Одним из основных классов болезней, формирующих первичную детскую инвалидность, являются болезни нервной системы и органов чувств. При этом 1/3 (32,77%) детей, ставшими инвалидами вследствие болезней данного класса, - дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП).
ДЦП – сложное заболевание центральной нервной системы, часто приводящее к тяжелой инвалидности. Основные клинические симптомы, наиболее часто встречающиеся при данной патологии, которые лишний раз подчеркивают необходимость раннего проведения реабилитационных мероприятий.
При ДЦП у разных детей могут быть различной степени выраженности те или иные расстройства, приводящие к различной степени ограниченности жизнедеятельности и как следствие к различному наполнению индивидуальной программы реабилитации ребенка. При ДЦП ведущим дефектом являются двигательные расстройства, которые связаны как с нарушением развития ЦНС, так и с повреждением двигательных зон и проводящих путей головного мозга.
Существенное значение в нарушении развития моторики у детей с церебральными параличами имеет тот факт, что у них не развиваются своевременно или развиваются с задержкой и патологическим путем схема тела, схемы его положения и движений. Большую роль в этом играет недоразвитие или патология системы регуляции состояния проприорецепторов мышц, суставов, связок, которые обеспечивают поток афферентных импульсов, необходимых для нормального развития мозга ребенка.
Широкая вариабильность клинической ДЦП обусловлена различиями в распространенности и тяжести поражения нервной системы, особенностями созревания мозга в патологических условиях, типом регуляции двигательной активности, который вырабатывает аномально развивающийся мозг.
|
Развитие личности у больных ДЦП определяют как ситуацию патологических формирований дефицитарного типа. Нарушения личности этих больных связаны с действием многих факторов: биологических, психологических, социально-психологических. Важную роль играет реакция больного на осознание дефекта, своей физической неполноценности.
Психическая травматизация этих больных начинается по существу с периода осознания дефекта и способствует формированию хрупкой и ранимой психики, изменению социальных связей, интерперсональных отношений. Эта травматизация особенно сильна у больных с выраженными физическими недостатками или грубыми косметическими дефектами головы и лица.
К механизму формирования асинхроний развития по дефицитарному типу, помимо реакции на осознание собственной неполноценности, относится социальная депривация и неправильное воспитание: физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Это обуславливает самоизоляцию больного.
У больных ДЦП отмечаются такие особенности, как эмоциональная лабильность, раздражительность, беспокойство, в более позднем возрасте наблюдается социальная незрелость, иногда агрессивность. Нарушения поведения в этой группе больных встречаются в 10 раз чаще, чем у нормальной популяции. Нарушения поведения бывают не у всех больных.
Проблема реабилитации детей с церебральным параличом сложна и до настоящего времени далека от разрешения. Актуальность темы определяет возрастающая из года в год частота данного заболевания, тяжесть поражения и клинический полиморфизм его, включающий в себя неврологическую, ортопедическую и психологическую патологию.
|
В комплексе реабилитационных мероприятий у детей с ДЦП особое место занимают нарушения функции рук. Согласно результатам белорусских исследователей, практически все обследованные учащиеся старших классов с последствиями ДЦП в той или иной мере нуждались в коррекции функций двигательной системы, определяющих успешность бытовой и трудовой адаптации. Система реабилитации этого тяжелого контингента детей требует комплексного подхода к организации преемственности в работе учреждений медико-социального и социального профиля. В рамках выполнения Республиканской государственной программы «Реабилитация» разработана технология комплексной реабилитации детей-инвалидов вследствие ДЦП в условиях детской поликлиники.
К сожалению, в настоящее время в республике не создана единая государственная служба реабилитации детей-инвалидов с отклонениями в психическом развитии, реабилитационные мероприятия проводятся разобщено, в учреждениях различных ведомств отсутствует координация между отдельными этапами реабилитации. Поэтому каждый из аспектов реабилитационного процесса в отдельности не позволяет достичь желаемого результата. Эффект может быть получен только при условии координации этапов и направлений реабилитации, системного и комплексного подхода к процессу абилитации (реабилитации). Отмечается недостаточная эффективность организаций медико-социальной реабилитации детей-инвалидов на отдельных ее этапах, в частности поликлиническом. Для решения ответственных и многообразных задач, возложенных на реабилитационные отделения и кабинеты поликлиник, требуется унифицированная документация, общие организационно-методические подходы, которые позволят обеспечить поэтапную преемственность и осуществить оценку эффективности реабилитационных мероприятий и контроль за их проведением. Создание новых реабилитационных технологий и применение их на практике будут способствовать оказанию максимальной помощи детям с дефектами здоровья и последующей полноценной их интеграции в общество.