Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»
(БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова)
ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ: | |||||||||||||||||||||
Факультет | И | Заведующий кафедрой | И9 | ||||||||||||||||||
индекс факультета | |||||||||||||||||||||
Выпускающая кафедра | И9 | Матвеев С.А. | |||||||||||||||||||
индекс кафедры | Фамилия ИО | подпись | |||||||||||||||||||
Группа | И976 | «_____» | 2018 г. | ||||||||||||||||||
индекс группы | |||||||||||||||||||||
Отчет
о прохождении | учебной | практики | ||||||||||||||||||||||
наименование практики | ||||||||||||||||||||||||
Плачас Иван Витальевич | ||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя, отчество обучающегося | ||||||||||||||||||||||||
обучающегося по направлению/специальности | 09.03.04 | Программная Инженерия | ||||||||||||||||||||||
нужное подчеркнуть | код | полное наименование направления/специальности | ||||||||||||||||||||||
Разработка программно-информационных систем | ||||||||||||||||||||||||
Руководитель практики: | Васюков В.М., ст. преподаватель | |||||||||||||||||||||||
Фамилия ИО, ученая степень, ученое звание, должность | ||||||||||||||||||||||||
Срок прохождения практики: | с | 02.07.2018 | г. | по | 08.07.2018 | г. | ||||||||||||||||||
Должность обучающегося на практике: | студент | |||||||||||||||||||||||
Руководитель практики: | |||||||||||||||||||
Бондарев Е.С. | |||||||||||||||||||
Подпись | Фамилия ИО | ||||||||||||||||||
«___» | ___________________ | 2018 г. | |||||||||||||||||
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2018 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой | ||||||||||||
Фамилия ИО | подпись | |||||||||||
«» | г. | |||||||||||
Задание
на | учебную | практику |
Обучающемуся группы | И976 | Плачас Ивану Витальевичу | |||||||||||||||||
группа | Фамилия Имя Отчество | ||||||||||||||||||
Направление/специальность | 09.03.04 | Программная инженерия | |||||||||||||||||
нужное подчеркнуть | индекс | полное наименование направления/специальности | |||||||||||||||||
Разработка программно-информационных систем | |||||||||||||||||||
Руководитель практики | Васюков В.М., ст. преподаватель | ||||||||||||||||||
Фамилия, ИО, ученая степень, ученое звание, должность | |||||||||||||||||||
Тема задания на практику: | Жизненный цикл ПО | ||||||||||||||||||
Срок прохождения практики: | с | 02.07.2018 | г. | по | 07.07.2018 | г. | |||||||||||||
Место прохождения практики: | ФГБОУ ВО БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова | ||||||||||||||||||
Должность обучающегося на практике: | Студент | ||||||||||||||||||
1. Виды работ и требования к их выполнению: | |||||||||||||||||||
Написать реферат на тему «Жизненный цикл ПО». | |||||||||||||||||||
2. Виды отчетных материалов и требования к их выполнению: | |||||||||||||||||||
Реферат на тему «Жизненный цикл ПО». | |||||||||||||||||||
ПЛАН-ГРАФИК практики
№ этапа | Наименование этапа | Срок завершения этапа | Виды работ | Форма отчетности | |||||||||||||||||||
Выбор темы | 2.07.2018 | Выбрана тема | |||||||||||||||||||||
Изучение темы | 2.07.2018 | Поиск информации на данную тему | |||||||||||||||||||||
Выделение главного, изложение изученного материала | 5.07.2018 | Отбор необходимой информации для более точного изложения материала | отчет | ||||||||||||||||||||
Написание недостающих частей, исправление ошибок | 7.07.2018 | Написание недостающих частей, исправление ошибок | отчет | ||||||||||||||||||||
Дата выдачи задания: | Срок сдачи отчетных документов: | ||||||||||||||||||||||
« | » | июля | г. | « | » | июля | г. | ||||||||||||||||
Руководитель практики: | Обучающийся: | ||||||||||||||||||||||
« | » | г. | « | » | г. | ||||||||||||||||||
Дневник
прохождения | учебной | практики |
Обучающегося группы | И976 | Плачас Ивана Витальевича | ||||||||||||||
Группа | Фамилия Имя Отчество | |||||||||||||||
По направлению/специальности | 09.03.04 | Программная инженерия | ||||||||||||||
нужное подчеркнуть | индекс | полное наименование направления/специальности | ||||||||||||||
Разработка программно-информационных систем | ||||||||||||||||
Срок прохождения практики: | с | 2 июля 2018 | г. | по | 7 июля 2018 | г. | ||||||||||
Место прохождения практики: | ФГБОУ ВО БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова | |||||||||||||||
полное наименование организации | ||||||||||||||||
В должности: | студент | |||||||||||||||
указать должность | ||||||||||||||||
Дата | Вид работ | Примечание |
2.07.2018 | Выбрана тема | Подбор книг и сайтов |
2.07.2018 | Поиск информации на данную тему | Изучение найденных книг и сайтов |
5.07.2018 | Отбор необходимой информации для более точного изложения материала | Написание основной части реферата |
7.07.2018 | Написание недостающих частей, исправление ошибок | Дополнение реферата, исправление недочётов |
Обучающийся | |||||||||||||||||
подпись | |||||||||||||||||
«» | 2018_г. | ||||||||||||||||
![]() | МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова» (БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова») |
БГТУ.СМК-Ф-4.2-К5-01 |
Факультет | И | Информационные и управляющие системы | ||
шифр | наименование | |||
Кафедра | И9 | Систем управления и компьютерных технологий | ||
шифр | наименование | |||
Дисциплина | Учебная практика |
Реферат на тему:
«Жизненный цикл ПО» |
Выполнил студент группы | И976 | |||||
Плачас И.В. | ||||||
Фамилия И.О. | ||||||
РУКОВОДИТЕЛЬ | ||||||
Васюков В.М. | ||||||
Фамилия И.О. Подпись | ||||||
Оценка | ||||||
«_____» | 2018 г. | |||||
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Содержание
Содержание. 5
Введение. 6
1. Жизненный цикл ПО.. 7
2. Основные процессы.. 8
3. Вспомогательные процессы.. 11
4. Организационные процессы.. 13
5. Взаимосвязь между процессами жизненного цикла программного обеспечения. 14
6. Модели жизненного цикла программного обеспечения. 15
6.1 Каскадная модель. 15
6.2 Поэтапная модель с промежуточным контролем.. 16
6.3 Спиральная модель. 17
6.4 Компонентно-ориентированная модель. 18
Заключение. 20
Источники. 21
Введение
В современном мире компьютеры играют важную роль практически во всех отраслях человеческой деятельности, их повсеместное применение и постоянно растущий спрос поставили важные задачи существенного повышения производительности и уменьшения времени разработки программного обеспечения и проектирования программ. Кроме этого важен процесс компьютеризации различных отраслей человеческой деятельности, что позволит перенести организационно-технические, технико-экономические и социально-психологические вопросы и проблемы из материальной сферы в компьютерную, что позволит значительно увеличить эффективность их решения, уменьшит сроки выполнения задач.
Во время разработки различных программных проектов очень часто отсутствует единый подход к различным вопросам. Всё это замедляет разработку программного обеспечения и уменьшает его производительность. Поэтому очень важно понять какой жизненный цикл проходит программное обеспечение, все его этапы и их взаимосвязь, ведь без этого не представляется возможным должным образом разрабатывать качественное программное обеспечение, которое сможет на долгое время войти в обиход пользователей по всему миру.
Жизненный цикл ПО
Жизненный цикл программного обеспечения определяется как период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации[1].
Процесс определяется всеми связанными между собой действиями, которые преобразуют поток входных данных в выходные. Каждый из процессов характеризуется определенными задачами и способами их решения, а также исходными данными, которые были получены от других процессов, и результатами. Он разделен на действия, каждое из которых в свою очередь делится на задачи. Каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом, как только в этом появляется необходимость. Все процессы жизненного цикла программного обеспечения разделены на три группы (рис. 1)[2]:
Рисунок 1 - Процессы ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99
Основные процессы
Основные процессы[1]:
- Процесс приобретения;
- Процесс поставки;
- Процесс разработки;
- Процесс эксплуатации;
- Процесс сопровождения.
Процесс приобретения состоит из действий и задач заказчика, приобретающего программное обеспечение. Данный процесс включает в себя задачи:
- Определение заказчиком своих потребностей в приобретении, разработке или усовершенствовании системы. Анализ требований к ней и принятие окончательного решения относительно приобретения, разработки или усовершенствования программного обеспечения.
- Выбор заказчиком поставщика, на основе анализа предложений. Подготовка и заключение договора с выбранным поставщиком. При необходимости, внесение изменений в договор.
Процесс поставки охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой. Данный процесс включает задачи:
1. Рассмотрение поставщиком заявочных предложений и принятие решения о согласии с предоставленными требованиями, предложить свои изменения или отказаться.
2. Разработка поставщиком плана управления проектом, содержащего организационную структуру проекта, разграничение ответственности, технические требования к среде разработки и ресурсам и другие необходимые условия.
Процесс разработки предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком по созданию программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными заказчиком требованиями. Он включает в себя оформление документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества финального продукта и для организации обучения персонала, и другие необходимые требования. Процесс разработки включает следующие действия:
1. Подготовительную работу;
2. Анализ требований к системе;
3. Проектирование архитектуры системы;
4. Анализ требований к ПО;
5. Проектирование архитектуры ПО;
6. Детальное проектирование ПО;
7. Кодирование и тестирование ПО;
8. Интеграция ПО;
9. Квалификационное тестирование ПО;
10. Интеграция системы;
11. Квалификационное тестирование системы;
12. Установка ПО;
13. Приёмка ПО.
Процесс эксплуатации охватывает действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему. Данный процесс включает следующие действия:
- Подготовительная работа. Определяет задачи планирования действий и работ, выполняемых в процессе эксплуатации, а так же определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе эксплуатации;
- Эксплуатационное тестирование. Осуществляется для каждой очередной редакции программного продукта, после чего она передается в эксплуатацию;
- Эксплуатация системы. Выполняется в предназначенной для этого среде в соответствии с пользовательской документацией;
- Поддержка пользователей. Заключается в оказании помощи и консультаций при обнаружении ошибок в процессе эксплуатации ПО.
Процесс сопровождения предусматривает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией. Данный процесс активизируется при изменениях программного продукта и соответствующей документации, которые были вызваны возникшими проблемами или потребностями в модернизации либо адаптации ПО. Под сопровождением понимается внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям. Изменения, вносимые в существующее ПО, не должны нарушать его целостность.
Процесс сопровождения охватывает следующие действия:
1. Подготовительная работа. Планирование действий и работ, выполняемых в процессе сопровождения;
2. Анализ проблем и запросов на модификацию. Оценка целесообразности проведения модификации и возможных вариантов ее проведения;
3. Модификация или изменения ПО;
4. Проверка и приёмка. Проверка целостности модифицированной системы и утверждении внесенных изменений;
5. Перенос ПО в другую среду;
6. Снятие ПО с эксплуатации.
Для облегчения перехода к новой системе при переносе или снятии ПО с эксплуатации предусматривается параллельная эксплуатация старого и нового ПО в течение некоторого времени, пока выполняется необходимое обучение пользователей работе с новой системой.
Вспомогательные процессы
Вспомогательные процессы[1]:
1. Процесс документирования;
2. Процесс управления конфигурацией;
3. Процесс обеспечения качества;
4. Процесс верификации;
5. Процесс аттестации;
6. Процесс совместной оценки;
7. Процесс аудита;
8. Процесс разрешения проблем.
Процесс документирования предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение жизненного цикла ПО. Данный процесс состоит из действий, с помощью которых создают, изменяют или модифицирует документы, необходимые для всех заинтересованных лиц (Руководство, технические специалисты, пользователи).
Процесс документирования включает следующие действия:
1. Подготовительная работа;
2. Проектирование и разработка;
3. Выпуск документации;
4. Сопровождение.
Процесс управления конфигурацией позволяет организовать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях ЖЦ.
Процесс обеспечения качества обеспечивает соответствующие гарантии того, что ПО и процессы его ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам.
Процесс верификации состоит в определении того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленными предшествующими действиями (верификация в узком смысле означает формальное доказательство правильности ПО).
Процесс аттестации предусматривает определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы или программного продукта их конкретному функциональному назначению. Под аттестацией обычно понимается подтверждение и оценка достоверности проведенного тестирования ПО. Аттестация должна гарантировать полное соответствие ПО спецификациям, требованиям и документации, а также возможность его безопасного и надежного применения пользователем.
Процесс совместной оценки предназначен для оценки состояния работ по проекту. Он сосредоточен в основном на контроле планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами проекта. Оценка применяется как на уровне управления проектом, так и на уровне технической реализации проекта и проводится в течение всего срока действия договора.
Процесс аудита представляет собой определение соответствия требованиям, планам и условиям договора. Аудит - это проверка, проводимая компетентным органом или лицом в целях обеспечения независимой оценки степени соответствия ПО установленным требованиям. Аудиторы не должны иметь прямой зависимости от разработчиков ПО. Они определяют состояние работ, использование ресурсов, соответствие документации спецификациям и стандартам, корректность тестирования.
Процесс разрешения проблем предусматривает анализ и решение проблем, которые были обнаружены в ходе других процессов. Каждая обнаруженная проблема должна быть идентифицирована, описана, проанализирована и разрешена.