Конец ХХ века и начало третьего тысячелетия характеризуются углублением демографического кризиса, снижением качества жизни и негативными тенденциями в динамике физического развития и состояния здоровья детей и подростков. Отмечается снижение показателей физического развития подростков: замедление роста, появление большого процента детей с пониженной и низкой массой тела, замедление темпов полового созревания, снижение функциональных возможностей.
Воспитание детей в интернатных учреждениях закрытого типа наряду с несомненными положительными для их здоровья факторами (изоляция от неблагополучной семейной обстановки, пребывание в соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, наличие медицинского контроля за состоянием здоровья) имеет и отрицательные стороны. Особенности воспитания, обучения этих детей обуславливают различия в физическом, психическом развитии, заболеваемости и формировании личности. В частности, длительное пребывание детей в большом коллективе, в однотипных условиях, ограниченный контакт с внешним миром оказывает на формирование личностных особенностей детей и механизмов социальной адаптации, приводит к повышенной утомляемости и нервно-психическим расстройствам.
Эти дети изначально относятся к группе риска, поскольку у них нет четких жизненных ориентиров, не сформированы понятия «хорошо» и «плохо», отсутствуют практические навыки в построении отношений с людьми, им присущи беспомощность, ощущение брошенности, замкнутость, недоверие к другим людям. Среди них отмечается иждивенчество, неумение беречь вещи, вести собственное хозяйство, агрессивность, как средство выживания в интернатной среде, склонность к обману, предательству и воровству.
|
Установлено, что значительная часть детей при поступлении в интернат имела различные отклонения в состоянии здоровья – психические расстройства, болезни нервной системы и органов чувств, болезни органов дыхания. Выявлено, что воспитанники интернатов имеют низкий уровень санитарно-гигиенической культуры. В интернатах в 2 раза больше детей, куривших и употребляющих алкогольные напитки по сравнению с детьми, воспитывающихся в семьях. Вредные привычки у воспитанников интернатов формируются раньше, чем у старшеклассников общеобразовательных школ. Некоторая часть воспитанников уже страдает хроническим алкоголизмом.
На основании анонимного анкетирования изучен уровень знаний по вопросам полового воспитания и гигиены половой жизни у воспитанниц школ-интернатов. Установлено, что половина девушек начала половую жизнь раньше 15 лет, значительная часть из них не предохранялась от беременности и была вынуждена обратиться к врачу для ее прерывания. Отмечается недостаточная осведомленность педагогического коллектива о состоянии здоровья детей и их психологических и физиологических особенностях.
Изучению особенностей физического развития, нервно-психического статуса, адаптационных возможностей и состояния здоровья воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, посвящены работы российских ученых-медиков: Махкамова З.Р. (1991), Кучма В.Р., Милушкина О.Ю. (2003). Ими в ходе социально-гигиенического исследования установлено, что половина воспитанников (всего приняло участие в исследовании 269 воспитанников школ-интернатов) имели перинатальную патологию (56,7%), каждый третий ребенок родился недоношенным (30,4%), основная масса детей имели различные заболевания в период новорожденности, 1,8% родились от матерей больных сифилисом, 2% детей родились в тюрьме. Лишь 22,7% детей при рождении были здоровыми. У детей, оставшихся без попечения родителей, уже с рождения отмечаются неблагоприятные биологический и социальный анамлез.
|
Физическое развитие детей-сирот характеризуется замедленными темпами биологического развития (отставание биологического возраста от календарного установлено у 46, 2 % мальчиков в возрасте от 6 лет и у 42,2 % мальчиков в возрасте до 15 лет, у 20 % и 33,3 % девочек соответственно); отклонениями в физическом развитии за счет дефицита и избытка массы тела соответственно у 11,5% и 18,2 % мальчиков и 12 % и 26,1 % девочек; тотальным снижением функциональных возможностей у детей-сирот в возрасте 6 лет.
Обращает внимание тот факт, что среди девочек в возрасте 15 лет доля детей с избыточной массой тела в 6 раз превышает аналогичный показатель у сверстниц из обычных семей. Специалисты утверждают, что девочки реагируют на неблагоприятные социальные условия увеличением жирового компонента в большей степени, чем мальчики.
При изучении функциональных возможностей установлено, что у всех 6-летних детей-сирот диагностируются сниженные значения жизненной емкости легких, мышечной силы кистей рук по сравнению с таковыми у детей из обычных семей. В 15-летнем возрасте у детей-сирот и детей, из обычных семей значения физиометрических показателей ниже среднего и средние встречаются примерно в одинаковом проценте случаев. В тоже время у девочек, лишенных родительского попечения, достоверно реже встречаются значения выше средних. Сниженные функциональные резервы у многих воспитанников обусловлены пребыванием у закрытом учреждении.
|
Анализ состояния детей-сирот позволяет констатировать, что заболеваемость воспитанников интернатных учреждений в возрасте до 6 лет превышает заболеваемость детей из обычных семей в 1,4 раза, в возрасте 15 лет – в 1,2 раза. Отклонения в состоянии здоровья при поступлении в интернат уже имеют более чем 80 % воспитанников.
За время пребывания детей в интернатных учреждениях увеличивается число детей с III IV групп здоровья за счет уменьшения наполняемости I и II групп. Эти процессы характерны и для общеобразовательных школ, но они менее выражены.
Воспитанники интернатов имеют низкий уровень санитарно-гигиенической культуры: 52 % юношей и 55 % девушек ежедневно курят, 79 и 91 % соответственно пробовали и употребляли спиртные напитки, 9-15 % воспитанников пробовали наркотики и токсические вещества; 53,8 % девушек начали половую жизнь до 15 лет, 7% обращались к врачу по поводу прерывания беременности. Низкий уровень знаний в вопросах полового воспитания и гигиены половой жизни отмечается у всех старшеклассников.
Длительное пребывание в большом коллективе, в однотипных условиях, ограниченный контакт с внешним миром затрудняет их социальную адаптацию в обществе. Воспитанников интернатов отличает выраженное ощущение своей неустроенности, потребности получить помощь от окружающих, неуверенность в своем будущем, что важно учитывать при работе с такими детьми.
Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение) ребенка, опека (попечительство), приемная семья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, патронажное наблюдение.
Билет 17. Социальная значимость проблемы детской инвалидности. Критерии определения степени нарушения здоровья детей. Структура первичной детской инвалидности в стране. Проблемы реабилитации детей-инвалидов, страдающих ДЦП. Особенности психологической и профессиональной реабилитации детей-инвалидов и подростков.