоставлено профессиональным союзам.
По признакам воздействия неблагоприятных факторов и методам противодействия им охрана труда делится на разделы:
1. организационно-правовые основы охрана труда;
2. производственная санитария и гигиена труда;
3. техника безопасности;
4. пожарная профилактика.
Цели и принципы государственного управления охраной труда.
|
Госуд-е управление охраной труда в РБ осуществл. в соответствии с Концепцией государственного управления охраной труда в РБ. Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:
· обеспечение гарантий права работников на охрану труда;
· создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности;
· установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
· совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.
Основные законодательные и нормативные правовые акты Республики Беларусь по охране труда.
Систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике, составляют: Конституция РБ, Трудовой кодекс РБ, Законы РБ "Об основах государственного социального страхования", "О санитарно-эпидемическом благополучии населения", "О сертификации продукции работ и услуг", "О пенсионном обеспечении", "О здравоохранении", "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О пожарной безопасности", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др.
Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция РБ (ст. 41, 45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
|
Основополагающим законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Трудовой кодекс РБ.
Трудовой кодекс имеет следующую структуру:
Раздел I. Общие положения.
Раздел II. Общие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений.
Раздел III. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
Раздел IV. Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений.
Раздел V. Ответственность работников и нанимателей. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
Раздел VI. Заключительные положения.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.
Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.
Контроль является элементом управленческой деятельности и присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководство всеми сторонами деятельности подчиненных предприятий и организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков в работе, подчиненных предприятий и организаций.
Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачи входят выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т. п.).
Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Однако и контрольные органы имеют немало средств воздействия для вмешательств в деятельность субъектов хозяйствования в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда на производстве.