Билет 1. Стандартные требования к специалистам по соц. работе. Должностные обязанности, права и ответственность специалиста по соц.работе. Профессиональные задачи специалиста по СР. Задачи и функции специалиста по СР в здравоохранении.
К стандартным требованиям специалиста по СР относительно навыков и умений относят:
· умение вести профессиональную практическую работу: консультирование, посредничество, специализируемая помощь и т.д. в лечебно-профилактических учреждениях и организациях здравоохранения и социальных службах;
· оказывать медико-социальные услуги лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
· организовывать и координировать работу общественных и государственных организаций лечебно-профилактических учреждений и организаций здравоохранения и социальных служб;
· проводить научно-аналитическую деятельность по проблемам медико-социального положения населения;
· участвовать в организационно-управленческой и административной работе учреждений и организаций здравоохранения и социальных служб.
Специалист по социальной работе должен владеть практическими навыками:
· методами оказания консультативной медико-социальной помощи населению;
· методами психосоциальной помощи отдельным лицам и различным группам населения;
· методами проведения консультативных и профилактических мероприятий с объектами медико-социальной работы;
· методами социально-психологической профилактики, диагностики и лечения;
· методами психокоррекции;
· методами индивидуальной и групповой медико-социально-психологической терапии;
· методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы.
|
Профессиональные качества личности специалиста
Специалист должен обладать следующими проф. качествами: знанием целей, задач, законов и методов СР, иметь хорошей профессиональной подготовкой, знаниями в различных областях: психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, информатики и т.д.; достаточно высокой общей культурой, быть эрудированным специалистом; инфо о современных политических, соц-х и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных соц-х группах населения; умением предвидеть последствия своих действий, твердо проводить свою позицию в деле соц. помощи клиенту (группе, общности); профессиональным тактом, способностью вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека; эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях, при всевозможных неудачах оставаться спокойным, доброжелательным и внимательным к клиенту, добросовестно исполнять свой долг; умением принимать решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать, всегда поддерживать высокие стандарты своего поведения.
Профессиональные и духовно-нравственные качества: сострадание, милосердие, чувство гражданской и социальной справедливости.
Профессиональная деятельность соц. работника обусловлена совокупностью его личностных качеств, ценностными ориентациями и интересами, которые и оказывают решающее воздействие на систему формирующихся отношений. Осн. качества, которыми должен обладать специалист по СР это – эмпатия и умение устанавливать такие взаимоотношения с клиентом, которые помогли бы расположить его к себе, чтобы изменить трудную жизненную ситуацию.
|
Среди значимых личностных качеств, без которых социальный работник не состоятелен как профессионал, и которые необходимо вырабатывать, если они изначально ему несвойственны, выделяют 3 основные группы:
1.) психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности;
2.) психологические качества, характеризующие социального работника как личность;
3.) психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.
Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление); психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия); внимание как состояние сознания, эмоциальные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность).
Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества как самоконтроль, самооценка своих поступков, характеристики Я-концепции, направленность его личности; а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (сопереживание, выявление ожиданий, установок, состояний других людей); аттрактивность (внешняя привлекательность); красноречие (умение внушать и убеждать словом).