Идея права в философско-правовом учении Гегеля.




Предметом философской науки о праве у Гегеля высту­пает идея права — единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права есть свобода, бытие свободной воли, проявление естественного права. Он отвергает концепции, определяв­шие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно его учению подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Она требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравствен­ному долгу, права гражданина соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии в трех основных значениях:

1) право как свобода;

2) право как опре­деленная ступень и форма свободы (деление на три основных ступени развития понятия права: абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.

3) право как закон (позитивное право).

Определяя право как свободу, Гегель отмечает, что оно есть «наличное бытие свободной воли», «право есть вообще свобода как идея».

2. Абстрактное (формальное) право — право абстрактно свобод­ной личности. Личность, по Гегелю, подразумевает вообще право­способность. На этой стадии положительное право еще не обнару­жило себя, его эквивалентом является формальная правовая запо­ведь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц». Свою реализацию свобода личности находит прежде всего в праве собственности. Философ обосновывает формальное правовое равен­ство людей — они равны именно как свободные личности — соб­ственники. Одновременно с этим он подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. «В природе вещей за­ключается абсолютное право раба добывать себе свободу». Гегель отвергает платоновские проекты обобществления имущества, урав­нение собственности.

В опосредованной форме собственность проявляется в договоре лиц-собственников, в преступлении и наказании за его нарушение (неправо, обман и преступление). Способ, форма защиты прав лично­сти, справедливости, осуществляемой в государстве, есть наказание. Преступление — сознательное нарушение права и наказание явля­ется, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника как свободной личности.

Вторая ступень и форма свободы — сфера моральности. В ней абстрактные и негативные предписания формального права напол­няются положительным содержанием. На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные дей­ствия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремить­ся к счастью (намерение и благо), соизмерять свое поведение с обя­занностями перед другими людьми (добро и совесть). «Добро — это реализованная свобода, абсолютная конечная цель мира».

Третья, высшая, ступень развития понятия права — нравствен­ность. В ней абстрактное право и мораль приобретают свою дей­ствительность и конкретность. Здесь понятие свободы субъективи­руется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. Вступая в различные сообщества, индивиды сознатель­но подчиняют свои поступки общим целям.

3. Право как закон. Превращение права в себе в позитивное право путем законодательства придает праву форму всеобщности и определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние человеческие отношения, но не их внутренняя сфера. «Си­стема права, — определяет Гегель, — есть царство реализованной свободы».

Различая право и закон, он исключает их противопоставление:

речь идет лишь о высшей ступени конкретизации права. В то же время философ признает, что содержание права может быть иска­жено в процессе законодательства. Не все, данное в форме закона, есть право, т.е. правомерное, разумное. С другой стороны, — недости­жимо и вредно стремление, по его мнению, придать праву абсолютно законченную, совершенную форму, ибо «существует постоянная по­требность в новых правовых определениях». Закон — это конкрет­ная форма выражения права, предписывающая его непосред­ственное применение. Право как свобода становится законом, пола­гает Гегель, приобретает общеобязательный характер при условии обнародования закона, его осуществление через публичное судо­производство, суд присяжных.

Позитивная наука о праве, говорится в «Философии права», есть историческая наука. Вслед за Монтескье Гегель утверждает, что в законах отражается исторический опыт, национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия жизни и т.п.

 

22. Философско-правовое обоснование прав человека

Философско-правовое обоснование прав человека заключает два основных момента. Первый состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права «первого поколения» (право на жизнь, право частной собственности, неприкосновенность жилища, частной жизни) присущи человеку просто потому, что он человек. Это естественные (личные) права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко «второму поколению» прав человека относятся права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях (гражданские, политические, избирательные, социально-культурные и др. права). Философско-правовой основой прав второго поколения является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первого поколения прав составляет естественный порядок вещей.

В общих философских чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как биосоциальное существо в обществе подобных себе индивидов. Таким образом, права и свободы человека дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и способностей, возможностей удовлетворять духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой со стороны государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: