Организация занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.




Только при систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становиться эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений, организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ, в общеобразовательных школах являются:

· укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

· повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

· повышение физической и умственной работоспособности;

· повышение защитных сил организма и сопротивляемости;

· повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

· обучение рациональному дыханию;

· освоение основных двигательных умений и навыков;

· формирование правильной осанки;

· освоение основных двигательных умений и навыков;

· воспитание морально-волевых качеств;

· воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося.

Группы учащихся, отнесенных к спецмедгруппе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача - педиатра и оформляются приказом директора школы к началу нового учебного года. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года.

В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобожденные от физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях систематически (один раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике.

Учебные занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания. Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.

Посещения занятий учениками спецмедгруппы являются обязательными. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего эти занятия, и классного руководителя, контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и врачом.

Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физической культуре. Они должны носить преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений.

Урок должен быть эмоционально окрашенным.

Один из важнейших факторов реабилитации ослабленных детей состоит в следующем: на уроках физкультуры они должны забыть о своих недугах, почувствовать себя такими же полноценными, как здоровые дети. Уроки в специальных группах должны стать уроками бодрости, мышечной радости, эстетического наслаждения. Для детей младшей возрастной группы целесообразно широко использовать на занятиях подвижные игры, для старших элементы танца. Хорошая спортивная форма, манеры поведения учителя все это создает у занимающихся положительный настрой.

Кроме посещения урока физкультуры в группе рекомендуются другие формы физической культуры в режиме дня, которые в общей сложности равны (или даже превышают) двигательной активности урока:

· Утренняя гигиеническая гимнастика; специальные комплексы упражнений, составленные учителем физкультуры совместно с врачом;

· Гимнастика до уроков;

· Подвижные игры небольшой интенсивности на переменах;

· Физкультминутки во время общеобразовательных уроков и физкультпаузы во время выполнения домашних заданий;

· Пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры, посещение бассейна (оздоровительное плавание);

· Походы выходного дня;

· Дни здоровья;

· Закаливающие процедуры (воздушные ванны, души, обливания и др.), рекомендованные врачом и учителем.

Требования к уроку и оценивание учащихся отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу.

· обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности;

· достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий;

· формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Контроль за изменением состояния здоровья занимающихся в СМГ реализуется путем учета субъективных и объективных данных. Регистрация субъективных данных осуществляется в дневнике самоконтроля, в котором следует отмечать признаки плохого самочувствия (слабость, утомление, головокружение, боли, потливость, снижение работоспособности, характер сна, аппетит), а также фиксировать частоту пульса в начале и конце занятия. Учитель физической культуры обязан не реже одного раза в месяц проверять дневники самоконтроля и использовать их данные при определении нагрузки. Объективные данные о состоянии здоровья учащихся учитель получает во время медицинских осмотров.

Основным и непременным условием привлечения учащихся спецмедгруппы к занятиям физической культурой является установление прямого контакта учителей физической культуры с медицинским персоналом с целью получения от него сведений об отклонении в состоянии здоровья конкретного ученика спецмедгруппы и соответствующих рекомендаций по применению доступных для него физических упражнений.

При выставлении текущей отметки обучающемуся в СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию и стимулировала на дальнейшие занятия физической культурой. Текущая оценка успеваемости учащихся спецмедгруппы выставляется по пятибалльной системе.

Организация учебного процесса.

Основной формой физического воспитания занимающихся в СМГ являются занятия (уроки) оздоровительной гимнастики, проводимые 3 раза в неделю по 40-45 минут. Лучше всего включать их в расписание на стыке

смен или 6-м уроком при односменных занятиях в школе. Не следует сдваивать уроки, так как это значительно увеличивает дозировку общей физической нагрузки.

Занятия (уроки) должны быть построены и выдержаны по схеме: подготовительная, основная, заключительная часть. Построение занятий СМГ не отличается от обычных уроков физического воспитания, но имеет свои принципиальные особенности.

Подготовительная часть длится 7-12 минут и состоит из общеразвивающих гимнастических упражнений, проводимых в медленном среднем темпе, чередуясь с дыхательными упражнениями. Нагрузка повышается постепенно, путём выполнения упражнений для различных мышечных групп и увеличения числа повторений каждого движения. Упражнения выполняются из исходных положений – стоя, сидя. Не стоит давать много новых упражнений, поскольку это затрудняет период врабатывания.

Основная часть продолжающаяся 15-23 минуты, предусматривает развитие адаптивных возможностей организма детей, овладение ими спортивно-прикладными двигательными навыками и развитие физических качеств: гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости. Уровень физической нагрузки важно повышать своевременно, чтобы не упустить наиболее благоприятный период – середину учебного года. Характер нагрузок должен быть универсальным. Нерационально, например, наращивать силу детей, в ущерб быстроты, ловкости.

В заключительной части занятия (урока) (3-5 м.) дают упражнения восстанавливающие организм после интенсивной физической нагрузки: спокойная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и внимание. Подводя итоги занятия, преподаватель должен дать детям индивидуальные задания на дом.

Построение занятий проводится с учётом возрастных особенностей детей. Чаще в школьной программе приходиться довольствоваться созданием трёх возрастных групп: 7-11, 12-14, 15-17 лет, для каждой из которых методика проведения занятий имеет некоторые отличия.

В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с заболеваниями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Практические занятия с учащимися СМГ должны носить комплексный характер и не должны сводиться только к лечебной физкультуре. При подборе средств и методов обучения необходимо соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений. Во время уроков физкультуры преподаватель должен сам уметь контролировать нагрузку по пульсу, дыханию, внешним признакам утомления.

При этом следует учитывать, что при одних и тех же упражнениях у девочек пульс на 5-10 ударов в минуту выше, чем у мальчиков. Игровая

форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15-20 и более у/м. даже спустя 3-5 мин.. для достижения тренировочного эффекта требуется поддержание нагрузки в середине урока на высоте пульса примерно 70-75% от максимально допустимого для данного ребёнка.

По данным российских исследователей для подгруппы А средняя величина тренирующего пульса колеблется от 125-140 уд/мин. в начале четверти до 140-150 уд/мин. к концу четверти, а для подгруппы Б средняя величина тренирующего пульса изменяется от 115-120 в начале до 125-140 в конце.

Для учащихся СМГ могут быть рекомендованы следующие физические упражнения:

· общеразвивающие упражнения, не требующие повышенной физической нагрузки;

· коррегирующие упражнения;

· упражнения по обучению и развитию правильного дыхания;

· упражнения по становлению правильной осанки;

· подвижные игры малой и средней интенсивности;

· элементы спортивных игр (отдельные приемы владения мячом);

· легкий бег (в медленном темпе) в чередовании с ходьбой.

Исключаются следующие виды упражнений:

· упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания;

· акробатические упражнения, лазание по канату (шесту);

· упражнения, требующие резкого изменения статичного положения;

· упражнения на гимнастических снарядах: брусьях, перекладине, коне;

· прохождение полосы препятствий;

· двусторонние спортивные игры, проводимые в тренировочном и соревновательном режиме.

В течение года школьников специальной медицинской группы осматривает врач. На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, степени освоения двигательных навыков и умений учащиеся переводятся в соответствующую группу. Перевод осуществляет школьный врач совместно с учителем физической культуры. Директор школы раз в четверть, (чаще всего в конце) приказом оформляет перевод.

К проведению занятий СМГ привлекаются учителя физической культуры, имеющие физкультурное образование и прошедшие специальную подготовку.

Обязанности учителя, ведущего занятия в СМГ:

· быть осведомленными в вопросах физиологического воздействия физических упражнений и закаливания на организм ребенка;

· систематически вести наблюдение за реакцией учащихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления, по ЧСС;

· уметь определять физиологическую кривую урока с учетом самочувствия школьников в процессе занятия;

· в плановом порядке проводить контрольные испытания для учета эффективности занятий;

· приучать школьников к систематическому ведению дневника самоконтроля и проверять его заполнение;

· иметь следующую документацию: рабочую программу, расписание занятий, журнал учета успеваемости и посещаемости учащихся, журнал контроля здоровья обучающихся.

Контроль за работой СМГ осуществляет заместитель директора по УВР, который оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям в определении направлений и планировании работы СМГ, анализирует результаты обучения.

Врач образовательного учреждения трижды в год осуществляет медицинский осмотр обучающихся СМГ с занесением результатов в индивидуальную карту обучающегося. Совместно с учителем СМГ решает вопрос о переводе обучающихся в подготовительную, основную медицинские группы, проводит анализ динамики физического развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: