Зачатки театрального искусства существовали еще в первобытном обществе, до появления ранних цивилизаций. Театральное искусство как таковое возникло и на Востоке, и в Древней Греции и Риме, а затем продолжило развиваться в средневековой и ренессансной Западной Европе и России.
Обращаясь к историческому прошлому театра, хочется отметить, что разнообразные зрелища и действа существовали с глубокой древности. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, это потребность в отдыхе, во-вторых - познание и открытие себя, мира, человеческой души, в-третьих - манипуляция общественным сознанием. Художественное отражение реальной действительности совершалось с помощью драматического действия. Взаимодействие характеров, раскрытие психологических или общественных конфликтов, попытка привлечь зрителя к участию в реализации замысла - вот что лежит в основе театрального действия.
Исторические предпосылки формирования театрального действа появляются в первобытный период. Как правило, эти обряды сопровождались заклинаниями, пением, танцами, игрой на древних музыкальных инструментах. В ритуалы включали и различные инсценировки, напрямую связанные с жизнью племен. Важная роль отводилась атрибутам и одеянию колдуна или шамана, которые тоже создавали звуковые эффекты, усиливая воздействие на зрителей и участников действа. Праздники с элементами театрализации устраивались в честь богов, которые отождествлялись с силами природы, природными явлениям и стихиями. Так появились первые представления, носящие театральный характер.
Все представление было направлено на вовлечение большого числа людей, все становились участниками происходящего. Массовость происходящего зависела от назначения действа, т.е. это были обряды и ритуалы, обращенные к богам, - предполагалось, что боги все видят и включены в происходящее. Первобытные представления, как правило, совершались жрецами, которые, как считалось, были наделены магической силой и могли просить милости у богов: удачной охоты, дождя во время засухи и т.п. Некоторые жрецы "вступали в контакт" с божествами прямо во время совершения обряда или ритуала. Так создавалось ощущение избранности, которое нашло отражение не только в произведениях театра, но и наскальной живописи, запечатлевшей все происходящее. Появилось понимание своего рода "профессионализации" некоторых элементов театрального представления. Казалось, что доказать свое признание богам можно было с помощью совершенствования диалога или монолога. Таким образом, первыми "профессионалами" архаичных театрализованных форм были жрецы и шаманы. Позже их сменили плакальщики, певцы, танцоры. Они прославляли древних египетских, греческих, римских, славянских богов: Осириса, Диониса, Астарту, Ваала, Сатурна, Ярилу, Коляду и других.
|
2.1. Как создавался первый театр.
Театр представляет собой самый насыщенный вид деятельности человека, где в одно целое гармонично слились разные виды искусства. Возникновение театра было связано с глобальным расцветом культурной и духовной жизни людей. Предпосылками появления такого вида искусства стали ритуальные праздники, проводившиеся в эмблематической форме. Уже в древности люди искусно изображали разные явления и ситуации. Но обрядовые постановки не представляли собой отдельное направление в искусстве. По мнению многих специалистов, организованные театральные постановки возникли только тогда, когда появился зритель. Ведь именно человек со стороны, мог справедливо оценить увиденную постановку. Главная цель театрального спектакля, заключается в том, чтобы зритель смог понять и проанализировать проблематику постановки, дав в конечном итоге свою субъективную оценку.
|
2.2. Происхождение первого театра.
Театр - зрелищный вид искусства, представляющий из себя единство таких видов искусства, как литература, музыка, хореография, вокал и изобразительное искусство. Особенности: отображение и оценка событий действительности, исторических событий, взаимоотношений, образов и характеров. Представление идей и морали зрителю здесь происходит через драматическое действие, которое производится людьми, именуемыми актерами.
Театр представлял собой коллективное творчество со времён своего возникновения. В наше время при постановке спектакля необходимо участие не только актеров и режиссеров, а также других театральных деятелей таких, как художник-декоратор, композитор, хореограф, костюмер, гримёр.
Развитие театра всегда было неразрывно связано с развитием общества, его материальным состоянием и культурой в целом. Значение театра в духовной жизни людей, его расцвет или упадок, основные направления, идеи и художественные тенденции всегда устанавливались в зависимости от особенностей общественного развития людей и общего положения страны. В разные эпохи театральное искусство преследовало разные цели: то развлекать, то воспитывать и призывать, то проповедовать. Эти цели легко достигались, ведь за счет свободы выражения мысли и слова, сила воздействия была велика, а возможности безграничны.
|
Зарождение театра произошло из древних ритуальных праздников, в эмблематической форме изображающих явления в природе или рабочие процессы. Но по мнению искусствоведов театр начался тогда, когда появился зритель, ведь он представляет из себя не только коллективное творчество и создание произведения, а также и коллективное восприятие и оценку. Своей главной цели театр достигает в том случае, если произведение было воспринято в обществе и получило его оценку.
В процессе своего развития театр потерял свое прежнее единство различных видов искусства и образовалось несколько основных направлений: драматический театр, оперный, театр балета и множество видов, включающих в себя промежуточные формы театрального искусства.
На этой основе возникли первые действия трагедийного и комического характера, в них содержались драматические сюжеты, в том числе маски, ряженье, хоровые песни, диалоги, танцы. Со временем отделились обрядово-культовые основы и действия, из хора начались выделяться герои, массовые празднества начали превращаться в организованное действие. Это создало предпосылки к литературной драме.
Процесс был очень выразительным в древнегреческом театре, который оказал большое влияние на европейское искусство. В городах театр был важной частью общественной жизни. Представления в Древней Греции были большими всенародными празднествами. Под открытым небом размещались большие амфитеатры, в которых могли поместиться десятки тысяч зрителей.
В театре могли играть не только профессиональные актеры, но и сами граждане. Музыка и танцы были обязательными элементами представлений.
Авторский театр
Авторский театр подразумевает под собой принадлежность какому-то одному художественному руковдителю, чьи идеи он и транслирует публике. К ним можно отнести Гоголь-центр, Театр Романа Виктюка, Концептуальный театр Кирилла Ганина и другие.
Драматический театр
В основе драматического спектакля лежит литературное произведение. Драма не только подразумевает выражение мыслей и эмоций посредством слов и мимики, в ней также могут быть задействованы и песни, и танцы.
Театр комедии
Название говорит само за себя. В таких театрах львиная доля репертуара занята именно комедиями, как по классическим литературным произведениям, так и по современным пьесам.
Кукольный театр
Вопреки распространённому мнению, кукольный театр ставит представления не только для детей. Зачастую у них есть спектакли и для взрослых. На сцене нет актёров, но есть куклы и те, кто ими управляют. А ещё есть смешанные представления, где персонажи, которых играют люди, взаимодействуют с куклами.
Ледовые шоу
В ледовом шоу принимают участие фигуристы. Обычно, сюжет известного произведения откатывается под музыку. В таких мероприятиях используют много спецэффектов. Самые популярные шоу в России ставит компания Ильи Авербуха.