Детское движение и детские объединения как фактор развития и




Социализации личности

 

Детское и юношеское движение как социально-педагогическая реальность выступает одним из базовых компонентов гражданского общества и проявляется в добровольной деятельности детей и подростков в соответствии с их запросами, потребностями, инициативами как своеобразный отклик на события окружающей жизни. Основной особенностью детского и юношеского движения является самодеятельность – источник, принцип, характер, результат деятельности, направленной на социальное развитие и личностное самоопределение.

Ряд исследователей рассматриваемой проблемы разграничивают сущность понятий «детское движение», «юношеское движение» и «молодежное движение» с учетом возрастной принадлежности субъектов общественного движения. Детское и юношеское движение Республики Беларусь – это самодеятельные детско-юношеские общественные объединения и организации республиканского и регионального уровней, создаваемые для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющие юридически закрепленный статус, регулирующие их деятельность нормы, уставы, содержание деятельности, выраженную структуру и фиксированное членство.

Разнообразие детских и молодежных общественных объединений выступает индикатором гражданской активности белорусского общества. Как исторически сложившуюся форму социализации подрастающего поколения, общественные объединения по праву называют «школой общественной жизни», в которой растущая личность, имеющая первоначально «статуса ребенка», приобретает «статус члена общества».

Детские, юношеские, молодежные объединения и организации являются воспитательными системами в социуме. В самом общем виде детское общественное объединение или организация могут быть охарактеризованы как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих социализации личности ребенка.

Через детское общественное объединение ребенок не только обогащается социально значимым опытом, но и реализует себя как творческая личность, преобразуя жизненные обстоятельства. В этой связи цель деятельности детского общественного объединения носит предметный характер, отражает специфику детской организации. Она всегда конкретна, предполагает в конечном итоге практический результат.

Детское общественное объединение положительной социальной направленности - структура открытая, демократичная, без жесткой "должностной иерархии". Оно не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. Детским может считаться такое объединение, в составе которого не менее 2/3 граждан до 18 лет. Руководство взрослых (обязательно членов или участников объединения) носит добровольный, общественный характер. Характерной особенностью детского общественного объединения выступает его относительная самостоятельность.

В исследованиях(В.Т. Кабуш, Б.Г. Закаблуковский, Л.И. Маленкова) выделены функции детских, молодежных организаций и объединений (рис. 92).

Рис. 92. Функции детских и молодежных объединений и организаций

 

При рассмотрении детских общественных объединений и организаций как социального института отечественный педагог Ф.И. Храмцова определила их основные социальные функции: идеологическую, воспитательную, образовательную, развивающую, диагностико-прогности-ческую, координационную, социализирующую, фасилитационную [9].

Педагогическая сущность детских и молодежных объединений и организаций проявляется прежде всего в их целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка. В частности, в основе целей детских и молодежных организаций положительной социальной направленности лежат общечеловеческие, национальные, гражданские ценности. Так, в Уставе Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» («БРСМ») записано, что целью этого общественного объединения является создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

История детского и молодежного движения свидетельствует, что эти объединения и организации достигают наиболее эффективных результатов, если они предоставляют своим членам возможность самовыражения, самореализации, самоусовершенствования и самоутверждения. Детские и молодежные объединения и организации в социальной структуре современной Беларуси занимают особое место. Их развитие и поддержка – одно из направлений государственной молодежной политики. Через общественные организации молодежь реализует свои экономические, культурные, образовательные, информационные потребности, развивает свои организаторские способности, учится планировать свое свободное время.

Современная ситуация в детском движении Беларуси характеризуется масштабностью, вариативностью, широким спектром деятельности общественных объединений. В Республиканский реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, включены Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (ОО «БРСМ»); Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (ОО «БРПО»); Республиканская молодежная общественная организация «Лига добровольного труда молодежи» (РМОО «ЛДТМ»); Республиканское общественное объединение «Белорусская ассоциация клубов «ЮНЕСКО»; Детская общественная организация «Белорусская республиканская скаутская ассоциация»; Детское общественное объединение «Ассоциация белорусских гайдов» (ДОО «АБГ»); Молодежное общественное объединение «Белорусская лига интеллектуальных команд» (ОО «БЛИК»); Молодежное общественное объединение «Белорусский КВН» (МОО «Белорусский КВН»); Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам»; Общественное объединение «Белорусская организация социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям» и др.

Например, общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» возникло в условиях подъема детского движения в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. В Республике Беларусь начался процесс обновления пионерской организации. 13 сентября 1990 года состоялся очередной IX слет пионеров Беларуси, на котором было заявлено о самодеятельном неполитическом характере организации и принят первый Устав Белорусской республиканской пионерской организации.

Согласно Уставу, Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» это самостоятельное, добровольное, общественное, многонациональное объединение детей, подростков и взрослых, ориентированное на общечеловеческие ценности, представляющее и защищающее интересы и права своих членов. Деятельность БРПО направлена на:

• социальную защиту детей и подростков;

• гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения;

• благотворительность;

• развитие спорта и туризма;

• защиту окружающей среды;

• возрождение белорусской культуры;

• осуществление международной деятельности.

Цель данной организации – помочь каждому пионеру стать гражданином, своими поступками приносить пользу себе и своей Родине, то есть содействовать социализации личности ребенка. В соответствии с целью БРПО решает следующие задачи: формирование мотивов социальной (общественно значимой) деятельности; формирование социальных умений; создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия ее творческого потенциала; стимулирование самопознания и самовоспитания членов организации.

Организация позволяет ребёнку: развить способности через систему ценностей объединения и возможность использования различных социальных ролей (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель), находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, делать адекватный выбор. Взрослые члены БРПО – лидеры, вожатые. Вожатые несут ответственность за выполнение целей и задач, являются коллективными носителями норм жизни и традиций детской организации.

Современная пионерская организация стремится, с одной стороны, сохранить положительные традиции, исторически сложившие в детском пионерском движении, а с другой – учесть требования времени и современные тенденции развития детских и молодежных объединений. В основу деятельности БРПО положены следующие принципы:

r принцип социально значимой деятельности через реализацию способностей ребенка на пользу себе, семье, другим людям;

r принцип добровольности при вступлении, выборе вида деятельности, выхода из организации;

r принцип коллективизма, понимаемого как взаимодействие, сотрудничество в организации детей, подростков и взрослых.

Каждый член БРПО, следуя традициям организации, стремится: беречь свое доброе имя, достоинство организации; поступать так, чтобы его слово не расходилось с делом; заботиться обо всех, кто нуждается в помощи; быть хозяином своей организации, с уважением относиться к труду, быть бережливым, уметь зарабатывать деньги, знать им цену; уважать мнение товарищей, быть верным дружбе.

Предметом деятельности БРПО является реализация программ в области патриотического и культурного воспитания, гражданского становления личности, пропаганды здорового образа жизни, создание условий для самореализации детей, подростков и молодежи.

В настоящее время БРПО проводится работа по реализации следующих программам:

· «Семь Я» – программа, направленная на стимулирование самопознания и саморазвития членов БРПО, на развитие у них коммуникативных и организаторских умений и навыков, необходимых лидерам детского коллектива;

· «Спадчына» – программа освоения и возрождения национальных культурных традиций через краеведческую и экологическую деятельность;

· «Октябрята» – программа, направленная на организацию работы пионеров с группами малышей 1-4 классов, которые, вступив в организацию, получают звание «Октябрята».

· «Детский орден милосердия» (возраст участников 14–16 лет) – программа, направленная на возрождение и развитие традиций детской благотворительности и милосердия, на конкретную работу с людьми, нуждающимися в помощи (с детьми–инвалидами в семьях и интернатах; с детьми–сиротами в детских домах и интернатах; работа с ветеранами в зоне пионерского действия);

· «Игра – дело серьезное» – программа, направленная на развитие социально приемлемых норм взаимоотношений в пионерском коллективе на основе использования потенциала игры; реализуется в первый год жизнедеятельности пионерского коллектива;

· Программа «Гражданин страны Пионерия» ‒ комплексная программа воспитательной деятельности в детском объединении, целями и задачами которой является: создание оптимальных условий для развития у детей и подростков социальной активности и ответственности, социального творчества, национального самосознания, гражданственности и патриотизма; расширение знаний об истории, культуре, природном наследии родного края и т.п.;

· «Свой голос» – программа вовлечения детей наравне со взрослыми в систему средств массовой информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: