Па-да-ксьон (Pas - d’ aktion)




Понятие хореографических форм

«Хореографические формы» – это замкнутые устойчивые танцевальные структуры, в рамках которых осуществляется развитие танцевальных тем. Хореографические формы свойственны только танцу, пантомима в балете определённых форм не имеет. Формальной организацией она подвергается только в сочинениях танцем. Хореографические формы свойственны всем видам танца. Однако каждому присущи свои, оригинальные формы. Они создаются для каждого выразительного средства оптимальной возможности выявления содержания. Структурные формы классического балета стали складываться в XVI веке (Италия). К XVII столетию они закрепились внутри этого театрального действия и стали неотъемлемой частью балетного спектакля.

Виды хореографических форм

Два вида форм:

1)Формы организующие чистый танец 2) Формы организующие действенный танец
Простые формы: -Вариация -Adagio Дуэт -Двойки -Тройки Простые формы: -Монолог -Действенный дуэт -Танцевальный диалог
Сложные формы: -Па де-ансамбли (до 6 человек) -Дивертисмент (Гран Па – от 12 человек; Лирическая картина; Дивертисмент в номерной структуре) Сложные формы: -Под-аксьон

 

Помимо названных классических форм существуют еще смешанные формы. Они представляют сочетания разных классических форм, структуры которых произвольно переплетаются. Таковы, например, соло и дуэты на фоне танца кордебалета. Их формы не имеют закрепившийся конструкции.

Вариация.

- (франц.variation, от латинского variatio - изменение) Небольшой сольный классический танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически сложный и композиционно развернутый. Вариации бывают мужские и женские, построены на технически сложных движениях и прыжковые.

Двух/трех - частная форма, любого характера исполнения танцовщиков предназначена для:

а) Показа разнообразия хореографии

б) Раскрытия характера героя

в) Способствует развитию сюжета, показывает состояние героя на протяжении всего спектакля

С 16 века вариация не сходит со сцены.

Классификация вариаций:

1 - В зависимости от структуры (одна, двух, трех - частная)

2 - По жанру (героическая, комическая, трагическая)

3 - Функция вариации (способ экспозиции героя, эволюция персонажа, в кульминации - максимально раскрыть технические возможности танцовщиков, но и исполнительскую виртуозность)

Адажио (Adagio)

Термин музыкальный лирического, драматического характера.

Одна/двух/трех частная форма. Может танцевать любое количество человек, психологическое настроение отношения.

 

Дуэт

- Парный танец. Может быть часть спектакля или самостоятельным номером. Дуэтный танец, в свою очередь подразделяется на: «танец женщины и мужчины», «танец-диалог».Часто могут называть адажио, демонстрирует возможности танцовщицы в исполнении различных develope с поддержкой танцовщика, но это еще и взаимоотношения между героями (чаще лирико-романтического характера). Композиционно - лексическое строение их обычно строится как танец «в унисон». Но случается, что выстраивать эти дуэты необходимо по принципу «зеркального отражения».

«Танец женщины и мужчины» создаётся на определённую тему: любви или ненависти, радости или печали и т. д. «Два действующих лица в этом случае, выражают в танце свои чувства и взаимоотношения». Дуэт может быть мужским, женским.

 

Двойки, тройки, четверки.

Хореографический фрагмент, который исполняется на два/три/четыре человека. Он носит синхронный характер. Синхронно танцевать могут не только главные герои, но и кордебалет. Эта хореографическая форма присуща каждому балету («Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Баядерка»)

Па- де -ансамбли

Сложная многочастная танцевальная структура, состоящая из:

1) Антре - выход героев

2) Адажио

3) Вариации всех участников па-де-ансамбля

4) Кода - общая часть (бравурного характера, здесь наиболее сложные движения)

 

Дивертисмент

- крупная структура, которая отстоит от самого спектакля, являясь самостоятельной частью спектакля. В ней часто принимают участие персонажи, которые не участвовали в спектакле.

Дивертисмент (от фр. divertissement — «увеселение», «развлечение» и итал. divertimento) подразумевает под собой несколько трактовок:

· ряд концертных номеров, составляющих особую увеселительную программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту;

· балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете или опере, непосредственно не связанный с сюжетом.

Первоначально, триста лет назад, под этим названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники пьес развлекательного характера. Очень большое распространение такие дивертисменты получили в XVIII веке. Чаще всего их сочиняли для камерного ансамбля или небольшого оркестра, в нескольких частях. Дивертисменты писали французские, немецкие, итальянские композиторы.

И сейчас в концертах можно услышать дивертисменты Гайдна или Моцарта. А начиная с XIX века этот термин приобрел несколько иное значение. Так стали называть

музыку, сходную с попурри. Одновременно с такими, чисто музыкальными дивертисментами, во Франции появились дивертисменты музыкально-сценические. Это

были вставные, чаще всего балетные, но иногда и вокальные эпизоды в спектаклях – драматических или оперных. Один из первых таких дивертисментов появился в комедии

Мольера «Брак по принуждению». Музыку к этому балетному дивертисменту написал придворный композитор Людовика XIV Ж. Б. Люлли. Известны его

дивертисменты и к другим пьесам прославленного французского комедиографа. Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное представление, своего рода концерт

внутри спектакля. Таков и дивертисмент во втором акте балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

При этом балет не утратил и своей вспомогательной функции в оперных постановках, даже наоборот: развил её, превратив танец в оперном спектакле в канву общего сюжета. И во многих современных оперных спектаклях часто используются вводные балетные сцены.

Виды дивертисментов:

1) В номерной структуре - чаще характерный дивертисмент - последовательность отдельных танцев. («Лебединое озеро» - испанский танец, венгерский танец; «Баядерка» - второй акт на свадьбе)

2) Гран па - сложная ансамблевая форма, которая возникла в кульминации, когда главные персонажи достигли результата своих отношений.

В центре - дуэт главных героев (Адажио)

Вокруг - танцевальная перестройка

- Антре

- Кордебалет

- Адажио

- Вариации

- Кордебалет перестроение

- Общая кода в финале

Выражает внешнее действие - результат всего спектакля (музыка меняется)

Лирическая картина

- массовая сцена, в которой нет номерной структуры, одна мелодия чистый образный танец. (Выражает внутреннее действие - сны, мечты, фантазии)

«Сильфида» - второй акт.

«Джеймс и Сильфида в волшебном лесу. Стремясь удержать Сильфиду, влюбленный Джеймс обращается за помощью к колдунье Мэдж. Колдунья таит обиду на юношу — она помнит, как он прогнал ее, когда она пришла погадать Эффи. Мэдж предлагает Джеймсу волшебный шарф, с помощью которого он сможет пленить неуловимую Сильфиду. Джеймс набрасывает шарф на плечи Сильфиды, но это прикосновение гибельно для нее. Крылышки опадают, с ними уходит ее жизнь, и она умирает на руках несчастного юноши.»

Подруги уносят Сильфиду в облака. Джеймс в отчаянии… Вдали проходит свадебное шествие, сопровождающее Эффи и Гурна.

«Дон Кихот» - сны Дон Кихота

Сцена сна Дон Кихота — невероятное по красоте, нежности и волшебности зрелище, и в этом огромная заслуга художника-постановщика Евгения Спекторова. На нижегородской сцене Дон Кихоту снится, что он — в хрустальном дворце с хрустальным, но таким «настоящим» фонтаном, и этот дивной, нереальной красоты дворец, хрусталинки которого готовы вот-вот зазвенеть на нежнейшем пиано, — одна из самых прекрасных сценографических вершин, которые мне посчастливилось видеть в театрах. Дриад Спекторов одел в бело-бирюзовые пачки, очень им идущие и производящие впечатление сказочной воздушности. В такой атмосфере танцевать можно только прекрасно, это и демонстрировали солистки и кордебалет.

«Раймонда» - сны Раймонды.

«Отшумел праздник, разошлись гости. Уставшая Раймонда погружается в сон на террасе, освещенной луной. Появляется Призрак Белой дамы и велит Раймонде следовать за ней. Раймонда подчиняется.

Терраса, выходящая в сад при замке Дорис. Сюда, влекущая Белой дамой, приходит Раймонда. Сад заволакивает туман, а когда он рассеивается, Раймонда видит своего жениха. Она бросается к нему. Но перед девушкой оказывается шейх Абдерахман. Он объясняется ей в любви, Раймонда негодует. Абдерахман исчезает, но девушку окружают призраки, и она теряет сознание. Наступает рассвет. Призраки рассеиваются. Появившиеся дамы и пажи спешат помочь Раймонде.»

Монолог

- форма выражения мыслей. Появилось в начале 20-го века, ее корни лежат в драматическом театре. Резкого отличия от других вариаций нет, изначально монолог осуществлялся в пантомиме.

Вариация-монолог или хореографический монолог представляет собой трёх, или четырёхчастную форму. Характер, сопутствующие обстоятельства, чувства – всё здесь более конкретные, в отличие от балетной вариации. Монолог может быть решён с помощью всевозможных выразительных средств. Создавая своё произведение, балетмейстер раскрывал чувства героя в определённый, переломный момент в его жизни, прослеживая реакцию характера на события. Монолог Фригии в балете «Спартак» постановщика Л. Якобсона, вызван издевательствами спартанцев на пиру. Монолог Ивана Грозного передаёт чувства и переживания смерти любимой жены Анастасии. Во всех вариациях-монологах

сохраняется принцип хореографической логики, контрастности. В вариациях-монологах (хореографических монологах) главным является содержательное начало.

Сольное исполнительство существует и в других жанрах танцевального искусства. Соло от итальянского «solo», от латинского «solus» – «один». В различных видах искусств термин означает исполнение одним танцовщиком (или танцовщицей) вариации, концертного номера или любого танцевального фрагмента в балетном спектакле.


Действенный дуэт

- танцевальная форма, работающая на сюжет, выяснение взаимоотношений героев, также воплощающая развитие действия балетного спектакля.

а) в дуэте согласия - духовное единство

б) в дуэте борьбы - противоборство

(«Каменный цветок» 1957г. Ю. Григорович - Данила Мастер приходит на змеиную горку встречаться с хозяйкой медной горы, которая начала его испытывать, чтобы проверить достоин ли это человек знать тайну камня)

Танцевальный диалог

- некий разговор между персонажами, в итоге они могут достичь единства мнения - их хореография становится синхронной и единой.

«Танец-диалог» – это высший вид дуэтного танца. Здесь каждый партнёр посредством индивидуальной пластики ведёт свою тему, несущую мысль и чувство. Дуэты в форме

действенного диалога, являются непременной важнейшей частью балетного спектакля. Но следует отметить, что термин не закрепился в балетном обиходе, это объясняется тем, что

момент общения героев есть в каждом дуэте, к примеру, Фригия и Спартак, Жизель и Альберт и т. д. Общение, взаимосвязь с партнёром – элемент единый у дуэта с диалогом.

«Легенда о любви» (Юрий Григорович) - встреча принцессы Ширин и скульптура Ферхода. (вкакой-то момент они начинают танцевать зеркально, становится понятно, что их души тянутся друг к другу)

Па-да-ксьон (Pas - d’ aktion)

(действенный танец)

Танец, по которому действие будет читаться, но оно не превращается в пантомиму.

Он выражает и внешнее и внутреннее действие. Действие конкретных движений в танце, в нем присутствуют изобразительные мотивы, характерность и жестикуляция.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: