Особенности реабилитации детей-инвалидов и подростков по сравнению с реабилитацией взрослых:
- реабилитация ребенка инвалида в силу особого положения ребенка в обществе теснейшим образом связана с воздействием на него социальных макро- и микрофакторов (семьи, социального окружения и др.), педагогическим воздействием (общим и специальным образованием) и по сути является социально-психологической и психолого-педагогической реабилитацией;
- реабилитация детей-инвалидов является длительным, динамическим процессом, сопровождающим ребенка на разных возрастных этапах и учитывающим закономерности психического развития, в связи с чем предполагается использование большого арсенала средств и методов в зависимости от возраста ребенка;
- комплекс реабилитационных мероприятий во многом зависит от психического, в том числе личностного развития ребенка-инвалида; последнее придает психологической реабилитации в детском возрасте особую значимость, так как именно личностные качества во многом определяют успешность социальной адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства.
В психологической реабилитации инвалидов детского и подросткового возраста выделяют три аспекта, определяющих ее основные задачи. Первый – операционально-деятельностный – связан с формированием у детей-инвалидов с раннего возраста умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Второй – социальный – определяется адекватным взаимодействием ребенка-инвалида с социальным окружением, вовлеченностью его в широкие социальные контакты, а в дальнейшем в трудовую жизнь. Третий – личностный – связан с внутренним осознанием своего состояния и положения в обществе; этот аспект как проблема формирования саморегуляции личности в условиях ограниченных возможностей самореализации.
Психологические особенности детей-инвалидов: ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире; недостатки в развитии моторики; замедленное восприятие; недостатки в развитии речи; низкая познавательная активность; нарушения в формировании личности (повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, неадекватная самооценка, эгоистические тенденции); недостатки в саморегуляции поведения; чувство неполноценности.
К подростковому возрасту у большинства инвалидов с детства (в 56% случаев) формируется высокий уровень невропатизации; их мотивационно-потребительская сфера характеризуется усилением потребности в общении. Невозможность ее удовлетворения порождает психическую напряженность. В подавляющем большинстве случаев (78 %) у подростков инвалидов выявляются нереальные профессиональные намерения, возникающие на компенсации чувства собственной неполноценности и затрудняющие их профориентацию.
Фактором, существенно влияющим на процесс психического развития ребенка-инвалида, является воспитание. Дети и подростки, находящиеся в домах-интернатах и не получающие семейного воспитания, характеризуются высоким уровнем психической напряженности, трудностями установления социальных контактов. Но и семейное воспитание инвалидов детского и подросткового возраста имеет ряд недостатков. Гиперопека как наиболее частый из них подавляет активность и самостоятельность ребенка, что ведет к формированию эгоизма и иждивенчества. Реже встречаются гипоопека и эмоциональное отвержение больного ребенка. Эти типы воспитания также крайне негативно сказываются на процессе психического развития ребенка-инвалида.
При организации психологической реабилитации детей-инвалидов следует учитывать специфические особенности развития различных категорий детей-инвалидов. Выделяют 3 такие категории детей:
1) дети-инвалиды вследствие хронических соматических заболеваний;
2) дети-инвалиды с нарушениями функций анализаторов (зрения, слуха) и функций опорно-двигательного аппарата;
3) дети-инвалиды с психическими нарушениями.
Специфические особенности психического развития детей каждой группы требуют дифференцированного подхода к выбору средств и методов как социально-психологической, так и психолого-педагогической реабилитации. Знание особенностей формирования психики детей-инвалидов позволяет сформулировать задачи по их психологической реабилитации следующим образом:
- формирование психических функций, нарушенных вследствие заболевания или дефекта анализаторов, адекватного поведения и личности;
- оптимизация социальных факторов, влияющих на процесс психического развития инвалида; коррекция отношения семьи и социального окружения, выбор и реализация адекватного педагогического воздействия;
- профессиональная ориентация, учитывающая возможности, личностные особенности и профессиональные склонности ребенка.
Эффективность такой реабилитации возможна при длительной целенаправленной работе с ребенком-инвалидом, его семьей и социальным окружением.
Деятельность психологической службы в учреждениях для детей-инвалидов (реабилитационных центров, коррекционно-образовательных учреждениях):
- изучение структуры нарушений психического развития детей и подростков;
- выявление не только нарушенных, но и сохранных психических функций, с учетом которых могут проводиться психокоррекционные мероприятия;
- разработка программ психолого-педагогической реабилитации для детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения;
- коррекция и профилактика нарушений познавательной деятельности и ведущих деятельностей детей на конкретных этапах возрастного развития;
- коррекция и профилактика нарушений личностного развития у детей и подростков;
- профконсультирование и профессиональная ориентация подростков;
- изучение, профилактика и коррекция неправильного семейного воспитания ребенка-инвалида;
- психологическая помощь родителям инвалидов детского и подросткового возраста (консультативная и коррекционная);
- просветительная работа по формированию у окружающих (взрослых, молодежи, детей) гуманного отношения к детям-инвалидам.
Для подростков-инвалидов большое значение имеют вопросы профессиональной подготовки, обучения для вхождения во взрослую жизнь. В настоящее время значительно расширены медицинские показания к профессиональному обучению инвалидов, что позволяет осваивать более широкий спектр профессий. Система профессиональной реабилитации детей-инвалидов формируется на основе многоэтапного процесса получения инвалидами как общего, так и профессионального образования.
Обучение инвалидов в специализированных учреждениях профессионального образования включает:
- получение инвалидами знаний и умений по специальности или профессиям (соответствующей квалификации);
- получение профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- реализацию профессионального, трудового потенциала инвалида, формирование личности профессионала за счет мобилизации ресурсов и скрытых возможностей, самоутверждение в признании объективной ценности и престижности своего профессионального труда;
- формирование нравственности, духовного богатства личности, культуры, умение решать творческие задачи, гибкость и пластичность мышления, стремление к обновлению знаний и совершенствованию умений;
- развитие общественного сознания личности, понимание места и роли индивидуума в жизни общества, его взаимоотношений с природой, участие в социальных и природных процессах;
- формирование физического здоровья и потребности высокой культуры здоровья, высокого уровня и качества знаний, овладение профессиональным мастерством.
В последние годы появились разные формы обучения (дистанционные) лиц с ограниченными возможностями здоровья в ВУЗах страны, том числе и в БГУ. На подготовительном отделении БГУ за 5 лет выпущено 55 инвалидов, продолжающих обучение в ВУЗах страны.
Большое внимание уделяется обучению детей с тяжелыми психическими и физическими нарушениями, находящихся в стационарных учреждениях социальной защиты. Министерством образования РБ ежегодно расширяется перечень учебных заведений для детей с особенностями психофичизеского развития и инвалидов. В 1999/2000 уч.году в стране функционировало 28 специальных детских садов, 953 дошкольных специализированные группы в детских садах общего типа, 1215 дошкольных интегрированных групп, 80 спецшкол-интернатов, 18 специализированных школ, 452 спецкласса, 44 спецгруппы в средних специальных учебных заведениях, 735 школьных и 270 дошкольных дефектологических пунктов, подготовительный факультет для инвалидов I и II групп при БГУ, Могилевский центр профессиональной и социальной реабилитации детей- инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.
В соответствии с государственной программой «Дети Беларуси», рабочим планом Министерства образования Республики Беларусь по реализации программы «Дети-инвалиды» создается банк данных детей- инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.
Через общественное объединение «Спешиал Олимпикс» ведется работа по физической реабилитации детей по 17 видам спорта (2 600 учащихся).
Трудоустройство детей-инвалидов осуществляется через службы занятости или путем самостоятельного поиска рабочих мест на рынке труда.
Проблемы профессиональной реабилитации детей-инвалидов:
- не разработана концепция образования инвалидов;
- отсутствует нормативная база, регламентирующая заочную, надомную и другие формы профессионального образования для инвалидов;
- отсутствуют условия для интегрированного обучения инвалидов;
- не в полной мере созданы условия для проведения ранней профориентации;
- требуется адаптация образовательных стандартов по отношению к инвалидам;
- слабо развита система курсового обучения инвалидов;
- необходимо восстановление лечебно-трудовых мастерских и лечебно-трудовых профилакториев, специализированных предприятий для инвалидов.
Таким образом, все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности проблемы реабилитации детей-инвалидов. Для решения данной важной государственной задачи необходима координация деятельности специализированных учреждений образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, требуется привлечение компетентных и заинтересованных специалистов.
Билет 18. Актуальность и социальная значимость проблемы. Законодательство в области соц. защиты инвалидов. Показатели первичной инвалидности населения Беларуси. Проблемы реабилитации инвалидов в стране.