Наглядный новозаветный образец




Когда слышишь то, что говорят некоторые теологи и богословы, можно подумать, что Библия не говорит ни слова ни о церковных старейшинах, ни о церковном управлении. Но это неправда. Новый Завет содержит доказательство того, что пасторский присмотр посредством совета пресвитеров осуществлялся практически во всех первых церквах. Эти поместные церкви располагались на широком географическом пространстве с разнообразием культур – от Иерусалима до Рима.

Примеры служения группы старейшин: Рассмотрим наглядный пример коллективного руководства посредством старейшин, существовавшего среди первых христианских церквей, как это записано в Новом Завете:

• Пресвитеры были в церквах Иудеи и прилегающих областях (Деян. 11:30; Иак. 5:14-15).

• Старейшины управляли церковью в Иерусалиме (Деян. 15,21).

• Среди церквей, которые были основаны Павлом, руководство посредством пресвитеров было установлено церквах в Дервии, Листре, Иконии и Антиохии (Деян. 14:20-23); в церкви в Ефесе (Деян. 20:17; 1 Тим. 3:1-7; 5:17-25); в церкви в Филиппах (Филип.1:1) и в церквах на острове Крит (Титу 1:5).

• Согласно много путешествовавшему посланию 1 Петра, старейшины служили в церквах во всей северо-западной части Малой Азии: Понтии, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1 Пет. 1:1; 5:1).

• Есть очевидные ссылки на то, что пресвитеры были и в церквах в Фессалонике (1 Фесс. 5:12) и в Риме (Евр.13:17).

Указания относительно старейшин: Новый Завет не только обеспечивает нас примерами церквей, руководимых старейшинами, но и содержит подробные наставления церквам о том, как заботиться о старейшинах, защищать их, дисциплинировать, избирать, восстанавливать и призывать. Апостолы ожидали соблюдения этих указаний, потому их следует рассматривать как нормативное учение для всех христианских церквей всех времен:

• Иаков велит тем, кто заболел, позвать пресвитеров церкви (Иак. 5:14).

• Павел поручает ефесской церкви финансово поддерживать тех старейшин, которые трудятся «в слове и учении» (1 Тим. 5:17-18).

• Павел наставляет поместную церковь в том, чтобы она защищала пресвитеров от ложных обвинений, дисциплинировала согрешивших старейшин и восстанавливала упавших (1 Тим. 5:19-22).

• Павел дает церкви указания относительно тех характеристик, которые должны быть присущи пресвитеру (1 Тим. 3:1-7; Титу 1:5-9).

• Церкви в Ефесе Павел говорит, что всякий, кто желает быть старейшиной, «доброго дела желает» (1 Тим. 3:1).

• Павел призывает церковь проверять потенциального старейшину на наличие в нем необходимых качеств (1 Тим. 3:10; 5:24-25).

• Петр наставляет молодых людей в церкви подчиняться церковным пастырям (1 Пет. 5:5).

• Павел учит, что старейшины являются домостроителями, руководителями, наставниками и учителями поместной церкви (Титу 1:7,9; 1 Фесс. 5:12;).

Указания и увещевания старейшинам: Кроме наставления церквам относительно старейшин, Павел, Петр и Иаков дают указания и непосредственно им:

• Иаков говорит пресвитерам, что они должны помолиться за больных и помазать их елеем во имя Господне (Иак. 5:14).

• Петр напрямую призывает старейшин с желанием пасти поместную общину и следить за ней (1 Пет. 5:1-2).

• Петр предупреждает пресвитеров, чтобы они не доминировали над остальными людьми (1 Пет. 5:3).

• Петр обещает старейшинам, что, когда возвратится Господь Иисус, они получат «неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:4).

• Петр увещевает старейшин облечься в смирение (1 Пет. 5:5).

• Павел напоминает ефесским пресвитерам о том, что Дух Святой поставил их в церкви быть блюстителями и пасти церковь Божью (Деян. 20:28).

• Павел велит пресвитерам охранять церковь от лжеучителей (Деян. 20:28) и помнить о том, что существует постоянная угроза проникновения лжеучения (Деян. 20:31).

• Павел напоминает старейшинам о том, чтобы они усердно трудились, помогали нуждающимся и были щедрыми как Господь Иисус Христос (Деян. 20:35).


ВЫРАЖЕНИЕ ИСТИННОГО ХАРАКТЕРА НОВОЗАВЕТНОГО СТИЛЯ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ

Структура управления поместной церковью многое говорит о характере самой церкви и ее философии служения. Поместная церковь – это не какая-то неопределенная масса народа, но особая группа людей, обладающих уникальным характером, миссией и предназначением. Я убежден в том, что структура управления церковью посредством старейшин наиболее гармонирует с истинным характером поместной церкви и находит свое выражение в нем, как это открыто в Новом Завете. Мы рассмотрим четыре стороны, где структура руководства церковью посредством старейшин или пресвитеров дополняет характер и теологию поместной церкви.

Церковь – это сплоченная семья братьев и сестер: Из различных новозаветных терминов, используемых для описания сути церкви, таких как «тело, невеста, храм, стадо», одним из наиболее употребительных является «семья», особенно родственный аспект семьи, выраженный в словах «братья и сестры». Роберт Бэнкс, выдающийся лидер во всемирном движении домашних церквей отмечает в своей книге «Взгляд Павла на общину»:

• «Хотя в последние годы метафоры Павла в отношении общины становились предметом тщательного изучения, особенно его описание церкви как «тела», его высказывание о ней как о «доме» или «семье» зачастую не принимается во внимание или упоминается лишь вскользь».

• Далее Бэнкс говорит о том, как часто употребляются эти «семейные» выражения и какое значение им придается.

• «Эти высказывания настолько многочисленны и встречаются так часто, что сравнение христианской общины с «семьей» надо считать самым значительным метафорическим описанием из всех… Больше, чем любые другие образы, которые использовал Павел, оно открывает суть его взгляда на общину».

Таким образом, поместная христианская церковь должна быть сплоченной семьей братьев и сестер. Подобное братство также выражает ключевой и основной принцип организации взаимоотношений между христианами (Рим.14:15,21; 1 Кор. 6:8; 8:11-13; 2 Фесс. 3:14-15; Филим. 15-16; Иак. 4:11). Иисус призывал к тому, чтобы Его последователи были истинными братьями и сестрами, и чтобы никто из них не вел себя как раввины Его времени, которые превозносились над остальными соотечественниками.

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: Учитель! Учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья » (Матфея 23:5-8).

В полном послушании учению Христа о смирении и братстве первые христиане отбросили особые звания, титулы и саны, священные одеяния, высокопоставленные положения и всякое важничанье для того, чтобы как-то выделять лидеров своих общин. Они также избрали необходимую структуру руководства для своих поместных конгрегаций – руководство посредством совета старейшин (пресвитеров). Первые христиане нашли в своем библейском наследии такую структуру управления, которая как нельзя лучше подходила их новой духовной семье и вероучению. Израиль был одной большой семьей, состоявшей из многих индивидуальных семей. Народ посчитал руководство группой старейшин наиболее подходящей формой самоуправления, которая обеспечивала справедливое представительство всех ее членов. То же самое относится и к поместной христианской церкви. Структура правления старейшинами или пресвитерами подходит такой большой семейной организации, как поместная церковь. Это позволяет любому брату общины, желающему того и обладающему для этого необходимыми качествами, войти в церковное руководство.

Церковь – это не клерикальное собрание: Поместная церковь – это не только сплоченная, любящая семья, состоящая из искупленных братьев и сестер, но это еще и не клерикальное собрание. В отличие от Израиля, который был поделен на священников и народ, христианская церковь первого столетия была народным движением. Отличительной чертой христианства была не клерикальная иерархия, но тот факт, что Божий Дух пришел, чтобы обитать внутри обычных, простых людей, и через них Дух явил жизнь Иисуса верующей общине и миру.

Исключительно важной истиной является то, что в Новом Завете нет особого священнического или клерикального класса, отличающегося от остального народа Божьего. При новом завете, утвержденном кровью Христа, каждый член церкви Иисуса Христа является праведным святым, царственным священником и одаренным Духом членом тела Христова. Павел учит тому, что в теле Христовом существует огромное разнообразие даров и служений (1 Кор. 12), но он абсолютно ничего не говорит о какой-то мистической пропасти между святейшим духовенством и обычными прихожанами. Если бы это существовало, то непременно такое фундаментальное понятие в церкви как деление на духовенство и прихожан, по крайней мере, хотя бы однажды упоминалось в Новом Завете. Новый Завет же, напротив, делает ударение на однородности народа Божьего (Еф. 2:13-19) и исключает классификацию на духовенство и мирян (прихожан), которая существовала между священником и народом при Ветхом Завете (1 Пет. 2:5-10; Откр. 1:6).

Клерикализм, т.е. понятие духовенства, не представляет собой библейское апостольское христианство. Действительно, реальное заблуждение, которому надо противостоять, состоит не в том, что один человек просто осуществляет руководство церковью, но в том, что одна персона в святом братстве сакрализуется из среды остальных братьев в священный культ, который не соответствует Писанию. На практике, рукоположенное духовное лицо, – это служитель, преподобный – это протестантский священник.

Библейское служение старейшин не может существовать в окружении клерикализма. Использование Павлом пресвитерской структуры управления поместной церковью является ясным практическим свидетельством против понятия духовенства, так как служение старейшин не является клерикальным по своей природе. В Библии старейшины всегда рассматриваются как «старейшины народа» или «пресвитеры церкви», но никогда – «старейшины Божьи». Старейшины представляют народ в качестве руководящих членов этого народа.

Насаждая церкви, Павел никогда не назначает священника или духовника для выполнения церковного служения. Когда он организовывает церковь, он оставляет после себя совет старейшин, избранных из верующих, чтобы они совместно смотрели за поместной общиной (Деян. 14:23; Титу 1:5). Совершенно очевидно, что это было все, что, по его мнению, было необходимо для поместной церкви. Так как поместная община его времени состояла из святых, священников и служителей, исполненных Духа, и так как Христос присутствовал в каждой конгрегации через личность Духа Святого, не были нужны никакие традиционные религиозные внешние атрибуты, такие как священные места, храмы-святыни или святейшие предстоятели (священники, духовенство или лики святых). Более того, с этим бы никто не мирился. Чтобы обеспечить общину необходимым руководством и защитой, Павел прибегает к неклерикальной структуре правления посредством пресвитеров – такой форме управления, которая бы не попирала господство Христа над Его народом, а также славный статус священнической и освященной группы людей, в которой каждый член является служителем.

Церковь – это община смиренных слуг: Я убежден, что одной из причин того, что апостолы выбрали пресвитерскую систему правления, было то, что она усиливала дух любви и смиренного слуги в христианской семье. Новый Завет представляет наглядный пример коллективного руководства в качестве идеальной лидерской структуры в такой общине, где первостепенными являются любовь, смирение и дух слуги. Правильное функционирование руководства в лице коллективного лидерства требует большего проявления смиренного духа слуги, чем руководство в одном лице. Чтобы служение старейшин могло действовать эффективно, руководителям необходимо оказывать друг другу взаимное уважение, подчиняться друг другу, терпеливо ожидать друг друга, проявлять искренний интерес к интересам и взглядам друг друга и прислушиваться друг к другу. Таким образом, наличие старейшин усиливает братскую любовь, смирение, взаимодействие, терпение и полную любви зависимость друг от друга – такие качества, которые отличают церковь с духом слуги.

Далее, совместное лидерство часто требует от каждого из руководителей большего, чем унитарное лидерство. Оно выявляет наше нетерпение друг к другу, гордое упрямство, твердолобость, эгоистичную незрелость, склонность к доминированию, отсутствие любви и понимания друг друга, а также молитвы. Оно также показывает, насколько мы слаборазвиты и незрелы в смирении, братской любви и истинном духе слуги. Подобно святым в Коринфе, мы быстры на то, чтобы развивать свои знания и дары, но медленны на то, чтобы становиться зрелыми в любви и смирении.

Я верю, что церкви сегодня отчаянно нуждаются в пробуждении любви, смирения и духа слуги. Такое пробуждение должно начаться с наших лидеров, и библейское служение старейшин является таким примером структуры, благодаря которой руководители учатся вместе трудиться во взаимной любви и смирении. Так как старейшины представляют собой микрокосм всей церкви, т.е. всю церковь в миниатюре, они служат всему телу живым примером взаимоотношений любви и служения друг другу. Итак, руководство в лице старейшин (пресвитеров) идеально подходит для церкви с духом смиренного слуги.

Церковь под главенством Христа: Самое главное – это то, что библейское служение старейшин стоит на страже того и всячески стремится к тому, чтобы Христос занимал превосходящее и главенствующее место в поместной церкви. Иисус оставил Своих учеников с драгоценным обетованием того, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20). Так как апостолы знали, что Иисус Христос черезДуха Святого уникальным образом находился с ними в качестве Правителя, Главы, Господа, Пастора, Учителя, Блюстителя, Первосвященника и Царя, они избрали такую форму правления, которая отражала эту отличительную фундаментальную христианскую истину. Эта истина не была теорией для ранних христиан, – она была реальностью. Первые церкви были воистину сконцентрированы на Христе и зависимы от Него. Христос Сам обеспечивал их всем необходимым, чтобы им быть в полном общении с Богом и друг с другом. Личность и труд Христа были настолько великими, завершенными и полными, что ничего даже по виду не могло умалить центральное значение Его присутствия, которое является достаточным для Его народа.

Итак, в течение первого столетия ни один христианин не осмелился бы занять положение или позволить себе чин или сан единоличного правителя, блюстителя (епископа) или пастора церкви. Однако мы, сегодняшние христиане, настолько привыкли говорить об одном «пасторе», что мы даже не останавливаемся, чтобы задуматься о том, что Новый Завет так не делает. Этот факт чрезвычайно важен, и мы не должны позволять нашей привычной практике заградить наш разум от принятия этой важной истины. Есть только одно стадо и один Пастор (Иоан. 10:16), одно тело и один Глава (Кол. 1:18), одно царственное священство и один великий Первосвященник (Евр. 4:14 и далее), одно братство и один Старший Брат (Римл. 8:29), один дом и один Краеугольный Камень (1 Пет. 2:5 и далее), один Посредник и один Господь. Иисус Христос является «Старшим Пастором», и все остальные – это Его сопастыри (1 Пет. 5:4).

Чтобы символизировать реальность присутствия и руководства Христа поместной церковью и ее лидерами, одна церковь ставит свободный стул у стола рядом с ведущим во время всех собраний пресвитеров. Это является видимым напоминанием пресвитерам о присутствии и господстве Христа, об их положении как о Его сопастырях, а также об их зависимости от Него в молитве и Слове.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫИ ОСВЯЩЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЛИДЕРОВ

Теперь мы подошли к двум чрезвычайно важным причинам и преимуществам пасторского руководства посредством совета старейшин, признанных достойными этого служения. Во-первых, коллективная руководящая структура служения пресвитеров обеспечивает необходимую подотчетность, которая является защитой от конкретных грехов, которые поражают духовных лидеров. В свою очередь, это защищает духовное состояние поместной церкви и свидетельство имени Господа. Во-вторых, структура руководства командой старейшин обеспечивает равноправие взаимоотношений, помогая сбалансировать слабости руководителей и исправить их характер, что является важной стороной в процессе освящения духовных лидеров.

Подотчетность руководителей: Английский историк лорд Актон говорил: «Власть способна развращать, но абсолютная власть развращает абсолютно». Библия проливает свет на ужасающую реальность греха, проклятия, сатаны и порочности человека, поэтому нам следует понимать, почему люди у власти легко развращаются. На самом деле, чем лучше мы поймем абсолютную грешность и обольщение греха, тем сильнее будет наше посвящение подотчетности. Коллективное руководство библейских старейшин создает формальную структуру для подлинной подотчетности.

Совместное братское руководство выполняет необходимую функцию сдерживания в отношении таких грехов, как гордость, эгоизм и «разыгрывание из себя бога». Эрл Д. Радмахер, ректор Баптистской семинарии в Америке, пишет: «Человеческие лидеры, даже христианские, – это всего лишь грешники, и они осуществляют Божью волю несовершенным образом. Поэтому группа лидеров будет служить друг для друга в качестве «сдержек и противовесов», а также защитой от свойственной человеку склонности возомнить себя Богом перед другими людьми».

Волей Господа никогда не было то, чтобы одно лицо контролировало поместную церковь. Понятие о пасторе как особо обученном профессионале – священной персоне, возвышающейся над церковью, которая никогда реально не сможет стать частью общины, – является совершенно небиблейским. Это понятие не только не библейское, но и психологически и духовно нездоровое. Радмахер продолжает сопоставлять недостатки церковного руководства, которое находится в руках одного пастора, со здравостью того руководства, которое осуществляет группа пасторов:

• «Приходские члены… безразличны, потому что слишком заняты. У них нет времени утруждать себя церковными делами. Поэтому церковное управление, в основном, оставлено в руках пастора. Это плохо для него, и это также плохо для церкви. Для служителя становится легче выработать в себе диктаторское поведение и подпитывать в своем сердце любовь к автократической власти».

• «По моему убеждению, Бог установил защиту от этих сильных искушений в виде понятия множества старейшин. Сдержки и противовесы, обеспечиваемые людьми, имеющими равную власть, являются наиболее безопасными и помогают произвести желаемое отношение, о чем говорил Петр пресвитерам: „… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду” » (1 Пет. 5:2-3).

В добавок к равной подотчетности, подлинному партнерству и равноправным взаимоотношениям – именно того, что любой ценой стремится избежать большинство старших пасторов – коллективное руководство ставит каждого из поместных церковных пастырей в условия подотчетности за свой труд. Церковные лидеры (как и все мы) могут быть ленивыми, забывчивыми, боязливыми или слишком занятыми, чтобы исполнять свои обязанности. Поэтому им нужны партнеры в служении, кому они будут отчитываться за свои дела. Тренеры знают, что те спортсмены, которые тренируются вместе, стимулируют друг друга к большей результативности. Когда кто-то еще бежит рядом, бегун будет заставлять себя прилагать больше усилий и бежать быстрее. То же самое относится и к Божьему делу. Это одна из причин того, почему Господь посылал Своих учеников по двое.

Равные взаимоотношения: Самой большой радостью моей жизни было делить пасторское руководство церковью с командой посвященных пасторов-старейшин. Являясь партнерами в том, чтобы пасти Божий драгоценный народ, искупленный кровью Христа, мы обтачивали, балансировали, утешали, защищали и укрепляли друг друга во всевозможных жизненных ситуациях. Без колебаний могу сказать, что взаимоотношения с равными мне старейшинами стало самым важным средством, которое использовал Бог (если не считать мои взаимоотношения в браке) для духовного развития моего христианского характера, лидерских способностей и учительского служения. Служение в группе старейшин сыграло главную роль в процессе освящения моей христианской жизни.

Совместное руководство дает возможность каждому из церковных лидеров признавать свои ошибки и недостатки и помогает загладить их, что крайне необходимо. Мы все имеем «мертвые зоны» (область, невидимая или недосягаема в нормальных условиях, напр., у обычных автомобильных зеркал заднего вида. – Примеч. переводчика), наклонности и изъяны. У нас всех есть то, что К.С. Льюис называл «скрытые недостатки». Мы так хорошо видим эти скрытые недостатки в других людях, но не в себе. Эти скрытые недостатки или мертвые зоны искажают наше восприятие и оценку. Они обманывают нас. Они даже могут погубить нас. Это особенно касается очень одаренных, харизматических лидеров. Оставаясь слепыми к своим изъянам и крайним взглядам, некоторые даровитые лидеры погубили сами себя, так как у них не было никого, равных им, кто бы мог противостать им и сбалансировать их, кроме того, они и не хотели иметь возле себя таких людей.

Когда единственный лидер является вершиной пирамидальной структуры организации, то в данном случае обычно не происходит важного балансирования слабых и сильных сторон друг друга. Обратите внимание на те заявления, которые делает Роберт Гринлиф, автор книги «Служащее лидерство», на основе своих наблюдений: «То, что один лидер является вершиной пирамиды, – это явление ненормальное и нездоровое. Никто из нас не является совершенным по своей природе, и все мы нуждаемся в помощи и корректирующем влиянии близких нам коллег. Когда кто-либо становится вершиной пирамиды, у этого человека больше не остается равных ему партнеров – одни подчиненные. Даже самые искренние и смелые подчиненные не разговаривают со своим начальником точно так же, как они разговаривают с коллегами, равными себе, и нормальное общение извращается».

Я верю, что традиционные старшие пасторы церквей улучшили бы свой характер и служение, если бы действительно имели равных себе, кому бы они регулярно отчитывались и с кем бы они могли вместе трудиться.


АПОСТОЛЬСКОЕ УКАЗАНИЕ

Так как Павел установил пресвитерскую структуру правления среди языческих церквей (Деян. 14:23), и, наиболее вероятно, двенадцать апостолов установили такой же порядок среди иудейских церквей (Деян. 15:6; Иак. 5:14), авторы Нового Завета рассматривают служение старейшин как установленный апостолами институт власти. В послании к Титу 1:5 Павел говорит ему и церквам о том, что церковь не будет правильно организована, если в ней не поставить достойных старейшин (множественное число). Таким образом, он велит Титу назначить пресвитеров: «Поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Титу 1:5). Делая так, Павел идет против привычной практики тогдашней культуры, так как и иудейская синагога и греко-римское общество обычно практиковало руководство в одном лице. Поэтому выбор Павла в виде структуры управления старейшинами является намеренным. Он не просто не приспосабливался к социальным нормам того времени; его наставление Титу заключает в себе апостольское указание, которому должны следовать христиане сегодня.

И все же многие теологи утверждают, что для церквей являются обязательными только наставления насчет пресвитеров, а не пресвитерской структуры. Они говорят, что указания Павла относительно требований, предъявляемых к старейшине, являются обязательными, а вся структура – нет. Делая такое разграничение, они могут исключать структуру коллективного руководства из церкви и применять библейские наставления к своим самопровозглашенным порядкам, – я имею в виду клерикальную структуру или пасторство в лице одного человека. Но это ошибочное разграничение. Как, например, такой важный отрывок, как 1 Тимофею 5:17-18, можно применить к единоличному пасторству? Это повеление имеет смысл только в контексте множества старейшин.

Таким образом, я делаю вывод о том, что наставления, данные пресвитерам и относящиеся к ним, как и сама структура служения старейшин, должны рассматриваться в качестве апостольских указаний (Титу 1:5) и являться нормативными для церквей сегодня. Лэдд ошибается, когда заявляет, что «во времена апостолов не было нормативного образца церковного управления, и организационная структура церкви не является существенной в теологии церкви».

Нам следует прислушаться к серьезному предупреждению Альфреда Куэна против спорности того, что Писания вполне достаточно для того, чтобы служить руководством для наших церквей сегодня. Куэн, библейский учитель в Библейском институте «Эммаус» в Швейцарии, пишет:

• «Разве не доказала история двадцати веков христианства то, что план первоначальной церкви является единственно подходящим для всех времен и народов, что он наиболее гибкий в своей адаптации к самым разнообразным условиям, и что он лучше всего способен противостоять преследованиям и предлагает максимум возможностей для полного развития духовной жизни?»

• «Каждый раз, когда человек считал, что он умнее Бога, когда он тщательно разрабатывал религиозную систему, «лучше адаптированную к психологии человека», более приспособленную к духу времени, вместо того, чтобы просто следовать новозаветной модели, его усилия были обречены на провал, вызванный некоторыми непредвидимыми обстоятельствами».

• «Все ереси и отклонения в церкви порождаются отступничеством от Писания и той модели церкви, которую оно демонстрирует».

Короче говоря, как делает вывод Альфред Куэн, «церкви, установленные апостолами, остаются действующими наглядными примерами для церквей всех времен и народов».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Против пасторского руководства посредством группы старейшин могут быть подняты многие тома оппонирующих сочинений. И все же для христианина, верующего в Библию, главный вопрос будет звучать так: «Является ли библейским пасторское руководство, осуществляемое группой пресвитеров? Является ли это апостольским указанием?» Я убежден, что это так! Оба апостола, Павел и Петр, уполномочивают пресвитеров поместной церкви пасти стадо Божье (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:1-2; сравните Титу 1:5). Значит, у нас нет права лишать старейшин данной им Богом власти. И все же это именно то, что сделало большинство церквей, передав апостольский мандат пасти поместную церковь в руки одного профессионального пастора и подчинив старейшин (пресвитеров) пастору. Где в Новом Завете мы находим ссылки на (духовный сан) пастора, специально рукоположенного на это, и его советников старейшин? Такого нет! Мы находим только упоминания о пасторах-старейшинах (-пресвитерах).

Необходимо признать, конечно же, что большинство традиционных церквей, руководимых пастором, найдут пасторское руководство в лице группы достойных пасторов-старейшин трудным, если не невозможным для осуществления. Поэтому для того, чтобы внедрить библейское руководство, необходимо выполнить два условия. Во-первых, каждая поместная церковь и ее лидеры должны быть твердо убеждены в том, что служение старейшин – это библейское учение. Во-вторых, поместная церковь должна посвятить себя тому, чтобы произвести трудные для себя изменения в руководстве, необходимые для того, чтобы служение старейшин или пресвитерство заработало для Божьей славы.

Конечно же, эти два условия являются самыми важными при внедрении любой непривычной и трудной библейской практики или учения. Если бы вы, например, спросили: «Работает ли брак?», то многие люди ответили бы, что, на их взгляд, не очень. Так неужели мы должны отказаться от института брака и начать искать что-либо лучшее? Нет! Институт брака является Божьей волей для человечества, как об этом явлено в Библии. Поэтому, чтобы брак заработал, мы вначале должны поверить в то, что это библейское учение, а затем посвятить себя тому, чтобы привести его в действие. Только тогда брак будет работать. Те же самые условия справедливы по отношению к библейскому служению старейшин. Мы должны верить, что оно соответствует Писанию, и посвятить себя тому, чтобы с Божьей помощью привести его в эффективное действие.

Разумеется, установление служения пасторских старейшин (пресвитеров) в поместной церкви не является панацеей от всех проблем. Подобное руководство создает свои проблемы, и таковые необходимо понимать и постоянно решать. Но если библейским служением старейшин правильно обеспечить церковь, оно позволит ей быть такой, как это задумано Богом. Оно будет стимулировать духовное развитие лидеров внутри церковной семьи и воздаст честь учению из драгоценного Божьего Слова.

 

Более тридцати лет Александр Штраух прослужил в качестве старейшины в ЛитлтонБайблЧэпл. Являясь одаренным библейским учителем и популярным спикером, он помог тысячам церквей по всему миру благодаря своему писательскому служению толкования. Он является автором ставших классикой книг «Библейское служение старейшин (пресвитеров)» и «Новозаветный дьякон».
Александр и его жена Мерилин проживают в городе Литлтон (штат Колорадо, США) рядом со своими четырьмя взрослыми детьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: