Реки Челябинской области.
Форма учебного занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков, используя региональный компонент.
Цели учебного занятия:
1. учащиеся должны:
знать: классификацию внутренних вод области, происхождение и топонимику рек, закономерности их размещения, хозяйственное значение рек.
уметь: характеризовать и выявлять главные черты рек области.
2. воспитывать у учащихся:
понимание значения рек в природе и для жителей Челябинской области, бережное отношение к водным ресурсам.
3. формирование и развитие навыков:
продолжить формирование умений проводить измерения направления водных потоков; выявлять различия горных и равнинных рек Челябинской области; самостоятельной работы с текстом, картой, дополнительной справочной литературой, умение работать индивидуально, коллективно.
Планируемые результаты: называть и показывать крупнейшие реки Челябинской области. Правильно использовать в речи географические термины, знать происхождение названия рек. Устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы, слушать собеседника и вести диалог, работать в группе, излагать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к теме урока.
Предметные результаты обучения: выявлять и знать объекты при изучении темы.
Метапредметные результаты обучения: умение работать с дополнительным текстом, выделять в нем самое главное. Получать различную информацию из различных источников (учебники, карты, презентация).
Оборудование и средства обучения:
1. Челябинская область. Атлас. – Изд. 2-у, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010
2. Челябинская область. Контурные карты по географии: учеб. пос./сост. М.С.Гитис.- Челябинск: АБРИС, 2010
3. Настенная физическая карта Челябинской области
Приложение 1. "Школа юного краеведа"
(справочная информация с интернет ресурса)
Приложение 2. Таблица «Крупнейшие реки Челябинской области»
Приложение 3. Практическая работа
Приложение 4. Маршрутный лист «Записки путешественника»
Фрагмент документальных фильмов: «Путешествие к истоку реки Миасс»
Технологическая карта учебного занятия
«Реченька, голубушка,
Ты куда бежишь,
Реченька, лебёдушка,
Что всегда спешишь? »
«Убегаю, детушки,
В голубую даль».
Убежит, сердечная.
Как нам будет жаль!
Автор: Ирис Ревю
№\п | Вопросы и задания, направленные на организацию деятельности учащихся |
Организационно – мотивационный блок | |
1. | Учитель приветствует учеников, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, отмечает отсутствующих. Целеполагание. |
Информационно - аналитический блок | |
2. | Повторение ранее изученного материала. |
3. | Просмотр фрагмента видео фильма: «Путешествие к истоку реки Миасс» |
4. | Обсуждение опережающего домашнего задания: «Записки путешественника» |
5. | Постановка проблемного вопроса Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас, вы – для своих детей. Это и есть смысл жизни. У реки есть так же смысл жизни. В чём он, по вашему мнению, заключается? (Донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе.) |
6. | Объяснение учителя с использованием презентации |
7. | Физкультминутка Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.) |
8. | Выполнение практической работы с использованием справочной информации (приложение 1, приложение 2, приложение 3, топонимические словари) |
Рефлексивно – оценочный блок | |
Показать на настенной карте крупнейшие реки Челябинской области | |
Назвать самые самые… | |
11. | Ответить на вопросы: - Установите соответствие между реками Челябинской области и местами отдыха, расположенными на их берегах. - какое значение имеют озера для жителей Челябинской области? |
12. | Выполнить проект: -Топонимический словарь гидронимов (рек) Челябинской области |
Дополнительная литература:
1. География. Челябинская область. 5-7 классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций по проектированию учебного предмета с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории / под ред. В. М. Кузнецова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015.-120 с.
2. Маркова, Анна Сергеевна. Практикум по краеведению. 6 класс [Текст]: [пособие] / А. С. Маркова, Т. М. Погорелова, Т. В. Швецова; Челябинский ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. - Челябинск: Абрис, 2010. – 109
3. Реки Челябинской области – материалы студентам и ученикам// интернет ресурс: https://www.geoguides.ru/guide-502.html
Автор технологической карты учебного занятия:
Махалина Елена Николаевна,
МОУ «СОШ № 16» Копейского городского округа