Руководство, отвечающее библейским требованиям




БИБЛЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ СТАРЕЙШИН (ПРЕСВИТЕРОВ)

Александр Штраух


Восстановление служения старейшин на его законном месте в Церкви

 

Эта статья является кратким изложением библейского учения о старейшинах (пресвитерах) – настоятельным призывом к восстановлению библейского руководства церковью.


ПРОБЛЕМА

Посетив однажды концерт духовной музыки, я получил познавательный урок по экклезиологии (учение о церкви – Примеч. переводчика). Когда я вошел в главное фойе церковного здания, где проходил концерт, я тут же заметил фотографии с именами старшего пастора и его помощников, расположенные в виде пирамиды на стеклянном стенде. Фотография старшего пастора располагалась на вершине, ниже – три фотографии вторых пасторов, фотографии же остальной части церковного штата образовывали основание этой пирамиды. Пройдя дальше по зданию церкви и свернув в прилегающий холл, я увидел еще один стеклянный стенд, на котором находились фотографии с именами церковных старейшин. Я сразу же подумал: «Это же яркая иллюстрация того, что церковные старейшины задвинуты на такое место, которое еле различимо в церкви!» Но это сильно отличается от новозаветной модели церковного руководства.

Моя первая встреча со старейшинами церкви произошла в то время, когда, будучи еще подростком, я готовился к конфирмации («У католиков так называется таинство миропомазания, совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением, как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества. У протестантов (лютеран и англикан), которые не признают таинства миропомазания, К. состоит из исповедания веры конфирмуемым, нравоучительной речи к нему пастора и молитвы о нем, прочитываемой пастором. Она служит актом торжественного, сознательного и свободного выражения личной веры конфирмуемого в И. Христа, как Бога и Спасителя, и вместе с тем актом испытания его в вере церковью и окончательного введения его в состав церковного общества…» (из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) – Примеч. переводчика). Во время уроков подготовки к конфирмации я рассказал служителю о своем обращении ко Христу, которое произошло предыдущим летом в христианском лагере. Его так заинтриговало мое пылкое свидетельство о Христе, что он попросил меня поделиться своей историей со старейшинами церкви. Таким образом, я встретился с ними и рассказал о своих новых взаимоотношениях с Иисусом Христом. Они сидели, не проронив ни слова, с абсолютно озадаченным видом. Меня опечалила их реакция на мое свидетельство, так как я увидел, что они совершенно не поняли того, о чем я говорил. То переживание оставило меня с чувством некоторого разочарования в старейшинах и в церкви в целом.

Мое следующее знакомство с пресвитерами церкви, напротив, сильно отличалось от предыдущего. В то время я учился в колледже далеко от дома, и меня пригласили в одну церковь, в которой проповедовали и практиковали библейское служение старейшин. Пресвитеры той церкви серьезно восприняли новозаветное повеление старейшинам соответствовать библейским требованиям и активно пасти Божье стадо. Они обеспечили сильное руководство, полную любви пасторскую заботу и дисциплину, здравое библейское учение и смиренный, жертвенный пример христианской жизни. Как результат, их высоко ценили в церкви. Вдохновляющий пример этих людей впервые пробудил во мне живой интерес к вопросу служения пресвитеров в церкви.

Позже, в семинарии, мой возросший интерес к теме старейшин был встречен неодобрительно. Во время занятия по структуре церкви, на котором упрямо отвергалась любая мысль руководства церкви старейшинами, я спросил профессора: «Но что тогда делать со всеми местами Писания о пресвитерах?» Он тут же отреагировал: «Места Писания о пресвитерах не значат ничего!» Я подумал про себя, но у меня не хватило смелости высказать это вслух: «А что же тогда вообще что-либо значит? Ваши несуществующие тексты о духовенстве?» Этот и другие подобные случаи послужили только тому, что укрепили мое возрастающее убеждение в том, что тема церковного руководства представляла собой здравое библейское учение, которое большинство церквей либо игнорировало, либо неправильно истолковывало.

Несколько лет спустя, я готовил серию проповедей на тему Церкви. Когда я подошел к вопросу о старейшинах (пресвитерах), я был шокирован, обнаружив, что по нему не было ни одной полноценной книги. Были лишь маленькие буклеты, журнальные статьи и отдельные главы книг, но ни одного тщательного разбора этой темы с соответствующими разъяснениями и комментариями. В подобное отсутствие освещения данного вопроса было трудно поверить, особенно в свете того, что в первых церквах старейшины играли ключевую роль в руководстве, а также большого количества библейских текстов, посвященных пресвитерам. В конце концов, у меня назрела необходимость самому написать на эту тему.

Я не верю в то, что каким-либо учением Священного Писания можно пренебречь или вычеркнуть из жизни. И все же именно так поступили многие церкви в отношении библейского учения о служении старейшин (пресвитеров). Даже среди тех церквей, которые стараются следовать библейской модели руководства церковью, роль старейшин сводится к тому, что они представляют собой временный церковный орган, состоящий из прихожан, что идет вразрез с новозаветной моделью пасторского служения старейшин. Хотя подобные церкви могут иметь пресвитеров, они не соответствуют библейским требованиям.

Буквально десятки тысяч церквей по всему миру практикуют ту или иную модель пресвитерского руководства церковью, так как они верят, что это библейское учение. К сожалению, из-за того, что сторонники служения старейшин потерпели полную неудачу в том, чтобы адекватно сформулировать это учение, в большинстве церквей, руководимых старейшинами, эта тема окружена различными небиблейскими представлениями и большой неразберихой. Бытуют искаженные убеждения относительно вопроса старейшин (пресвитеров), которые мешают церквам практиковать истинно библейскоепресвитерство в церкви. Этот вопрос слишком важен, чтобы оставлять поместную церковь в хаосе и заблуждении на эту тему.

Чтобы помочь разобраться с ужасной неразберихой по вопросу старейшин, я написал книгу «Библейское служение старейшин (пресвитеров): настоятельный призыв к восстановлению библейского руководства церковью». Эта книга предназначалась, в основном, тем церквам, которые практикуют служение старейшин (пресвитеров), но могут заблуждаться относительно его истинного библейского характера и полномочий. Данная статья кратко суммирует библейское учение о старейшинах (пресвитерах). Надеюсь, что это подогреет ваш аппетит прочитать всю книгу, но важнее то, чтобы это побудило вас к дальнейшему изучению библейского учения о служении старейшин. Вне всяких сомнений, драгоценные истины еще ждут своего открытия.


БИБЛЕЙСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЖЕНИЯ СТАРЕЙШИН (ПРЕСВИТЕРОВ)

Несмотря на все то, что сообщает Новый Завет, библейское учение о старейшинах (пресвитерах) всегда воспринималось неправильно. Даже те церкви, которые претендуют на руководство старейшинами или пресвитерами, отвели им такое место, которое фактически является лишь придатком для рукоположенного пастора и его штата, несмотря на их ключевую роль и высокое положение. Чтобы пролить свет на современную церковную практику библейского руководства, я представляю следующие пять важных сторон новозаветного христианского служения старейшин: пасторскоеруководство, совместное руководство, мужское руководство, руководство, отвечающее библейским требованиям, и служащее руководство.

Пасторское руководство

Когда большинство христиан слышит о старейшинах (пресвитерах) церкви, они представляют себе центральный церковный орган, представителей из прихожан, влиятельных людей внутри поместной церкви или советников пастора. Они видят в старейшинах или пресвитерах политиков, финансистов, сборщиков средств или администраторов. Я называю такого рода старейшин «оргкомитетчиками». Люди не ожидают, что «оргкомитет пресвитеров» будет учить Слову или осуществлять пасторское служение в жизни людей. Виктор A. Констиен, лютеранский представитель и автор книги «Заботливый старейшина», проиллюстрировал этот популярный взгляд на роль пресвитеров следующим образом: «Члены центрального совета старейшин в церкви не являются сопасторами. Они ассистируют своему пастору… Старейшины помогают оснастить и укрепить рабочие взаимоотношения церковного штата».

Подобная точка зрения не только лишена библейского основания, но и полностью противоречит новозаветному Писанию. Человеку не надо уметь читать по-гречески или иметь высшее богословское образование, чтобы понять, что современное понятие церковного совета старейшин явно противоречит новозаветному определению служения пресвитеров. Согласно Новому Завету старейшины (пресвитеры) руководят церковью, проповедуют Слово и учат, защищают церковь от лжеучителей, увещевают и наставляют святых в здравом учении, навещают больных и молятся за них, а также дают оценку и выносят решения по доктринальным вопросам. Согласно библейской терминологии пресвитеры (старейшины) пасут поместную церковь, смотрят за нею, руководят ею и заботятся о ней.

Таким образом, когда Павел и Петр напрямую призывают старейшин исполнять свои обязанности, и тот, и другой говорят о пастырской роли. Следует принять во внимание, что эти два великих апостола поручают пасти поместную церковь не какой-то другой группе людей и не одному человеку, а пресвитерам (старейшинам). Павел напоминает асийским старейшинам, что Бог Дух Святой поставил их в стадо в качестве блюстителей, т.е. смотрителей, с той целью, чтобы пасти церковь Божью (Деян. 20:28). Петр увещевает пресвитеров быть такими, какими должны быть пастыря стада (1 Пет. 5:2). Поэтому мы должны рассматривать апостольских христианских старейшин в качестве подлинных пасторов стада, а не как исполнительных секретарей, администраторов или советников пастора.

Если мы хотим понять, кто такие христианские пресвитеры и в чем состоит их труд, мы должны понимать библейскую функцию пастыря. Являясь хранителями овец, библейские старейшины призваны защищать, кормить и вести стадо, а также помогать в обеспечении множества практических нужд стада. В свете этих четырех широких пасторских категорий давайте кратко рассмотрим примеры, учение и наставления Нового Завета относительно старейшин-пастырей или пресвитеров-пастырей.

Защита стада: Основная часть труда новозаветных старейшин сводится к тому, чтобы защищать поместную церковь от лжеучителей. Покидая Малую Азию, Павел собрал пресвитеров церкви в Ефесе для прощального наставления. Суть увещевания Павла такова: берегите стадо – волки идут:

«Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви… Итак внимайте себе и всему стаду [следите за собой и за всем стадом], в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Поэтому бодрствуйте » (Деяния 20:17,28-3).

Согласно предъявленным требованиям Павла к пресвитерам потенциальный старейшина должен настолько хорошо знать Библию, чтобы быть способным противостать лжеучителям:

«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен … держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен … противящихся [здравому учению] обличать» (Титу 1:5-6,9).

Иерусалимские старейшины, например, встретились с апостолами для обсуждения доктринального отклонения: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего [доктринального] дела» (Деян. 15:6). Как и апостолы, иерусалимские пресвитеры должны были знать Слово, чтобы быть способными защитить стадо от лжеучителей.

Кормление стада: В отличие от современных церковных оргкомитетов старейшин, все новозаветные пресвитеры должны были быть «учительными», т.е. способными учить (1 Тим. 3:2). Перечисляя в своем письме к Титу те качества, которыми должен обладать старейшина, Павел говорит: «(Епископ должен) держаться истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Титу 1:9). В чрезвычайно важном отрывке относительно старейшин Павел пишет о некоторых из них, которые трудятся в проповеди и учении и потому заслуживают финансовой поддержки со стороны поместной церкви:

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тимофею 5:17-18).

Павел напоминает ефесским пресвитерам, что он учил их и церковь всему плану и намерению Божьему: «Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян. 20:27). После этого настало время для старейшин делать то же самое. Так как им повелено пасти стадо Божье (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:2), частью их пастырской задачи является кормление стада Словом Божьим.

Вождение стада: В библейском языке пасти народ или какую-либо группу людей означает вести или направлять их (2 Царств 5:2; Пс. 77:71-72). Согласно Деяниям 20 и 1 Петра 5 старейшины обязаны пасти церковь Божью. Поэтому, помимо всего прочего, пасти поместную церковь означает вести ее. Церкви в Ефесе Павел пишет: «Достойно начальствующим [ведущим, направляющим, руководящим] пресвитерам должно оказывать сугубую честь» (1 Тим. 5:17). Таким образом, пресвитеры должны вести, направлять, руководить, управлять и любым другим образом заботиться о стаде Божьем.

В Титу 1:7 Павел настаивает на том, что потенциальный старейшина (пресвитер) должен быть морально и духовно безупречным, так как он станет Божьим управителем, «домостроителем». Управитель – это «управдом», то есть тот, кто несет официальную ответственность за хозяйских слуг, имущество, в том числе и финансы. Старейшины или пресвитеры – это управляющие Божьим домом, поместной церковью.

Старейшин также называют «блюстителями» или смотрителями, что означает: они смотрят за церковью и руководят ею. Петр использует глагольную форму слова «блюстителя» (смотрителя), когда увещевает пресвитеров: «Пастырей ваших умоляю я … пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая [смотря] за ним …» (1 Пет. 5:1-2). В этом примере Петр соединяет понятия «пасти» и «смотреть», призывая старейшин исполнять свои обязанности. Таким образом, мы можем говорить о главной функции старейшин (пресвитеров), состоящей в пасторском присмотре за поместной церковью.

Помощь в восполнении многих практических нужд стада: Вдобавок к знакомым широким аспектам защиты, кормления и водительства стада, старейшины также должны нести ответственность за восполнение разнообразных нужд стада. Например, Иаков наставляет заболевших членов стада призывать пресвитеров церкви: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14). Павел наставляет ефесских старейшин заботиться о слабых и нуждающихся в стаде: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: „блаженнее давать, нежели принимать”» (Деян. 20:35).

Являясь пастырями стада, старейшины должны быть доступными в обеспечении нужд овец. Эта ответственность включает в себя: посещение больных и утешение тех, кто потерял близких; укрепление слабых; молитва за всех овец; посещение новых членов; консультирование тех пар, которые помолвлены, женаты и/или разведены; а также решение многих ежедневных вопросов, относящихся к внутренней жизни общины.

Упорный труд и жертва: Пока роль старейшины рассматривается как некий статус или занимаемое положение в церкви, на это место будет множество добровольцев. Но когда это рассматривается как ответственный пасторский труд, не многие бросаются туда волонтерами. Одна из причин того, что есть так мало пресвитеров-пастырей или хорошего церковного руководства, состоит в том, что в большинстве своем люди духовно ленивы. Это основная причина того, почему большинство церквей никогда не устанавливает у себя библейское служение старейшин. Мужья охотней позволяют кому-либо еще исполнять их духовные обязанности, будь то их жены, духовенство или церковные профессионалы.

Библейское служение старейшин (пресвитеров) не может существовать в атмосфере номинального (формального) христианства. Не может быть библейского служения старейшин в той церкви, в которой отсутствует библейское христианство. Чтобы библейское служение пресвитеров функционировало эффективно, для этого требуется наличие таких людей, которые будут всецело посвящены жизни в соответствии с принципами нашего Господа относительно ученичества. Библейское служение старейшин зависит от тех людей, которые, прежде всего, ищут Царства Божьего и правды Его (Матф. 6:33); которые представили себя в качестве живой и святой жертвы Богу и смотрят на себя как на рабов Господа Иисуса Христа (Рим. 12:1-2); которые любят Иисуса Христа превыше всего остального; которые с готовностью жертвуют собой ради других;которые стремятся к тому, чтобы любить так, как любил Христос; которые дисциплинировали себя и умеют жертвовать собой, взяли свой крест и готовы страдать за Христа.

Некоторые люди говорят: «Нельзя ожидать того, чтобы приходские члены, имеющие семьи, трудились весь день, а затем пасли поместную церковь». Это утверждение попросту не является правдой. Многие люди содержат семьи, работают и тратят львиную долю своего времени на общественные дела, клубы, спортзалы и/или религиозные организации. Различные культы сформировали большие приходские движения, которые выживают, в основном, благодаря добровольному участию и усилиям своих членов. Мы, верующие в Библию христиане, становимся ленивой, слабой группой христиан, которые делают что-либо тогда, когда им за это заплатят. Просто удивительно, как много могут совершить люди, когда они мотивированы трудиться для достижения любимой ими цели. Я видел людей, которые, например, строили или ремонтировали дома в свое свободное время. Я также видел то, как люди дисциплинировали себя для приобретения феноменального знания Писания.

Таким образом, реальная проблема состоит не в том, что люди ограничены во времени и энергии, но в ложных представлениях о работе, христианской жизни, приоритетах в жизни и, в особенности, христианском служении. Павел говорит ефесским пресвитерам: «Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои эти. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”» (Деян. 20:34-35). Как работающим людям пасти церковь и вместе с тем сохранять благочестивую семейную жизнь и работу? Они могут сделать это благодаря самопожертвованию, самодисциплине, вере, постоянству, упорному труду и силе Духа Святого. Р. Пол Стивенс, автор книг и преподаватель вРегент колледже в Ванкувере (провинция Британская Колумбия в Канаде), наставляет нас на верный путь, когда пишет следующее: «Что касается «делателей палаток», то для того, чтобы им совмещать три занятости (работу, семью и служение), они должны избрать жертвенный стиль жизни. «Делатели палаток» должны жить обрезанной жизнью и буквально находить отдых и покой в ритме служения Христу (Матф. 11:28). Они должны быть готовыми отказаться от определенного карьерного роста и личного досуга ради привилегии получить награду (Филип. 3:14). Многие согласятся быть «делателями палаток», если бы при этом можно было быть богатым и жить продвинуто и стильно. Но истина состоит в том, что весомое служение в церкви и в обществе может прийти только через жертву».

Совместное руководство

Совместное руководство не должно быть новым понятием для читающих Библию христиан. Совместное руководство уходит корнями в ветхозаветный институт старейшин Израиля и в установление апостольства Иисусом Христом. Очень важным фактом, которым часто пренебрегают, является то, что наш Господь не назначил одного человека руководить Его церковью. Он лично назначил и обучил двенадцать человек. Иисус Христос дал церкви множество руководителей. Двенадцать человек составляли первый руководящий совет церкви и сообща вели и учили первую христианскую общину самым наглядным образом. Служение двенадцати представляет собой изумительный пример единства, смиренной братской любви и коллективной руководящей структуры.

Примером совместного руководства является также назначение семи человек, которые были призваны облегчить служение двенадцати, освободив их от обязанности распределять пищу между вдовами церкви (Деян. 6:3-6). Служение этой семерки стало прообразом более позднего служения дьяконов. Нет никакого указания на то, что кто-либо один из семерых был главным, а другие были его помощниками. Являясь целостной группой служителей, они совместно трудились во благо иерусалимской церкви. Основываясь на всех известных нам библейских свидетельствах, можно сделать вывод, что дьяконы, как и старейшины (пресвитеры), составляли коллективный руководящий совет.

Новый Завет открывает то, что пасторское попечение во многих первых церквах осуществлялось множеством старейшин. Это касается наиболее ранних иудейско-христианских церквей в Иерусалиме, Иудее и соседних странах, а также во многих первых языческих церквах. Интересно заметить, что протестанты не оспаривают идею множества дьяконов в попытках иметь единственного дьякона, но в то же время многие оспаривают идею множественности старейшин. Странно, что большинство христиан не имеют проблем с принятием взгляда на множество дьяконов в церкви, но их очень раздражает и даже пугает мысль о множестве пресвитеров, хотя она и является гораздо более очевидной в Новом Завете. Несмотря на подобный страх, взгляд на коллективное руководство посредством совета старейшин, должен находить такую же поддержку, что и взгляд на множество дьяконов в церкви.

Я убежден в том, что основная причина этого страха среди христиан состоит в том, что они на самом деле не понимают новозаветное учение о множестве старейшин, а также всех тех богатых преимуществ, которые оно дает поместной церкви. Многие ошибочно полагают, что новозаветная функция старейшин заключается в привилегированности положения, в определенной церковной должности, доступной всем желающим. Наоборот, модель служения пресвитеров согласно Новому Завету требует достойных кандидатов на руководящее положение, которые отвечают конкретным моральным и духовным качествам еще до назначения на служение (1 Тим. 3:1-7). Церковь должна публично исследовать, отвечают ли данные кандидаты предъявляемым требованиям (1 Тим. 3:10). Избранные старейшины должны быть публично поставлены на служение (1 Тим. 5:22; Деян. 14:23). Они должны быть движимы Духом Святым и наделены от Него властью исполнять свой труд (Деян. 20:28). И, наконец, они должны быть признаны, любимы и почитаемы всей церковью. Подобная честь, оказываемая общиной, включает в себя предоставление финансового обеспечения пресвитерам, имеющим уникальный дар проповедовать и учить, что позволяет некоторым из них служить церкви полное или неполное время (1 Тим. 5:17-18). Таким образом, команда достойных, посвященных, поставленных Духом Святым старейшин (пресвитеров) – это не пассивный, бесполезный оргкомитет, но это эффективная форма руководящей структуры, которая приносит огромную пользу церковной семье.

Совет равных: Руководство, осуществляемое советом старейшин, является такой формой правления, которую можно было найти в практически любом обществе Ближнего Востока древности. Это являлось фундаментальной правящей структурой израильского народа во всей его ветхозаветной истории (Исх. 3:16; Ездра 10:8). Для Израиля – патриархального общества, состоящего из племен или колен, – институт старейшин был такой же основной неотъемлемой частью, как и институт семьи. Поэтому когда Новый Завет повествует о том, что Павел, являясь иудеем, пропитанным Ветхим Заветом и иудейской культурой, назначил пресвитеров в своих только что образованных церквах (Деян. 14:23). Это означает, что он установил совет старейшин в каждой поместной церкви.

По определению, структура правления посредством старейшин представляет собой коллективное руководство, в котором каждый из пресвитеров обладает равным положением, властью и ответственностью служения. Эта форма руководящей структуры носит различные названия. Более формально она называется коллективным, корпоративным или коллегиальным руководством. Говоря современным языком, можно назвать такую форму церковного руководства мультиплярной, многосторонней, совместной или командной. Я использую эти термины в качестве синонимов в данной статье. Противоположностью коллективному руководству является унитарное руководство, монархическое правление или единоначалие.

Первый среди совета равных: Лидеры среди лидеров: Чрезвычайно важная, но ужасно искаженная сторона библейского служения старейшин (пресвитеров), – это принцип «первый среди равных» (1 Тим. 5:17). Превратное понимание этого принципа привело к тому, что некоторые старейшины стали трагически неэффективными в своей пасторской заботе и руководстве. Хотя пресвитеры должны действовать сообща, как один совет, и делить равную власть и ответственность за руководство церковью, все старейшины не являются равными по своей одаренности, библейским познаниям, руководящим качествам, опыту или посвящению. Поэтому те из старейшин, которые являются особо одаренными лидерами и/или учителями, естественным образом выделятся среди остальных как лидеры и учителя внутри группы руководителей. Это то, что римляне называли interpares, что значит «первый среди равных», или primiinterpares, что означает «первые среди равных».

Принцип «первый среди равных» наблюдается, прежде всего, в избрании нашим Господом двенадцати апостолов. Иисус дал им всем силу проповедовать и исцелять больных, но среди них особым образом Он выделил троих: Петра, Иакова и Иоанна («первые среди равных»). Из этих троих, как и из двенадцати, больше всех выделялся Петр («первый среди равных»).

Являясь прирожденным лидером, главным спикером и человеком действия, Петр задавал тон, укреплял, вдохновлял и заряжал энтузиазмом всю группу. Без Петра эта группа была бы менее эффективной. Находясь в окружении одиннадцати других апостолов, которые были равными ему, Петр стал сильнее, более уравновешенным и защищенным от своего импульсивного характера и своих страхов. Несмотря на свои выдающиеся лидерские и ораторские способности, Петр не приобрел никакого особого, официального титула или положения, которое бы ставило его выше других одиннадцати. Они не были его подчиненными. Они не являлись его штатом или командой помощников. Он не был «старшим пастором» апостолов. Он был попросту первым среди равных себе, по одобрению нашего Господа.

Принцип «первый среди равных» в лидерских взаимоотношения можно наблюдать также среди семерых служителей, которые, как мы видели, были избраны для того, чтобы освободить апостолов от определенных обязанностей (Деян. 6). Филипп и Стефан выделяются как выдающиеся личности среди пяти остальных братьев (Деян. 6:8; 7:60; 8:5-40; 21:8). И все же, как повествует Писание, эти двое не обладали никаким особым положением или статусом, который возвышал бы их над другими.

Принцип «первый среди равных» виден далее во взаимоотношениях Павла и Варнавы во время их первого миссионерского путешествия. Они оба были апостолами, и все же Павел был «первым среди равных», так как являлся «главным спикером» и динамичным лидером (Деян. 13:13; 14:12). Хотя Павел, несомненно, был более одаренным из этих двух апостолов, у него не было формального ранга, который бы ставил его выше Варнавы, – они трудились как партнеры в деле Евангелия. Подобные взаимоотношения, по всей видимости, существовали между Павлом и Силой, который также был апостолом (1 Фесс. 2:6).

Наконец, принцип «первый среди равных» очевиден в том, как общины должны почитать своих старейшин. Павел пишет относительно пресвитеров церкви в Ефесе: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17-18). Все старейшины должны быть способны учить Слову, но не все из них желают трудиться полное время, уча и проповедуя. Поместная церковь должна хорошо заботиться о тех, кто особенно одарен в учении и тратит свое время на исполнение этого труда. Пусть для нас будет ясным тот факт, что именно духовная одаренность старейшин производит в церкви духовный рост и преуспевание, а не только форма пресвитерского правления.

Это, однако, не означает, что те старейшины, которые являются первыми среди равных, принимают все решения и думают за группу, или становятся «пасторами», тогда как другие – «простые старейшины». Называть одного руководителя «пастором», а остальных – «старейшинами или пресвитерами», или одного – «священником», а других – «приходскими старейшинами», – значит не основываться на библейском прецеденте. Подобная практика не приведет к библейскому служению пресвитеров. По крайней мере, на практике, это создаст отдельное, превосходящее всех остальных положение, как это произошло в начале второго века, когда произошло разделение между «епископами» и «пресвитерами (старейшинами)».

Преимущество принципа «первый среди равных» состоит в том, что он позволяет раскрыться функциональному, основанному на дарах разнообразию внутри команды старейшин без необходимости создавать особый служительский ранг, стоящий над другими равными пресвитерами. Как ведущие апостолы, такие как Петр и Иоанн, не носили никакого особого звания и не имели никакого формального отличия от других апостолов, те старейшины, которые получают сугубую честь, не образуют никакого официального класса и не обретают никакого особого статуса или положения. Тогда те пресвитеры, которые трудятся в Слове и осуществляют хорошее руководство церковью, являются, говоря словами из Писания, «начальствующими между братьями» (Деян. 15:22).

Мужское руководство

В библейском учении о служении старейшин (пресвитеров) есть многое, на чем сегодня претыкаются люди, посещающие церковь: понятие о старейшинах (пресвитерах), осуществляющих пасторское попечение, понятие о множестве пасторов, а также понятие о так называемых «белых» пасторах-старейшинах (-пресвитерах), не связанных с духовенством. Но ничто не вызывает столько возражений в умах современных людей, как библейская мысль о всецело мужском руководстве. Тем не менее, библейское служение пресвитеров (старейшин) должно быть мужским.

Верящий в Библию христианин находит пример мужского руководства, прежде всего, в личности Иисуса Христа. Наиболее очевидным фактом является то, что Христос пришел в этот мир как Сын Божий, а не как дочь Божья. Его мужское отличие отнюдь не было случайным выбором. Это была теологически обусловленная необходимость, чрезвычайно важная как для Его личности, так и для Его дела.

В ходе Своего земного служения Иисус подготовил и поставил двенадцать мужей, которых Он назвал «апостолами» (Луки 6:13). Избрав апостолами одних мужчин, Он подтвердил тот порядок творения, который представлен в Бытии 2:18-25. Лука сообщает нам, что перед избранием двенадцати учеников Иисус провел всю ночь в молитве Своему Отцу (Луки 6:12). Являясь совершенным Сыном, Иисус в полном послушании и повиновении воле Своего Отца избрал в качестве Своих апостолов двенадцать мужчин. Эти мужи являлись выбором Бога-Отца. Избрание Иисусом двенадцати апостолов-мужей основывалось на Божественных принципах и водительстве, а не на местных обычаях и традициях.

Как мы видели, эти двенадцать человек последовали примеру своего Господа и Учителя, поставив семерых мужей, а не семерых мужчин и женщин, когда им потребовалось сформировать официальную группу служителей для того, чтобы заботиться о церковных вдовах и средствах (Деян. 6:1-6). Тридцать лет спустя, после вознесения Христа на небо, Петр писал церквам северо-западной Малой Азии, призывая своих христианских сестер повиноваться своим мужьям подобно тому, как это делали «святые жены» эпохи Ветхого Завета (1 Пет. 3:5). Он также увещевал мужей заботиться о своих женах и напоминал им о том, что их жены являются сонаследницами «благодатной жизни» (1 Пет. 3:7). Таким образом, Петр продолжал следовать примеру своего Господа и учил о различии обеих ролей и равенстве между мужчиной и женщиной.

Библейский пример мужского лидерства наблюдается на протяжении всего Нового Завета. Говоря об отношениях в браке, Павел как нельзя лучше описывает Божественный порядок взаимоотношений между мужем и женой. В полном согласии с наставлением Петра о супружеском повиновении жен Павел учит тому, что у мужа есть власть и повеление вести в супружеских отношениях, в то время как жены имеют повеление повиноваться своим мужьям «как Господу». Следующие тексты говорят сами за себя:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Ефесянам 5:22).

«Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефесянам 5:24).

«Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Ефесянам 5:23).

«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Колоссянам 3:18).

«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:... чтобы старицы... вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Титу 2:1-5).

Подобно тому, как Павел учит о мужском главенстве в семье, точно так же он учит и о мужском главенстве в поместной церкви (1 Тим. 2:8-3:7). Так как семья является основной социальной ячейкой, а мужчина – главой, поставленным в семье, нам следовало бы ожидать того, что и в большой церковной семье старейшинами будут становиться мужчины. Обратите внимание на наставление Павла в 1 Тимофею 2:12: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем». Как каждая отдельная семья руководствуется определенными нормами поведения, так и семья поместной церкви руководствуется определенными принципами поведения и социального устройства. В 1 послании к Тимофею особое внимание уделяется вопросу соответствующего порядка и поведения мужчин, женщин и старейшин (пресвитеров) в поместной церковной семье. Своему посланнику в Ефесе Павел пишет: «Это пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:14-15).

Важным аспектом социального устройства церкви является поведение женщин в общине. В ефесской церкви в результате лжеучения, подвергавшего сомнению традиционный взгляд на роли мужчины и женщины, женщины-христианки вели себя вопреки всем допустимым нормам христианского поведения. Чтобы противостать неподобающему женскому поведению в церкви, Павел еще раз излагает христианские принципы поведения женщин: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:11-14).

Место Писания 1 Тимофею 2:11-14 призвано решить вопрос о женщинах-старейшинах (-пресвитерах). Павел воспрещает женщинам делать две вещи: в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: